Игры на усвоение сенсорных эталонов
материал (средняя группа) по теме
Предлагается материал по развитию сенсорных эталонов в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_sensornye_etalony.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Андреевна Царева
Заместитель заведующей по ВМР
МБ ДОУ «Детский сад № 147» комбинированного вида г. Новокузнецк,
Кемеровская область
ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦВЕТОВЫХ ЭТАЛОНОВ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Радуга
Дидактическая задача. Познакомить с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять детей в сопоставлении предметов по цвету. Прочитать стихотворение о радуге.
Обратить внимание детей на то, что цвета радуги даются в одинаковой последовательности как в стихотворении, так и на картинке.
Материал. На плотном белом листе бумаги (60 X 80 см) выполнена аппликация радуги. Правая половина (7 полудуг) съемная.
Предварительная работа. Разучивание стихотворения «Краски радуги».
Руководство.
Воспитатель обращает внимание детей на изображение радуги. Вместе с детьми вспоминает название семи цветов спектра. Указкой показывает эти цвета на радуге. Снимает правую половину радуги и предлагает детям самим составить ее. Вызывает детей поочередно. Они выбирают соответствующие цвета дуг радуги и с помощью воспитателя крепят их булавками. Остальные дети следят за выполнением задания и дают оценку. Когда радуга снова составлена, воспитатель предлагает послушать о ней стихотворение «Краски радуги».
Вышла радуга-краса,
Разноцветная коса.
Ленты пестрые в косе —
А всего их ровно семь.
Дарит их красавица —
Бери, какая нравится.
Красная
Если красный помидор.
То поспел он, ясно,
Если красный светофор,
То идти опасно,
Ну, а если красный нос
Значит, на дворе мороз.
Оранжевая
Что за мяч оранжевый
Весело наряженный?
Мячик не резиновый.
Мячик апельсиновый.
Желтая
Желтый лимон на цыпленка похож,
Только вот ног у него не найдешь.
Желтый цыпленок похож на лимон,
Только растет не на дереве он.
Зеленая
Вот кузнечик Кузька —
Зеленое пузико.
Спинка, лапки, голова —
Весь зеленый, как трава.
Голубая
Нравятся Насте голубые краски:
Голубые платья,
Голубые глазки,
Голубика в лесах,
Дали голубые.
Голубые чудеса —
Выбирай любые.
Синяя
Слышал я, будто стащила синица
В небе лоскутик синего ситца.
Сшила синица из ситца косынку.
Синими стали крылья и спинка.
Лиловая
Цвет лиловый — цвет сирени,
Цвет фиалок,
Цвет весенний.
Цветет он и колышется,
И в нем приятно дышится. Е. Измайлов
После чтения воспитатель обращает внимание детей на то, что в стихотворении о цветах радуги говорится в такой же последовательности, в какой они изображены на картинке. «Последнюю краску радуги — фиолетовую — поэт называет лиловой, так как фиолетовым и лиловым называют один и тот же цвет»,— поясняет воспитатель.
Длительность и повторность. Игра продолжается 15 минут. Проводится 1 раз.
Окраска воды
Дидактическая задача. Дать детям представление об оттенках цветов (3 градации цвета), показать способ их получения, учить получать три оттенка любого цвета и обозначать их словесно: темный, светлее, самый светлый.
Материал. Стеклянные мензурки по три штуки на каждого ребенка, гуашевые краски шести цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая). Кисточка для размешивания красок в воде.
Руководство.
Воспитатель показывает детям шесть цветов гуашевых красок, спрашивает, как они называются. «Сегодня говорит он,— вы узнаете, какие оттенки имеет каждая из этих красок». Показывает три одинаковые мензурки, наполненные водой. Набирает на кисточку красную краску и опускает кисточку в мензурку. Вода приобретает красный цвет. Дети называют этот цвет. Хорошо промыв кисточку в чистой воде, воспитатель набирает на нее чуть больше краски, чем в первый раз, опускает кисточку в другую мензурку. Вода окрашивается в темно-красный цвет. Дети отмечают эту разницу в оттенке цвета, с помощью воспитателя называют этот оттенок. И наконец, воспитатель, набрав на кисточку совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло-красным. Предлагает детям повторить это название. Поставив мензурки с окрашенной водой рядом, воспитатель подчеркивает, что из одной краски (красной) можно получить три разных оттенка (темно-красная, чуть светлее и совсем светлая). Затем детям дают по три мензурки с водой, кисточки, чистую воду для промывания кисточек, несколько баночек гуашевой краски и предлагают выбрать по желанию краску и окрасить ею воду в мензурках в три оттенка — темный, светлый, самый светлый.
В конце занятия дети любуются полученными оттенками краски.
Длительность и повторность. Продолжительность упражнения — 10—15 минут, проводится 1—2 раза.
Морские волны
Дидактическая задача. Учить детей устанавливать отношения между пятью объектами, располагать их в порядке возрастающей и уменьшающейся яркости одного цвета (составить цветовой ряд волн от самой темной до самой светлой и наоборот).
Материал. Листы белого картона (20 х 20 см) по числу играющих. Пять полосок бумаги (10 х 3 см, пяти оттенков синего цвета), изображающих волны, на каждого играющего. Одна полоска окрашена в темно-синий цвет. Четыре полоски окрашены в два оттенка синего тона: первая внизу темно-синяя, вверху синяя; вторая внизу синяя, вверху голубая; третья внизу голубая, вверху светло-голубая; четвертая внизу светло-голубая, вверху еще светлее. Ширина каждой полоски 3 см. Ширина более темного тона на полосе равна 1 см. Нижний край всех пяти полос прямой, верхний волнообразный. Кроме того, необходимо иметь пять прямых полос пяти оттенков синего цвета.
Руководство.
Детям раздают листы белого картона и отдельные полоски бумаги, изображающие волны. Воспитатель предлагает рассмотреть волны, обращает внимание на то, что каждая полоска волны состоит из двух оттенков синего цвета, и просит детей найти две полоски, у которых совпадает один и тот же оттенок. Затем воспитатель предлагает перемешать все полоски волн и составить их в порядке постепенного уменьшения яркости синего цвета (от самого темного до самого светлого оттенка). «Морская волна постепенно нарастает и светлыми брызгами выбрасывается на берег,— говорит воспитатель.— Вот и составьте, ребята, такую морскую волну». Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно соотносили полосы по оттенкам синего цвета, заметив ошибки, помогает исправить их.
После того как все справятся с заданием, воспитатель может предложить составить волну в обратном порядке (от светлого к самому темному тону синего цвета). «Морская волна как бы откатывается назад, в море»,— поясняет воспитатель.
Выполнив задание, дети сами по просьбе воспитателя могут проверить правильность составления волны.
Длительность и повторность. Продолжительность упражнения одного и другого вариантов — 10—13 минут. Повторность игры — 1—2 раза.
Разноцветный сарафан
Дидактическая задача. Показать изменение цветов, переход одного цвета в другой, обратить внимание на взаимосвязь между цветами спектра, но принцип смешения двух цветов, образующих новый цвет, дается на другом материале.
Материал. Пластмассовая фигурка девочки в платочке и сарафане (волчок). Кружки из бумаги (диаметр —4,5 см): красный, синий, желтый — с круглыми отверстиями в центре и прорезью по радиусу.
Руководство.
Воспитатель раздает детям волчки, наборы разноцветных кружков из бумаги. «К нам в гости сегодня пришла девочка-плясунья,— говорит воспитатель.— Посмотрите, какой нарядный желтый сарафан на девочке. Кроме этого сарафана, у нее есть еще несколько разноцветных сарафанов». Воспитатель показывает детям вырезанные из бумаги кружки - «сарафаны», состоящие из сочетаний красного и синего, желтого и красного цветов.
«Скажу вам по секрету,— говорит воспитатель,— сарафан у девочки волшебный. Стоит только пуститься ей в пляс, как цвет его меняется. Желто-синий сарафан становится зеленым, красно-синий — фиолетовым, желто-красный превращается в оранжевый». Воспитатель раскручивает волчок, и сарафан меняет свои цвета. Движение волчка замедляется, и дети видят, что сарафан вновь становится желто-синим. Воспитатель объясняет детям секрет волшебного изменения цвета сарафана. Медленно снимает с девочки желтый кружок сарафана. Под ним оказывается синий. Снимает и его. Напоминает детям, как получался у них при смешении цветных диапозитивов зеленый цвет (смешивались желтый и синий фильтры).
В зависимости от площади, занимаемой синим сектором на желтом фоне верхнего кружка, сарафан девочки при вращении волчка становится светло-зеленым или темно-зеленым. Прежде чем дети приступят к самостоятельному выполнению задания, воспитатель спрашивает у каждого из них, какого цвета сарафан он хотел бы увидеть во время танца. В зависимости от ответа: «Зеленый», «Оранжевый», «Фиолетовый» — ребенка спрашивают: «Из каких двух цветов можно составить этот цвет?» Если ответ правильный, воспитатель предлагает выбрать нужные цвета кружков и надеть их на девочку.
Длительность и повторность. Игра продолжается 10—15 минут. Она считается законченной, когда дети освоят принцип получения новых цветов. Добиваться от них умения самостоятельно и правильно вращать волчок не следует. Игра повторяется 1—2 раза.
Окраска воды по замыслу детей
Дидактическая задача. Показать изменение цветов, переход одного цвета в другой, обратить внимание на взаимосвязь между цветами спектра, но принцип смешения двух цветов, образующих новый цвет, дается на другом материале. Изменяется только материал, с которым работают дети.
Материал. Стеклянные мензурки по три штуки на каждого, гуашевые краски трех цветов спектра (красная, желтая, синяя). Кисточка для размешивания красок в воде.
Руководство.
Воспитатель раздает детям по три мензурки с водой, кисточки, краски: красную, желтую и синюю. Напоминает детям о свойствах волшебных красок (красной, желтой, синей). Затем предлагает детям самостоятельно составить новые цвета красок, используя данные цвета. «Сначала подумайте,— говорит воспитатель,— как получить ту или иную краску. Краску на кисти набирайте понемногу. Не спешите. Окрашенную воду заморозим, а из цветного льда выложим красивые узоры». В конце занятия дети рассматривают получившуюся цветную воду.
Длительность и повторность. Упражнение продолжается 10—15 минут. Повторность его зависит от умения получать новые цвета путем смешения, а также от интереса детей к упражнению.
ИГРЫ НА УСВОЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ
ПО ВЕЛИЧИНЕ
Что там!
Дидактическая задача. Закреплять умение устанавливать отношение между пятью объектами по величине (складывание матрешки); учить детей выделять высоту как особое измерение величины.
Материал. Деревянная разборная матрешка из пяти вкладышей (но количеству детей), любые пятиместные вкладные игрушки.
Руководство.
Воспитатель показывает красочную книжку о матрешках, затем привлекает внимание детей к игрушке и, последовательно разбирая игрушку и отмечая увеличение количества матрешек, предлагает сравнить части по общей величине и по одному измерению — высоте. Обращает внимание детей на одежды матрешек, чтобы орнамент совпадал при совмещении нижней и верхней половин игрушки. По указанию воспитателя дети составляют матрешки, ставят их в ряд и называют величину каждой матрешки, затем собирают всех в одну игрушку, используя игровой прием «мама и дочки». При повторном проведении игры дети сравнивают матрешки по величине и по высоте.
Игра заканчивается, когда ребенок соберет игрушку. При повторном проведении игры используются любые вкладные игрушки.
Упражнение с брусками изменяющихся размеров
Дидактическая задача. Закреплять умение устанавливать соотношение между элементами по величине, выделять высоту и длину. Познакомить детей с новым для них измерением величины — шириной, а также с толщиной.
Материал. Набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине от 20 до 12 см. Набор из пяти брусков, основанием 20x5 см, высотой от 10 до 6 см, убывающей на 1 см . Набор из пяти четырехгранных призм, из которых самая большая имеет в основании 10 см, а основание других убывает постепенно на 1 см. Эти призмы имеют одинаковую длину — 20 см. Каждый набор в двух экземплярах.
Руководство.
Воспитатель показывает детям набор палочек, равномерно уменьшающихся по длине, предлагает сравнить их. Дети отмечают: «Эта—длинная палочка. Эта — короткая». Воспитатель берет палочку из одного набора и предлагает ребенку найти палочку такой же длины. Дети поочередно находят палочки, раскладывают их в ряд по убывающей длине, называют длину каждой палочки.
В следующий раз воспитатель знакомит с другим набором. Дети рассматривают бруски, постепенно уменьшающиеся по высоте, отмечают, какие бруски высокие, низкие, по указанию воспитателя находят брусок нужной высоты. Затем детям предлагают построить лестницу, раскладывая бруски в порядке убывающей высоты. «Проведите мишку по лестнице,— говорит воспитатель. — Если ступеньки выложены правильно, мишка не упадет». Дети играют и сами проверяют точность выполнения задания.
При ознакомлении детей с набором четырехгранных призм воспитатель обращает внимание на то, что основание каждой призмы уменьшается, Дети отмечают вначале ширину, а затем толщину призм (широкая, узкая, такой же ширины, толстая, топкая, такой же толщины). После этого они строят из призм лестницу по убывающей ширине. Правильность построения лестницы дети отмечают па глаз.
Затем воспитатель смешивает все призмы на столе. Ребенок должен перенести призмы на другой стол и расставить их в ряд, учитывая ширину и толщину. Этот прием поможет зрительно выделить нужное свойство предмета.
Упражнение повторяется до тех пор, пока дети не овладеют полным сравнением предметов по разным измерениям величины.
Найди елочки
Дидактическая задача. Учить детей использовать промежуточное средство — мерку — при определении высоты предметов.
Материал. Набор из пяти полосок (оранжевого цвета), длина полос (мерок) постепенно уменьшается от 25 до 5 см, пять елочек, высота также постепенно уменьшается.
Руководство.
В игре принимает участие вся группа детей. Воспитатель говорит детям: «В лесу растут разные по высоте деревья. Есть среди них ели очень высокие, пониже и низкие елочки. Скоро у нас новогодний праздник. Давайте представим, что мы пошли в лес срубить елочку. Но нам нужны не все елочки. Нам нужна вот такая елочка (показывает на одну из полос (оранжевого цвета). Вы будете находить елочки такой же высоты, как эта полоска». Другие дети получают задание найти елочки повыше и т.д. Дети поочередно по образцу находят елочки нужной высоты, а затем по предложению воспитателя строят ряд из елочек, которые они нашли, по убывающей высоте. «У кого самая высокая елочка?» — говорит воспитатель, начиная строить ряд. Дети выстраивают ряд и прикладывают полоски-мерки, проверяя свои действия.
Повторять игру до тех пор, пока дети не научатся сопоставлять предметы по высоте, используя мерку.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
НА УСВОЕНИЕ ГЕОМЕРИЧЕСКИХ ФИГУР
Угадай, что это
Дидактическая задача. Учить детей способам осязательного обследования знакомых геометрических фигур, их узнаванию на ощупь. Дети должны понять, что, обучившись этим способам, они смогут легко узнавать фигуры, не видя их. Упражнять детей в назывании геометрических фигур.
Материал. Наборы плоскостных геометрических фигур — круги, квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники. Фигуры сделаны из дерева, пластмассы, картона. Ширма.
Руководство.
Воспитатель раскладывает на столе знакомые детям геометрические фигуры, предлагает одному ребенку взять какую-либо фигуру, внимательно рассмотреть ее, затем ощупать кончиками пальцев контур фигуры. «Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю фигуры. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз. Еще один уголок...» — говорит воспитатель и следит, чтобы все дети поняли, как выполняется обследование фигуры. «Как называется эта фигура? — спрашивает воспитатель и тут же уточняет: — Правильно, квадрат». После этого воспитатель предлагает ребенку определить и другие свойства фигуры: «А теперь погладь пальцами фигуру, узнай, гладкая она или шероховатая, надави кончиками пальцев и узнай, твердая фигура или мягкая, на ощупь определи, из какого материала сделана фигура». Затем дает образец словесного описания: «За ширмой я нашла квадрат. Он плоский, гладкий, твердый, сделан из дерева». После осматривания и ощупывания фигуры воспитатель помещает ее за ширму, где находятся еще две фигуры, и просит ребенка выбрать на ощупь ту фигуру, которую они рассматривали. Если он ошибся, фигура вновь рассматривается и ощупывается.
Игра проводится с подгруппой (5—6 детей). Продолжительность анализа фигуры на ощупь — 2—5 минут.
Игра повторяется до тех пор, пока дети не овладеют способом осязательного обследования.
Чудесный мешочек
Дидактическая задача. Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Усложнение заключается в том, что, наряду плоскостными, вводятся объемные фигуры, даются их названия.
Материал. Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур — в мешочке, другой — на столе.
Руководство.
Воспитатель заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. «Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек. Давайте его найдем»,— говорит воспитатель. После того как мешочек найден, дети рассаживаются на свои места. Воспитатель достает несколько фигур, дети называют их. Затем воспитатель показывает геометрические фигуры, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию воспитателя ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет ее. Дети отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может выполнить задание, то воспитатель еще раз напоминает способы обследования фигуры. При повторном проведении игры меняются фигуры, постепенно увеличивается их количество.
Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке.
Найди предмет такой же формы
Дидактическая задача. Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Дети впервые учатся сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), предметы круглой формы (мячи, шары, пуговицы), квадратной (строительный материал, платок, карточки лото), треугольной (строительный материал, флажок, морковь), овальной (яйцо, огурец, игрушка кит).
Руководство.
Геометрические фигуры лежат на одном столе, предметы — на другом. Воспитатель просит детей подойти к столу (они встают вокруг стола), обращает внимание на различные предметы, лежащие на столе, и объясняет задание. Сначала показывает фигуру и предлагает одному ребенку назвать ее форму, затем найти на другом столе предмет такой же формы, положить его рядом. Если ребенок правильно нашел предмет и положил его около соответствующей фигуры, все дети хлопают в ладоши. На одном занятии каждому ребенку можно подобрать не более трех форм. Если он ошибается, то воспитатель предлагает ребенку обвести пальцем фигуру и предмет. Этот прием помогает ребенку правильно выполнить задание.
Игра заканчивается, когда воспитатель поочередно покажет все фигуры и дети найдут предметы соответствующих форм.
При повторном проведении игры воспитатель меняет предметы и геометрические фигуры.
Что лежит в мешочке?
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
Материал. Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: деревянные шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы).
Руководство.
На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это — яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой — овалом. Постепенно дети располагают все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить их количество.
Игра заканчивается после того, как все предметы раскладываются на столе против соответствующей формы.
Магазин
Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. Эта задача совпадает с задачей предыдущей игры, рассчитанной на детей младшей группы. Но правила игры «Магазин» значительно сложнее. От детей требуется развернутое словесное объяснение своих действии.
Материал. Оборудование для «магазина»: шкаф с сумками, в которые дет» складывают покупки; прилавки с разными отделами; «товары»: конфеты (круглой, прямоугольной, овальной формы), печенье (квадратной формы) и т. д.; халаты для работников магазина, касса, весы, чеки (карточки, на которых нарисованы круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Руководство.
Воспитатель предлагает детям пройти в магазин и внимательно посмотреть, что в нем находится. Они рассматривают кассу, чеки, называют геометрические фигуры, которые на них изображены; затем подходят к прилавку и рассматривают товары, называют их, отмечают форму товаров.
Воспитатель выбирает кассира, контролера, объясняет правила игры: покупатель получает товар у продавца в том случае, если назовет ему нужный товар, его форму; кассир дает чек, если покупатель правильно подобрал чек и правильно описал форму своего товара. Сначала воспитатель выступает в роли продавца, чтобы легче было следить за ходом игры и организовать ребят. Дети поочередно подходят к прилавку и выбирают товар, или продавец отпускает покупателям нужный товар.
Воспитатель обращает внимание на взаимоотношения между продавцом и покупателями, напоминает правила игры. Один ребенок подходит к кассе, подбирает чек и после словесного обозначения нужной формы получает его у кассира. «Я подобрал чек, на котором нарисован круг, потому что у меня конфеты круглой формы»,—говорит ребенок. Затем покупатель идет к выходу, показывает свою покупку контролеру, называет чек и покупку, соответствующую этому чеку, отдает его контролеру, оставляет сумочку в шкафу, забирает товар и выходит из магазина.
Поручения
Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму. В этой игре дети впервые подбирают предметы, пользуясь не реальными геометрическими образцами, а представлениями об основных вариантах формы.
Материал. Комплект игрушек разной формы (круглой, квадратной, треугольной).
Руководство. Воспитатель раскладывает игрушки на столах, на подоконнике, на шкафах, обращает внимание детей на расположение игрушек, затем вызывает одного ребенка и предлагает ему найти что-нибудь круглое. Ребенок показывает найденный предмет, называет его и форму предмета. Если ребенок правильно подобрал предмет (игрушку), ему хлопают в ладоши. Поручение дается каждому ребенку" поочередно. В случае затруднения воспитатель напоминает детям, какие предметы той или иной формы они знают, и предлагает сравнить предметы, чтобы определить нужную форму.
Путешествие по групповой комнате
Дидактическая задача. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму. Усложнение заключается в том, что в число подбираемых детьми предметов наряду со специально подготовленными игрушками включаются и другие вещи, находящиеся в групповой комнате.
Материал. Разнообразные предметы и игрушки различных форм.
Руководство.
«Сегодня мы поиграем в нашей групповой комнате,— говорит воспитатель. — Подойдем к игровому уголку и посмотрим, какие игрушки находятся здесь. Их очень много. Они все разной формы. Петя, найди среди строительного материала предметы квадратной формы». Ребенок, выполнивший задание правильно, получает право сделать небольшую постройку (дом, скамейку, ворота, стул). Затем дети рассматривают посуду, получают задание найти предметы круглой, овальной формы. Далее дети рассматривают мебель, определяют общую форму предметов. В конце путешествия дети находят игрушки определенной формы.
Длительность игры зависит от интереса детей к ней.
Из каких фигур состоит предмет!
Дидактическая задача. Учить детей зрительно расчленять форму контурного изображения предмета на составные части, соответствующие знакомым геометрическим фигурам, воссоздавать форму предмета из геометрических фигур.
Материал. Карта (34 X 34 см) с изображением игрушек (флажок, лопатка, неваляшка, мяч), в центре карты стрелка, которая, вращаясь, останавливается напротив одного из предметов. Наборы геометрических фигур из плотной цветной бумаги. Вторая карта с предметами (гриб, елочка, домик, шар, квадрат, прямоугольник) и наборы готовых фигур для выкладывания предметов.
Руководство.
Воспитатель знакомит детей с материалом. Стрелкой указывает на предмет, дети называют его, вычленяют форму, цвет, величину. Затем они выкладывают из готовых геометрических фигур предмет. Ребенок, быстро и правильно выполнивший задание, получает право вращать стрелку. Игра продолжается, пока дети не выполнят задание. В конце игры воспитатель предлагает детям загадки о предметах, которые они выкладывали по рисунку (о доме, елочке, мяче, грибе и т. д.).
При повторном проведении игры можно использовать вновь карты, на которых изображены более сложные по форме предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут "Усвоение сенсорных эталонов"
Маршрут подходит для детей 3-4 лет, либо для детей с особенностями позновательной сферы 4-5 лет....
Игры с логическими блоками Дьенеша, как одна из форм усвоения сенсорных эталонов
Опыт работы с детьми с использованием логических блоков Дьенеша.Основная цель использования дидактического материала. Знакомство с приёмами эфективной работы.Игровые упражнения используемые в работе....
Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в экспериментировании
Статья посвящена вопросу сенсорного воспитания и развития детей раннего возраста. Мною описывается система работа по усвоению сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) в процессе экспериментальной де...
Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх в условиях ДОУ
В данной статье раскрыты вопросы усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста в дидактических играх, а также приведена картотека дидактических игр....
Усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста
Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это наиболее доступный, а на определенном этапе единственный, способ исследования окружающих предметов и явлений....
Консультация «Игры с логическими блоками Дьенеша, как одна из форм усвоения сенсорных эталонов»
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш...
Презентация "Усвоение сенсорных эталонов в играх"
Презентация "Усвоение сенсорных эталонов в играх"...