Развитие речи детей посредством музыкальных игр и упражнений.
план-конспект занятия по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа)
Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребёнка через музыку.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
recheye_igry_dlya_muzykalnogo_rukooditelya.docx | 33.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей посредством музыкальных игр и упражнений.
Речь и музыка
Сегодня я хочу поговорить о том, как можно развивать речь ребёнка через музыку.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. В нашем детском саду на музыкальных занятиях развитию речи уделяется много внимания.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Речь и пение
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.
Развитию речевого слуха способствуют пение попевок на различных звуках
Речь и голос
Большое внимание уделяю голосу ребёнка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации.
Необходимо чётко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям.
Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины)
Речь и речевое музицирование
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Данный вид деятельности мы осуществляем через программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа. Здесь мы используем следующие формы работы: пальчиковые игры, звучащие жесты, речевое музицирование (ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста, вокализация ритма), музыкально – дидактические игры и упражнения. Например.
Звучащие жесты — Учимся ритмично проговаривать ритм своего имени. Затем отхлопывает, отстукиваем, отщёлкиваем (Игры с именами)
Речевое музицирование — Прочитать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями.
Музыкально – дидактические игры и упражнения — Воспроизвести ритмический рисунок хлопками, на металлофоне или шумовых инструментах , глядя на ритмическую карточку. Ребенок произносит свое имя или другое слово по слогам и выкладывает соответственное количество карточек или кубиков.(Игра «Сыграй-ка», «Ритмические кубики», «Сложи словечко»).
Речь и логоритмика
На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Это укрепляет мышечный аппарат, развивает голос ребенка. Занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры.
Наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач являются методические пособия М.Ю.Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп). Решаются следующие коррекционные задачи:
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Совершенствование общей и мелкой моторики.
- Развитие дыхания, координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание уверенности в своих силах.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
В логоритмические занятия включаются:
- ходьба и маршировка в различных направлениях;
- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание и память;
- счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа и ритма;
- пение;
- упражнения в игре на музыкальных инструментах;
- самостоятельная музыкальная деятельность;
- игровая деятельность;
- упражнения для развития творческой инициативы;
- упражнения, развивающие слуховое и речеслуховое восприятие;
- речедвигательные упражнения;
- танец и пантомима.
Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах музыкальной деятельности
Слушание музыки — После прослушивания произведения мы проводим беседу о характере и содержании музыки, стараемся стимулировать высказывания детей о своем отношении к музыке, а также предлагаем детям подвигаться под данную музыку, чтобы они смогли прочувствовать ее характер.
Пение — Например, при невнятном произношении, «проглатывание» окончаний слов (особенно согласных) используем прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.
Музыкально-дидактические игры — Для развития фонетико-фонематического слуха проводятся
Речевые игры со звучащими жестами
«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра.
(Хлопки чередуются со шлепками по коленкам)
Веселится детвора!
(Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп
(Притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп.
(Хлопки)
Дождик, нас не поливай,
(грозят пальцем)
А скорее догоняй!
(Убегают от дождика)
«Снег»
Как на горке – снег, снег,
Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под горкой – снег, снег.
Приседают на корточки, два шлепка по коленям.
И на ёлке – снег, снег,
Поднимают руки вверх, два хлопка.
И под ёлкой – снег, снег.
Приседают на корточки, два шлепка по коленям.
А под снегом спит медведь
Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.
Тише, тише – не шуметь!
Произносят шёпотом, указательный палец к губам.
Можно в качестве музыкальной озвучки «хрустящего снега» использовать мешочки, наполненные крахмалом. При надавливании на него получается звук, похожий на хруст снега. Сначала надавливать громко, потом всё тише-тише. Как бы человек уходит.
«Дождик»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (щелчки пальцами)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (шлепают по коленям)
Дети: ха-ха-ха!
(вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах!
(качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (щелчки пальцами)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Обезьянки»
Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки
Обезьяна на печи. Шлепки по коленям
Чи-чи-чи! Чи-чи-чи! Хлопки
Грызет с маком калачи. Щелчки пальцами
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки
Поиграть я с ней хочу. Притопы
Чу-чу-чу! Чу-чу-чу! Хлопки
Я смеюсь и хохочу! Дети весело смеются.
«Чтобы зубы не болели»
(Авторская разработка С. Григорьевой)
Чтобы зубы не болели
Вам хотим советы дать
(Дети делают пружинку)
Эти правила простые
Надо строго соблюдать.
(Хлопки в ладоши)
По утрам (руки к плечам и вверх) почистить зубы (пальцем имитируем движение «чистить зубы»)
Никогда не забывай (движение «отрицание»)
Перед сном зубную щётку (Ладошки сложены вместе возле уха)
Каждый вечер вспоминай.
Если острые предметы (выставляем указательные и средние пальцы)
Вдруг попались на глаза (указательными пальцами обводим глаза)
То в зубах, запомни строго,
Ими ковырять нельзя (грозим строго пальцем)
Если твёрдые орехи (пальцы двух рук соединить кончиками, сделать шар)
Вдруг решил ты покусать (стучим пальцами друг о друга)
То, запомни хорошенько,
Можно так и зуб сломать. (хлопок)
Если чай горячий очень – (Сложить ладошки «чашечкой»)
Не спеши ты пить его. (правой рукой изобразить дымок из чашечки)
Всем известно, между прочим,
Это вредно для зубов. (погрозить пальцем)
Очень любят все ребятки (хлопки)
Пастилу и шоколадки. (левая рука ладонью вверх, правая сверху)
Если есть их много слишком – (правую руку поднимаем вверх, увеличивая расстояние между ладонями.)
Будут плакать все детишки, (трём под глазами)
Потому, что у ребят
Зубы сразу заболят. (держимся за щёки)
Эти правила просты
Выполнять их должен ты (хлопки, прыжки)
Солнышко
Солнышко, солнышко, (Ритмичные хлопки)
Выгляни в оконышко.
Твои детки плачут, (Притопы)
По камушкам скачут. (Лёгкие прыжки с хлопками)
Листопад
Осень, осень! Листопад! (Ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат. (Щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (Трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят! (Качают руками)
«Зимушка-зима» Т. Боровик
Ах ты, Зимушка-зима, Пружинка с поворотами, руки на поясе
Белоснежная была, Притопы ногами в ритме фразы
Белоснежная была, Шлепки по бедрам в ритме фразы
Все дорожки замела. Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку
Морозы трескучие, Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы
А снега сыпучие, Сверху-вниз махи кистями рук
Ветры завьюжные, Качание рук над головой
И метели дружные. Моталочка через верх вправо-влево
«Водят пчелы хоровод»
Выполнять соответствующие движения.
Водят пчелы хоровод – топают на месте
Брум, брум. – хлопки «тарелочками».
В барабан ударил кот – игра на барабане
Трум, трум. – стучат кулачок о кулачок.
Стали мыши танцевать – выставляют ногу на пятку
Тир-ля-ля,
Так, что начала дрожать вся земля.- кружатся дробным шагом, хлопают в ладоши.
«Фома»
Стучит, бренчит по улице: Притопы с хлопками.
Фома едет на курице, Щелчки по бедрам.
Тимошка – на кошке Щелчки.
По кривой дорожке. Показывают руками кривую
дорожку.
Фома песенку поёт, «Пружинка» с хлопками.
Тимка семечки грызет.
Ехали, ехали, Кружатся дробным шагом.
В темный лес заехали.
В лесу мишка сидит Присаживаются на корточки.
И на нас рычит:
- Р-р-р-р! Убегают от «мишки».
Речевые игры с музыкальными инструментами
Матрешки и Петрушка
Вот пришли веселые матрешки. Тук – тук!
Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!
Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Туки – тук!
Наши ложки заплясали.
Туки – туки! Тук – тук – тук!
Вот бежит приятель наш Петрушка, Трень – трень.
Он принес ребятам погремушки, Трень – трень.
Погремушки зазвенели –
Трень – трень – трень!
Звонко песенку запели –
Трень – ди, трень – ди!
Тук – тук, туки – тук,
Трень – трень – трень – ди – трень!
Будет весело играть
Наш оркестр целый день!
Шур – шур – песенка
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
Они похожи на мышат.
Шур-шур, Шур-шур, Шур-шур.
Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными полосками.
А где-то спит мурлыка-кот.
Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Во сне он песенку поет:
-Мур-мур, мур-мур, мур-мур.
Дети играют на металлофоне.
Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур, Мур-мур!
Кухонный оркестр
Наш повар Василий
На кухню пришел.
Он главный, он сильный,
Он – как дирижер!
Огромным половником только взмахнет –
Оркестр посудный тотчас запоет:
Кастрюли огромные – бом-бом!
Бидоны бездонные – дон-дон!
Чашки для чая – тинь-тинь!
Сковородка большая – динь-динь!
Вилки и ложки – там-там!
Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.
Оркестр играет у нас интересный,
А борщ получается – просто чудесный!
«Теремок»
Тук-тук, молоток- мишка строит теремок.
Позовёт в него гостей, чтобы было веселей!
Мышка-норушечка в гости бежит,
Тихо шуршунчиком мышка шуршит. – бумажные султанчики
Зайка весёлый к нам прискакал,
Лапками звонко в барабан. – бьют в барабан
Вот и лиса к теремочку идёт,
Лисичка-сестричка трещотки несёт. – играют на трещотках
Серый волчок в бубенцы зазвенел, - бубенцы
А петушок громко песню запел.
Мишка мохнатый рад новосёлам,
Живёт в теремочке оркестр весёлый.
«Весёлый оркестр»
«Бум-бум! Трам-там-там!»-
Застучал барабан!
«Тук-туки-тошки!»-
Заиграли ложки.
«Четки-четки»-
Бряцают трещотки.
«Дин-дон, дин-дон!»-
Зазвенел металлофон!
«Бан-бан-балалал!»
Треугольник застучал.
«Бумба-бумба»-
Застучала румба.
А теперь нам нужно
Заиграть всем дружно!
«Снежный оркестр»
Летят, летят снежиночки:
Динь-динь, дон-дон, дан-дан.
Дети игрют на металлофоне соль-ми-до.
Снежиночки-пушиночки:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.
Звуки исполняются на ксилофоне.
Их ветерок покружит,
С метелью их подружит/Звучат шуршунчики/
Поют, поют снежиночки:
Динь-динь, дон-дон, дан-дан/Играют на металлофоне/
Им подпевают льдиночки:
Динь-динь, дон-дон, дан-дан/Играют на ксилофоне/
Тут дедушка Мороз их вдаль с собой унёс!
«Осенняя сказка»
Тихо бродит по дорожке,
Осень в золотой одёжке,
/тихо ударяют ладошками по барабану/
Где листочком зашуршит – маракасы.
Где дождинкой зазвенит – колокольчик.
Раздаётся громкий стук – деревянные палочки
Это дятел – тук-тук-тук - кубики.
Дятел делает дупло,
Белке будет там тепло – ксилофоны.
Ветерок вдруг налетел,
По деревьям пошумел – «шуршалки».
Громче завывает, тучки собирает-
тремоло бубнов.
Дождик –динь, дождик-дон,
Капель бойкий перезвон-
Колокольчики и металлофоны.
Всё звенит, стучит, поёт-
Осень яркая идёт! –
Все инструменты.
Речевые игры с движением
«Снеговик»
Раз-рука, два-рука,
/Выставляют руки вперёд/
Лепим мы снеговика/лепят руками/
Три-четыре, три-четыре
Нарисуем рот пошире
/идут по кругу/
Пять-найдём морковь для носа
/сужают круг/
Угольки найдём для глаз
/расширяют круг/
Шесть-наденем шляпу косо,
Пусть смеётся он у нас.
/выполняют пружинку/
Семь и восемь, семь и восемь,
Мы плясать его попросим
/выполняют пружинку/
Девять-десять, снеговик
/хлопают в ладоши/
Через голову-кувырк…
/кружатся дробным шагом/
Ну и цирк!
/поднимают руки вверх/.
«Кто нам песенку споёт?»
Ладушки, ладушки,
Приехали мы к бабушке.
Кто у бабушки живёт?
Кто нам песенку споёт?
/идут по кругу/
Вот идёт петушок,
Поднял кверху гребешок:
«Я вам песенку спою-
Ку-ка-ре-ку-ре-ку-ку!».
/идут по кругу высоко поднимая колени/
Вот и курочка идёт,
За собой цыплят ведёт:
«Спою песенку легко-
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»
/идут по кругу дробным шагом/
Вот козлёнок озорной
Вдруг затряс бородой:
«Подпевайте дружно мне-
Ме-ме! Ме-ме!»
/бегут прямым галопом/.
«Стёпка-растрёпка!»
Первый куплет проговаривается медленно и тихо, каждое повторение идёт всё быстрее и громче.
- Стёпка-растрёпка по лесу гулял,
/идут вразвалочку/
Стёпка-растрёпка шишки искал
/собирают шишки/
Солнце высоко-о-о!
/поднимают руки вверх и тянуться на носочках/
Стёпке нелегко-о-о!
/вытирают пот рукой/
На пенёк он сел
/присаживаются на корточки/
Песенку запел:
/хлопают в ладоши/
- Стёпка-растрёпка по лесу гулял,
И так далее по тексту.
«Лисичка- сестричка»
Дети: Лисичка-сестричка,
Пушистая шубка,
Где бывала? Кого видала?
/дети идут по кругу в центре стоит лисичка/
Лисичка: В деревне бывала,
Петушка видала
На заборе он сидит,
Песни солнышку кричит:«КУ-ка-ре-ку!»
Дети и лиса имитируют движения петушка.
Дети: Лисичка-сестричка,
Пушистая шубка,
Где ещё бывала? Кого ещё видала?
Лиса: В поле я бывала, мышку там видала!
Мышка зёрнышки грызёт,
Тоже песенку поёт: «Пи-пи-пи!»
/дети прсаживаются на корточки/
Дети: Лисичка-сестричка, пушистая шубка,
Где потом бывала? Кого потом видала?
Лиса: По мосточку пробегала
И лягушку увидала.
Возле речки сидит,
Изо всех сил кричит: «Ква-ква-ква!»
/прыгают как лягушата/
Дети: Лисичка-сестричка, пушистая шубка,
Куда прбежала? Кого увидала?
Лиса: В лес дремучий прибежала,
Зайцев серых увидала.
Зайцы крикнули: «Беда!
Разбегайтесь, кто куда!»
/хлопают в ладоши и убегают от лисы/.
«Волк и зайцы»
Дети: Погляди, лесной народ,
Волки видят хоровод.
/дети и «волки» идут двумя кругами противоходом/
Лапками хлоп-хлоп!
/хлопают в ладоши/
Ножками топ-топ!
/топают ногами/
Волки: Выходите погулять!
Мы не будем вас кусать!
/зовут руками/
Затем игра продолжается как в игре
«Кошки-мышки».
«Весёлый шоколад»
Раз, два, три, четыре, пять,
Бобы какао надо взять.
/шагают на месте/
В порошок всё растереть
/трут ладошки друг о друга/
Вкусный сладкий шоколад,
Приготовить каждый рад!
/прыгают и хлопают/
Продолжаем- шесть, семь, восемь,
/выполняют пружинку/
Какао-масло нужно срочно!
/сжимают и разжимают пальцы рук/
Сыпем сахар, ванилин,
Запоём все как один:
/собирают пальцы в щепотку/
Вкусный сладкий шоколад,
Приготовить каждый рад!
/прыгают и хлопают/
Девять, десять – нелегко!
/качают головой/
Мы добавим молоко,
/кружатся дробным шагом/
Всё по формам разольём,
/делают круговые движения руками/
И немножко подождём!
/приседают и делают кулачок под щёчку/
Вот готов наш шоколад
Съесть кусочек каждый рад!
/прыгают и хлопают/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие речи дошкольников посредством игр и игровых упражнений
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и у...
Родительское собрание «Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений».
Родительское собрание «Развитие речи детей посредством игр и игровых упражнений»....
Консультация для педагогов "Развитие речи детей на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности"
Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыв...
План самообразования на тему "Развитие речи детей, посредством пальчиковых игр и упражнений"
очень интересный и доступный материал....
Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"
Обобщение опыта работы по теме " Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр и упражнений"...
«Развитие речи детей посредством музыкальных интерактивных технологий»
Я, как музыкальный руководитель, имею прямое отношение к развитию речи детей, применяя при этом различные формы, методы и приёмы. Использую информационно-коммуникативные технологии, которые способству...
Отчет по самообразованию по теме "Развитие речи детей посредством пальчиковых игр и упражнений"
https://disk.yandex.ru/d/qeSFqp41W25unQ...