Методическая разработка по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Патриотизм – это чувство любви к Родине.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к отцу, к матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение: родители, воспитатели. Большинство родителей уделяет больше внимания ранней ителлектуализации детей, не учитывая того, что возраст до 7 лет самый благоприятный для развития патриотических чувств.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей «малой» Родины, гражданином России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 368 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка»
Методическая разработка по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Воспитателя
Перцевой Светланы Николаевны
1 квалификационной категории.
2019 год
Оглавление:
- Актуальность (цель, задачи, принципы, технологии)
- Формы работы
- Структура работы
- Календарно – тематическое планирование старший дошкольный возраст
- Ожидаемый результат
- Взаимодействие с родителями
- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
- Вывод
- Список используемой литературы
1. Актуальность
Патриотизм – это чувство любви к Родине.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к отцу, к матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение: родители, воспитатели. Большинство родителей уделяет больше внимания ранней ителлектуализации детей, не учитывая того, что возраст до 7 лет самый благоприятный для развития патриотических чувств.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребёнок, о чём он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей «малой» Родины, гражданином России.
Цель: Постепенное формирование осознания дошкольниками причастности к судьбе родного края через процесс накопления знаний.
Задачи:
Воспитание у ребенка любви к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его праздникам, обычаям, традициям.
Формирование представлений о мире, как единой взаимосвязанной системе (природной, культурной, социальной, экологической).
Воспитание нравственных качеств, из которых впоследствии «вырастет» чувство ответственности, ощущение принадлежности своей земле, своему народу, осознание собственной востребованности.
Вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.
Принципы:
Сочетание научности и доступности материала.
Системности
Непрерывности – пополнение у подрастающего поколения устойчивого интереса, интеллектуального багажа и совершенствования нравственных чувств.
Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов детской деятельности.
Индивидуальный подход к ребенку.
Технологии:
Личностно – ориентированные
Здоровозберегающие
Игровые
Проектной деятельности
Исследовательской деятельности
Информационно - коммуникативные
2. Формы работы:
Работа начинается со старшего дошкольного возраста. Только в этот период начинают складываться представления о своей национальной идентичности, которые ещё фрагментарны.
Тематические занятия (Знакомство с Россией, её природой, историей, государственной символикой, с историей и достопримечательностями родного края).
Продуктивная деятельность (Знакомство с народной культурой, через декоративно - прикладное искусство, выставки).
Праздники и развлечения (Знакомство с народными традициями).
Экскурсии по территории детского сада и к памятным местам с родителями.
Музей «Бабушкина избушка»
Труд детей в природе, дежурства, субботники.
Работа с родителями.
Построение непосредственно организованной образовательной деятельности:
Создание положительной познавательной мотивации.
Организация внимания детей.
Активизация речевого опыта и обогащение словарного запаса дошкольников.
Формирование способов оценки ребёнком собственной деятельности.
3. Структура работы:
Тематические блоки.
1 Ознакомление с «малой» и «большой» Родиной.
2 Природное окружение Смоленщины с элементами экологии.
3 Русский народ и его традиции.
4 Знаменитые люди Смоленщины.
5 Никто не забыт, ничто не забыто.
Тематические блоки | Цели и задачи | Содержание работы |
Ознакомление с «малой» и «большой» Родиной | Цель: воспитание любви и уважения к родному краю Задачи: продолжать воспитывать любовь и чувство гордости к «малой» и «большой» Родине; знакомить с достопримечательностями родного посёлка, районного центра, областного центра, также со столицей нашей Родины; формировать представления о символах государства. | Рассказ – беседа об истории возникновения посёлка Верхнеднепровский. Просмотр презентации «Мой посёлок Верхнеднепровский». Создание альбома «Город на Днепре». Составление с детьми рассказов на тему «Моя улица». Экскурсия по улицам родного посёлка. Рисование «Улицы моего посёлка». «Смоленск – город русской славы». Аппликация «Смоленская крепостная стена». «Москва – столица нашей Родины». Составление книжек – малышек «Что мы знаем о Москве». «Двуглавый орёл и всадник». «Белый, синий, красный». Знакомство с серией книг «История России». Прослушивание гимна и песен военных лет. Оформление патриотического уголка «Мы Россияне». Народные промыслы: рисование «Русская матрёшка», «Дымковская барышня». |
Природное окружение Смоленщины с элементами экологии | Цель: воспитывать бережное отношение к природе, приумножение её красоты и богатства. Задачи: формировать представления о растительном и животном мире родного края; учить наблюдать, оказывать помощь взрослым в трудовых процессах и объектах природы; обогащать и систематизировать знания воспитанников о природном окружении родного поселка. | Экскурсии по территории детского сада. Создание альбома: «Растения нашего участка», «Братья наши меньшие». Работа с «Красной книгой Смоленской области». «Огород – круглый год» (наблюдения, трудовые поручения на огороде детского сада). Проектная деятельность «Помогите птицам». Беседы «Как рубашка в поле выросла». «Хлеб всему голова». «Русская берёза». «Берегите лес». Смоленские поэты и писатели о природе». |
Русский народ и его традиции | Цель: знакомить детей с традициями русского народа и родного края. Задачи: прививать любовь к народному творчеству (сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам); познакомить детей с традициями наших предков (праздниками, играми, обрядами) | Беседы: «Наши предки - славяне», «Как играли наши предки», «Русская изба», «Народный костюм», «Традиции трапезы, кулинарии». Заклички, прибаутки Смоленского края. «Что за прелесть эти сказки Смоленского края». Фольклорные праздники на Смоленщине: «Рождество», «Пасха – Святое Христово Воскресение», «Масленица», «День Ивана Купалы», «Яблочный Спас». Рисование «Сундучок» (по мотивам дымковской росписи). Аппликация «Хохломские узоры». Конструирование «Кукла Масленица». |
Знаменитые люди Смоленщины | Цель: дать детям доступные знания о выдающихся людях – наших земляках прославивших нашу Родину и наш Смоленский край Задачи: воспитывать чувство гордости за то, что мы проживаем на земле таких великих предков: Ю.А. Гагарин, М. И.Глинка, М.В. Исаковский, А.Т. Твардовский и др. Расширять представления детей о творчестве знаменитых земляках – поэтах, писателях, композиторах и художниках. | Беседа «Ю. А. Гагарин – первый космонавт». Рисование «Космические дали». Конструирование «Космический корабль» Изготовление атрибутов к игре «Космос» «Наш земляк М. И. Глинка», «Вальсы в творчестве Глинки. Сказки в творчестве М.И. Глинки (Опера «Руслан и Людмила») «А. Т. Твардовский и его Тёркин» «Памятники Смоленска». |
«Никто не забыт, ничто не забыто» | Цель: донести до подрастающего поколения значение победы светского народа в Великой Отечественной войне и армии в целом. Задачи: Развивать интерес к военной истории нашей Родины. Воспитывать уважение к Защитникам Отечества. Знакомить с земляками - участниками Великой Отечественной войны. | Рассказ – беседа «Их всех мы помним имена», «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны». Рисование «Нам нужен мир, а не война», «Защитники земли русской». Аппликация «Корабли в море». Прослушивание фронтовых песен, чтение стихов о войне. Просмотр видеофильма «Великая Отечественная война». Изготовление открыток для Защитников Отечества». Проектная деятельность «Салют победы». «Мы помним героев». Беседы: «Верные друзья – собаки», «В одном строю с солдатами». Презентация «Четвероногие бойцы». Праздник «День победы». |
4. Календарно - тематическое планирование старший дошкольный возраст.
Месяц | Тема, задачи | Содержание работы |
Сентябрь | «Моя семья» Прививать детям семейные ценности, традиции. Воспитывать любовь и привязанность к семье, дому, труду. | Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках. Разгадывание ребуса «7 Я», работа над понятием «семья». Чтение и обсуждение рассказа В.Драгунского «На Садовой большое движение». Рисование дома для своей семьи. Лепка домашней утвари для игры в «Семью». Сюжетно – ролевая игра «Семья». Изготовление панно «Моя семья». Беседа с детьми о месте работы родителей. |
Октябрь | «Я люблю свой поселок и район, в котором я живу» Расширять представления о родном крае, его истории, достопримечательностях. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, памятниках, предметах быта). | Рассказ воспитателя об истории возникновения поселка. Просмотр презентации «Мой поселок Верхнеднепровский». Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах района. Встреча с интересными людьми района. Рассматривание фотографий: «Памятные места Дорогобужского района» Рисование на тему «Мой родной поселок». Работа с картой района и пометка на ней интересных объектов. Семейный праздник «Моя родословная» |
Ноябрь | «Русский народ и его традиции» Углублять знания детей об истоках зарождения Древней Руси, её бытом и укладом жизни. Развивать словарный запас в связи с уточнением новых слов (славяне, око, предки, изба и др.) Знакомить с устным народным творчеством | Знакомство с устным народным творчеством Смоленского края (исполнение песен, чтение потешек, разгадывание загадок, чтение сказок) Беседа о народном костюме, традициях строительства дома, украшения интерьера. Знакомство с народными игрушками. Гостеприимство; традиции трапезы; традиционная кулинария. |
Декабрь | «По Новогодней карте» Знакомить детей с новогодними символами и традициями встречи Нового года в разных странах. Развивать речь детей, делать её более образной и яркой через восприятие ими стихотворений и сказок. Воспитывать любовь к христианским праздникам. | Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о времени встречи Нового года и воображаемое путешествие по карте. Рассказ воспитателя о новогодних символах и обычаях. Оформление группы к празднику. Исполнение песен и чтение стихов. Праздник «Рождество Христово» Зимние постройки из снега для малышей. Акция «Поможем птицам зимой» |
Январь | «Наша Родина Россия» Углублять знания о нашей Родине – России, её территории, национальном колорите, природных богатствах. Познакомить с государственными символами России (гербом, флагом) | Беседа о территории, границах и охране границ нашей страны (работа с картой). Беседа о людях разных национальностей, живущих в России. Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей. Составление рассказов о будущем России. Слушание песен о Родине. Рисование на тему «Моя Родина». Экскурсия по выставке рисунков «Моя Родина» |
Февраль | «Москва – столица нашей Родины» Знакомить детей со столицей нашей Родины – Москвой, историей её основания, строительством Кремля и Крепостной стены. Знакомить с достопримечательностями. Побуждать к размышлению над тем, зачем поэты писали и пишут о Москве. | Рассматривание макета города Москвы. Рассказ об основании Москвы. Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве). Конструирование и аппликация «Башни Московского Кремля» Обсуждение стихотворения Ф.Глинки «Москва» Слушание песен о Москве. Рассматривание альбома «Памятники и музеи Москвы» |
Март | «Моя мама» Учить детей с любовью и заботой относиться к самому близкому человеку – маме. Знакомить с традициями воспитания на Руси девочек и с деталями женского костюма, с профессиями и увлечениями женщины. | Рассматривание репродукции картин «Мать и дитя» Рассказы детей о своих мамах. Чтение стихов исполнение песен о маме. Викторина «Что ты знаешь о своих родителях?» Изготовление подарков для мам. Рассматривание костюмов и деталей женской одежды на Руси Рисование «Портрет мамы» |
Апрель | «Природа родного края» Развивать у детей интерес к природе родного края. Формировать целостное представление об окружающем мире, природе и человеке через формирование экологического самосознания | Просмотр презентации о животном мире средней полосы. Целевая прогулка «Растения нашего участка» Беседа о березе - символе России. Работа с «Красной книгой Смоленщины» Совместный труд на огороде детского сада. Чтение стихов о природе, исполнение песен. Совместная работа по благоустройству территории детского сада. |
Май | «Этот День Победы» Знакомить детей с героическим пошлым Родины. Формировать интерес к событиям военных лет, подвигам русского народа, формировать образ солдата – Защитника своей страны. | Беседа о героях войны. Беседа о подвигах солдат во время ВОВ. Изготовление праздничных открыток для ветеранов. Просмотр видеофильма «Великая Отечественная война» Высаживание цветов на аллею детского сада. Выставка рисунков «Война глазами детей» Экскурсия к памятнику «Танк» совместно с родителями. |
5. Ожидаемый результат
Проявление интереса к родному краю, его достопримечательностям.
Проявление чувств любви и патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
Познавательная активность, исследовательские умения и навыки.
Проявление детьми устойчивого интереса к народным традициям.
Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка Верхнеднепровский и города Дорогобужа, его достопримечательностях, символике родного края.
Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети 6–7 лет обладают знаниями:
Краткие сведения об истории города.
Знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
- Герб, флаг Росси.
- О Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
- О Родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.
- О Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле, о труде взрослых, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
- Стихи, произведения искусства поэтов и художников Смоленского края.
- Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
- Имеют элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках
- Ощущают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправным членом общества.
6. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
№ п\п | Мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Проведение родительского всеобуча. | По плану ДОУ |
2 | Фотовыставка «Семейный отдых летом». | Сентябрь |
3 | Праздник «Урожая» | Октябрь |
4 | Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех». Праздник «День матери» | Ноябрь |
5 | Круглый стол, посвященный Дню матери. | Ноябрь |
6 | Изготовление кормушек для птиц «Лучшая столовая» | Декабрь |
7 | Оформление групп «Рождественская сказка» Праздник «Рождество» | Январь |
8 | Конкурс плакатов «Защитники Отечества» | Февраль |
9 | Досуг «Мой – папа ». Праздник «Широкая масленица». | Февраль |
10 | Проект «Мама, папа, я – спортивная семья». | Март |
11 | Организация совместных занятий детей и родителей. | Апрель |
12 | Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Салют Победы» Проект «Мы помним героев» | Май |
13 | День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица». | Июнь |
14 | Оформление детских участков «Мой садик лучше всех» | Июль |
15 | Спортивный праздник «Здоровая семья» | Август |
7. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов
- Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
- В процессе мониторинга исследуется интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед, Обязательным требованием к построению системы мониторинга является обеспечение объективности и точность получаемых данных.
- Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
- Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.
- Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- (Марцинковская Т.Д.)
Ф.И .ребенка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Родная страна: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Символика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.История народной культуры и традиций |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.Историко- географический и природный компоненты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Личностный компонент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Высокий уровень-
- Ребёнок знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес.
- Называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей.
- Знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города.
- Называет народные праздники, игрушки, предметы быта.
- Называет природные богатства России, заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
- Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
- Средний уровень-
- Ребёнок знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес.
- Узнаёт флаг, герб, гимн России, герб города.
- Затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого)
- Затрудняется назвать народные праздники.
- С помощью взрослого называет природные богатства России.
- Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь;
- Не анализирует поступки.
Низкий уровень-
Ребёнок знает названия страны, города. Но не знает своего адреса, с трудом узнает флаг, герб, гимн.
- Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц, проспектов
- Не может назвать народные праздники, игрушки;
- Не знает природные богатства России, не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей.
8. Вывод
Результаты проведённого диагностирования свидетельствуют о положительной динамике воспитания патриотизма у детей. Планомерная, систематичная работа, разнообразные формы и методы, взаимопроникновение образовательных областей, дифференцированный подход к каждому ребёнку, привлечение родителей к воспитательное – образовательной работе с детьми по патриотическому воспитанию позволили повысить уровень знаний детей. Появилось более осознанное отношение к родному краю, русскому народу, его традициям, культуре, повысился интерес к изучению страны в целом. Знакомство с родным краем оказывает большое воздействие на чувства детей, совершенствуется речь, интеллект, развивается индивидуальность ребёнка. Ребёнок не только познаёт малую родину, но и выражает своё отношение к ней.
Усвоенные детьми нравственные нормы они переносят в реальную жизнь. А это главная задача в моей работе.
- Список литературы
1. Бондаренко А.Т. «Диагностика педагогического процесса в ДОУ» - Воронеж, 2010
2.Головина А.В. «Край мой Смоленский» - Смоленск, 1995 г.
3. Красная книга Смоленской области – Смоленск, 1994 г.
4. Лопатина А., Скребцова М. «Нравственное воспитание дошкольников»
5.Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Москва 2009
6. Программа патриотического воспитания «Моя страна, моя Смоленщина» Смоленск 2008
7. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» - Москва Просвещение, 2016 г.
8. С. В. Шапошникова «Развернутое перспективное планирование по программе Радуга старшая группа». Волгоград: Учитель, 2010.
9.С. В. Шапошникова «Развернутое перспективное планирование по программе Радуга подготовительная группа». Волгоград: Учитель, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Веселая азбука" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
К моменту начала школьного обучения дети с ОВЗ, как правило, не приобретают тех знаний, умений и навыков, которыми самостоятельно овладевают их нормально развивающиеся сверстники. Без специального обу...
Методическая разработка на тему "Особенности лексики у детей старшего дошкольного возраста с заиканием".
Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря – это признак высокого развития речи ребенка.Проблема формирования словарного...
методическая разработка на тему: Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы»
В системе дошкольного образования есть замечательный вид детской деятельности – элементарная поисковая деятельность. Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и...
методическая разработка по теме: Художественно - эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие творческих способностей детей посредством использования практических методов и приемов.Программа на учебный год.Совместная образовательная деятельность проводится 8 раз в месяц (с сентя...
Опыт воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста (методическая разработка)
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме "Азбука пешеходов" (для детей старшего дошкольного возраста)
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей....
Методическая разработка на тему: «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе»
ОглавлениеВведение...................................................................................................................3-4Анализ теоретических аспектов развития мелкой моторики в работах...