Развитие творческого потенциала и эстетического восприятия дошкольников.
статья по теме
Мой материал -это опыт работы над созданием проекта " Формирование творческого потенциала и творческого развития дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskogo_potentsiala.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом - актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: дошкольный возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.
Вопрос о развитии творческого потенциала ребенка остается актуальным. Большинство новых программ концентрируется прежде всего на познавательных аспектах развития. Поэтому, на наш взгляд, и существует противоречие между теоретическими подходами к природе творческих способностей детей, с одной стороны, и практикой их развития - с другой.
Анализ занятий с детьми, их совместной деятельности с взрослыми показывает: среда, в которой эффективно может развиваться творческий потенциал ребенка, требует создания специальных педагогических условий. Обоснование и апробация этих условий явились целью работы в инновационном режиме на базе МДОУ «Детский сад № 42» по теме «Формирование творческого потенциала и эстетического развития детей дошкольного возраста». В качестве основных задач были определены следующие.
- Апробировать парциальные программы развития творчества в различных видах деятельности ( Программа художественно-эстетического цикла «Синтез искусств» О.А.Куревина «Музыкальные шедевры» О.В.Радынова; «Путешествие в прекрасное» О А. Куревина,Г.Е.Селезнева; «Театр - Творчество - Дети» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович).
- Использовать технологии, способствующие самоактуализации ребенка в рамках художественно-творческой деятельности.
- Развивать индивидуальные личностные качества дошкольника, такие как положительная мотивация и устойчивый интерес к творческой деятельности, развитие творческого воображения, сотрудничества в совместной творческой работе (умение слушать и слышать партнера, вырабатывать общую точку зрения, обосновывать свою, оказывать взаимопомощь и т.д.), образного мышления, овладение первоначальными навыками образной импровизации, эвристическими приемами.
- Создать условия для развития творческих возможностей детей, к которым относятся развивающая предметно-пространственная среда МДОУ; индивидуально личностный подход к ребенку, стимулирующий его творческую деятельность; удовлетворение потребности ребенка в эмоционально-насыщенных и разнообразных переживаниях, обеспечение свободы выражения своих чувств в разных видах деятельности.
Для реализации этих задач мы разработали и внедрили в педагогический процесс МДОУ систему работы с детьми, предполагающую диагностику уровня их творческого потенциала и мониторинг педагогических условий его развития; составили и реализовали перспективные планы ознакомления детей с русским и мордовским декоративно-прикладным искусством, отследили эффективность технологий направленных на развитие творческого потенциала дошкольников в различных видах деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность осуществлялась по следующим направлениям.
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому и мордовскому декоративно-прикладному искусству.
- Развитие речевой активности детей в процессе освоения средств языковой выразительности.
- Использование различных видов игровой и театрализованной деятельности в развитии воображения детей.
Работа строилась на базе основных принципов дидактики – взаимосвязь обучения и воспитания, развивающий характер обучения, активность ребенка в деятельности и др. Следует отметить, что в качестве ведущего принципа нами был выделен принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности - игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.
Не все они включаются в процесс творчества на равных основаниях: что-то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности. Например, приобщение детей к декоративно-прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни, создание минимузея мордовского быта, ознакомление с декоративно-прикладным искусством на различных занятиях, а также в процессе игровой и театрализованной деятельности. Так, например, на познавательном занятии старших дошкольников знакомили с промыслом «Мордовский народный орнамент»; в совместной деятельности показывали настольный кукольный театр «Мордовские сказки»; в изостудии предлагали украсить ткань на платье для мордовской матрешки, создать узор на фартуке или рубахе, расписать мордовскую посуду или матрешку; в изостудии дети лепили мордовские игрушки из глины, совместно с воспитателем составляли аппликативные узоры из элементов мордовского орнамента; на музыкальном занятии участвовали в инсценировке «Мордовские посиделки».
Мы стремились создать условия, при которых ребенок, владеющий навыка ми той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Индивидуальный подход к каждому ребенку, создание на занятиях климата доверия, предоставление самостоятельности в решении творческих задач - важные условия творческой атмосферы.
Приобщение к декоративно-прикладному искусству выстраивалось на основе следующего алгоритма.
Сначала детей знакомили с видом искусства (рассматривались предметы, отмечались их особенности), обогащали их представления о взаимосвязи народного промысла и природы. Следующий шаг предполагал проведение познавательного занятия о конкретных предметах данного промысла. Детям эмоционально, в доступной для них форме рассказывали об истории возникновения промысла, особенностях изделий, специфике цвета и формы. Затем ряд занятий и совместная деятельность были посвящены ознакомлению со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма и др.); при этом особое внимание обращалось на развитие воображения и восприятия. Следующим шагом стало обучение детей созданию обобщенного декоративного образа, освоению ими элементов узора данного промысла сначала на репродуктивных, затем на исполнитель-ско-творческих занятиях и - позднее - на поисково-творческих. На этих занятиях особое место занимали дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, прежде всего игры, направленные на усвоение детьми таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование.
Игры проводились в три этапа. Основные акценты на первом этапе были сделаны на формировании операции замещения, т.е. установлении связи между символами и предметами: детей учили ориентироваться в разных знаковых системах, видеть в предмете обобщенный символ класса вещей. Например, в дидактической игре «Посади огород» ставилась задача научить использовать абстрактные геометрические фигуры в качестве заместителей реальных предметов. В дидактической игре «Угадай игрушку» детей учили представлять предмет по его схематическому изображению.
Второй этап включал игры, упражнения, задания, направленные на формирование операции моделирования, совершенствование операций замещения и ознакомление с азами экспериментирования. Например, в дидактической игре «Угадайка» детям предлагалось смоделировать целостный образ по его схематическому изображению, по одному признаку (символу). В дидактической игре «Подбери формы» ставилась задача научить детей выделять в предметах признаки формы и ориентироваться на них как на символы.
На третьем этапе решались задачи, направленные на развитие у старших дошкольников операций моделирования и элементов простейшего экспериментирования. По утверждению Л.С. Выготского, все образы воображения основаны на тех представлениях и впечатлениях, которые дети получают в реальной жизни. Они во многом определяют творческую активность ребенка в игре, суть которой - не следовать готовым штампам и образам, а искать собственные оригинальные решения, направлять свое воображение на поиск нового. Эти положения и легли в основу работы с детьми на данном этапе. Например, дидактическая игра «Незаконченный сюжет» помогала учить детей конкретизировать («оживлять») схематическое изображение. На данном этапе наибольшую сложность представляли игры «Предмет и план». На наш взгляд, это связано с невысоким уровнем развития у детей наглядно-схематического мышления.
Сравнительный анализ уровня развития воображения детей до использования нами дидактических игр и после показал эффективность проводимой нами работы.
Развивая воображение и творческие способности у детей, важно так организовать предметно-познавательную среду, чтобы она служила «пусковым механизмом». С этой точки зрения интересным представляется опыт организации предметно-пространственной среды группового помещения с целью развития у детей старшего дошкольного возраста театрализованной деятельности.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы (режиссерские игры и игры-драматизации), отсюда необходимость в создании условий, дающих детям возможность удовлетворить свои потребности и же лания быть актерами и режиссерами. В основу создания нами были взяты концепция развивающей среды С.Л. Новоселовой и принципы В.А. Петровского, Л.М. Клариной и др. Исходным требованием к предметной среде стал следующий подход: она должна обеспечивать и условия для творческой деятельности каждого ребенка, и зону ближайшего развития.
Гибкому зонированию группы способствуют многофункциональные ширмы, которые позволяют детям играть в театр на магнитной доске, двигать фигурки на фланелеграфе, использовать перчаточные куклы.
Обогащению театрализованной деятельности способствует и изготовление совместно с родителями и детьми кукол разных видов театра: бибабо, конусного, настольного, теневого, плоскастного, пальчикового и др.
Особое внимание мы уделяем режиссерским играм: именно в них наиболее ярко развивается воображаемая ситуация и происходит зарождение сюжетно-ролевой игры. В режиссерских играх используются сюжетные игрушки, а действие разыгрывается на мини-сцене импровизированного театра с занавесом, задником, набором декораций. Атмосфера театра присутствует во всем пространстве детского сада (групповая комната, приемная, умывальная, спальня); при этом другие виды деятельности имеют все необходимые условия для своего развития.
Предметная среда учитывает возрастные особенности и интересы детей, что очень важно для их полноценного эмоционального развития.
Основную свою цель педагоги видят в развитии творческих способностей дошкольников при воплощении сценического образа, их представлений о невербальных и вербальных средствах его воплощения.
Детей знакомили с различными видами театра. В беседах им предлагали обсудить вопросы: «Что такое театр? Что делают в театре зрители? Кто участвует в спектаклях? Кто шьет для артистов костюмы?». В течение недели на познавательных и музыкальных занятиях детям предлагали такие виды деятельности, как сочинение сказок, их моделирование и разыгрывание, рисование ее персонажей.
Воспитатель предлагал детям создать «чудесный лес», дорисовывая все незаконченные изображения, превращая их кто во что хочет: в деревья, цветы, бабочек, птиц, даже в то, чего на самом деле не бывает: в невиданные растения, сказочных животных, пришельцев. Нарисованный детьми «Чудесный лес» - декорация к настольному театру, с помощью которого дети разыгрывали придуманную ими сказку об обитателях «Чудесного леса».
Таким образом, можно выделить несколько обязательных условий для развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности.
- Обогащение среды атрибутами театрализованной деятельности и свободное освоение детьми этой среды.
- Содержательное общение педагога и детей.
- Обучение детей выразительным средствам театрализованной деятельности.
- Заинтересованное отношение педагогов к данной деятельности.
Диагностика уровня развития творческого воображения, способностей детей позволяет сделать вывод: творческие игры и игры с правилами, театрализованная деятельность, ознакомление со средствами речевой выразительности, с различными видами искусства и их интеграция, создание атмосферы доверия, свободы способствуют развитию творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала и коммуникативных способностей дошкольников через технологию ТРИЗ
В данной статье раскрывается проблема низкого уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Раскравается содержание созданного проекта по использованию технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкол...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ ВОСПРИЯТИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ И СОЧИНЕНИЯ СКАЗКИ
Рекомендации по использованию сказки педагогами дошкольного учреждения....
Педагогический совет "Развитие творческого потенциала у дошкольников в образовательной области "Художественно - эстетическое развитие"
Совершенствовать работу в МДОУ по художественно-эстетическому воспитанию....
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...