"Роль игры в коррекции психического развития ребёнка" Памятка для педагогов
консультация по психологии
Информационный буклет по материалам "Игра в коррекции психического развития ребенка" О.А. Карабанова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
памятка для педагогов. роль игры в коррекции психического развития ребёнка | 815.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает в новый период развития.
Игра социальна по своему происхождению, это такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из неё выделяется её социальная, собственно человеческая суть – её задачи и нормы отношений между людьми (Д.Б.Эльконин)
Д.Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребёнка:
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы. Данное развитие определяется эмоционально-действенной ориентировкой ребёнка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности. Результатом такой ориентировки является формирование у ребенка новых по содержанию социальных мотивов, важнейшими из которых являются стремление к социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности, и мотив занять новую социальную позицию. Происходит изменение психологической формы мотивов от аффективно окрашенных непосредственных желаний до мотивов стоящих «на грани сознательных». В игре формируется первичное соподчинение мотивов, формируются "волевые мотивы".
2. Преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка.
Возможности соотнесения собственной познавательной позиции с другими возможными позициями обеспечиваются необходимостью координации в игре различных позиций и точек зрения — необходимостью учета позиций в соответствии с ролевыми отношениями в игре, с собственной ролью, ролью партнера, практикой действий с предметами в соответствии с приданными им игровыми и реальными значениями и, наконец, необходимостью координации своей позиции с позицией партнера по игре.
3. Развитие идеального плана. Л.С. Выготский главное значение детской игры видел в коренном преобразовании сознания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, т.е. в формировании идеального плана сознания. Д.Б. Эльконин рассматривал игру, как естественную стихийно сложившуюся на протяжении дошкольного детства практику поэтапной отработки умственных действий на основе функционального развития игровых действий от развернутых и выполняемых с реальными игрушками, предметами-заместителями к речевым, а затем к умственным действиям. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.
4. Развитие произвольного поведения.
Наконец, игра как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилу в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение как поведение, осуществляемое ребенком в соответствии с образцом и правилом и контролируемое в соответствии с этим образом и правилом становится доступным ребенку благодаря принятию на себя ролей и взаимному контролю за выполнением игровых ролей со стороны участников игры . Качество произвольности, благодаря игре, приобретают сенсомоторные функции, память, поведение.
Возможности использования игры в коррекционно-развивающих целях.
Основными задачами психолого-педагогической коррекции развития дошкольника являются:
во-первых, коррекция отклонений в психологическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального развития ребенка;
во-вторых, профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития (Д.Б. Эльконин, 1989).
Теоретической основой поставленных задач в отечественной психологии является теория психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), утверждающая принцип прижизненного формирования основных психологических структур в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально культурного опыта
Исходя из этого, в качестве основных психологических механизмов коррекционного воздействия игры можно выделить:
- моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях;
- изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций;
- формирование наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития;
- организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение;
- организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания благодаря вербализации, и, соответственно, осознание смысла проблемной ситуации и формирование ее новых значений;
- формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.
Источник: Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка
Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 191 с.
Памятка для педагогов
«Роль игры в коррекции психического развития ребёнка»
«Игра – источник развития и создаёт зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский.)
Подготовила:
Педагог-психолог
Елена Владимировна Рыбачёк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль трудовой деятельности для психического развития дошкольника
Трудовое воспитание в ДОУ обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребенка,является важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.В этом материале раскрыта...
Презентация Программа "Система диагностики и коррекции психического развития детей дошкольного возраста"
Программа содержит основновное содержание работы педагога-психолога в ДОУ....
Роль игрушки, игр и игровых материалов в коррекции психического развития дошкольников.
Роль игрушки, игр и игровых материалов в коррекции психического развития дошкольников....
Роль игры в коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста
Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми с фонетико – ...
Игра в коррекции психических процессов
Материал раскрывает возможности коррекционной игровой деятельности по подготовке воспитанников с ОВЗ к школе на основе диагностики и выявленных проблем в развитии психических процессов....
Детский рисунок, его возможности в коррекции психического развития ребенка
В данной статье представлены основные возможности использования детского рисунка для коррекции психическогоразвития ребенка...
Роль игры в коррекции внимания и памяти (из опыта работы педагога-психолога)
В данной статье приводятся доводы о необходимости коррекции, целенаправленного развития у детей старшего дошкольного возраста памяти и внимания. Основная часть материала посвящена описанию дидактиче...