Разработка занятия на тему: "Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Ценность:совесть.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Данное занятие разработано в соответствии с требованиями современной педагогической науки. Сначала знакомим детей с нравственной ценностью, т.е воздействуем на когнитивный уровень.Затем пытаемся вызвать у детей чувство сопереживания. В заключении методом создания проблемной ситуации вырабатываем нравственное поведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка занятия: нравственное воспитание дошкольников | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание №1
Подбор литературы для дошкольников.
Ценность: совесть.
1. Баруздин С. «За обедом».
2. Барто А. «Совесть», «Я часто краснею».
3. Брейер В. «Конфеты».
4. Гайдар А. «Совесть».
5. Драгунский В. Ю. «Дымка и Антон», «Тайное всегда становится явным».
6. Коллоди «Приключения Пиноккио» (сверчок- как его совесть).
7. Кушнир А. стихотворение «Кто разбил большую вазу?».
8. Нечаев Л. «Про желтые уши и красные уши», «Яма», «Не осуждать»
9. Носов Н. «Огурцы», «Карасик», «Веселая семейка», «Незнайка в солнечном городе», глава «Разговор незнайки с совестью».
10. Осеева В. «Плохо».
11. Пермяк Е. «Самое страшное».
12. Погорельский А. «Черная курица»
13. Толстой А.Н. «Золотой ключик».
14. Толстой Л.Н. «Спасибо, что сказал правду», «Косточка».
Примерные вопросы к рассказу В. Драгунского «Тайное всегда становится явным».
1.Как вы понимаете слова «тайное всегда становится явным»?
2.Что хотел сохранить в тайне мальчик?
3.Почему он должен был съесть кашу?
4.Как мальчик обманул маму?
5.Можно чем-нибудь оправдать мальчика?
6.Кто пострадал в этой истории?
7.Что бы вы сделали на месте мальчика?
8.Было ли мальчику стыдно?
9.Есть ли у мальчика совесть?
Задание №2
Цель занятия: сформировать понятие о нравственной ценности «совесть» и «раскаяние».
Задачи:
Осмыслить понятие добро и зло; зачем человеку нужна совесть; показать, что зло без раскаяния делает человека хуже.
Формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос.
Формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять ошибки; стремление поступать в соответствии с внутренним голосом.
Оборудование: Игрушка «Лунтик», видеозапись мультфильма «Совесть»(350 серия) из мультсериала «Лунтик», фланелеграф или магнитная доска, иллюстрации с изображением сказочных героев, листочки с контурами сердечка, краски или цветные карандаши; ТСО: телевизор, видеомагнитофон.
Ключевые понятия: добро, зло, грех, раскаяние, совесть.
Ход занятия
(Дети стоят в кругу).
Воспитатель. Добрый день, ребята! Посмотрите, какой замечательный денек. Улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу. А сейчас положите правую руку себе на сердечко. А теперь возьмитесь за руки и правой рукой слегка сожмите руку своего соседа. Таким образом, вы поприветствовали друг друга, а также подарили тепло своего сердца. Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Лунтик. Ему очень интересно узнать доброе ли у вас сердце и какие поступки вы чаще совершаете- хорошие или плохие? Как вы думаете, ребята есть ли голос у сердца и умеет ли оно разговаривать? (ответы детей). Послушайте, какую историю расскажет нам Лунтик. (Лунтик читает рассказ-сказку «Голос сердца»- приложение №1).
Воспитатель.(проводит беседу по вопросам).
Как вы думаете, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом стал охранять ее гнездо?
Можно ли по глазам, голосу, жестам человека узнать, какое у него сердце?
Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?»
Как вы думаете, «о чем стучит ваше сердце»?
Какую роль в жизни человека играет сердце?
Воспитатель. Ребята, подойдите к столам и посмотрите, что там лежит (На столах лежат листочки с контурами сердечка. Воспитатель предлагает детям раскрасить сердечки разными красками, а затем от сердечка нарисовать разноцветные лучики. Каждый лучик означает доброе дело, которое дети сделали для окружающих людей. Дети рассказывают о своих добрых делах). Дети рисуют под музыкальное сопровождение.
Воспитатель. Ребята, эти добрые сердечки вы можете подарить своим друзьям или родителям, а вместе с сердечками подарите им свои добрые дела.
Как вы думаете, что такое внутренний голос? Правильно! Это голос совести. Это совесть нам говорит: хорошо мы поступаем или плохо. Это она нам говорит, что надо сознаться в своем проступке, надо попросить прощения. Если человек, совершив какой-то поступок, сильно смущен, ему очень неспокойно, то он испытывает чувство стыда. Лунтик часто бывает в разных детских садах, и сейчас он нам расскажет одну историю, произошедшую с детьми. (Лунтик пересказывает рассказ С. Баруздина «За обедом»- приложение №2).
Воспитатель. Ребята! Кто из вас пожалел Свету? Почему? Кому Свету не жалко? Почему? Почему Света не сразу созналась в том, что это она разбила тарелку? (Ответы детей.) Света набралась смелости и сказала правду, она не побоялась возможного наказания. Ей стало очень стыдно, так как могли наказать другого ребенка. А воспитатель не наказала Свету потому, что девочка созналась в своем поступке, преодолев стыд и страх.
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем, а Лунтик посмотрит и послушает. Игра называется «Плохо-хорошо». Я вам буду предлагать разные ситуации. Если поступок хороший, то вы хлопайте в ладоши, а если плохой -топайте ногами. (Предлагаемые ситуации: не уступил место в автобусе бабушке, поздоровался с соседями, поделился с другом конфетой, соврал маме, нагрубил бабушке, помог пожилому человеку донести сумку, нечаянно разбил чашку и тут же сознался в этом, ударил товарища и не попросил прощения, и т. д.) Ребята! Лунтик очень рад за вас и я тоже, потому что вы понимаете: что такое хорошо, и что такое плохо!
Воспитатель. А сейчас, ребята, Лунтик вам покажет историю, которая произошла с ним. (Воспитатель показывает 350 серию «Совесть» из мультфильма «Лунтик»).
Воспитатель. Вот какая интересная история произошла с Лунтиком. Как вы думаете, почему Лунтик решил, что у гусениц нет совести? (потому что они совершали плохие поступки). Есть ли совесть у гусениц? Почему? (да, но они ее редко слушали. Когда они Лунтика посадили в паутину, то этот случай не давал им покоя. А когда гусеницы освободили Лунтика, то сами сказали, что у них словно гора с плеч упала и сразу поднялось настроение.
Воспитатель. Ребята, много причинили гусеницы зла другим?(ответы детей). Вы знаете, что у верующих людей зло- это тоже самое, что и грех? А Бог помогает нам поступать по совести и нести людям добро.
«В нашей жизни часто бывает так, что человек пытается возвратить своего ближнего и кричит ему вслед:
- Слышишь ли? Воротись! Не туда пошел.
Так и Бог, голосом совести человека, говорит ему, когда тот хочет сделать что-то плохое:
- Возвратись, человек! Не туда идешь ты. Уклонись от зла.
Хочешь ли обмануть своего ближнего? Бог гремит в совести твоей:
- Воротись!
Хочешь ли отомстить своему ближнему за обиду? Бог предупреждает тебя:
- Воротись!
Хочешь ли оклеветать, осудить, обругать брата своего? Бог возвращает тебя и говорит:
- Воротись! Удержи язык свой от зла.
Так и от прочих грехов удерживает тебя Бог. Чистая Совесть и Слово Божие- согласны. Что говорит совесть, то и Слово Божие; от чего совесть удерживает, от того и Слово Божие; за что совесть стыдит, за то и Слово Божие. Совесть есть глас Божий внутри нас, отвращаюший нас от зла». /Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып. 8- Рязань: «Зерна», 2007./
Упражнение: «Честный или нечестный, добрый или злой сказочный герой?»
Воспитатель. Ребята, Лунтик приготовил вам задание. Под картинкой с изображением сказочного героя вам нужно поставить знак «+», если герой добрый, знак «- «, если герой злой. ( На доске или на фланелеграфе расположены изображения со сказочными героями: Карлсон, Вини-Пух, Красная шапочка, Кот Базилио и лиса Алиса, Золушка, Маша из мультфильма «Маша и Медведь», Бармалей, падчерица из сказки «Двенадцать месяцев».)
Воспитатель. Ребята, очень часто мы попадаем в ситуации, когда нам надо сделать выбор: поступить по совести, или переступить через голос совести и совершить плохой поступок, от которого можешь страдать не только ты, но и окружающие люди. Давайте вместе с Лунтиком рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
Ситуация первая.
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние сто рублей. Как вы поступите? (Дети высказываются по поводу ситуации).
Ситуация вторая.
Мама в вазочку на столе положила вкусное печенье, сказав, что сейчас вся семья будет пить чай. Когда все уселись за стол, оказалось, что печенья в вазочке осталось мало. Его съел ты. Как ты поступишь?
Воспитатель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. Мы часто с вами делаем выбор между «хорошо» и «плохо». А чтобы совесть не молчала, а помогала нам, ее нужно тренировать. Сейчас Лунтик покажет вам упражнение для совести. Упражнение совести- это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что если я поступлю так, то я никого не обижу или наоборот. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним свои плохие поступки и расскажем о них.
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают свои выступления.
Воспитатель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в своем поступке, рассказать о нем нам. (Дети по желанию рассказывают о своих плохих поступках). Чувство раскаяния- это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Ему становится легко, как будто с души камень упал. А после раскаяния можно перейти ко второму упражнению для совести. Оно называется «попроси прощения». Может быть у нас найдутся смельчаки, которые захотят попросить прощения у своих друзей, у меня, а дома- у родителей.
А Лунтик обязательно попросит прощения у своих друзей.
Подведение итогов.
Воспитатель. Ребята, нам пора прощаться с Лунтиком, его ждут друзья, а может им нужна его помощь. Думаю, что Лунтик к нам в гости пришел не зря: он чему-то научился у нас, а мы у него. Сегодня мы с вами поговорили о том, что такое совесть и для чего она нужна человеку. Я думаю, наш разговор поможет вам. Как вы думаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? (ответы детей) В любом случае, я думаю, в следующий раз, когда перед вами встанет выбор: поступить так или иначе, то вы обязательно послушаете свой внутренний голос, голос сердца, голос совести.
В заключении педагог читает стихотворение «Что такое совесть?»
Можно включить фоном любую спокойную музыку.
Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет,
Никого не подведет.
Совесть- клад души твоей.
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит.
Он твой самый прочный щит.
Приложение №1.
Сказка «Голос сердца»
Семья ласточек свила гнездышко под самой крышей Митиного дома. Мите нравились ласточки, и он часто мечтал: «Вот бы у меня в доме жила такая же птичка».
Однажды у печки засорилась труба. Папа приставил к крыше лестницу, залез на крышу и прочистил трубу. Увидел Митя, что папа забыл лестницу убрать, и обрадовался, что теперь может поймать птичку. Взял Митя сачок рыболовный и прикрыл им гнездо. Вылетела ласточка и тут же затрепыхалась в сачке.
Прибежал Митя с ласточкой домой.- «Обрежу ей крылышки, чтобы она от меня не улетела», - решил Митя, но не нашел ножницы.
Сунул мальчик птичку за пазуху, сел у окна и задумался.
- Тук-тук-тук!- стучало сердце мальчика.
- Кто это стучит?- спросила ласточка.
- Я стучу, Митино сердце,- ответило сердце.
- Знаешь, пожаловалась ласточка,- Митя хочет мне крылышки обрезать, а у меня в гнезде птенчики остались. Попроси своего хозяина отпустить меня.
- Не могу я тебе помочь,- ответило сердце.- У меня очень тихий голос, и мой хозяин меня не услышит.
- Что же делать, неужели мои птенчики погибнут?!- заплакала ласточка.
Ее горькие слезинки проникли прямо в Митино сердце, и от этого голос сердца стал сразу громче.
- Тук-тук-тук,- застучало сердце мальчика изо всех сил.- Митя, разве ты не слышишь, как пищат маленькие голодные птенцы без мамы ласточки?
Поднял мальчик глаза к окну, прислушался и услышал писк.
- Это, наверное, твои дети плачут. Извини, я забыл, что тебе надо кормить птенцов!- воскликнул мальчик и выпустил птичку в окно.
Трепеща крылышками, ласточка взмыла в небо и вскоре вернулась в гнездо с добычей. Митя вышел во двор. Возле лестницы сидел и хищно поглядывал на птичек соседский кот.
- Пошел отсюда бессовестный! Не смей трогать наших птичек,- закричал на кота Митя.
Он решил охранять семью ласточек, пока папа не придет с работы и не уберет лестницу.
Приложение №2
С. Баруздин « За обедом» (в сокращении).
Как-то во время завтрака в детском саду была разбита тарелка. Никто не видел, как она упала со стола и разбилась на мелкие кусочки. Зинаида Федоровна спросила ребят:
- Кто из вас разбил тарелку?
- Не я!- сказал Виталик
- Не я! – сказала Лена
-Не я! Не я! Не я!- сказали другие ребята.
Только Светлана посмотрела на Зинаиду Федоровну и тише всех сказала:
- Наверное, она сама как-нибудь разбилась…
Наступил час обеда… Ребята начали обедать.
- А мне?- спрашивает Виталик. У меня нет тарелки!...
- Тебе, Виталик, придется подождать,- говорит Зинаида Федоровна.- Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?
- Правда!- закричали ребята.
- Вот и не правда,- вдруг тихо ответила Светлана.- Тарелки сами не бьются. Это я ее нечаянно разбила. Я больше не буду!- И она пододвинула свою тарелку Виталику:
- Ешь!
Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит.
«Сейчас Зинаида Федоровна накажет Свету»,- решили ребята
Но Зинаида Федоровна подошла к Светлане и сказала:
- Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Содержит актуальность, перспективный план, протоколы заседаний творческой группы...
Методическая разработка по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Описание материала: предлагаем вашему вниманию методическую разработку по теме: нравственно-патриотическое воспитание. Методическая разработка направлена на формирование у воспитанников старшего...
План по саморазвитию тема" Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
План на 1 год...
План самообразования воспитателя по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем
Материал предназначен для воспитателей ДОУ...
Проект рабочей программы по теме: « Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через уважительное отношение к малой Родине».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...
Методическая разработка по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к отцу, к матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с р...
Методическая разработка по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка направлена на формирование у воспитанников старшего дошкольногго возраста основ нравственности,патриотизма,как интегративного качества личности,заключающего в себе любовь к сво...
Комментарии
Ценность"Совесть"
Мне понравилось.Не забудьте заглянуть на мою страницу и оставить комментарий