"Роль игры в коррекции психического развития ребёнка" Памятка для педагогов
консультация по психологии

Елена Рыбачёк

Информационный буклет по материалам "Игра в коррекции психического развития ребенка" О.А. Карабанова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра  - является ведущим видом деятельности в  дошкольном возрасте и определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает в новый период развития.

Игра социальна по своему происхождению, это такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть – её задачи и нормы отношений между людьми (Д.Б.Эльконин)

Д.Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка:

1. Развитие мотивационно-потребностной сферы. Данное развитие определяется эмоционально-действенной ориентировкой ребёнка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности. Результатом такой  ориентировки является формирование у ребенка новых по содержанию  социальных мотивов, важнейшими  из которых  являются  стремление к социально-значимой  и социально-оцениваемой  деятельности, и мотив  занять новую социальную  позицию. Происходит изменение психологической формы мотивов       от аффективно окрашенных непосредственных желаний до  мотивов стоящих «на грани сознательных». В игре формируется первичное соподчинение мотивов, формируются "волевые мотивы".  

2. Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка. 

Возможности соотнесения собственной  познавательной позиции с   другими        возможными позициями  обеспечиваются необходимостью координации в игре различных  позиций и точек зрения — необходимостью учета позиций в соответствии с ролевыми отношениями в игре, с собственной ролью, ролью партнера, практикой действий с предметами в соответствии с приданными им игровыми и реальными значениями и, наконец, необходимостью координации своей позиции  с позицией  партнера по игре.

3. Развитие идеального плана. Л.С. Выготский главное значение детской игры видел в   коренном преобразовании сознания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Д.Б. Эльконин рассматривал игру, как естественную стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий  от развернутых  и выполняемых  с реальными  игрушками, предметами-заместителями к речевым, а затем к умственным  действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают        путь к   развитию        наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.

4. Развитие произвольного поведения.

Наконец, игра как деятельность,  реализация  которой  требует  от   ребенка отказа от сиюминутных желаний  и подчинения  правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения.   Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребенком в соответствии  с образцом и правилом  и контролируемое  в соответствии  с этим  образом и правилом становится доступным ребенку благодаря  принятию на себя ролей и взаимному  контролю  за выполнением  игровых ролей со стороны  участников  игры .   Качество произвольности,   благодаря  игре,   приобретают  сенсомоторные  функции,   память,   поведение.

 Возможности использования  игры в коррекционно-развивающих целях.

Основными задачами психолого-педагогической коррекции развития дошкольника являются:

во-первых, коррекция отклонений в психологическом развитии на основе создания оптимальных возможностей  и условий для развития личностного и интеллектуального развития ребенка;

во-вторых, профилактика  негативных  тенденций  личностного и интеллектуального развития (Д.Б. Эльконин,  1989).

Теоретической основой поставленных задач в отечественной психологии является теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), утверждающая принцип прижизненного формирования основных психологических структур в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение  социально­ культурного опыта

Исходя из этого, в качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры можно выделить:

- моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме  в особых   игровых условиях,   исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях;

- изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание  собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;

- формирование  наряду с   игровыми   реальных  отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;

- организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;

- организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания благодаря вербализации, и, соответственно, осознание смысла проблемной ситуации и формирование ее новых значений;

- формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения  системе правил,  регулирующих  выполнение  роли, и правил,   регулирующих поведение в игровой комнате.

Источник:  Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка

Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 191 с.

Памятка для педагогов

«Роль игры в коррекции психического развития ребёнка»

https://pr1.zoon.ru/Qp5a4uYuZWvBsM2JMjWsow/1400x1000,q90/f-nqW-aTUTI-fnkLzTW2VklwhHvdYyK1MngI_yA9EC2T1Fn81AG4dWcBqMqShxVA6-lL9GHoCV2QJb5zvLP3HlArVyOP9PYuZI0z3BuwdDs

«Игра – источник развития и создаёт зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский.)

Подготовила:

Педагог-психолог

Елена Владимировна Рыбачёк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль трудовой деятельности для психического развития дошкольника

Трудовое воспитание в ДОУ обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребенка,является важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.В этом материале раскрыта...

Презентация Программа "Система диагностики и коррекции психического развития детей дошкольного возраста"

Программа содержит основновное содержание работы педагога-психолога в ДОУ....

Роль игрушки, игр и игровых материалов в коррекции психического развития дошкольников.

Роль игрушки, игр и игровых материалов в коррекции психического развития дошкольников....

Роль игры в коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.           Работая с детьми с фонетико – ...

Игра в коррекции психических процессов

Материал раскрывает возможности коррекционной игровой деятельности по подготовке воспитанников с ОВЗ к школе на основе диагностики и выявленных проблем в развитии психических процессов....

Детский рисунок, его возможности в коррекции психического развития ребенка

В данной статье представлены основные возможности использования детского рисунка для коррекции психическогоразвития ребенка...

Роль игры в коррекции внимания и памяти (из опыта работы педагога-психолога)

В данной статье приводятся доводы о необходимости коррекции, целенаправленного развития у детей старшего дошкольного возраста памяти и внимания. Основная часть материала посвящена описанию дидактиче...