РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ВОСПРИЯТИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СОЧИНЕНИЯ СКАЗКИ
статья (подготовительная группа) по теме

Устинова Светлана Викторовна

Рекомендации по использованию сказки  педагогами дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА  ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ВОСПРИЯТИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СОЧИНЕНИЯ СКАЗКИ

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже мы понимаем друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать нам возможность понять друг друга. Сказка дает нам необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства. Сказка поможет нам возразить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости. «Сказка» - писал В.А.Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, т.е. учит сопереживать.

 А.В.Запорожец писал о существовании особого вида эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов этого эмоционального познания часто происходит в процессе восприятия художественного произведения. Под влиянием, слушания у ребенка возникает эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. Работа над сказкой, отмечал А.В.Запорожец, должна проходить при правильной организации психологической и педагогической деятельности, при которой у ребенка формируются определенные тенденции, которые обнаруживаются и в его собственном творчестве, и в его отношении к художественным произведениям. Слушая сказку, ребенок дошкольник подходит к ее  оценке с реалистической позиции.

        Педагогу необходимо  так организовать свою творческую деятельность, чтобы даже у детей-дошкольников вызывать интерес к судьбе героя, повествованию, заставить ребенка следить за ходом событий и переживать новые для него чувства.

        Для этого предполагается, помимо прочтения и обсуждения сказки, предложить ребятам игру-драматизацию, которая способствует возникновению действенного восприятия. Дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их, что мешает ему в понимании некоторых литературных форм, напоминающих сказку (басню, пословицу).

         Художественная литература, отмечает А.М.Виноградов, должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности. Поэтому готовясь к беседе с детьми, педагог должен продумывать вопросы, которые он задаст ребенку. Беседа не должна состоять из нотаций и поучений. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает осознанию главной идеи. Ставятся вопросы пробуждающие у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев,   их внутреннему миру, их переживаниям. Они должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему. После беседы можно предложить детям такие вопросы, как:  «О чем ты думал, когда слушал сказку?» может быть, что-нибудь похожее было и в  твоей жизни? Расскажи.

        Последующий этап работы педагога над сказкой – это игра драматизация, как говорилось выше. Эта работа раскрыта авторами Л.В.Филипповой, И.Н.Кольцовой, Фирсовой по направлению Здоровьесберегающая педагогика в книге «Сказка как источник творчества детей». содержание этого пособия позволит также познакомить детей со славянской мифологией, ее героями, бытом славян.

        Далее при работе над сказкой можно использовать прием «нравственной лесенки», где ребятам предлагается расставить персонажи так, чтобы на верхних ступенях находились более понравившиеся, а на нижних – менее понравившиеся герои. Размещая действующих лиц сказки по «нравственной лесенке», дети задумываются над нравственным смыслом поступков героев, участие аргументировать свой выбор, развивают афорективное воображение.

        Следующий этап работы над сказкой – воплощение переживания в рисунке. Детей следует побуждать к активной интериритации своих рисунков. Этому способствуют организации выставки рисунков, которые распределяются относительно высказываний, эмоциональной оценки и характера персонажей.

        Работу над словесным творчеством и формированием образности речи, как одного из многих компонентов творческого развития детей вам предлагается проследить на примере русской народной сказки «Царевна – лягушка».

        Сказка читается четко, ясно, с выражением. После прочтения сказки главный акцент делается не на то, как ребенок запомнит прочитанное, а насколько он понял содержание, насколько полученные знания обогатили детский опыт. Для этого предлагается провести рассуждения о характере героев. «Если бы вы попали в сказку, на месте какого героя  хотели бы оказаться?» (другими словами «Ты кто в этой сказке?»). следующий вопрос: «Почему вы хотели бы стать Иваном – Царевичем?». Ребята отвечают: «Он хороший», «Хороший – значит, какой?» - спрашивает воспитатель. дети называют знакомые им качества: добрый, сильный, умный. Педагог возражает: «А мне кажется, что Иван – Царевич злой, потому что спалил лягушачью кожу». Детям представляется возможность доказать хорошие человеческие качества, присущие Ивану- Царевичу. В процессе беседы обсуждаются такие человеческие качества, как сочувствие, сострадание, взаимовыручка,  чувство благодарности. Далее педагог говорит детям: «Иван – Царевич совершил много хороших поступков, но один был не очень хорошим. Какое плохое качество проявилось у Ивана – Царевича, которое позволило ему совершить плохой поступок. Зачитывается отрыврк из сказки. Здесь же отличается, что нельзя брать без разрешения то, что тебе не пренадлежит и, тем более, этим распоряжаться. Итак, проследив связь характера героя с последовательностью его поступков, педагог помогает детям сделать вывод о том, что о человеке мы судим не по тому, что он сам о себе думает, а по тому, как он поступает.

        Таким образом разбирается каждый персонаж сказки, перечисляются все положительные и отрицательные качества, присущие персонажам.

        Значительную роль в работе над сказкой следует уделять приему превращения детей в разные предметы, животных, других людей, просить представить себя превратившимся в другое существо, рассказать как изменились его чувства, мысли. Предлагать детям рассказать известную сказку от лица ее разных героев, представляя себя на месте этих героев. Это прием полезно вывести за пределы сказки и попросив ребенка вообразить себя на месте мамы, папы, рассказав, как они прожили это день.

         Далее работая над сказкой следует переходив к развитию у детей способности к самостоятельному творческому сочинению сказки. Эта работа основывается на принципе стимулирования активности и самостоятельности детей. поэтому необходимо дифференцировать использование приемов обучения с учетом вида заданий и возможности каждого ребенка.

         На первом этапе следует уточнять представления детей о структуре сказки, как начать рассказывать, как развивать сюжет и чем закончить сказку. 1. Придумать имя герою и составить часть сказки, описывающую одежду героя. 2. Придумать начало, т.е. рассказать о том, где происходят события, какая погода, природа. 3. По ходу сказки рассказать, что делает герой, с кем встречается или что с ним случилось. 4. В конце сказки можно показать, чем кончаются события, что стало с героем.

        На этом этапе следует стремиться обогатить детские сочинения выразительными средствами, при помощи которых ребенок мог бы передать полнее образы, поведение, поступки и раскрыть замысел творческих рассказов.  

        На втором этапе обучать детей умению сочинять сказки на заданную тему. («Случай в лесу», «Зайкин день рожденья» и др.).

        После того как большинство детей научатся составлять повествование на предложенную тему, следует переходить к сочинению творческих сказок. Необходимо обратить внимание на то, что в любой сказке есть завязка, кульминация и развязка.

        Так, в ходе составления рассказов по картине дети учатся связывать имеющиеся у них представления с воспринимаемой на картине ситуацией, учатся преобразовывать и комбинировать представления, т.е. создавать воображаемую ситуацию. Дети учатся излагать события последовательно, логически связывать эпизоды, выявлять завязку, кульминацию и развязку, насыщать образы эмоциональным содержанием.

        Конечно же только систематическая работа может дать такой результат. Мы наблюдаем что большинство наших детей характеризуются пассивностью, поспешностью, кратковременностью,,,,,,,,, слабой выраженностью функции планирования и приемами преобразования и комбинирования представлений, схематичностью и статичностью образов.

        В процессе работы над сказкой можно выработать у детей ряд умений:

А) умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы и ситуации;

Б) способность представлять события и последовательность их развития, а также зависимость между отдельными событиями, рассказывать об этом ясно и понятно;

В) умение «входить» в изображаемые обстоятельства, содействовать героям, умение использовать соответствующие выразительные средства речи для воплощения образов сказки.

        На основании выше сказанного для развития творческого познавательного воображения средствами восприятия, переживания и сочинения сказки  предлагается для внедрения в работу методических рекомендаций и структуры занятия авторской методики А.Ф.Семеновой, которую можно найти в книги М.В.Ермолаевой «Практическая психология детского творчества». М., 2001г. с. 161.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во 2 мл. группе Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность "В гости к сказке" ("Колобок")

На протяжении НОД дети развивают творческие способности через театрализованную деятельность...

Развитие творческого потенциала и эстетического восприятия дошкольников.

Мой материал -это опыт работы над созданием проекта " Формирование творческого потенциала и творческого развития дошкольников"...

Развитие творческих способностей в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста

Развитие  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...

Развитие творческих способностей в процессе восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста

Материал для воспитателям для развития творческих способносте у детей...