Роль игрушки, игр и игровых материалов в коррекции психического развития дошкольников.
статья по теме
Роль игрушки, игр и игровых материалов в коррекции психического развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igrushki.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль игрушки, игр и игровых материалов в коррекции психического развития дошкольников.
Игрушки и игровые материалы :
1. Игрушки и игровые материалы должны обеспечивать:
— возможность моделирования и проигрывания всех значи мых для детей дошкольного и младшего школьного возраста сфер, представляющих трудности общения и типичных конфликтных ситуаций в этих сферах: общение в семье с родителями, прародителями, братьями и сестрами: общение вне семьи, в школе, в детском саду, со сверстниками, воспитателями, учителями;
— возможность объективных выражений и эмоционального состояния (злости, гнева, обиды, ревности) и отношений эмоциональной зависимости, привязанности, отвержения;
— развитие личностных качеств: позитивного "образа Я", самовосприятия, преодоления страха и тревожности, формирование уверенности в себе, целенаправленности и произвольности;
— умственное развитие: развития восприятия, сенсомоторных качеств, наглядно-образного мышления, памяти, внимания, воображения.
Игрушки и игровые предметы включают: сюжетные игрушки, игровые предметы с фиксированной функцией, не оформленные игровые предметы, которые могут быть использованы и как пред меты — заместители для сюжетно-ролевой игры, и как игровые предметы для неструктурированных игр (игр-манипуляций, не имеющих четко структурированного сюжета и роли).
Далее приведем примерный перечень игрушек и игровых предметов, отвечающих указанным выше требованиям (Н. Опюп.Г. Лэндрет).
Для игры "в семью": набор кукол для изображения мамы, папы, бабушек, дедушек, других родственников, братьев и сестер и в том числе малыш — младенец (для моделирования отношений конкуренции и ревности между ними либо для выражения собственной беспомощности, эмоциональной зависимости путем идентификации играющим самого себя с куклой — младенцем);
— набор кукольной мебели, включая кровати (кто, где, в ка кой пространственной близости от остальных членов семьи рас полагается ребенком);
— кукольную посуду — чашки, тарелки, ложки, бутылочку с соской (ситуация кормления часто является причиной конфлик тов в семье);
— ванночка и горшок (приучение ребенка к туалету, самосто ятельности бывает источником конфликтов, особенно для младшего дошкольного возраста).
Рекомендуется также включать в набор игрушек куклу с не прорисованным "пустым" лицом, позволяющим ребенку осуще ствить идентификацию с любым значимым другим или самим со бой в условиях актуализации защитных механизмов, сопротивле ния, а также на ранних стадиях реализации игровой коррекции. В случае наличия специальных физических дефектов или хроничес ких заболеваний у ребенка целесообразно включать в набор игру шек куклу, обладающую тем же дефектом (куклу на костылях, с сильными шрамами на лице, щечках и пр.)
2.Игрушки не должны быть:
Слишком большими — ребенку должно быть легко и удобно держать их в руке и манипулировать ими. Куклы должны быть гибкими, позволять ребенку свободно придавать им желаемую позу, не хрупкими, не ломаться при лег ком увеличении усилия, у них не должны откручиваться руки, ноги и голова при первой же попытке ребенка поиграть с ними. В противном случае игровое занятие грозит превратиться в беско нечные манипуляции — прикручивание утерянных конечностей и переживание ребенком при этом чувства собственной неловкости, неуклюжести и несостоятельности.
Для игры "в детский сад" ("в школу"): аналогичным набор кукол — для изображения учителя, воспитателя, родителей.) сверстников, парты (столы), кровать (для игры в "детский сад"), доску с мелом (для игры "в школу").
Для игры "в больницу" ("в доктора"), кроме набора кукол и необходимой мебели, нужно иметь игрушечный набор «Айболит», шприцы, термометр, бинты и пр.
Для всех указанных сюжетных игр полезно иметь набор кукол кукольных животных, которые могли бы заменить людей (при наличии, например, барьеров, препятствующих разыгрыванию семейных отношений). Разнообразие набора животных позволит ребенку осуществить выбор соответствующего персонажа для индентификации и даст психологу, наблюдающему за игрой ребенка ценный диагностический материал для выявления личностных особенностей ребенка, так и особенностей переживания им своих отношений со значимыми людьми. В состав такого набора необходимо включить "диких" (агрессивных) животных, позволяющих ребенку выразить агрессию в социально приемлемой тюрьме. Широко используются наборы животных, позволяющие разыграть драматизации известных сказок в коррекционных целях, таких, как "Репка". "Теремок" и др.
Помимо обычных кукол полезно использовать в коррекционных целях кукол "би-ба-бо" (кукол, надевающихся на руку). Физическое действие — надевание на руку
этих кукол ребенком для разыгрывания сюжета — облегчает принятие роли и идентификацию с персонажем, с которым ребенок теперь составляет как бы единое целое, служит мостиком из мира реальности в мир воображения и позволяет в щадящей форме воспроизвести, разыграть конфликтную травмирующую ситуацию, произвести в ней ориентировку и найти пути ее решения. Аналогичную функцию выполняют маски разных персонажей сказок, в том числе маски животных.
В наборе игрушек необходимо также предусмотреть транспортные игрушки, позволяющие путем перемещения в пространстве выразить в сюжетно-ролевой игре эмоциональные отношен к значимым для ребенка лицам, символизируя путем приближения, свою симпатию, потребность близости, желания общения и путем удаления — неприязнь, ревность, стремление к избеганию контактов, неприятие коммуникабельности. Так же, транспор тные игрушки предоставляют ребенку возможность после выполнения игрового действия с какой - либо игрушкой, безопасно иссле довать игровую комнату, приблизиться к психологу и вызываю щим интерес сверстникам, сохраняя необходимую меру личност ной безопасности. К транспортным игрушкам относятся машина ( аэромобиль, включена и грузовая машина), самолет, лод ка, корабль.
Для выражения агрессии, помимо агрессивных животных (волк, крокодил, дракон), необходимо иметь игрушечные писто леты автоматы, наручники, щит и меч, и звуковые музыкальные игрушки (барабан, бубны, горн), набор игрушечных солдатиков и существующего армейского оборудования, включая военную технику.
Для выражения конструктивных и деструктивных наименований, для проигрывания более типичных конфликтных ситуаций поcле складывания строительных наборов — наборы конст рукторов различной величины от маленьких до больших, в рост ребенка. Большие кубы и параллелепипеды должны быть легкими (можно использовать в качестве основы картонные ящики, обши тые материей), доступными для свободного манипулирования ре бенка и тем самым утверждать могущество ребенка над вещами.
Для организации, управления и регуляции поведения детей полезно иметь часы со стрелками, песочные часы (для игр — соревнований), два игрушечных телефона (для облегчения коммуникации с замкнутыми детьми), "волшебную палочку", "шапку невидимку и пр.
Для подвижных игр и игр-соревнований нужно иметь мячи (большие и маленькие), кегли, мишень с дротикам т.д. Нужно пре дусмотреть предметы, которые могут быть использованы в каче стве предметов-заместителей в игре: кубики, лоскутки, палочки, пуговицы, скакалка, одеяло (или занавеска).
Для занятий изобразительной и конструктивной деятельностью нужны цветная бумага различных размеров, краски, кисти большие и маленькие, цветные и простые карандаши, ластик, пластилин, глина, конструктор, мозаика, ножницы с тупыми концами, баночки для воль (не стеклянные).
Игрушки должны находиться в отведенных для них местах в определенном порядке так чтобы ребенок, освоив этот порядок, сам мог достать интересующую его игрушку и вернуть ее на место, а вся атмосфера игровой комнаты внушала уверенность в порядке, стабильности и постоянстве мира.
Следующий вопрос касается того, кто должен убирать и наводить порядок в игровой комнате. В решении этого вопроса все психологи проявляют единодушие: не ребенок. Приведение игровой комна ты в порядок должно стать заботой ассистента психолога или другого лица, поддерживающего помещение в чистоте и порядке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника»
Как появляется игра, психологическое значение игры, психологические вопросы дошкольной игры....
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Виды игровой деятельности и их роль в психическом развитии дошкольников»
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольномдетстве.В игре ребенок ...
Приемы и материалы для коррекции психических процессов детей с нарушением слуха
Современный психолог образовательной организации должен владеть различными компетенциями: знать основы сурдопсихологии, тифлопсихологии и т.д. Предлагаю материал для работы с детьми, имеющими нарушени...
Мастер–класс для родителей по теме: «Использование дидактических игр и игровых упражнений в коррекции речевого развития дошкольников»
В процессе мастер - класса родители познакомятся с играми и упражнениями по развитию речи путем включения в практическую деятельность....
Коррекция речевого и психического развития дошкольников с ОВЗ через дидактические игры экологического содержания
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эт...
ДАЙДЖЕСТ "Речевые и игровые материалы для коррекции нарушений произношения различных групп звуков у детей дошкольного возраста"
Эта статья содержит краткие обзоры, аннотации интересных речевых и игровых материалов, которые привлекут внимание любого логопеда и дадут ему ориентиры в новинках литературы по коррекции речи. Главная...
"Роль игры в коррекции психического развития ребёнка" Памятка для педагогов
Информационный буклет по материалам "Игра в коррекции психического развития ребенка" О.А. Карабанова...