100 лет дошкольному образованию в Курганской области
занимательные факты по теме
Материал подготовлен к празднованию 100 летия дошкольного образования в Курганской области. В докладе освещены вопросы развития дошкольного образования в России и области, история специального образования, упомянуты выдающиеся педагоги прошлого и погготовленна викторина для слушателей. Выступление соправаждается предентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
100let_doshk.obrazov.docx | 39.02 КБ |
doshkolnoe_obrazovanie.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент социальной политики
Администрация города Кургана
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 1"
Выступление на педсовете по теме:
100 лет дошкольному образованию Курганской области.
Авторы учителя-логопеды: Литвинова Е. В.
Савинова Н. К.
Курган 2012
История
Детские сады как тип педагогических учреждений существует под разными названиями во многих странах мира и является обычно первым звеном в общей системе образования. Впервые детское учреждение типа детского сада было организовано в 1802 году в Нью-Ланарке (Шотландия) социалистом-утопистом Р. Оуэном (слайд) - так называемая «школа для малышей».
Дошкольные образовательные учреждения носят название «детский сад». А как появилось это название? Красивое, хотя и странное, название – «детский сад» – придумал в 1837 году немецкий педагог Фридрих Фребель (слайд). Он же и создал первое в мире «учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в Блакенбурге. Правда, оно просуществовало недолго, около двух лет.
А вот первые «ясли» открылисьв Париже 14 ноября 1844 года,основатель первых учреждений для маленьких детей Жан ФирминМарбо.
А как же обстояло дело с дошкольным образованием в России? (слайд)Часто утверждается, что первый детский сад в России был открыт Аделаидой Симонович(слайд). Это не соответствует действительности, хотя А.С.Симонович действительно была крупнейшим деятелем российского дошкольного образования 2-й половины XIX века, но её детский сад открылся в 1866 году(слайд).
Детский сад, основанный в 1863 году С.Люгебиль был действительно первым на территории современной России, но не на территории Российской империи: первый в Российской империи детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 годуСедмиградским.
Но мало кто знает, что был еще Егор Осипович Гугель -духовный последователь И.Песталоцци, инспектор классов в Гатчинском воспитательном доме, который осуществил свой первый в России опыт «школ для малолетних детей» за 30 лет до появления первого детского сада в России, в те самые годы, когда Фридрих Фребель еще только готовился произнести во всеуслышание слова «Детский сад». Это был еще не детский сад (просто термина такого не существовало), но и не школа, так как в небольшом домике в Гатчинском парке Е. Гугель со своим товаришем П. Гурьевым собрали десять мальчиков 4-6 лет не для обучения, а для придания «правильного направления в развитии детских способностей». Этот двухлетний опыт работы и описания его позже в первом в России «Педагогическом журнале», издаваемом ими же, и можно считать первым этапом прихода детского сада в Россию (слайд).
Начало государственной системы дошкольного образования в нашей стране было положено после принятия 20 декабря 1917 года «Декларации по дошкольному воспитанию».
За год до первого общероссийского празднования Дня воспитателя и всех дошкольных работников, осенью 2003 года в Санкт-Петербурге прошло празднование Дня воспитателя в честь 140-летия первого в городе детского сада. После этого во все регионы страны было разослано письмо с предложением сделать праздник общенациональным.
Данные исторические вехи относятся к общероссийской истории дошкольного образования, нам же, интересно, как шло развитие данного направления образования в Курганской области. Ведь как известно в этом году мы отмечаем столетие образования дошкольного образования в Курганской области.
Забота одетях до 1909 года в Кургане сводилась корганизации рождественскихелок, пасхальных концертов иобедов, атакже раздачиподарков кпраздникам идням рождения.
Курганская городская дума летом 1909 года устроила детскую площадку, куда на деньможно было привести малышей для игр ипрогулок. Но на весь деньдетей мало кто оставлял,восновном, часа на два, на три. Ежедневно на площадке бывало до 200 детей, за нимиследили «тети»и«няня», эти девушки имели необходимые знанияиопыт.
Опытдетской площадки, тeудобства, которые давалоскромное,нополезное заведение, натолкиуло на мысльо созданиинастоящего детского сада. Этим вопросом занялось Общества внешкольного воспитания.
Подлинные документы Общества до нашего времени не сохранились. Поэтому изучать его деятельность можно только по газетам того времени и печатным изданиям самого Общества. Организация возникла в декабре 1912 г. В это время в г. Кургане выходил «Курганский вестник» – популярная городская газета. Деятельность Общества внешкольного воспитания с декабря 1912 по 1914 гг. очень подробно и точно можно изучать именно по этой газете. Свою главную задачу Общество видело в попечительстве над детьми дошкольного возраста из неимущих и малоимущих семей, а также сиротами.
Как отмечается в отчете за 1913 г., в деятельности Общества внешкольного воспитания были и удачные, и неудачные начинания. Наиболее удачным было создание в 1912 г. в Кургане народного детского сада. Для изучения вопроса директор сада специально ездила на курсы в г. Киев. Для занятий со средней группой детского сада из г. Киева была приглашена воспитанница школы нянь-фребеличек (последовательниц учения немецкого педагога А. Фребеля) Киевского общества Народных детских садов А.Д. Круглова.Сдетьми Курганскогодетсада занималась лучшие педагогигорода.Приходил такжесвященник,учил грамоте изаконубожию.Детиполучали трехразовое питание, а помимо традиционных праздничных подарков иувеселений вскоре появилось ещеодно,новое — кинематограф. Тогда онназывался«Электрическийтеатр»
У детсадовцев была казенная одежда – в то время государство старалось одевать в недорогую, но приличную форму, чтобы не было, с одной стороны, детского хвастовства родительским кошельком, а с другой стороны,чтобыобшивать и обстирывать малышей былоудобней.
Бесплатное помещение для народного детского сада предоставил А.Д. Смолин. За первый же год поступило много пожертвований деньгами и «натурой»: два граммофона, швейная машина, линолеум для трех классных досок, два уличных фонаря, лошади для катания, сотни аршин ситца, две живые курицы, четыре пуда вареной колбасы, конфеты, куличи, игрушки, велосипед и др.
В народный детский сад принимались, главным образом, дети неимущих и малоимущих родителей. Плата за детей взималась в зависимости от материального положения родителей. Дети неимущих родителей посещали сад бесплатно, малоимущим плата понижалась. Летом 1913 и 1914 гг. детей вывозили на летнюю дачу или, как тогда называли, «летнюю колонию». В 1913 г. летняя колония была организована в деревне Саниной, в 1914 г. – на заимке Я.Ф. Калташева.
А уже на 1 января 1921 г. В Кургане и Курганском уезде функционировало 20 дошкольных учреждений, из них один дом дошкольника, 10 садов города и 9 садов уезда. Один из детских садов был польским, работавший при польской школе, и один мусульманский открытый в 1921 году(3 слайда).
Так складывалась и развивалась система детских садов на территории Курганской области. В советское время эта система достигла наивысшего расцвета. К сожалению, во время всеобщих реформ она пережила кризис, и только в последние годы наметилась тенденция к возрождению, дальнейшему развитию и совершенствованию государственной системы дошкольных учреждений.
Мы не можем обойти своим вниманием вопрос о развитии специального (коррекционного) образования.
Впервые мысль о том, что слабоумные дети нуждаются в особых формах обучения и воспитания, высказал швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци.
Выдающийся чешский педагог Ян Амос Коменский выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера. Он считал, что все они имеют право на обучение.
В России, как и в Европе, развиваются несколько направлений помощи детям с отклонениями в развитии:
христианско-благотворительное – приюты, богадельни, дома призрения;
лечебно-педагогическое – специальные отделения при больницах, школы-санатории;
педагогическое – детские ясли и сады, школы, колонии.
Основой финансирования учреждений специального образования являлись благотворительные средства.
По утверждению Н.Н. Малофеева, в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений, в которых воспитывалось около 2 тыс. детей с различными умственными недостатками.
Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 г.
Дети с отклонениями в развитии были объявлены объектом исключительно государственной заботы и оказались в определенной изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, церкви, общественных благотворительных инициатив. Сформировалась система «закрытых» специальных образовательных учреждений интернатного типа.
В 1917–1918 гг. было обнародовано около 30 правительственных документов, на основании которых:
• церковь отделялась от школы;
• запрещалась благотворительная деятельность;
• упразднялись все благотворительные организации. В конце 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению, занимавшаяся созданием новой школьной системы. Специальные образовательные учреждения перешли под юрисдикцию Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), который возглавлял А.В. Луначарский. Оформление новой системы произошло в конце 1920-х гг.
Источником финансирования системы специального образования впервые становится госбюджет.
У советской системы специального образования имелись свои плюсы и минусы:
структурное совершенствование, дифференциацию, расширение охвата специальным обучением нуждающихся в нем детей;
высокий уровень развития методологических, теоретических и методических основ специальной педагогики.
цензовый характер образования аномальных детей, что способствовало разделению данной категории на «обучаемых» и «необучаемых;
наличие барьера между детьми, содержащимися в условиях закрытого типа;
отсутствие социальных программ поддержки семьи, воспитывающей особого ребенка;
В настоящее время система специального образования находится в переходном периоде от сегрегации и дифференцированного обучения к интеграции. Изменение педагогической концепции привело к тому, что в центре педагогической системы встала личность ребенка, учет ее реальных потребностей и возможностей. Образование ребенка с особыми образовательными потребностями рассматривается не только как подготовка к жизни, но и как часть культуры, способная помочь выпускнику школы совершенствовать свои общекультурные и профессиональные знания, умения и навыки, не прерывать свое образование на протяжении всей жизни.
Изменения, происходящие в специальном образовании, связаны прежде всего с тем, что ратифицированы многочисленные международные акты в области прав человека.
Многие изменения в сфере отечественного образования происходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах поотношению к детям с ограниченными возможностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально развивающихся детей (слайд). Можно выделить три интеграционные модели, апробированные за рубежом.
Специальный кабинет. Программа предусматривает каждодневную помощь ребёнку с ограниченными возможностями при затруднениях, возникающих в процессе обучения и воспитания.
Путешествующий педагог. Специальный педагог посещает рядучебных учреждений и восполняет проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания.
Консультант. Организуется консультационный пункт, где оказывается помощь вне учебного учреждения.
Для осуществления интеграции в России необходимо подготовитьобщество, улучшить материальную базу образовательных учреждений, повысить подготовку специалистов, реализовывать программы ранней помощи детям с ограниченными возможностями.
Для осуществления интеграции дошкольные учреждения должныиметь специальное кадровое и материально-техническое обеспечениедля проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Наиболее реальным видится применение частичной интеграции в коррекционные группы на базе массовых ДОУ поотношению к детям с нерезко выраженными нарушениями в развитии.
Выдающиеся педагоги прошлого
(слайд) Ян Амос Коменский(1592 - 1670). Чехия. Закончил Богословский факультет Гейдельбергского университета в Германии. Работал учителем братской школы в Чехии. Его приглашали для улучшения школьного дела в разные страны: Англию, Швецию, Венгрию и др. Основоположник педагогической науки. Разработал классно-урочную систему обучения, написал первые иллюстрированные учебники.
(слайд) Иоган Генрих Песталоцци (1746 - 1827). Швейцария. Учился в коллегиуме на филологическом и философских отделениях. Пытался организовать обучение детей крестьян, соединить их обучение с производительным трудом. Разработал основы и частные методики начального образования. Обосновал идею развивающего обучения.
Роберт Оуэн (1771 - 1858). Англия. Создал систему обучения детей рабочих: ясли, детский сад, начальная школа, вечерняя школа, клуб. Впервые изгнал религию из школы, соединил обучение с промышленным трудом.
(слайд) Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870). Россия. Закончил юридический факультет Московского университета. Работал профессором в ярославском юридическом лицее, инспектором Ратчинского сиротского института, инспектором классов Смольного института благородных девиц. Является основоположником русской педагогической науки. Написал учебники “Родное слово” и “Детский мир”. Разработал “Проект учительской семинарии”. Обосновал принцип народности воспитания.Разработал педагогическую систему:
-воспитание ребенка должна начинаться в семье
-воспитание продолжается в ДОУ
-обязательное школьное образование
(слайд) Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). Россия. Открыл в Ясной Поляне школу для детей крестьян, работал в ней учителем. Написал “Азбуку”, четыре книги для чтения, учебник по арифметике. Издавал педагогический журнал “Ясная Поляна”, написал ряд статей по вопросам обучения и воспитания детей из народа.
(слайд) Надежда Константиновна Крупская (1869 - 1939). СССР. Закончила педагогический класс гимназии, училась на Высших женских курсах. Работала учительницей в вечерне-воскресной школе. Была заместителем наркома просвещения РСФСР, почетным академиком, доктором педагогических наук. Написала много работ по теории и методике обучения и воспитания. Стояла у истоков создания пионерской и комсомольской организаций, вела активную переписку с пионерами.
Викторина
Ведущий читает вопрос, а затем предлагает посмотреть ответ на экране
Кто автор возрастной периодизации (детство, отрочество, юность, возмужалость.). (слайд) (Ян Амос Коменский)
Как называется книга Коменского, которая является первой в мире программой и пособием по дошкольному воспитанию. (слайд) («Материнская школа»)
Кто определил два важных положения в концепции воспитания и образования: о применения наглядности в процессе обучения (настаивал на необходимости формировать у детей культуру наблюдения.)и о развивающем характере обучения. (слайд) ( Иоган Генрих Песталоцци)
Подсказка: разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счету и измерению, упростив ее так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться в занятиях со своими детьми.
Посмотрите на экран и скажите кто автор данных пособий. (слайд) (6 даров Ф. Фребеля)
В основу педагогической системы этого русского педагога был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. (слайд) (К. Д. Ушинский).
Этот итальянский врач – педагог, отрицал руководящую роль взрослого в воспитании и развитии детей, разработал систему сенсорного развития и выделил следующие принципы воспитания и развития:
-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам
-развитие всех органов чувств
-ручной труд (вырезание ножницами)
-пение, игры на воздухе. (слайд) (Мария Монтессори)
Этим видным психологом – экспериментатором были разработаны и научно обоснованы основы социальной реабилитации аномального ребенка, снимающей отрицательные социальные наслоения в процессе формирования личности ребенка в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности.
Подсказка: Разработал учение о первичности и вторичности дефекта. Им активно разрабатывалась мысль о компенсаторных возможностях организма аномального ребенка. (слайд) (Л.С. Выготский.)
Этот педагог установила систему игр и занятий по недельному расписанию. Подготовила примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний. (слайд) (А. С. Симонович)
Участвовала в составлении первой «Программы работы детского сада», разработала систему сенсорного воспитания, и развития речи. Описала правила для ребенка, выдвинула требования к наглядным пособиям, разработала подробно словесные методы (рассказы, истории). Обращала внимание на развитие у детей творческих способностей. (Елизавета Ивановна Тихеева)
!!!Рекомендации: Детский сад. Дебют в России : книга о том, кем, каким образом и на каких основах было создано российское дошкольное воспитание : из работ основателей русского детского сада и впечатлений современников о делах Егора Гугеля, Владимира Одоевского, Софьи Люгебиль / сост. А. С. Русаков. – СПб.: Образовательные проекты; М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. - 208 с.
Использованная литература
Кайданова, М. Ребенок – это дивный нежный цветок. Как работали первые детские сады города Кургана / М. Кайданова // Курган и курганцы. – 2009. – 14 мая. – с. 7
Леготина, И.М. Благотворительность в Курганской области: история и современное состояние : учеб.пособие для студентов вузов / И.М. Леготина ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : ШГПИ, 2010. – 244 c.
Соболев, А. Как жилось детям в дореволюционном Кургане / А. Соболев// Курган и курганцы. – 1995. – 8 августа. – с.2
Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Академия, 2000.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ статья Дошкольное образование в России
http://ru.wikipedia.org/wiki/ статья День работников дошкольного образования
http://lib.rus.ec/b/347737/read
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роберт Оуэн 1771 — 1858
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель 1782 —1852
Аделаида Семеновна Симонович
Детская площадка в городском саду города Кургана летом 1919 года
Детсадовцы и их воспитатель . Курган ,начало 30-х годов
Группа детей с воспитателем. Курган, 1936 год
Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся детей: Специальный кабинет Путешествующий педагог Консультант
Ян Амос Коменский (1592 - 1670)
Иоган Генрих Песталоцци (1746 - 1827)
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870)
Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)
Надежда Константиновна Крупская (1869 - 1939)
ВИКТОРИНА
Ян Амос Коменский (1592 - 1670)
Иоган Генрих Песталоцци (1746 - 1827)
6 даров Фридриха Фребеля
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870)
Мария Монтессори
Лев Семенович Выготский
Аделаида Семеновна Симонович
Самая светлая радость на свете — Это, конечно, дошкольники-дети. Только увижу друзей-почемучек, В детство найду я потерянный ключик. Тысячу разных и сложных вопросов Мне задает непоседа курносый. Будет ответ мой и точен, и ярок, Словно желанный и щедрый подарок. Жизнь подарила мне главное чудо, Скоро я доброй волшебницей буду, Чтобы сияли глаза ребятишек — Шустрых девчонок и шумных мальчишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОБРОЕ СЛОВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА (непосредственно образовательная деятельность) Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», образовательная область «Речевое развитие», средняя группа
Развивать нравственные основы личности в процессе формирования представления о дружбе, доброте, пониманию образного содержания пословиц и поговорок. Эмоционально сближать детей, понимать эмоцион...
Методический портфель педагога дошкольного образования по образовательной области «Познавательное развитие»
ОГАОУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ» Кафедра развития и экспертиз ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Методический портфель педагога дошк...
Методический портфель педагога дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Методический портфель...
Рабочая программа дошкольного образования в образовательной области "Художественно - эстетическое воспитание в ДОУ" "Нетрадиционные пути к творчеству"
Рабочая образовательная программа адресована педагогам дополнительного образования по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, а...
Дипломная работа "Методический портфель воспитателя дошкольного образования по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»
СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. (Теоретический) Основопологание профессиональной деятельности педагога...........................................................
Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Физическое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...