Перспективное планирование. Народная культура и традиции
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
№ п/п | Тема | Программные задачи | Интегрируемая образовательная область | Виды детской деятельности | Месяц |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вторая младшая | группа | ||||
Диагностика | Сентябрь | ||||
1 | Знакомство с русской избой (первое посещение) | Знакомит с традиционно-бытовой культурой русского народа (с мини-музеем «горницей» - «избой», домашней утварью). Расширять активный словарь новыми словами: изба, горенка. Развивать интерес к посещению «избы» | «Коммуникативная», «Познание», «Чтение художественной литературы» | Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы | Октябрь |
Праздник «Капустница» | Октябрь | ||||
2 | «Ходит сон близ окон...» | Знакомить со старинным предметом - колыбелькой. Активизировать в речи слова: колыбелька, зыбка, люлька. Развивать интерес к песенкам, потешкам | «Коммуникативная», «Музыка», «Познание» | Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная | Ноябрь |
3 | «Как у нашего кота...» | Знакомить с обитателем избы - котом Васькой. Учить потешку < Как у нашего кота> . Развивать интерес к малому фольклору | «Коммуникативная», « Познание», ■ Чтение художественной литературы» | Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение художественной литературы | Декабрь |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 4 | 2 Русская матрешка | 3 Знакомить с народной игрушкой - матрешкой. Ввести в активный словарь слова: матрешка, расписная, деревянная. Развивать интерес к матрешке, желание украсить ее | «Коммуникативная», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка» | Игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная | Январь |
5 | «Маша варежку надела...» | Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки, перчатки, пряжа, клубок. Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых | «Коммуникативная», «Познание», «Чтение художественной литературы» | Игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, по- знавательно-исследовательская | Февраль |
6 | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром. Расширять словарный запас: самовар, чайник, чаепитие. Воспитывать культуру поведения за столом через игру «Напоим куклу чаем» | «Коммуникативная», «Познание», «Чтение художественной литературы» | Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская | Март |
7 | «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» | Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним | «Коммуникативная», «Познание», «Чтение художественной литературы» | Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская | Апрель |
8 | «Приди, весна, с радостью» | Знакомить со временем года - весной, ее особенностями, используя заклички, загадки, приметы. Учить с детьми весеннюю закличку. Развивать интерес к народному фольклору | «Коммуникативная», «Познание», «Чтение художественной литературы» | Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы | Май |
Диагностика | Май |
\
ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ
Тема: ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИЗБОЙ (первое посещение «избы»)
Программные педагогические задачи: знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа (мини-музей «горница», «изба», домашняя утварь); расширять активный словарь; развивать интерес к посещению «избы».
Планируемые результаты: проявляет интерес к традиционно-бытовой культуре русского народа, к посещению «избы»; свободно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками; владеет диалогической формой речи.
Материал: предметы быта мини-музея, игрушки.
Словарная работа: изба, горенка, рукомойник, горшки, лавка, печь.
Подготовительная работа: знакомство с хозяйкой «избы»; заучивание песенок и потешек, чтение русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лисичка со скалочкой».
Содержание деятельности
Бабушка Арина - хозяйка «избы» в русском одеянии встречает детей, рассаживает их по лавкам, начинает с каждым знакомиться, напевая песенку-потешку.
Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пойди, Катя, горенкой, Топни, Катя, ноженькой. Хлопни, Катя, в ладушки, Хороши оладушки, Горячи, румяны,
С маслицем, сметаной.
- А все ли ребятки любят блинчики? А что еще вы любите?
-А вот мои внучата любят интересные сказки. Придут ко мне, сядут на лавку около печки и слушают: «Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряб». (Показывает курочку, куриные яйца.) А дальше, вы знаете, что было?
Пересказ сказки детьми воспитатель сопроволждает показом настольного театра.
Дед и баба из сказки жили в избе, так называли дом. А готовили пищу себе и скотине, которая у них была, вот в таких печках. Дров положат, берёсту зажгут, и топится печь.
«Дом без печки - нежилой дом» - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку. От жарко протопленной печи в избе становилось тепло и уютно даже в самую зимнюю стужу. Возле печи всегда стояли большие и маленькие горшки, чугуны, в которых варили пищу.
Печка людей обогревала, в ней готовили еду, а еще на ней можно было даже спать! И сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами. (Показывает иллюстрацию «Дети на русской печи».)
А как вы думаете, где хозяйка и ее дети мыли руки, посуду?
Раньше в избах не было водопровода, а был вот такой рукомойник и лохань с водой. (Показывает, как пользоваться рукомойником, дети пробуют, смотрят в лохань с водой.)
Что вы там видите? (Отражение.) Раньше зеркал не было, и люди смотрелись в воду, как в зеркало.
Как мы с вами хорошо и душевно побеседовали. Пора мне вас и угостить. Раньше говорили: «Каков гость, таково ему и угощение». А про какое угощение говорится в загадке?
Черна, мала крошка, Соберут немножко, В воде поварят - Ребята съедят. (Каша.)
Какую кашу вы больше любите?
Ответы на вопрос дают представление о том, какие бывают каши и из чего их варят.
- Очень много блюд из крупы, каша была одним из основных кушаний крестьян. «Щи да каша - нища наша!»
Из импровизированной печи воспитатель достает горшок с кашей и пирожки.
-А это вам от меня гостинцы. Накройте в группе стол и отведайте моей стряпни.
Тема: «ХОДИТ СОН БЛИЗ ОКОН...»
Программные педагогические задачи: знакомить со старинным предметом - «колыбелькой»; активизировать в речи слова колыбелька, зыбка, люлька-, развивать познавательный интерес к песням, потешкам.
Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к старинным предметам («колыбельке»), к русским народным песням, потешкам; может поддерживать беседу, используя новые слова в речи.
Материал: предметы старины (колыбелька, кукла)', игрушки (кот, мышка, собачка).
Словарная работа: колыбель, люлька, зыбка, кровать.
Подготовительная работа: заучивание потешек, колыбельных песенок.
Содержание деятельности
Хозяйка избы встречает детей, рассаживает по лавкам. Вдруг раздается детский плач. Хозяйка открывает полог и достает «младенца» - куклу Ванечку. Она поет ему колыбельную.
Хозяйка. Если плачут ребятки,
Покачаем кроватки: «А-а-а!» Если скучно нам вдвоем, Песню тихую споем!
Ходит сон по лавкам, а Дрема по избе. Ищут-поищут деточку мою, Где найдут, там спать укладут. Баю-баюшки-баю, Тихо песенку пою Про заморский край, Поскорее засыпай. Расскажу я сказочку Про звездочку-алмазочку, Улиточку рогатую, Про белочку хвостатую.
Баю-баюшки-бай-бай, Ты же, милый, засыпай. Красны девушки полюбят тебя, Добры молодцы позавидуют, Будешь в золоте ходить, Чисто серебро носить.
Люли-люленьки-люли, Спи-тко, дитятко, усни! До утренней зари, До свежей росы.
- Но Ванечка не успокаивается.
Ай, качи, качи, качи, Прилетели к нам грачи. Они сели на ворота, Ворота-то скрип, скрип, А Ванечка спит, спит.
-Тогда Хозяйка зовет на помощь Кота (переодетыйребенок).
Котя, котенька, коток.
Котя - серенький хвосток!
Приди, Котя, ночевать,
Приди Ванечку качать.
Уж как я тебе, коту, За работу заплачу - Дам кусок пирога И кувшин молока. Платок беленький свяжу И на шейку повяжу, Шубку новую куплю И сапожки закажу.
Баю-баю-баю-бай, Поскорее засыпай, Баю-баю-баю-бай, Поскорее засыпай.
Котик качает люльку, но Ванечка не спит. Прибегает «со бачка». Хозяйка журит ее:
Баю, баю, баю, бай. Ты, собаченька, не лай, И Ванюшу не пугай, И в гудочек не гуди, До утра не разбуди, А приди к нам ночевать, В люльке Ванечку качать.
Не удается укачать младенца. Помогите, пожалуйста, ус покоить малыша.
Дети, как могут, успокаивают младенца. Хозяйка (напевает).
Все ласточки спят, И касаточки спят, И куницы спят, И синицы спят, Нашему Ванечке спать велят. Ходит сон близ окон.
Ходит дрема возле дома, И глядят - все ли спят?
А какие колыбельные песенки знаете вы?
Послушайте, какую колыбельную песенку споет нашей куколке Серёжа.
Повторение песенок детьми и пение воспитателем новых песенок (на выбор).
Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю: Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок И потащит во лесок. Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашего Ваню не буди.
Баю-баю-баю-бай, Ты, собаченька, не лай. Петушок, не кричи. Нашего Ваню не буди. Люли-люли-люленьки! Прилетели гуленьки, Стали гули ворковать - Нужно Ване крепко спать.
Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки, Баюшки-баю.
Ой, баю-баю-баю, Живет котик на краю, Он ни беден, ни богат, У него много ребят. У него много ребят, Все по лавочкам сидят. Все по лавочкам сидят, Кашу маслену едят. Байки-побайки, Прискакали зайки. Стали в скрипочку играть И сыночка забавлять. Стали люльку качать, Стал сыночек засыпать.
Хозяйка благодарит детей за помощь и угощает их морковкой.
Тема: «КАК У НАШЕГО КОТА...»
Программные педагогические задачи: знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру.
Планируемые результаты: овладевает навыками заучивания и проявляет интерес к произведениям фольклорного жанра (потешка «Как у нашего кота»); умеет вести диалог о новом персонаже (обитатель «избы» - кот Васька).
Материал: кот (игрушка); шкатулка с нитками и бумажками.
Словарная работа: кот, обитатель избы, мурлычет, играет, ласковые слова для котика.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о котах; чтение стихов, загадок; заучивание потешки, игра «Назови ласково».
Содержание деятельности
Бабушка Арина встречает детей, рассаживает, их по лавкам и приговаривает: «Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим». Затем начинает припевать:
Посидите, детки, побеседуйте, Сказки,песенки да вы послушайте. Где я только ни бывала, Что я только ни слыхала. Побывалая во всей небывальщине, Повидала я всю неслыхальщину... Тень, тень, потетень, Выше города плетень.
Ой, кто это меня щекочет? Иди, иди сюда, котик, не бойся. Ребята, позовите его ласково.
Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, зубки белые.
Какая у него шубка? Усы? Глазки? Зубки?
Погладьте котика по спинке, погладьте его животик, ушки, хвостик. Ему это очень нравится.
Дети повторяют потешку.
А как можно ласково назвать кота? (Котик, котенька, котя и т. п.)
Ах, ты, котенька, ты мой серенький, Как тебя не любить, хвостик беленький.
А петь котик умеет?
Дети подражают голосу котенка: «Мяу, мур-мур».
Котик просит спеть про него песенку-потешку еще раз.
Он дарит шкатулку, в которой лежат нитки и катушки, для игры с ним.
Бабушка объясняет, как сделать игрушку для кошек, которые живут у лих дома.
Тема: РУССКАЯ МАТРЕШКА
Программные педагогические задачи: познакомить с народной игрушкой - матрешкой; формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.
Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной игрушке - матрешке, к художественным произведениям о матрешке; старается расширить свои представления об игрушке (матрешке).
Материал: расписные матрешки - семеновские, загорские; иллюстрации «Коллекции матрешек»; плоскостное изображение матрешки для каждого ребенка, краски, кисточки, вода, заготовка нерасписанной матрешки.
Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, деревянная.
Подготовительная работа: рассматривание альбома «Народная игрушка», игры с матрешками, заучивание песенок, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрешек.
Содержание деятельности
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей.) Хотите заглянуть?
Ой, да тут матрешки, какие красивые! (Любуются.)
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные, Матрешечки румяные.
Достает большую матрешку, все внимательно ее рассматривают. Матрешка здоровается с детьми и раскрывает им свой секрет (от имени матрешки говорит Хозяйка).
Матрешки на окошке Под ярким сарафаном, И вся семья в матрешке, Как в доме деревянном.
После того как все поздоровались, каждый ребенок получает по одной матрешке. Хозяйка поет песенку «Мы веселые матрешки», а дети ей подпевают.
Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?
-Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума
набираться.
Как вы думаете, из чего делали эти игрушки-куколки?
Конечно, из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.
Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось?
Верно, ее украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
Скажите, почему матрешки вам понравились? (Они красивые, нарядные, яркие, весёлые.)
-Какой узор на сарафане? (Листья и цветы.) Посмотрите еще на одну матрешку - она поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье?
Хозяйка достаёт матрешку-заготовку, не украшенную узором.
А посмотрите на эту матрешку, ее, наверное, забыли украсить. Как вам кажется, какое у нее настроение?
- Давайте, ребята, украсим ее наряд, и она гоже будет веселой. Каждый из вас придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке - подружке. (Раздаёт плоскостное изображение матрёшки на бумаге.)
Дети рисуют под музыку «Светит месяц», «Как под яб- лонъкой».
-Какие красивые узоры получились! Вы все очень постарались.
Хозяйка (прячет в большую матрешку маленьких, приго варивет).
Мышку встретили подружки И попрятались друг в дружке, А которая осталась, Больше всех перепугалась.
Матрешка и Хозяйка прощаются с детьми, приглашая их еще раз прийти к ним в гости.
Тема: «МАША ВАРЕЖКУ НАДЕЛА»
Программные педагогические задачи: познакомить с предметами рукотворного мира (варежками, перчатками), используя малые фольклорные жанры; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых.
Планируемые результаты: проявляет интерес к предметам рукотворного мира (варежкам, перчаткам), бережливое отношение к вещам; эмоционально откликается на литературные произведения, используемые педагогом; поддерживает диалог.
Материал: пряжа, клубки различного цвета, вязаные варежки, перчатки, шарфики, кофточки, шапки, носки, «бабушкин сундук».
Словарная работа: пряжа, клубки, спицы, вязать, варежки, перчатки.
Подготовительная работа: чтение сказок «Морозко», рассматривание альбома «Волшебные клубочки», посещение выставки «Марьи-искусницы».
Содержание деятельности
Входят дети, их встречает хозяйка горницы Бабушка Арина.
Бабушка Арина. Милости прошу, детки, заходите, усаживайтесь поудобнее.
Хозяйка берет в руки вязание и начинает беседу.
Вот и зимушка уходит, Снег и холод прочь уводит. Весну красную приводит. Встает солнышко пораньше, Светит красное подольше.
-А вы, детушки, не замерзли, когда шли в детский сад утром?
Почему вам было тепло (холодно)?
Как вы были одеты? (Тепло: шапки, шарфики, варежки.)
Без теплых вещей можно ходить зимой на улице? (Без теплых вещей молено замерзнуть, простудиться, заболеть.)
Кто вам вяжет теплые вещи? (Мама, бабушка.)
И я, бабушка, сижу вечерами около печки да вяжу своим внучатам варежки да носочки теплые. Посмотрите, сколько вещей теплых я навязала из пряжи. (Рассматривание выставки вязаных вещей.)
Назовите, что вы здесь видите. (Дети перечисляют.)
-А как вы думаете, из чего вяжут варежки, носочки, шарфики?
Правильно, из ниток, а эти нити называются - пряжа. Посмотрите, как они смотаны в клубочки.
Бабушка, сматывая нить в клубочек, напевает песенку:
Завивайся, ниточка, в клубочек, Завивайся, тонкая, в клубочек. Свяжет бабушка хорошенький чулочек. Развивайся, ниточка, скорее, Развивайся, тонкая, скорее, Свяжет бабушка чулочек подлиннее.
-А это что такое? (Бабушкин сундук.)
-Этот сундук не простой, а волшебный:
Я волшебный сундучок, Вам, ребята, я дружок.
Сундучок, сундучок, можно нам с ребятками посмотреть, что у тебя внутри? (Конечно, молено.)
Спасибо, сундучок. Посмотрите, ребята, внутри в сундуке клубочки. Возьмите каждый по клубочку, какие они? (Разноцветные, красивые, мягкие, пушистые.)
Как вы думаете, зачем в бабушкином сундуке лежат клубочки?
Давайте посмотрим, какие внутри сундука лежат варежки.
А теперь я предлагаю поиграть с варежкой.
Игра с пальчиками «Маша варежку надела».
-Скажите, почему вам понравились эти варежки? (Они все красивые, разноцветные, с узором, мягкие, теплые, пушистые и т. д.)
-Давайте поиграем в игру «Найди пару». Нужно найти этой варежке варежку-сестричку, похожую на вашу.
Дети подбирают своей варежке пару.
-Теперь вы знаете, что нужно потрудиться, чтобы связать такие красивые и теплые варежки.
Тема: «ФОКА ВОДУ КИПЯТИТ И КАК ЗЕРКАЛО БЛЕСТИТ»
Программные педагогические задачи: познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром; расширять словарный запас, используя малые формы фольклора; воспитывать культуру поведения за столом.
Планируемые результаты: проявляет интерес к истории возникновения чайника; умеет пользоваться выразительными средствами речи; имеет представление о культуре поведения за столом.
Материал: различные самовары, чайники, чайная посуда, кукла, баранки, чай, сладости.
Словарная работа: чай, чаепитие, чайник, самовар, кипяток, угольки.
Подготовительная работа: рассматривание альбома «Русский самовар», чтение сказки «Федорино горе», мини-выставка «От самовара к чайнику».
Содержание деятельности
Бабушка Арина (встречает детей).
Наша изба ровно тепла, Домом жить - не лукошко шить, Домом жить - обо всем тужить.
Несет самовар и приглашает детей за стоя.
-Я вас поджидала в гости и поставила самовар кипятить. Чай пить - не дрова рубить.
Я иду, иду, иду, Самовар в руках несу, Самовар в руках несу, Прибауточку пою.
Накрывает на стол, ставит сладости и угощение.
А вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаевничать? А из чего вам мама наливает чай? (Из чайника.)
-Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.)
А вот этот предмет похож на ваш чайник? Чем похож?
-Это самовар. В нем люди раньше кипятили чай. Пригласят
к себе в гости на посиделки соседей или друзей, поставят самовар, нальют воды, положат горячих угольков и раздувают их сапогом, угольки начинают гореть и греют воду. (Показывает, как пользуются самоваром.)
Поставят хозяева самовар на стол, а к нему варенье, баранки, бублики, и сидят, чаевничают, беседу ведут. А сейчас люди придумали другой чайник.
Показывает современный чайник.
Чем они похожи? Чем отличаются?
Дети находят сходство и различие между самоваром и чайником.
Самовар - птица-жар. Кран открывается - Чай наливается!
Отгадайте загадку:
У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит И как зеркало блестит. (Самовар.)
Дидактическая игра «Напоим куклу чаем».
А теперь прошу всех к столу, угощу всех чаем из самовара.
Хлебом-солью привечаем, Самовар на стол несем, Мы за чаем не скучаем, Говорим о том о сем.
Как называются наши посиделки? (Чаепитие.)
Т е м а: «К БАБУШКЕ ВАРВАРУШКЕ В ГОСТИ НА ОЛАДУШКИ»
Программные педагогические задачи: познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом преобразования предметов человеком; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас новыми словами; развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого; воспитывать бережное отношение к ним.
Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для расширения своих представлений о предметах быта в избе, интерес к предметам рукотворного мира прошлого; использует в речи новые слова; бережно относится к предметам рукотворного мира.
Материал: атрибуты мини-музея - ухват, горшок, кочерга, самовар, лавка.
Словарная работа: кочерга, чугунок, лавка, ухват, лавка, печка, миска.
Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, посещение мини-музея, рассматривание предметов в группе.
Содержание деятельности
Бабушка Арина встречает детей.
Бабушка Арина. Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.
Скажите, пожалуйста, как называется мое жилище? (Горница, горенка, изба, светелка.)
Хозяйка убирает с лавки рукоделие (клубки и спицы), «нечаянно» роняет клубок, он «катится» к печке.
Куда покатился мой волшебный клубочек? (К печке.)
А для чего в избе печка?
Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча.
Давайте посмотрим, что там, в печке? (Горшок с картошкой или с кашей.)
На топтале был, на кружале был, На пожаре был, на базаре был, Домой пришел.
Как вы понимаете смысл поговорки?
Как же нам достать из печки горшок, ведь он горячий, можно обжечься? У хозяйки есть помощники. Попробуйте найти отгадку в избе.
Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)
Достает ухватом горшок и ставит на стол. Деты рассматривают горшок, а хозяйка рассказывает о его назначении.
Попробуйте пустой горшок ухватом переставить с лавки на стол (можно предложить выполнить это действие 2-3 детям).
Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват.)
А вот еще одна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга - огонь.)
Кочерга - важная помощница. Без нее с печкой не справиться. (Показывает, как пользуются кочергой.)
Отгадайте-ка загадку: «Железный конь скачет в огонь». (Кочерга.)
Бабушка прощается с детьми и угощает их баранками.
Тема: «ПРИДИ, ВЕСНА, С РАДОСТЬЮ»
Программные педагогические задачи: познакомить со временем года - весной, его особенностями, используя заклички, стихи, загадки, приметы; учить весеннюю закличку; развивать интерес к народному творчеству - фольклору.
Планируемые результаты: проявляет активность при расширении своих представлений о времени года - весне, интерес к закличкам, стихам, загадкам, приметам о весне, к народному творчеству.
Материал: загадки, заклички, картина «Весна» художника А. М. Кучумова, булочки «Жаворонки», карандаши, бумага.
Словарная работа: весна-красна, солнышко-вёдрышко, за- кличка, капельник, жаворонки.
Подготовительная работа: чтение стихов о весне, рассказывание сказки «Заюшкина избушка», рассматривание альбома «Весна», заучивание заклички о солнышке.
Содержание деятельности
Входит бабушка Арина с корзинкой.
-Здравствуйте, ребятушки! Шла я к вам сейчас в детский сад и увидела на улице чудо чудное: белая морковка зимой выросла. Отгадайте-ка, что это такое?
-Конечно, сосулька! А вы замечали, что сосулька таять днем начинает? Капель так и звенит! В народном календаре такой день называется «капельник». Приметили наши предки, что в этот день бывает оттепель. Радуются ей люди, ведь капель - примета весны, скорого тепла. Говаривали на Руси в былое время «Василий-капельник капли дает, капли уж будут - к доброму году».
- А вот знаете ли вы, ребятки, как образуются ледяные сосульки, которые мы видим свешивающимися с крыш?
Какой бывает погода, когда появляются сосульки? (Морозная.)
А откуда вода для сосулек взялась? Она же в мороз в лед превратилась.
В оттепель снег растаял и превратился в воду, а затем она замерзла и стала ледяной сосулькой. Вот как хитро все устроилось!
А теперь я хочу вам загадать загадки:
Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет - В лесу подснежник расцветет. (Весна.)
-Посмотрите, какую картину нарисовал художник о весне. (Выставляется картина Л. М. Кучумова.) Какие красивые цветочки расцвели на этой картине. На что они похожи? (На солнышко.) Эти цветочки называются мать-и-мачеха. Лепесточки у цветочка, что лучики у солнышка, сразу согревают. Давайте позовем солнышко к нам в гости.
Дети встают в круг и хором говорят:
С о л н ы шко- ко л о ко л н ы ш ко, Ты пораньше взойди, Нас пораньше разбуди: Нам в поле бежать, Нам весну встречать!
Солнышка не видно, давайте нарисуем свое солнышко.
Детям предлагается нарисовать солнышко на своих листочках.
«Солнышко» появляется на стене.
Игра-хоровод «Солнышко».
Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!
Солнышко, солнышко, посвети немножечко
Солнышко, покажись, красное, нарядись!
Солнышко заиграло, красное сказало:
Вы гуляйте в поле, прыгайте на воле.
-А теперь по русскому обычаю давайте весну звать, птиц закликать.
Дети повторяют закличку:
Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите: Зима нам надоела, Весь хлеб поела.
-А теперь, ребятушки, я хочу подарить вам домик - скворечник, так птицы быстрее прилетят и будут рады поселиться в таком домике. Когда пойдете гулять, повесите этот домик на дерево.
Еще я приготовила для вас угощение - булочки, которые называются «жаворонки». Угощайтесь, дружочки, весну встречайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 2 неделя. 2020 год под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .
Тема: «Народная культура и традиции России» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным деко...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ. Группа: разновозрастная. Тема: « Народная культура и традиции России» 4 неделя. 2020 год . под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно – прикладным искусством ( Городец, Похлов – Майдан, Гже...
Планирование "Народная культура и традиции"
План в старшей группе на тему "Народная культура и традиции"...
Календарное планирование «Народная культура и традиции.» ( средняя группа)
Календарное планирование «Народная культура и традиции.» ( средняя группа)...
Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в средней группе
Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в средней группе...
Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в подготовительной группе
Цель: Создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, Приобщения к народной игровой культуре.Задачи: знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тр...