Психодиагностика детей подготовительной группы детского сада
тест (подготовительная группа) по теме
Данный материал содержит подробное описание тестов, применяемых педагогом-психологом детского сада для получения диагностической информации при обследовании детей подготовительной группы в течение учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_podgotovitelnoy_gruppy.doc | 534 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОДИАГНОСТИКА
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Содержание
I. Диагностический блок методик, применяемых в сентябре.
1.Исследование уровня умственного развития и познавательной сферы детей подготовительной группы……………………………………………………………………….3
2. Исследование эмоционально-личностной сферы детей. Первичное обследование готовности детей к школе……………………………………………………………………….7
II. Диагностический блок методик, применяемых в январе.
1. Исследование динамики психического развития детей…………………………………………………………………………………………….11
2. Промежуточное исследование эмоционально-личностной сферы детей…………………………………………………………………………………………….17
III. Диагностический блок методик, применяемых в мае.
Исследование итоговых показателей уровня психического развития детей и готовности к школьному обучению………………………………………………………….……………….20
Список использованной литературы………………………………………………………….28
I. Диагностический блок методик, применяемых в сентябре.
Исследование уровня умственного развития и познавательной сферы детей подготовительной группы.
В блок методик, предназначенных для умственного развития дошкольников, включается шкала Бине – Симона.
Первая шкала (серия тестов) Бине – Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.
Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80-90 %). Детям до 6 лет предлагали четыре задания, а детям старше 6 лет – шесть заданий. Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек).
Детям предлагаются следующие задания:
1. Сравнить (попарно) тяжести.
2. Срисовать квадрат.
3. Повторить слово из трех слогов.
4. Решить задание на определение недостающих деталей.
5. Сосчитать четыре предмета.
Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий.
В диагностический журнал, на страницу, отведенную для подготовительной группы, вносятся условные обозначения, позволяющие быстро фиксировать результаты выполнения заданий (таблица 1):
- задание выполнено – «+»;
- задание выполнено не полностью – «+?»;
- задание не выполнено – «-».
Таблица 1
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Сравнение | Рисование по образцу | Повторение | Решение | Счет |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
Затем проводится исследование психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.
Для диагностики внимания используется игровое задание «Сравни картинки».
Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию: «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия». (Приложение 1)
Изучение особенностей восприятия начинается с восприятия цвета, которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый, серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый), и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Затем ребенку предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков).
Восприятие формы проверяется с помощью игры-классификации «Разложи геометрические фигуры». Ребенку дают карту–таблицу, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед малышом раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что и в карте-таблице) и предлагают разложить фигуры в ячейки карты-таблицы в соответствии с их формой.(Приложение 2)
Диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски». Ребенку дают 5-7 полосок одного определенного цвета, отличающихся друг от друга по длине на 2 см, и предлагают разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.(Приложение 3)
Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После предъявления текста психолог спрашивает о том, что делала Таня в разное время суток.
Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов». Ребенку дают инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога».
При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их за мной, причем будешь говорить и те слова, которые назвал и в прошлый раз, и новые, которые запомнишь».
При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем, предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов».
На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является:
- повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления;
- повторение ребенком 8-10 слов после пятого предъявления.
Результаты исследования слуховой памяти ребенка заносятся в таблицу 2.
Таблица 2
__________________, ______, _____________________, ______________.
(Фамилия, имя) (Возраст) (Группа) (Дата обследования)
Количество предъявлений | Слова | |||||||||
часы | утюг | слон | кошка | пятно | солома | яблоко | лото | солнце | дорога | |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок. Перед ребенком раскладывают картинки с изображением знакомых предметов или геометрических фигур. Дают инструкцию без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки (фигуры)». Через некоторое время картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.(Приложение 4)
При изучении процесса опосредованного запоминания можно использовать модифицированный вариант методики А.Н. Леонтьева. Ребенку предлагают пять слов для запоминания и 16 карточек для выбора опосредующих звеньев. Слова: пожар, дождь, труд, ошибка, горе. Карточки: столовый прибор, школьная доска, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, шорты, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.
Перед обследованием проводится подготовительная работа, в течение которой психолог уточняет значение картинок, вызывающих затруднения у ребенка. Ребенку объясняют, что для лучшего запоминания слов, которые будет говорить психолог, малышу нужно выбрать для себя картинки-подсказки, которые потом помогут ему вспомнить эти слова. Слова, которые нужно запомнить, на карточках не нарисованы, но для каждого из них можно найти такую карточку, которая поможет вспомнить нужное слово. Обучающая работа не проводится. Но при предъявлении первого слова («пожар») допускается помощь психолога. Если ребенок не в состоянии самостоятельно выбрать картинку-подсказку, психолог может указать ему на нужную карточку и дать образец обоснования выбора: «Посмотри на карточку, здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. При пожаре тоже всегда бывает дым. Эта карточка поможет вспомнить тебе слово «пожар».
Для выбора карточки-подсказки отводится 30 секунд. Если за это время выбор не произведен, предъявляется следующее слово. Психолог просит ребенка обосновать выбор каждой карточки, мотив и время выбора карточки фиксируют. (таблица 3)
Таблица 3
__________________, ______, _____________________, ______________.
(Фамилия, имя) (Возраст) (Группа) (Дата обследования)
Слова, предъявляемые для запоминания | Время выбора карточки (сек.) | Мотивы выбора карточки | Воспроизведение |
При оценке результатов учитываются следующие факторы:
- понимание ребенком инструкции;
- способность к нахождению опосредствующих символов;
- содержательность объяснения того или иного выбора;
- продуктивность опосредования в целях запоминания;
- необходимость и количество оказанной помощи.
Для изучения умственной работоспособности детей используют фигурные таблицы. Диагностику проводят коллективно по методике «Найди и вычеркни». Дети работают 2,5 минуты. Каждые 30 секунд психолог дает команду «Стоп!», дети проводят вертикальную черту рядом с фигуркой, на которой остановились. При анализе результатов уровень умственной работоспособности может определяться как высокий, средний или низкий. (Приложение 5)
Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Последовательность событий» (методика А.Н.Бернштейна).
Подготавливается серия из 3-5 картинок, отражающих быт детей. Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало, где конец, и придумать по ним рассказ. (Приложение 6)
Данные психодиагностики заносятся в таблицу 4.
Таблица 4
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Внимание | Восприятие | Память | Мышление | Речь | |||||
цвет | форма | величина | слуховое | слуховая | зрительная | опосредованная | |||||
2. Исследование эмоционально-личностной сферы детей. Первичное обследование готовности детей к школе.
Для выявления состояния эмоционально-личностной сферы ребенка используется проективная методика «Дом – Дерево – Человек». Она позволяет оценить личность испытуемого, уровень его эмоционального развития, получить данные о его взаимоотношениях с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.
Материалы: 4 скрепленных белых листа бумаги. Первый предназначен для регистрации даты обследования и данных испытуемого, а последующие три листа отведены для рисунков и соответственно озаглавлены: «Дом», «Дерево», «Человек»; несколько простых мягких карандашей, ластик.
Инструкция: «Мне сказали, что ты очень хорошо умеешь рисовать, прямо как настоящий художник. Это правда? (Ребенок всегда с этим соглашается.) Я хочу попросить тебя нарисовать домик. Рисовать его можно только простым карандашом. Домик может быть любым: тот, в котором ты живешь; сказочный; тот, который ты видел где-то и т.д. Подумай, какой домик ты хочешь нарисовать. Я дам тебе столько времени, сколько нужно. Постарайся нарисовать дом как можно лучше.»
После того, как невербальная фаза ДДЧ завершается, психолог должен предложить ребенку возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации.
Вопросы для рисунка ЧЕЛОВЕКА:
1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
2. Сколько ему (ей) лет?
3. Кто он?
4. Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
5. О ком Вы думали, когда рисовали?
6. Что он делает? (И где он в это время находится?)
7. О чем он думает?8. Что он чувствует?
9. О чем Вас заставляет думать нарисованный человек?
10. Кого Вам напоминает этот человек?
11. Этот человек здоров?
12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
13. Этот человек счастлив?
14. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
15. Что Вы чувствуете по отношению к этому человеку?
16. Считаете ли Вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
17. Какая, на Ваш взгляд, погода на рисунке?18. Кого напоминает Вам этот человек? Почему?
19. Чего больше всего хочет этот человек? Почему?
20. Как одет этот человек?
21. Как его зовут?
Вопросы для рисунка ДЕРЕВА:
1. Что это за дерево?
2. Где в действительности находится это дерево?
3. Каков приблизительный возраст этого дерева?
4. Это дерево живое?
5. (если испытуемый считает, что дерево живое):
— что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
— нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
6. (если испытуемый считает, что дерево мертвое):
— чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?
— как Вы думаете, когда это произошло?
7. Как Вы думаете, на кого это дерево больше похоже — на мужчину или на женщину?
8. Что именно в рисунке подтверждает Вашу точку зрения?
9. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
10. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
11. Когда Вы смотрите на рисунок дерева, как Вам кажется: оно расположено выше Вас, ниже или находится на одном уровне с Вами?
12. Как Вы думаете, какая погода на этом рисунке?
13. Есть ли на рисунке ветер?
14. Покажите мне, в каком направлении дует ветер.
15. Расскажите подробнее, что это за ветер.
16. Если бы на этом рисунке вы изобразили солнце, где бы оно располагалось?
17. Как Вы считаете: солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
18. О чем заставляет Вас думать это дерево?
19. О чем оно вам напоминает?
20. Это дерево здоровое?
21. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
22. Это дерево сильное?
23. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
24. Кого Вам напоминает это дерево? Почему?
25. В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
26. Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву) был человек, то кто бы это мог быть?
27. Как оно растет: диким или в саду?
28. Его посадили или оно само выросло?
29. Сколько лет оно будет жить?
30. Видели ли Вы это дерево раньше? Почему решили нарисовать именно его?
Вопросы для рисунка ДОМА:
1. Сколько этажей у этого дома?
2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
3. Сколько в нем комнат?4. Какая комната самая красивая и почему?
5. Какая комната самая плохая и почему?
6. Это Ваш дом? (Если нет, то чей? Кто живет в этом доме? Они веселые или грустные?)
7. Когда Вы рисовали этот дом, кого Вы представляли себе в качестве его хозяина?
8. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был Вашим? Почему?
9. Если бы этот дом был Вашим и Вы могли распоряжаться им так, как вам хочется:
10. Какую комнату Вы бы выбрали для себя? Почему?
11. С кем бы Вы хотели жить в этом доме? Почему?
12. Когда Вы смотрите на рисунок дома, он Вам кажется расположенным близко или далеко?
13. Когда Вы смотрите на рисунок дома, Вам кажется, что он расположен выше Вас, ниже или примерно на одном уровне с вами?
14. О чем Вас заставляет думать этот дом?15. О чем он Вам напоминает?
16. Этот дом приветливый, дружелюбный?
17. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
18. Считаете ли Вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
19. Какая, по Вашему мнению, погода на этом рисунке?
20. О ком Вас заставляет думать этот дом? Почему?
21. В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
22. Для чего нужна труба на крыше?
23. Куда ведет эта дорожка?
24. Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?
25. Сколько ему лет?
26. Кто его строил?
27. Дом прочный или ветхий?
28. Почему именно этот дом Вы нарисовали?
Дополнительные вопросы по рисунку: почему здесь то-то и то-то, особенно если есть лишние детали.
Далее интерпретируются полученные результаты.
Первичное обследование готовности к школе проводится с помощью тестовой беседы, предложенной С.А.Банковым. Данный метод позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка об окружающем мире, его ориентировании в различных жизненных ситуациях, его отношении к окружающей его действительности. Беседа служит важным средством установления контакта с ребенком, создаст атмосферу доверия, вводит ребенка в ситуацию психологического экспериментирования.
Вопросы собеседования.
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, и папы.
З. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей?
4. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? День или ночь?
8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
9. Кем работает твой отец (мать)?
10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?
11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель)?
15. Зачем нужны в школе звонок, парта?
16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких ты знаешь птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?
21. Что больше: 8 или 5, 7 или З? Посчитай от З до 6, от 9 до 2.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок может получить один балл (за исключением контрольных).
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.
З. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки лап больше, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха – две».
Неверными считаются ответы типа: «Мама Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во временах года, в признаках «больше – меньше».
4. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22. Они оцениваются следующим образом:
№5 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет, - 1 балл; если он называет года с учетом месяцев - З балла;
№8 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее трех признаков) - 2 балла, до трех признаков 1 балл;
№15 - за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики - 1 балл;
№22 - за правильный ответ - 2 балла.
5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал З балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не менее 4).
Оценка результатов беседы.
Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме 24—29 баллов, среднезрелыми - дети, получившие 20—24 балла, и незрелыми - 15—20 баллов.
Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, является вспомогательным методом.
Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.
II. Диагностический блок методик, применяемых в январе. 1.Исследование динамики психического развития детей.
Для выявления динамики развития такого психического процесса как внимание используется методика «Дорисуй домики и листочки».
Задание, содержащееся в данной методике, предназначено для определения уровня концентрации, переключения и распределения внимания. Ребенку показывают стимульный материал (Приложение 6). На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: домики и листочки.
Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисованы листики и домики. Нужно нарисовать окошко у каждого домика и веточку у каждого листика. Когда я скажу «начинай», ты начинаешь рисовать. Рисовать окошки и веточки необходимо до тех пор, пока я не скажу «стоп». Работать нужно очень внимательно и очень быстро. Договорились?»
Психолог засекает время и дает команду к выполнению задания. На выполнение задания дается 5 минут.
Оценка результатов. При обработке и оценке результатов определяется количество просмотренных ребенком предметов в течение 5 минут и допущенные им ошибки. Полученные данные вносятся в формулы, по которым определяются уровень развития у ребенка внимания.
Формула вычисления уровня концентрации внимания:
K = (C - n) / С,
где K – это показатель концентрации внимания;
С – количество фигур, которые просмотрел ребенок;
n – количество ошибок. Ошибками считаются пропущенные или неправильно дорисованные изображения. Чем ближе этот показатель к 1, тем выше уровень концентрации внимания у ребенка.
Формула вычисления уровня распределения и переключения внимания:
S = C – n / t,
где S – показатель распределения и переключения внимания ребенка;
С – количество изображенных предметов, просмотренных и отмеченных ребенком;
n – количество ошибок, допущенных за время работы;
t – затраченное на выполнение задания время. Чем меньше ребенок допустил ошибок и затратил времени на выполнение задания, тем выше у него уровень развития распределения и переключения внимания.
Оценка уровня развития восприятия проводится с помощью методики "Узнай, кто это".
Она помогает определить запас слов, ко торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отво дится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящих ся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относя щихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, свя занных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различ ных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Методика «Расскажи по картинке» предназначена для определения активного словарного запаса ребенка. Ребенку показывают картинки (Приложение 7). Далее ему дают 2 минуты для того, чтобы он внимательно ее рассмотрел. Если он отвлекается и или не может понять, что изображено на картинке, то психолог разъясняет и специально обращает его внимание на это. Затем результаты фиксируются в таблице 3.
Таблица 3
Схема протоколирования результатов исследования
№ п/п | Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования | Частота употребления |
1. | Существительные | |
2. | Глаголы | |
3. | Прилагательные в обычной форме | |
4. | Прилагательные в сравнительной степени | |
5. | Прилагательные в превосходной степени | |
6. | Наречия | |
7. | Местоимения | |
8. | Союзы | |
9. | Предлоги | |
10. | Сложные предложения и конструкции |
Таблица оценки результатов
Очень высокий уровень | В речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи |
Высокий уровень | В речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи |
Средний уровень | В речи ребенка встречаются 6-7 из включенных в таблицу фрагментов речи |
Низкий уровень | В речи ребенка встречаются 4-5 из включенных в таблицу фрагментов речи |
Очень низкий уровень | В речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи |
Все полученные в ходе исследования данные заносятся в сводную таблицу 4 и составляется психологическое заключение об уровне развития психических процессов у испытуемых детей.
Таблица 4
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Внимание | Восприятие | Память | Мышление | Речь | |
Образно-логическое | Наглядно-действенное | ||||||
1. | |||||||
2. | |||||||
3. |
2. Промежуточное исследование эмоционально-личностной сферы детей.
Для проведения данного исследования применятся методика М. З. Друкаревича «Несуществующее животное». Ребенку дают простой карандаш и чистый лист белой бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно – по горизонтали или по вертикали. Карандаш должен быть не слишком твердым (чтобы не царапал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы изображение не размазывалось от прикосновения ладошек). Стирать можно, но специально наводить малыша на эту мысль не надо: захочет – воспользуется резинкой (ее надо также положить).
Малышу сообщают: «Давай посмотрим, как ты умеешь фантазировать. Придумай и нарисуй такое животное, которого на самом деле нет и никогда не было – ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх». Если малыш скажет «Я не умею такое рисовать» – надо объяснить, что для этого задания вовсе и не надо ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать «То, чего на самом деле нет», то совершенно все равно, каким оно получится. Если он слишком долго думает, то просто посоветуйте ему начать «как в голову взбредет, куда руку поведет», а дальше – придумывать по ходу дела.
Когда ребенок закончит свое произведение, попросите дать животному название.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается и в его имени (котик, мышонок). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок животного, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если снова изображается реальное животное, то не мучьте дитя и оставьте его в покое. Но если облик животного вполне тривиален (изображен типичный слон), но названо оно необычно («инопланетный слонотоп»), то задание считается выполненным.
Выяснив название животного, попросите рассказать о нем – о его характере, привычках, образе жизни. Как и где оно живет, чем питается, какого размера, что обычно делает, чем любит и чем не любит заниматься больше всего, одно оно живет или с кем-то, есть ли у него друзья, враги – и почему; чего оно боится, о чем оно мечтает, какие у него есть заветные желания?
В случае непонятности рисунка лучше уточните, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.
Не акцентируйте внимание малыша на том, что это – тест, пусть он просто спокойно творит. Не захочет сегодня – пусть нарисует когда ему будет угодно: куда торопиться? Но желательно всю серию выполнить, не слишком растягивая во времени.
Когда произведения будут готовы, постараемся напрячь внимание. На что же его направить – и что мы можем из них «извлечь» из этих рисунков?
Итак, для начала определим, тип животного.
Если оно действительно оригинальное – это свидетельство высокой креативности ребенка. Если словно составлено из разных частей существующих животных – ребенок вполне рационалистичен. Если существо из тех, что было уже придумано или существовало давно (дракон, динозавр) – у ребенка бедное воображение (хотя возможно, ему было просто лень… а о том, почему лень – тоже не грех задуматься). Ну а если в ответ на все ваши попытки разбудить воображение ребенок старше 7 лет упорно рисовал только реальных животных, было бы неплохо проконсультироваться с психологом.
Обратим внимание и на части тела существа.
Голова – простите за тавтологию, всему голова. Если ее вообще нет – это весьма настораживающий признак. Но и пословица «одна голова – хорошо, а две – лучше» в данном случае неактуальна. Две головы (а то и больше) говорят о наличии внутреннего конфликта и противоречивости натуры.
Избыток органов чувств (щупов, глаз, ушей) говорит о тревожности ребенка. Глаза – вообще очень информативная деталь. Отсутствие глаз или нетипичное их изображение – в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные – это маркеры неблагополучия душевного состояния, признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма или страхов. Слишком большие уши говорят о настороженности, нервозности, подозрительности автора рисунка.
Ноги – индикатор «устойчивости» ребенка. Если их слишком много или они очень велики – малыш нуждается в дополнительной опоре. А если вообще отсутствуют или «хлипкие» – ребенок, возможно, пассивен и имеет слабую бытовую ориентацию. Передние лапы или «руки» – символ успешности или неуспешности в социальных контактах. Слишком много рук говорит о недостатке у ребенка общения, если же их нет вообще – он, как и его животное, вероятно, уклоняется от контактов с себе подобными.
Украшения типа узоров на шкуре или павлиньего хвоста – свидетельство демонстративности характера, а вот крылья – атрибут романтиков, фантазеров и выдумщиков. Толстый и длинный хвост, равно как и очень волосатое тело животного, и уж тем более явно прорисованные половые органы, говорит о проснувшемся внимании к сексуальной сфере жизни.
Признаками агрессивности являются острые рога или наросты, наличие оружия, когтей, клыков, причем зубастая пасть свидетельствует о готовности к агрессии вербальной. Об оборонительной агрессии говорят иголки и шипы. А вот чешуя или панцирь – это боязнь нападения и потребность в защите.
Внимание: раны, шрамы, увечья, видимые внутренние органы, кровеносные сосуды (в том числе в глазах) – признаки психологического неблагополучия.
А теперь обратим внимание на образ жизни животного.
Если он логично увязывается с его образом (животное крылато и ребенок сообщает, что живет оно на скалах и парит в облаках) – радуйтесь, у чада все в порядке с логическим мышлением. А вот о проблемах в сфере логики свидетельствуют явные «нестыковки»: например, животное имеет плавники и чешую, но живет на суше, или же оно покрыто шипами и колючками «для защиты от врагов», но живет на необитаемом астероиде и врагов у него вообще нет.
Если оно проживает в одиночестве, в пещере, на скале, на другой планете – вероятно, так же одиноко чувствует себя и автор рисунка. Если ребенок при этом упоминает, что «до жилища нелегко добраться» – он тревожен и стремится к защите. Экзотические места обитания выбирают для своих животных дети демонстративные, стремящиеся к похвале – чтоб их эрудицию заметили и отметили. А места откровенно неприятные («посреди склизкой болотной жижи») – дети, имеющие проблемы в общении или в состоянии невроза. Фантазеров выдает очень подробное и богато снабженное деталями описание жизни придуманного существа.
Теперь проанализируем, что животное ест.
Порадуемся за него и за ребенка, если это явные вкусности и полезности, а вот если это вещи откровенно несъедобные (к примеру, камни, дома, горы) – это говорит о коммуникационных проблемах и импульсивности. Еще тревожнее, если дитя сообщает, что животное ест эмоционально неприятную пищу (кал, грязь) и тем более – людей. Особенно если даётся подробное описание поедания жертв – это уже требует консультации с психологом.
Бывает и так, что «животное не питается ничем» или «ест воздух» – это признак излишней погруженности в себя.
Заслуживает внимания и любимое занятие изображенного существа.
Все хорошо, если оно играет, гуляет и вообще живет в свое удовольствие. Если постоянно ищет пищу – ребенок ощущает нестабильность и трудность жизни; если зверь много спит – ребенок чувствует себя усталым. Если животное совершает «асоциальные» действия – все крушит и ломает – это признак психологического неблагополучия и агрессивности.
Важно, что сообщает ребенок о друзьях и врагах нарисованного зверя.
Если их нет – ребенок может чувствовать себя одиноким, а если буквально «все вокруг» (без конкретики) – ему не хватает общения. Если в друзьях у существа злые животные и отрицательные сказочные герои – это сигнал о наличии агрессивности и асоциальности (неприятия общественных норм). Что касается врагов, то и «все вокруг» и «совсем никого» – оба варианта эти говорят об одном и том же: явной или скрытой боязни агрессии. Если врагов просто много и ребенок долго их перечисляет, причем мелькают знакомые имена – у него могут быть проблемы в сфере общения. Тревожно также, если ребенок сообщает, что животное много чего боится. Прислушайтесь, чего именно – обычно это прямая проекция его собственных страхов и опасений.
Интересны и желания животного.
Если оно хочет дружить со всеми – ребенок тянется к общению, а если вроде бы о том же, но другими словами – «не иметь врагов» или «чтобы его не боялись» – боится негативного отношения и подозрителен. Если животное хочет «стать таким как все» – ребенка беспокоит его явное или кажущееся ему отличие от окружающих. Если зверушка хочет стать большой – маленький художник чувствует себя малозначимым или ощущает потребность в защите.
ΙΙΙ. Диагностический блок методик, применяемых в мае.
Исследование итоговых показателей уровня психического развития детей и готовности к школьному обучению.
Для определения результатов коррекционно-развивающих занятий с детьми в конце учебного года проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи и эмоционально-личностной сферы.
Уровень развития внимания и зрительной памяти ребенка диагностируется с помощью методики «Запомни и расставь точки».
Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Инструкция. «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов
Объемом внимания и памяти ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:
10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.
8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.
6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.
4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 баллов — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Изучение слуховой памяти проводится с помощью методики «Исследование кратковременной слуховой памяти» (по А.Р.Лурия).
Психолог дает ребенку следующую инструкцию: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру. Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю».
Затем четко произносится подряд 10 слов (игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, кот). Такая процедура повторяется 5 раз, каждый раз под названными словами ставятся крестики, занося результаты в протокол.
Таблица
№ опыта | Слова | |||||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | |
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. |
Оценка результатов. Необходимо выявить, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:
- Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
- Зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания и, как следствие, ухудшение памяти;
- «Кривая» в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтеесованности.
Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры «Что здесь лишнее?», которая призвана исс ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представле ны разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображен ных на ней предметов является лишним. Внимательно посмот ри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предме ты на всех картинках и правильно объяснив, по чему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл - очень низкий.
Картинки к методике «Что здесь лишнее?»
Для оценки уровня речевого развития ребенка используется методика «Времена года». Ребенку показывают серию рисунков (Приложение 8) и просят, внимательно посмотрев на каждый рисунок, сказать, какое время года изображено на каждом из них.
За отведенное на выполнение этого задания время – 2 минуты – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Таблица оценки результатов
Высокий уровень | Ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 3-4 признака, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых |
Средний уровень | Ребенок правильно определил временами года на всех картинках, указав при этом 1-2 признака, подтверждающих его мнение |
Низкий уровень | Ребенок правильно определил временами года только на 1-2 картинках из четырех и указал только один признак в подтверждение своего мнения |
Очень низкий уровень | Ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного призака |
Все полученные в ходе исследования данные заносятся в сводную таблицу 5 и составляется психологическое заключение об уровне развития психических процессов у испытуемых детей.
Таблица 5
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Внимание | Восприятие | Память | Мышление | Речь |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
Далее диагностируется эмоционально-личностная сфера ребенка: его межличностные отношения, мнение о себе, самооценка, тревожность, агрессивность и т.д. Для этого используется тест «Рисунок человека» (К.Маховер и Ф.Гудинаф).
Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.
Рекомендации: тест выполняют на листе нелинованной бумаги. Желательно использовать лист формата А4 (21 х 30 см), но допустим и меньший формат. Лист располагают перед обследуемым вертикально. Если в дальнейшем обследуемый его поворачивает, то ему в этом не препятствуют.
Рисунок, выполняют простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Более твердый карандаш не позволяет достаточно точно оценить силу нажима, так как даже при сильном нажиме он оставляет тонкую линию. Более мягкий карандаш быстро затупляется и сильно размазырается, оставляя на рисунке грязные пятна.
Удобно использовать карандаш с резинкой. Если карандаш без резинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней внимание обследуемого не следует. Некоторые авторы не рекомендуют давать обследуемому резинку, чтобы были видны все пробные действия во время рисования. Однако наш опыт показывает, что у многих обследуемых, особенно при повышенном уровне тревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения, а иногда они и отказываются от рисования. Удобным выходом служит использование твердой резинки; при этом стертые линии остаются заметными, что обычно не слишком смущает обследуемого.
Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его шифр) и дату обследования. На первом листе указывают возраст, состав семьи, причины обращения, анамнестические данные.
В протоколе отмечают:
• темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;
• последовательность, в которой делались разные части изображения;
• вопросы и высказывания обследуемого;
• краткое содержание последующей беседы.
Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».
Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т.п.), то ему частично повторяют инструкцию. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека». Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете», (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным.
Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т.п.
После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.
По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка.
Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке, нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)».
Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.
Готовность детей к обучению в школе выявляется посредством использования теста Керна-Ирасека.
Тест включает три задания: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении.
ИНСТРУКЦИЯ
Ребенку (группе детей) дается лист бумаги, на лицевой стороне которой записываются имя, фамилия, отчество ребенка, дата его рождения и оставляется место для выполнения первого задания. Карандаш кладется перед ребенком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и левой рукой.
Дается инструктаж к выполнению первого задания. «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо дядю. Так, как ты умеешь».
Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок или недостатков рисунка не допускаются. Когда какой либо разговорчивый ребенок начнет расспрашивать подробнее, нужно стараться отвечать: «Рисуй так, как умеешь». Можно ребенка подбодрить, когда он начнет рисовать следующим образом: «Видишь, как хорошо ты начал. Рисуй дальше». На вопрос, можно ли нарисовать тетю, необходимо ответить, что все рисуют дядю, так и он(а) должен нарисовать дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить дорисовать ее, а затем попросить нарисовать рядом мужскую
фигуру.
Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне которого написан образец фразы (2-е задание) и конфигурация из десяти точек (3-е задание), которые ребенок должен повторить.
Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй, смог бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом напиши тоже самое». Если кто-то из детей не рассчитает длину графы и третье слово у него не будет помещаться, нужно сказать ребенку, что слово можно написать выше или ниже.
Третье задание дается по такому образцу: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом так же их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может ослабнуть внимание. За детьми необходимо все время наблюдать и делать краткие пометки об их поведении. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, какой рукой будущий ученик пишет, не перекладывает ли он во время работы карандаш из одной руки в другую. Необходимо также отметить, спокойно ли сидит ребенок, нужно ли при выполнении работы постоянно его хвалить, посмотреть, не начал ли он обводить образец и пр.
Оценка результатов.
Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Ниже приводятся критерии оценки каждого задания по пятибалльной системе.
Задание 1 . Рисование мужской фигуры
1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове - волосы (возможны шапка или шляпа), уши, на лице - глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом.
2 балла — выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая—либо часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке должны быть шея, туловище, конечности, руки, ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.
5 баллов - отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.
Задание 2. Имитация написанного текста
1 балл - имитация, которую можно прочитать. Буквы могут по величине в два раза превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от прямой линии более чем на 30 градусов.
2 балла — предложение можно прочитать. Величина букв, близкая к образцу, и их прямота не обязательны.
3 балла - буквы должны быть разделены на две группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы.
4 балла - с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость письма.
5 баллов – каракули.
Задание 3. Срисовка группы точек
1 балл - точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза.
2 балла - количество пи состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить З точки и 0,5 ширины пробела между строчками.
3 балла - общее впечатление похоже на образец. Высотой и шириной не больше чем в два раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше, чем 20, и меньше, чем 7.
Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180 градусов.
4 балла - рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например линии, недопустимы.
5 баллов – каракули.
Оценка полученных результатов.
Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. Школьно—зрелыми считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3 - 5 баллов, среднезрелыми – 6 - 9 баллов и незрелыми - 10 баллов и более.
Список использованной литературы
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: Академия, 1996.
- Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. – СПб: Наука и Техника, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая образовательная деятельность по экологическому воспитанию на тему:"Родное Белогорье" для детей подготовительной группы детского сада
Обобщить знания детей о Белгородчине, научить применять их в любых жизненных ситуациях. Поддерживать в детях добрые чувства к своему краю....
КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".
КОНСПЕКТ комплексного познавательно-речевого занятия для детей подготовительной группы детского сада по теме "ДЕРЕВЬЯ".Составила: воспитатель Зверева С.А....
Психодиагностика детей средней группы детского сада
Данный материал содержит подробное описание тестов, применяемых педагогом-психологом детского сада для получения диагностической информации при обследовании детей средней группы в течение учебного год...
Психодиагностика детей старшей группы детского сада
Данный материал содержит подробное описание тестов, применяемых педагогом-психологом детского сада для получения диагностической информации при обследовании детей старшей группы в течение учебного год...
Методическая разработка по экологическому воспитанию детей подготовительной группы детского сада Эко – урок. КВН «Птицы - дети воздуха».
Птицы - божественный дар природы. Их звонкие радостные трели и голоса звучат и радуют нас от рассвета до заката. Мы любуемся ими в полях, в лесах, на водоемах. Без них мир наш просто потускнеет. Поэто...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг
quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...
Таблица результатов освоения программы по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография» как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада». 2023-2024 учебный год
Таблица результатов освоения программы по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы «Пластилинография» как средство подготовки руки к...