Стратегия поведения педагога-психолога в конфликтных ситуациях в детском саду
материал по психологии
Из опыта работы педагога-психолога по разрешению конфликтных ситуаций в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_povedeniya_pedagoga-psihologa_v_konfliktnyh_situatsiyah_v_detskom_sadu.docx | 51.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия поведения педагога-психолога в конфликтных ситуациях в детском саду
Сегодня будем говорить с вами о конфликтах. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». В настоящее время конфликт является нормой общественной жизни. Проблема же конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения.
Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для педагога-психолога крайне важно.
Всю работу педагога-психолога в данном направлении мы условно разделили на 3 группы: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми.
Прежде всего, необходимо изучить взаимоотношения воспитателя с воспитанниками. С этой целью организовывается наблюдение за общением педагога с воспитанниками (не менее 3 –х дней). При этом учитывается
- Обстановка в группе:
• какова атмосфера в группе?
• какие есть положительные моменты?
• какие есть отрицательные моменты?
2. Взаимоотношения между детьми и воспитателем:
• с кем из детей у воспитателя хороший контакт? Почему?
• с кем из детей у воспитателя не очень хороший контакт? Почему?
Кроме того, в процессе наблюдения, с целью определения доступности воспитателя в общении с детьми, проводится 30-минутный срез «Как часто и зачем обращаются дети к воспитателю; способы реагирования на просьбы детей». (В один из моментов свободной игровой деятельности воспитатель говорит, что ей нужно поработать, а дети должны играть самостоятельно и обращаться к ней лишь в тех случаях, когда им никак не обойтись без помощи).
Помимо наблюдения в работе с воспитателями мы используем и метод анкетирования. Анкеты необходимо подбирать, основываясь на сути конфликта.
- Определение вашего стиля в общении с родителями (на основе опросника В.Г. Маралова, В.А. Ситарова)
- Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому)
- Оценка способности педагога к эмпатии (Оганесян Т.Н.)
- Тест на определение конфликтности
- Анкета - выявление положительных и отрицательных качеств личности педагога
- Определение удовлетворенности личности своим трудом
- Способность к саморегуляции и др.
Работа с родителями заключается в проведении анонимного анкетирования родителей группы «Выявление состояния и развития сотрудничества семьи и детского сада», с целью оценки работы воспитателей.
Работа с детьми преследует следующие цели: проанализировать отношение детей к дошкольному учреждению, определить их эмоциональное состояние, стиль взаимоотношений в детском коллективе.
Нам необходимо определить, как чувствует себя ребёнок в детском саду, комфортно ли ему здесь, и поэтому с детьми проводиться:
1) наблюдение за поведением в процессе совместной деятельности, в естественных условиях (старший возраст). Цель наблюдения: установить наличие (или отсутствие) у детей нравственных представлений, способы поведения, формы нравственных переживаний, способы взаимодействия в игровой деятельности.
2) диагностика отношения детей к детскому саду, с целью определения эмоционального благополучия ребенка в д/с, включающая в себя следующие методики:
Методика № 1 «С каким настроением ты идешь в детский сад и уходишь домой»
Цель: выявление отношения ребенка к своему детскому саду.
Стимульный материал: полотно с изображением мамы, идущей с ребенком (без лица) по дороге детского сада и двумя сменными «личиками» - веселого и грустного малыша.
Инструкция: Ребенку показывается рисунок «Ребенок идет в д/с» и предлагается показать с каким настроением он идет в д/с. Почему?
Затем ребенку предлагается ответить на вопрос: «С каким настроением ты уходишь из д/с домой. Почему?».
Методика № 2 «Оценка уверенности в себе» («Лесенка» по Т.Д. Марцинковской).
Цель: изучение самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Методика № 3 Индивидуальная беседа «Нравится ли тебе в детском саду?» /Е.В. Кучерова/ Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Методика № 4 Тест «Проективные ситуации» /Е.В. Кучерова/. Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
3) рисуночная методика «Детский сад» (разработана М. Быковой)
Цель: проверка психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
4) Цветовая диагностика «Домики» (разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда)
Цель: определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к ДОУ.
Дополнительно можно использовать:
- Социометрическая проба М.А. Панфиловой «День рождения»
Цель методики: выявление эмоциональных предпочтений в общении значимости социального окружения.
Графическая методика "Кактус"
предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины возникновения конфликтных ситуаций в детском саду
причины возникающих между детьми столкновений отражают и их возрастное развитие...
Конфликтные ситуации в детском саду
В этой статье вы узнаете, с какими проблемами могут столкнуться родители и дети в детском саду...
«Консультирование родителей педагогом-психологом по вопросам адаптации ребенка к детскому саду»
Период адаптации к детскому саду один из самых сложных периодов в жизни родителей, воспитателей и детей. Поэтому психологическая помощь в такой период нужна всем.Адаптация -1) совокупность особенносте...
Консультация педагога-психолога. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.
Консультация педагога-психолога. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду....
Конфликты между детьми. Стратегия поведения взрослого при разрешении конфликтной ситуации.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно...
Конфликтные ситуации в детском саду
В тексте рассказывается с какими проблемами могут столкнуться родители в детском саду и как их решить....