«Воспитание привычек здорового образа жизни» (из опыта работы)
статья по теме

Атаманова Наталья Юрьевна

Дети будучи самостоятельными в выполнении культурно- гигиенических навыков, чувствуют себя равноправным членом детского и семейного коллетива, видя заботу о  себе, учатся проявлять её по отношению к  окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа  №4 города Сызрани самарской области Структурное подразделение, реализующее программу дошкольного образования.

Тема: «Воспитание привычек здорового образа жизни» (из опыта работы)

( Из опыта работы)

                                                       Разработал:  

      Воспитатель

                                             первой квалификационной категории

                                  Чинарова Татьяна Михайловна

Сызрань 2012

«Воспитание привычек здорового образа жизни» (из опыта работы)

Формирование у детей навыков культурной гигиены осуществляется в соответствии требованиями «Программы воспитания в детском саду». Работу в этом направлении началась с первых дней  приема детей. Из 25 детей – 3 детей «домашних» т,е. не были знакомы с режимом детского сада его обстановкой, но проявляли самостоятельность в одевании, умывании, еде – они быстрее и легче привыкли к детскому саду. Активность детей в самообслуживании при умывании, еде, одевание создает положительную эмоциональную установку в этих навыках.

Первая задача по воспитанию культурно-гигиенических навыков это

Воспитание опрятности у детей, обучение следить за внешним видом. В этом возрасте ребенок должен сам надевать и снимать одежду в нужной последовательности, аккуратно складывать или вешать её на определенное место, замечать неполадки в своем костюме и исправлять их самостоятельно или обращаясь за помощью к взрослым.

Дети, которые умели одеться и раздеться, закрепляли этот навык через дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать».

Так «солдат», «доктор» наблюдали, за тем как дети одеваются, или игровые персонажи выполняли различные действия, отражающие момент одевания и раздевания, складывание вещей на место в определенно последовательности (например «Маша – растеряша»).

Но прежде чем требовать от ребенка выполнения навыка одевания и раздевания, учила его действиям необходимым при их выполнении. Показ и объяснения давались четкие, и наглядно демонстрировала способ их выполнения.  Показ делала в замедленном темпе. Если ребенок не мог сразу следовать образцу, то ему оказывалась непосредственная помощь. И обращалось внимание детей на рациональность тех или иных способов действия. (например, намокшие на прогулке вещи относить сушить по одной – это легче и удобнее нести, проще разложить или развесить каждую).

Так важна при обучении последовательность: действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются, чем аналогичные им в одевании ( шорты, носки снять легче, чем надеть) чтобы научить одевать колготки неоднократно объяснялось (что пятка сразу окажется на месте, если одевать их с носка, предварительно собрав в гармошку. А правильно  надеть платок, свитер, шапку сначала определить, где у них перед), но и упражнять его в этом систематически изо дня в день.

Желательно,  что показ действий воспитателя и попытки детей самостоятельно выполнять, сопровождать еще и взрослыми, направляющими внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это помогает малышу быстрее усвоить способ выполнения, уяснить почему нужно поступать именно так, что освоил ребенок действия, но ему их уже надоело выполнять. В этом случае его можно заинтересовать поручением, выполнение которого связано с нужным действием (например, проверь у всех ли сложена аккуратно одежда в шкафу, на стульчике,  правильно ли одеты сандалии, у кого самая аккуратная прическа). Необходимо учить ребенка, так же как и в любых других видах деятельности, доводить начатое до конца и выполнять качественно.  (Например,  не только снимать одежду аккуратно складывать и вешать её, но и сразу выворачивать каждую вещь на лицевую сторону). Постепенно все действия будет малыш выполнять качественно, движения приобретут ловкость.

Вторая задача – учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место, пользоваться носовым платком, чистить зубы. Перед приемом пищи, после сна и после туалета необходимо детям в целях гигиены  мыть руки и лицо. Для этого учим детей предварительно засучить рукава самостоятельно или при помощи взрослого. Обучая их этому навыку, также даем показ объяснение четкое последовательным действиям…, оказываем индивидуальную помощь. Обращаем внимание на рациональность способов действия. ( Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, сложить, а потом уже вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол, выглядит аккуратно).

А чтобы сухо вытираться полотенце нужно снимать с крючка и разворачивать, пользоваться только своим полотенцем и вешать на своё место. При умывании читаем р.н. потешки «Водичка..», « Кран откройся» стихи из «Мойдодыра», «Да здравствует мыло душистое..», из «Что такое хорошо», «..Этот мальчик любит мыло..».

Такая обстановка создает интерес у ребенка, радостное настроение, желание.

Вопросы воспитателя в ходе умывания детей, направляют их внимание на необходимость действовать определенным образом. Это помогает малышу освоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Поощрение или порицание ребенка в присутствии товарищей воспитатель должен делать в такой форме, чтобы  не вызвать обиды, зависть, зазнайство.

На положительный пример, не только указывали, но и стараемся раскрыть перед детьми пути достижения результата (Например, «Посмотрите, как красиво повесил полотенце Саша. Сейчас я еще раз покажу, как это делать. Завтра мы научимся еще, и все научатся делать это).

Чтобы предупредить влияние отрицательных примеров, порою бывает целесообразно остановить внимание детей на их последствиях и для самого малыша и для окружающих. (Например, Дима сильно открыл кран, поэтому намочил одежду себе и залил нас и стены. Он сделал это нечаянно, но Людмиле Павловне придется вытирать пол).

С течением времени от детей стали добиваться качественного внимания наиболее важных элементов навыка. (Например, намывать руки до появления пены, привлекать к помощи товарища «Открой кран, а то у Сережи в руках мыло, и ему неудобно сделать это самому).

В результате целенаправленной педагогики работы возрастает самостоятельность детей в процессе еды. Они овладевают уже в настоящее время аккуратно кушать, пережевывают еду с закрытым ртом, без напоминания пользуются салфеткой.

Немаловажное значение имеет усвоение детьми следующих правил: нельзя выходить из – за стола с полным ртом, с куском хлеба в руках. По окончании еды нужно поблагодарить взрослого, тщательной вытирать салфеткой губы, пальцы; вставая, тихо задвигать стул, не мешать тем, кто еще не закончил есть.

Готовить ребенка выполнять правила поведения за столом будет способствовать привлекательный вид блюда. (Например, как вкусно пахнет суп, какая красивая запеканка, мягкий и хлеб).

Используем художественное слово  «Маша обедает - … час обеда подошел, села Машенька за стол..» , «Вот он хлебушек душистый, с тонкой корочкой золотистой..»

Дидактическая игра: «Петушок пришел крошки под столом искать и на столе».

За истекшее время все дети научились выполнять правила еды в разной степени…

Заканчивается ІІ полугодие учебного года дети будучи самостоятельными в выполнении культурно-гигиенических навыков, чувствуют себя равноправным членом детского и семейного коллектива, видя заботу о себе, учатся проявлять её по отношению к окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание привычек здорового образа жизни. Организация ухода за детьми младшего дошкольного возраста. Консультация для родителей

Условия жизни детей в детском саду следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности малыша. Отрывной точкой служит следующее: все, что есть в детском саду (в ...

Консультация для родителей Роль семьи в воспитании привычки здорового образа жизни

О важности формирования привычки здорового образа жизни в дошкольном возрасте...

"Семейное воспитание и культура здорового образа жизни" (из опыта работы)

Данный материал позволяет выявить причины, которые влияют на состояние здоровья детей как негативно, так и позитивно. Сформулировать противоречия  методов семейного воспитания культуры здоровья.В...

Формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни. Из опыта работы

Описание: работа будет полезна воспитателям для написания докладов, консультаций, обобщения опыта по работе с родителями по формированию ЗОЖ, даст возможность родителям поближе познакомиться с ра...

Проект по воспитанию привычки здорового образа жизни «Хочу расти здоровым»

Формирование у ребенка осмысленного отношения к здоровому образу жизни...

«Формируем привычку к здоровому образу жизни (из опыта работы)»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Интегрированный подход в работе с семьей по формированию основ здорового образа жизни (из опыта работы)

В сообщении  говорится  о совместной работе ДОУ с семьями воспитанников по формированию основ здорового образа жизни из опыта работы....


 

Комментарии