Развитие общих способностей посредством музыкально-дидактических игр
учебно-методический материал

Чистякова Елена Вячеславовна

Развитие способностей всегда было одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. С давних пор они стоят в ряду актуальных вопросов развития личности ребёнка с помощью искусства, поскольку в дошкольном периоде закладывается фундамент, на котором будут наложены знания о художественных интересах человека, его идеях и вкусах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_obshchih_sposobnostey.doc111 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие общих способностей

посредством музыкально-дидактических игр

Деятельность, в которой наиболее сконцентрированы эстетические, творческие проявления, — это музыкальное искусство. Слушание музыки, исполнение, творческая деятельность представляют несравненные возможности для развития дошкольников. Музыкально-игровая активность позволяет судить об уникальности музыкального развития каждого ребёнка.

Развитие способностей всегда было одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. С давних пор они стоят в ряду актуальных вопросов развития личности ребёнка с помощью искусства, поскольку в дошкольном периоде закладывается фундамент, на котором будут наложены знания о художественных интересах человека, его идеях и вкусах.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие общих способностей нужно начинать с дошкольного возраста. Именно с этой целью в детских садах применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуют на ребёнка комплексно, вызывая у них зрительную, слуховую и двигательную активность и тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Для развития музыкальности и эстетического чувства детям, конечно, недостаточно двух встреч с музыкальным руководителем в неделю. Для поддержания результатов работы требуется хотя бы периодически вовлекать детей в контакт с ритмом, песней и звуками. Для этого в детском саду используются музыкальные дидактические игры для дошкольников.

Каждая детская игра строится по своим правилам, заключает в себе некое действие и, если игра обучающая, то преследует чёткую цель. Дидактические игры по музыке построены на сенсорных заданиях, связанных со звучанием. Но, кроме музыкальных записей и инструментов, в таких дидактических играх для дошкольников часто используются карточки с картинками, игрушки и фотографии. Можно выделить три вида музыкально-дидактических игр для дошкольников: игры с песнями, сюжетно-ролевые и хороводные игры.

Методика разучивания музыкально-дидактических игр несложная. На первом этапе педагог составляет основу игры, знакомит детей с музыкальным произведением, зрительными образами. Второй этап: знакомство с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Третий этап: перенос полученных музыкальных умений и навыков, игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под руководством воспитателя. Четвёртый этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы характеризуются постепенным усложнением задач. На музыкальных занятиях в дошкольных учебных заведениях их начинают проводить с первой младшей группы. Эти игры в основном связаны с применением наглядности. В группах старшего дошкольного возраста основным материалом дидактических игр становятся музыкальные игрушки и инструменты, настольно-печатные игры, а также технические средства обучения.

Рассмотрим некоторые примеры музыкально-дидактических игр, которые используются в детском саду.

  • В первой младшей группе дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами: барабан, бубен, дудочка. До этого они уже знали погремушку, бубенчики, волчок. Изучив эти инструменты, можно провести вечер загадок «Угадай, на чём играю».
  • Игра «Три медведя» направлена на обучение детей различать звуки по высоте и предполагает использование картонных изображений медведей большого, среднего и маленького размеров, которые выдаются детям. Перед игроками ставится задача вовремя «вывести погулять мишку», что предполагает передвижение картинок по столу. При звуке нижнего регистра «на прогулку» идут большие медведи, среднего регистра  медведи меньшего размера, высокого – медвежата. Побеждает тот, что меньше всего ошибается.
  • Игра «Определи настроение музыки» предполагает развитие у детей способности определять настроение, которое возникает у человека при прослушивании определённой мелодии. Для проведения этой музыкальной дидактической игры понадобятся картинки, изображающие лица с разным выражением: доброе, ласковое, спокойное; жалобное, грустное; веселое, задорное, радостное; лиричное. Во время игры воспитатель исполняет музыкальное произведение, а ребёнок показывает картинку, которая, по его мнению, передаёт настроение этой мелодии. Чтобы усложнить игру, можно ввести необходимость угадать произведение и его автора.
  • Игра «Музыкальные загадки» на развитие тембрового слуха. За ширмой спрятаны инструменты. Один из детей играет на одном из них ритмический рисунок, а дети называют, который инструмент прозвучал. За правильный ответ получают фишку. Игра усложняется тем, что ребёнок должен назвать ассоциации, которые вызывает у неё звучание данного инструмента.
  • Игра «Приём гостей» на закрепление приёмов игры на бубне, металлофоне, музыкальных молоточках, колокольчиках. 

Педагог: «Дети, сегодня к нам пришли игрушки» (слышен стук в дверь). Учитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Добрый день, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы потанцевать с вами. Алёнка, сыграй мне на бубне, а я потанцую». Девочка играет, а медведь переступает с ноги на ногу.

Таким образом, педагог обыгрывает приход зайчика, лошадки и птички. Дети самостоятельно определяют, на каком инструменте лучше сопровождать, и придумывают различные ритмические рисунки.

  • Музыкальная игра-драматизация «Теремок» обучает детей согласовывать свои движения с сюжетом произведения, выбирать самостоятельно средства выразительности в соответствии с музыкальным сопровождением. Данная сказка удобна для драматизации из-за разнообразия персонажей, наделённые разными характеристиками и образами (медведь, лягушка, заяц и др.), а также произведение известно детям, что облегчает понимание сюжета и образа. Драматизация сказки строится поэтапно:

1этап. Беседа о содержании сказки, последовательности событий

Цель: уточнить понимание детьми содержания сказки, героев, их образы.

2 этап. Прослушивание музыкальных произведений, характеризующих героев сказки. Беседа о содержании музыкального образа, с целью понимания музыкального образа детьми.

3 этап. Музыкальные игры-имитации персонажей сказки.

Цель: развитие выразительности движений, самостоятельность в выборе средств передачи образа.

4 этап. Самостоятельное распределение ролей детьми.

5 этап. Самостоятельная драматизация сказки.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты, доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они будут вызывать у детей желание петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности; у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества и ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к скорости действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

Музыкально-дидактические игры проводятся во время музыкальных занятий, вечеров развлечений, утренников, самостоятельной деятельности детей с учетом их индивидуальных особенностей. Дети разучивают эти игры под руководством музыкального руководителя. В дальнейшем некоторые музыкально-дидактические игры можно проводить в группе с воспитателем. Результативность музыкально-дидактической игры повышается тогда, когда воспитатель является ее непосредственным участником. Управляя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задачи.

Систематичность проведения таких игр является основным условием усвоения материала и развития способностей детей. Это вызывает у детей устойчивый интерес к музыке и музыкальным задачам. После того, как дети усвоили несколько игр, сочетающиеся одной темой или имеют общие задачи, уместно провести вечер развлечений. Такая мера не потребует большого напряжения ни со стороны детей, ни со стороны музыкального руководителя, ведь все игры изучались постепенно и систематически.

Таким образом, в творческой деятельности педагога музыки в процессе проектирования, подготовки и проведения музыкально-дидактических игр смысл опираться на их классификацию, откроет неограниченные перспективы для развития общих способностей дошкольников.

Стоит заметить, что все музыкально-дидактические игры имеют комплексный характер (положительно влияют на различные аспекты музыкальности ребенка, развитие его музыкальной культуры, способствуют усвоению, контроля и коррекции музыкальных знаний, умений и навыков и т. д.), поэтому их классификация условна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер - класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».

«Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр». мастер-класс....

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр»....

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр».

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей посредством музыкально-дидактических игр»....

Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры.

Музыкально-дидактическая игра – является эффективным  средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического...

Консультация для музыкальных руководителей " Развитие музыкальности дошкольника посредством музыкально-дидактической игры"

Музыкально-дидактическая игра – является эффективным  средством развития музыкально-сенсорных способностей у детей (формированию звуковысотного, тембрового, динамического, ритмического слух...