Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно−развивающей деятельности
статья по логопедии по теме

Шагалина Наталья Викторовна

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

 Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога  представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimosvyaz_v_rabote_uchitelya_-_statya.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при  осуществлении  коррекционноразвивающей  деятельности

Шагалина Наталья Викторовна, учительлогопе,

первая квалификационная категория

 МДОУ ЦРР детский сад № 15"Орленок" Коломенского муниципального района

 

Самую многочисленную группу  от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Л.С.Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

 Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

 У детей с речевыми нарушениями  при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Таким образом, прослеживается необходимость взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ребёнка с общим недоразвитием речи совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство.

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

 Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и психолога  представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности.

Для психолога дошкольного учреждения одним из ведущих видом деятельности является коррекция отставаний в развитии психических функций, а для логопеда главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи – прерогатива логопеда, задача психолога – активизация речевой деятельности ребёнка.

Логопедом исследуется просодическая сторона речи и особенности использования детьми мимики и пантомимики, а психологом – изучается восприятие графического изображения эмоции, осознание своей эмоции, понимание своего эмоционального состояния, изучаются социальные эмоции.

 Результаты диагностики показывают, что дети с общим недоразвитием речи наиболее часто употребляют так называемые обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. В связи с этим возникла необходимость введения в логопедическую работу системы методических приёмов, направленных на формирование эмоционального пласта лексики у дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи.

На подготовительном этапе работы в данном направлении, когда основной целью является изучение и уточнение эмоциональных состояний, формирование интонационной стороны речи, особенно важно сотрудничество логопеда и психолога.

Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной сферы детей. Специальные приёмы работы с разнообразными заданиями включаются в работу логопеда на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи.

 Таким образом,  выделяются следующие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и психолога в дошкольном учреждении:  

 – проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),

 – коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

а также родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.  

В результате взаимодействия учителялогопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с речевыми нарушениями, отмечается:

 – обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства;

 – осуществление полноценного профессионального взаимодействия в педагогическом процессе;

 – обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;

 – высокий профессиональный уровень и творческий характер деятельности педагогов;

 – одним из важных результатов деятельности представляется модель личности ребенка, адаптированного к взаимодействию с внешней средой, и к обучению в школе.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство

«Лань»,2003.

  1. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и

коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

  1. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие

специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

6. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном

  образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003

7. Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.:

  «ТЦ Сфера», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимосвязь в работе учителя – логопеда и учителя начальных классов.

консультация для учителей  начальных классов...

Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога"

Консультация на тему "Взаимосвязь в работе учителя-логопеда  и педагога-психолога"...

Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

    Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОО С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОО С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИОписание опыта совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога с дошкольниками с ОВЗ в условиях...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Материал направленный на повышение уровня взаимодействия между учителем-логопедом и педагогом-психологом....