Развитие навыков самообслуживания как средство трудового воспитания у детей раннего возраста.
материал (младшая группа) по теме

Соколова Ирина Кимовна

Консультация для воспитателей, опыт работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков самообслуживания как средство трудового воспитания у детей раннего возраста.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание включает в себя основные его виды: самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд и труд в природе систематически начинает осуществляться с двух лет. Труд,  направленный  на удовлетворение личных потребностей (самообслуживание), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приёма пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены ( мытьё рук, пользование полотенцем, носовым платком и т.д.). Формирование тех или иных навыков самообслуживания мы начинаем с прямого показа действия сопровождаемого объяснением, очень важно проговаривать каждую деталь. Затем  мы выполняем действие вместе с детьми. Например, обучая детей мыть руки мы заворачиваем рукава своей одежды, намыливаем руки, трём (« ручка об ручку»), смываем мыло (« грязь смывайся»), вытираем руки, и только после этого побуждаем детей повторить все операции в той же последовательности. Конечно без сопровождения взрослого деткам сложно всё сразу повторить, у детей пропадает интерес к тому, что не получается, поэтому необходимо создать у детей хорошее настроение, используя разные потешки.

Обучая детей снимать одежду, мы используем куклу (Олю, Вову или Ваню), которые «вернулись с прогулки», и опять сопровождаем свои действия словами обозначающими действие в нужной последовательности ( рас-            

стегнём сперва пуговицы, молнии, застёжки на обуви), аккуратно складываем вещи. Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста. Мы проводим беседы как огорчится туфелька если у неё смят задник или не застёгнуты ремешки, ещё разговариваем о том, что в шкафу и на стульчиках где хронится одежда  поселится «Бордачёк» и помнёт всю одежду от чего она будет не красивая. А к детям которые ленятся одеваться приходит «Зайка Неумейка» и очень просит их показать как правильно одеть колготки или футболку. Обязательно хвалим детей за успехи и старания, даже если не всё получается, важно не отбить желание выполнять посильные действия самостоятельно. Обучая детей навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка в раннем возрасте, важнейшим фактором его трудолюбия.

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у них интерес к предмету. Действенным приёмом является показ инсценировок, тема может быть разной, сюжет придумываем в зависимости от проблемной ситуации. Например Митя В. не любил умывать лицо он и из дома по утрам приходил не умытый. Митя даже как то раковины сторонился, а когда его умывали весь напрягался. Но не зря у нас есть Хрюша (игрушка), который сам Митю попросил умыть его, ну за одно и показать как это делать ему самому, Хрюша после нескольких показов доволен собой, ну а Митя естественно собой и Хрюша приходит теперь к нам по другим делам. У кого поучиться кушать самому, а у  кого то даже интересовался где горшки стоят.

Показ приёмов работы обязательно нужно сопровождать помощью, напоминаем детям как и когда нужно делать. Так же важно в формировании трудовых навыков, формировать предпосылки для совместной деятельности. Побуждаем детей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учим трудиться дружно, при одевании и раздевании помогать друг другу.

Усвоению детьми навыков по самообслуживанию способствуют и дидактические игры типа: «Уложим Олю спать», «Искупаем Зайку»,  «Угостим кукол», игры с куклами. Важно обращать внимание как ребёнок выполняет действия с куклой ( как одел рубашку, как снял,  как сложил) если не обращать на это внимание, то навыки не только не будут развиваться, но и формироваться отрицательные привычки ( небрежность, неряшливость).

Навыки самообслуживания имеют огромное значение в воспитании детей:

Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно проявляет заботу о своих близких.

Приучение детей одеваться, есть, умываться, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие.

В нашей группе ведётся большая работа по формированию у детей навыков самообслуживания в тесной связи с  родителями.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном.

Это конспект открытого показа режимного момента, в рамках детского сада: раздевание перед сном, с детьми раннего возраста.Для этого я использовала инсценирование рассказа Л. Воронковой "Маша раст...

Трудовое воспитание у детей раннего возраста

ЗАДАЧИ по формированию трудового воспитания в раннем возрасте:*ОБЕСПЕЧИТЬ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОЦЕССОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ;*ОБЕСПЕЧИТЬ ОСВОЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОМ ТРУДЕ;*ФОРМИРОВАТ...

Консультация для педагогов «Примерное планирование по трудовому воспитанию для детей раннего возраста на неделю»

Консультация для педагогов "Примерное планирование по трудовому воспитанию для детей раннего возраста на неделю"...

Конспект по воспитанию у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания во время режимного момента: раздевание перед сном. на тему: «Научим Машу – растеряшу убирать вещи».

Программное содержание:Формировать у детей простейшие навыки опрятности и самообслуживания.Расширять и закреплять в игровой форме знания о предметах ближайшего окружения (знать название мебели и одежд...

Сценарий сказки по трудовому воспитанию для детей раннего возраста: «Сказка про девочку Машу, от которой сбежали игрушки»

Цель: создать условия для воспитания положительного отношения к труду, желания помогать взрослым....

Презентация к практическому занятию "Формирование навыков самообслуживания в процессе трудового воспитания. Взаимодействие с семьей по развитию самостоятельности у дошкольников, в том числе и у детей с ОВЗ"

Представленная в публикации презентация разработана педагогами-психологами Луньковой Н.Г. и Медведевой С.А. Презентация использовалась в процессе семинара-практикума на тему "Формирование навыков...

Презентация к практическому занятию "Формирование навыков самообслуживания в процессе трудового воспитания. Взаимодействие с семьей по развитию самостоятельности у дошкольников, в том числе и у детей с ОВЗ"

Представленная в публикации презентация разработана педагогами-психологами Луньковой Н.Г. и Медведевой С.А. Презентация использовалась в процессе семинара-практикума на тему "Формирование навыков...