Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками
статья по коррекционной педагогике на тему
Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками.
Сегодня мы видим, как все быстро меняется: дети и родители, отношения родителей и детей в семье, отношение семьи к школе и в целом к обучению детей. Члены семьи все меньше проводят времени друг с другом, больше времени проводят перед телевизором, а дети часто предоставлены сами себе. Родители оставляют развитие ребенка на дошкольные образовательные организации ожидая к начальной школе " готового ученика", который умеет читать и писать. Но не все дети соответствуют этим ожиданиям, у многих первоклассников возникают трудности в обучении. Нейропсихология может помочь в определении точных причин возникших трудностей.
Нейропсихология - раздел клинической психологии. Эта наука изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны мозга работают при осуществлении различных психических функций. Эта область психологии тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога А.Р.Лурии.
Можно сказать, что нейропсихолог, вооруженный знанием онтогенеза различных форм психической деятельности и механизмов их функционирования в норме и патологии, может квалифицированно произвести системный анализ нарушений (дефицитарности) высших психических функций (Глозман, 2012).
Рассматривая факторы, приводящие к школьной дезадаптации уже на самых ранних стадиях обучения ребенка в образовательном учреждении, в настоящее время как одни из основных можно выделить следующие:
- Недостаточность формирования отдельных психических функций от несформированности зрительно-моторных координаций до различной выраженности незрелости развития мелкой моторики, логических форм мышления, недостаточного развития речевых функций и т.п.;
- Недостаточный уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе (в качестве функциональной базы), недостаточная сформированность регуляторных механизмов деятельности, произвольности функций, начиная от произвольного внимания и запоминания до произвольной регуляции речевой активности и поведения в целом;
- определенный уровень социальной незрелости, т.е. несформированности “внутренней позиции школьника”, в том числе невозможности следования определенным социальным правилам и ролям, заданным ребенку как школьнику.
Оба последних фактора в значительной степени отражают степень сформированности произвольных (регуляторных) механизмов деятельности(Семаго Н.Я., Семаго М.М.).
Комплекс игр и упражнений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Е.Комарова педагог-психолог
г. Ярославль МДОУ "Детский сад №144"
Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками.
Сегодня мы видим, как все быстро меняется: дети и родители, отношения родителей и детей в семье, отношение семьи к школе и в целом к обучению детей. Члены семьи все меньше проводят времени друг с другом, больше времени проводят перед телевизором, а дети часто предоставлены сами себе. Родители оставляют развитие ребенка на дошкольные образовательные организации ожидая к начальной школе " готового ученика", который умеет читать и писать. Но не все дети соответствуют этим ожиданиям, у многих первоклассников возникают трудности в обучении. Нейропсихология может помочь в определении точных причин возникших трудностей.
Нейропсихология - раздел клинической психологии. Эта наука изучает мозговую организацию психических функций; исследует, какие зоны мозга работают при осуществлении различных психических функций. Эта область психологии тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога А.Р.Лурии.
Можно сказать, что нейропсихолог, вооруженный знанием онтогенеза различных форм психической деятельности и механизмов их функционирования в норме и патологии, может квалифицированно произвести системный анализ нарушений (дефицитарности) высших психических функций (Глозман, 2012).
Рассматривая факторы, приводящие к школьной дезадаптации уже на самых ранних стадиях обучения ребенка в образовательном учреждении, в настоящее время как одни из основных можно выделить следующие:
- Недостаточность формирования отдельных психических функций от несформированности зрительно-моторных координаций до различной выраженности незрелости развития мелкой моторики, логических форм мышления, недостаточного развития речевых функций и т.п.;
- Недостаточный уровень развития мотивационно-волевой сферы, в том числе (в качестве функциональной базы), недостаточная сформированность регуляторных механизмов деятельности, произвольности функций, начиная от произвольного внимания и запоминания до произвольной регуляции речевой активности и поведения в целом;
- определенный уровень социальной незрелости, т.е. несформированности “внутренней позиции школьника”, в том числе невозможности следования определенным социальным правилам и ролям, заданным ребенку как школьнику.
Оба последних фактора в значительной степени отражают степень сформированности произвольных (регуляторных) механизмов деятельности(Семаго Н.Я., Семаго М.М.).
Исследование произвольной регуляции возможно с использованием известных нейропсихологических проб:
- реципрокных движений рук;
- динамического праксиса;
- праксиса позы пальцев;
- реакции выбора и др.
Нейропсихологическая диагностика базируется на Луриевском подходе. Луриевский нейропсихологический анализ, направлен не на результат выполнения теста, а на процесс его выполнения.
Основной задачей диагностики является выявление несформированности или рассогласования различных функциональных систем ребенка. На основе результатов диагностики строится коррекционно-развивающая работа во взаимодействии с педагогами.
Изучая работы в области нейропсихологии хочется отметить, что успешное обучение и развитие ребенка зависят от нескольких составляющих:
- учет функциональной асимметрии полушарий головного мозга;
- полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном детстве;
- учет половых особенностей;
- воспитание и обучение в соответствии с динамикой развития головного мозга ребенка.
Рассмотрим это более подробно:
Функциональная асимметрия полушарий заключается в распределении психических функций между полушариями. Правое полушарие является гуманитарным, образным и творческим. Оно отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие считается математическим, знаковым, речевым, логическим и аналитическим. Оно отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарных, левополушарных и равнополушарных. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т. д. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий. Дело в том, что современное образование ориентировано, прежде всего, на левополушарных детей.
Мозолистое тело находится между полушариями в теменно-затылочной части и состоит из 200 млн. нервных волокон. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Его основное развитие происходит у девочек до 7 лет, у мальчиков – до 8-8,5 лет. Во время стресса происходит нарушение межполушарного взаимодействия и, соответственно, нарушение скоординированной работы двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации на проверках и экзаменах, что особенно часто наблюдается на уроках учителей авторитарно-подавляющего типа. Следовательно, одним из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка является полноценное развитие мозолистого тела в дошкольном возрасте. Мероприятия по развитию мозолистого тела необходимо проводить при помощи специальных комплексов двигательных и дыхательных упражнений, растяжек и т. д. Произвольное запоминание огромного объема информации ребенком, тренировка навыков не являются эффективным способом успешного развития. Ниже приводится комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия.
Половые различия заключаются, прежде всего, в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми детьми, чем мальчики. К 7-ми годам у девочки головной мозг имеет высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков к обучению определяется только к 8 годам. При поступлении в школу мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако общепринято считать возрастом школьной готовности 7-летний возраст, независимо от половой принадлежности.
У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной ориентации имеется уже в 6 лет, то у девочек ее нет даже в 13.Мозг мальчиков, по сравнению с девочками, более прогрессивная, избирательная и экономичная система. У мальчиков особенно избирательно активен передний мозг, его лобные ассоциативные структуры. Именно эти отделы мозга отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков творческим, объясняет их высокую поисковую активность, способствует более активной самореализации. У девочек совершенно иная организация работы коры больших полушарий – высокий уровень функциональной активности не передних, а задних отделов коры (а также слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов).
Утомление так же неодинаково сказывается на работе мозга детей разного пола. У мальчиков при этом больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).
Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков.
Развитие головного мозга всегда "простраивается" с задних отделов к передним, справа налево и снизу вверх. На уровне пространства, например, при сканировании текста с листа или картины, человек в норме воспринимает информацию сверху вниз и слева направо. Если же вектор развития мозга нарушен, то и сканирование текста с листа будет нарушено, что непременно скажется на качестве обучения в школе(Сиротюк А.Л.2003).
Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях онтогенеза, поэтому для каждого возрастного периода характерны специфические нейрофизиологические условия формирования и развития психических функций. В свою очередь, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития и обучения. Развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми, как отмечал Л.С. Выготский. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис. Дисфункция, или незрелость, у детей различных участков головного мозга приводит к соответствующим расстройствам высших психических функций (ВПФ). Они не даны ребенку изначально в готовом виде и проходят длительный гетерохронный и асинхронный путь развития, начиная с внутриутробного периода, когда закладываются их предпосылки.
На дошкольный возраст приходится созревание второго функционального блока (смотри подробнее [4]), поэтому применение методов нейропсихологии на данном возрастном этапе, является приоритетным направлением в ДО.
Комплекс игр и упражнений
Упражнение "Ухо - нос"
Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".
Упражнение "Змейка"
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.
Упражнение "Колечко"
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
Упражнение "Снеговик"
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Упражнение "Дерево"
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
Упражнение "Перекрестное марширование"
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
Упражнение "Скалолаз"
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
Упражнение "Глаз – путешественник"
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
Упражнение "Глазки"
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
Литература
- Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста. -М.:Академия,2009.
- Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных.-М: Смысл, 2012.
- Лурия А. Р. Лекции по общей психологии - СПб.: Питер, 2006.
- ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2006.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога.-М.: АРКТИ, 2000.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М.: Генезис, 2007.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М.: Сфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович. «Метод замещающего онтогенеза» основывает...
Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней логопедической группе для детей с ОНР
Нейропсихологический подход в работе логопеда в средней группе для детей с ОНР...
Нейропсихологический подход в работе учите – логопеда и учителя – дефектолога при работе с детьми с ОВЗ.
На основе изученного мною материала и личного опыта хотелось бы поделиться наиболее результативными и действиными приемами применяемыми мною в ходе коррекционно - образовательного процесса в работе с ...
Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.
Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...
Тема: «Нейропсихологический подход в работе с детьми на занятиях физической культуры»
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Основа формирования личности – это полноценное физическое...
Консультация для педагогов на тему: «Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками»
В до Консультация для педагогов на тему "Нейропсихо...