Стратегия поведения педагога-психолога в конфликтных ситуациях в детском саду
материал по психологии

Братчина Алина Алексеевна

Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стратегия поведения педагога-психолога в конфликтных ситуациях в детском саду

        

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».  В настоящее время конфликт является нормой общественной жизни. Проблема же конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения.

Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для  педагога-психолога крайне важно.

Всю работу педагога-психолога в данном направлении мы условно разделили на 3 группы: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми.

Прежде всего,   необходимо изучить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками. С этой целью организовывается  наблюдение за общением   педагога  с воспитанниками (не менее 3 –х дней). При этом учитывается  

  1. Обстановка в группе:

•  какова атмосфера в группе?

•  какие есть положительные моменты?

•  какие есть отрицательные моменты?

2. Взаимоотношения между детьми и воспитателем:

•  с кем из детей у воспитателя хороший контакт? Почему?

•  с кем из детей у воспитателя  не очень хороший контакт? Почему?

Кроме того,  в процессе наблюдения,   с целью определения доступности воспитателя в общении с детьми, проводится  30-минутный  срез  «Как часто и зачем обращаются дети к воспитателю; способы реагирования на просьбы детей». (В один из моментов свободной игровой деятельности  воспитатель говорит, что ей нужно поработать, а дети должны играть самостоятельно и обращаться к ней лишь в тех случаях, когда им никак не обойтись без помощи).

 

Помимо наблюдения в работе с воспитателями мы используем и метод анкетирования. Анкеты необходимо подбирать, основываясь на сути конфликта.

  • Определение вашего стиля в общении с родителями (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова)
  • Оценка уровня коммуникабельности  педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому)
  • Оценка способности педагога к эмпатии (Оганесян Т.Н.)
  • Тест на определение конфликтности
  • Анкета - выявление положительных и отрицательных качеств личности педагога
  • Определение удовлетворенности личности своим трудом
  • Способность к саморегуляции и др.

Работа с родителями заключается в проведении анонимного анкетирования родителей группы   «Выявление состояния и развития сотрудничества  семьи и детского сада», с  целью  оценки работы  воспитателей.

Работа с детьми преследует следующие цели: проанализировать отношение детей к дошкольному учреждению, определить их эмоциональное состояние, стиль взаимоотношений в детском коллективе.

Нам необходимо определить, как  чувствует себя ребёнок в детском саду, комфортно ли ему здесь, и поэтому с детьми проводиться:

1) наблюдение за поведением в процессе совместной деятельности, в естественных условиях (старший возраст).  Цель наблюдения: установить наличие (или отсутствие) у детей нравственных представлений, способы поведения, формы нравственных переживаний, способы взаимодействия в игровой деятельности.

2) диагностика отношения детей к детскому саду, с целью определения эмоционального благополучия ребенка в д/с, включающая в себя следующие методики:

Методика № 1  «С каким настроением ты идешь в детский сад и уходишь домой»

Цель: выявление отношения ребенка к своему  детскому саду.

Стимульный материал: полотно с изображением мамы, идущей с ребенком (без лица) по дороге детского сада и двумя сменными «личиками» - веселого и грустного малыша.

 

Инструкция: Ребенку показывается рисунок «Ребенок идет в д/с» и предлагается показать с каким настроением он идет в д/с. Почему?

Затем ребенку предлагается ответить на вопрос: «С каким настроением ты уходишь из д/с домой. Почему?».

Методика № 2 «Оценка уверенности в себе» («Лесенка» по Т.Д. Марцинковской).

Цель: изучение самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

 Методика  № 3 Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?» /Е.В. Кучерова/ Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Методика  № 4 Тест «Проективные ситуации» /Е.В. Кучерова/. Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

 3) рисуночная  методика  «Детский сад» (разработана М. Быковой)

Цель:    проверка психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

4) Цветовая диагностика «Домики» (разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда)

Цель: определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к ДОУ.

Дополнительно можно использовать:

  • Социометрическая проба М.А. Панфиловой «День рождения»

  Цель методики: выявление эмоциональных предпочтений в общении значимости социального окружения.

Глава V МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - Учебное пособие для вузов

Графическая методика "Кактус"

предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском саду

причины возникающих между детьми столкновений отражают и их возрастное развитие...

Конфликтные ситуации в детском саду

В этой статье вы узнаете, с какими проблемами могут столкнуться  родители и дети в детском саду...

«Консультирование родителей педагогом-психологом по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»

Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особенносте...

Консультация педагога-психолога. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.

Консультация педагога-психолога. Как  помочь ребенку адаптироваться к детскому саду....

Конфликты между детьми. Стратегия поведения взрослого при разрешении конфликтной ситуации.

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...

Конфликтные ситуации в детском саду

В тексте рассказывается с какими проблемами могут столкнуться родители в детском саду и как их решить....