Комплексная реабилитация детей с ОДА в условиях детского сада
статья на тему

 

Комплексная реабилитация детей с нарушением ОДА  В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Я работаю в детском саду компенсирующего вида, который посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основная цель ДОУ – проведение комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-восстановительных  мероприятий.

imageСовместными усилиями сотрудников ДОУ: врача-ортопеда, старшей медсестры, старшего воспитателя, инструктора ЛФК,  инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, воспитателей ведётся работа по реабилитации детей, профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата, что приводит к положительным результатам.

 

 

imageРис.1 Сила мышц спины

 

 

 

Рис.2 Сила брюшного пресса

Во всех группах соблюдается ортопедический режим: дети спят на ровной жесткой постели без подушек, имеется коррекционная стена(без плинтуса), к которой дети встают спиной, касаясь пятками, ягодицами, лопатками, затылком, проверяют осанку и закрепляют навык правильной осанки, мебель подобрана соответственно росту каждого ребенка. Проводятся занятия по лечебной физкультуре и  в бассейне, каждый ребенок получает 2 курса массажа по 10 процедур. В зимнее время каждую неделю ребята ходят на лыжах под руководством инструктора физической культуры.

Воспитатели ежедневно используют следующие формы оздоровления детей:

vутренняя гимнастика  с учётом возрастных  и  физических особенностей детей;  гимнастика с элементами самомассажа;

vкомплексы коррегирующей гимнастики после сна;

vфизминутки во время статичных занятий;

vподвижные игры в группе и на прогулке  и направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.д.;

vкомплексы упражнений для профилактики плоскостопия.

Использование данных форм профилактической работы обеспечивает всестороннее развитие детей, нормализацию функций всех звеньев опорно-двигательного аппарата, оптимальную подвижность во всех отделах позвоночника и суставах, формирование мышечного корсета; повышение уровня физического здоровья детей, позволяющего иметь запас адаптивных качеств на длительный период жизни.

Коррегирующая гимнастика  сочетает  упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, дыхательную гимнастику, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз индивидуальную и дифференцированную оздоровительную работу. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. В данной гимнастике нет резких движений, которые способствуют перевозбуждению детей. Длительность гимнастики в постели составляет 2-3 минуты. Затем дети встают с постели и выходят из спальни, идут к индивидуальным коврикам, сделанным  родителями из разнообразного материала.  В данной гимнастике мы используем различное нетрадиционное оборудование: массажные коврики с пуговицами, пробками; канаты из пробок, фломастеров. Также в группе оборудован физкультурный уголок, где имеются: гимнастические палки, гантели, эспандеры, мячи, кубики, мешочки с наполнителями, палочки, тренажеры (резиновые и деревянные) для ног, обручи, скакалки, мячи–«ежики», фитболы, соксы которые мы часто используем в оздоровительной работе, чтобы заинтересовать детей. В группе организовывается индивидуальная работа по оздоровлению, например, с детьми с диагнозом «плосковальгусные стопы» дать задание собирать пуговицы или шишки то правой, то левой ногой.

Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин, проводятся они  в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседы, подпрыгивания, ходьба).

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Работа с родителями включает в себя:

v  индивидуальные консультации;

v  школа молодых родителей;

v  теоретические рекомендации, статьи

v  папки-передвижки;

v  выступления специалистов на родительских собраниях. 

imageЭффективность  такой комплексной работы хорошо видна в гистограмме:

 

 

Рис.3 Динамика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnaya_reabilitaciya_detey_oda.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная реабилитация детей с нарушением ОДА  В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Я работаю в детском саду компенсирующего вида, который посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Основная цель ДОУ – проведение комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-восстановительных  мероприятий.

Совместными усилиями сотрудников ДОУ: врача-ортопеда, старшей медсестры, старшего воспитателя, инструктора ЛФК,  инструктора по физической культуре, инструктора по плаванию, воспитателей ведётся работа по реабилитации детей, профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата, что приводит к положительным результатам.

 

Рис.1 Сила мышц спины

Рис.2 Сила брюшного пресса

Во всех группах соблюдается ортопедический режим: дети спят на ровной жесткой постели без подушек, имеется коррекционная стена (без плинтуса), к которой дети встают спиной, касаясь пятками, ягодицами, лопатками, затылком, проверяют осанку и закрепляют навык правильной осанки, мебель подобрана соответственно росту каждого ребенка. Проводятся занятия по лечебной физкультуре и  в бассейне, каждый ребенок получает 2 курса массажа по 10 процедур. В зимнее время каждую неделю ребята ходят на лыжах под руководством инструктора физической культуры.

Воспитатели ежедневно используют следующие формы оздоровления детей:

  1. утренняя гимнастика  с учётом возрастных  и  физических особенностей детей;  гимнастика с элементами самомассажа;
  2. комплексы коррегирующей гимнастики после сна;
  3. физминутки во время статичных занятий;
  4. подвижные игры в группе и на прогулке  и направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.д.;
  5. комплексы упражнений для профилактики плоскостопия.

Использование данных форм профилактической работы обеспечивает всестороннее развитие детей, нормализацию функций всех звеньев опорно-двигательного аппарата, оптимальную подвижность во всех отделах позвоночника и суставах, формирование мышечного корсета; повышение уровня физического здоровья детей, позволяющего иметь запас адаптивных качеств на длительный период жизни.

Коррегирующая гимнастика  сочетает  упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, дыхательную гимнастику, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз индивидуальную и дифференцированную оздоровительную работу. Гимнастику начинаем проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. В данной гимнастике нет резких движений, которые способствуют перевозбуждению детей. Длительность гимнастики в постели составляет 2-3 минуты. Затем дети встают с постели и выходят из спальни, идут к индивидуальным коврикам, сделанным  родителями из разнообразного материала.  В данной гимнастике мы используем различное нетрадиционное оборудование: массажные коврики с пуговицами, пробками; канаты из пробок, фломастеров. Также в группе оборудован физкультурный уголок, где имеются: гимнастические палки, гантели, эспандеры, мячи, кубики, мешочки с наполнителями, палочки, тренажеры (резиновые и деревянные) для ног, обручи, скакалки, мячи–«ежики», фитболы, соксы которые мы часто используем в оздоровительной работе, чтобы заинтересовать детей. В группе организовывается индивидуальная работа по оздоровлению, например, с детьми с диагнозом «плосковальгусные стопы» дать задание собирать пуговицы или шишки то правой, то левой ногой.

Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Их цель – поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин, проводятся они  в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно 12-16-я минуты). Ребята выполняют физические упражнения, стоя у столов или выходя на свободное место (потягивания, наклоны, движения рук вверх и вниз, полуприседы, подпрыгивания, ходьба).

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Работа с родителями включает в себя:

  1. индивидуальные консультации;
  2. школа молодых родителей;
  3. теоретические рекомендации, статьи
  4. папки-передвижки;
  5. выступления специалистов на родительских собраниях.  

Эффективность  такой комплексной работы хорошо видна в гистограмме:

 

Рис.3 Динамика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида.

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида....

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Осуществление комплексного подхода к преодолению заиканию в условиях детского сада

Основная задача, которую должны решать работники специальных дошкольных учреждений, состоит в том, чтобы в результате коррекционно-воспитательной работы устранить полностью или частично речевой дефект...

Круглый стол для педагогов детского сада «Значение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада»

Помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами)....