Проект "Наши соседи - насекомые"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Аникина Елена Юрьевна

Проект "Наши соседи - насекомые". Предназначен для детей второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Проект «Наши соседи – насекомые»

 Вид проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский.

Продолжительность проекта: 3 месяца.

 Участники проекта: дети второй младшей  группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель).

Образовательная область: экологическое воспитание.

Актуальность проблемы: во время прогулки дети заинтересовались, где насекомые.   В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи – насекомые».

Задачи проекта:

  1. формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передвижения;
  2. воспитывать бережное отношение к живому;
  3. развивать эмоциональную отзывчивость;
  4. развивать коммуникативные навыки;
  5. формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат:

  1. дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей,  пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха);
  2. иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  3. знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  4. находить сходства и различия;
  5. владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  6. составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

Сотрудничество с семьёй:

  1. Консультации «Как привить любовь к природе».
  2. Изготовление поделок.

Взаимодействие со специалистами:

  1. Музыкальный досуг «Наши соседи - насекомые».

План реализации проекта

«Наши соседи - насекомые»

Мероприятия

Участники

Сроки проведения

Подготовительный этап

1

Родительское собрание по теме: «Участие в экологических проектах»

Воспитатели, родители

16 февраля

2

Подбор литературы о насекомых

Воспитатели, родители

Февраль, март

3

Подбор картинок, фото с изображением насекомых

Основной этап

4

Занятие: «Путешествие в мир насекомых»

Воспитатели, дети

Март

5

Наблюдения на прогулке

Воспитатели, дети

Апрель

6

Беседа «Какие бывают насекомые»

Воспитатели, дети

Апрель

7

Продуктивная деятельность: лепка «Бабочка», рисование: раскрашивание картинок с изображением насекомых

Воспитатели, дети

Апрель

8

Создание альбома для рассматривания «Насекомые»

Родители, дети

Март

9

Выставка поделок

Родители, дети

Март

10

Организация мини-выставки «Насекомые — любимые игрушки»

Родители, дети, воспитатели

Март

11

Оформление дидактической игры

Родители, воспитатели

Март

12

Оформление книжной выставки

Родители, воспитатели

Март

13

Разучивание стихов и песен, знакомство  с загадками о насекомых

Родители, воспитатели, дети

Март

Заключительный этап

14

Презентация экологических проектов:

- «Пчелка»

- «Божья коровка»

- «Бабочка»

Семья Филенковых

Семья Фитерман

Семья Беляковых

 

Апрель

15

Проведение досуга «Наши соседи - насекомые»

Воспитатели, муз. работник, дети

20 апреля

     Занятие  во второй младшей группе на тему: « Путешествие в  мир насекомых».

Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Задачи:

Социализация: воспитывать бережное отношение к насекомым.

Коммуникация: формирование умения отчётливо произносить слова и короткие фразы, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.

Безопасность: приобщение к правилам безопасного поведения в мире природы.

Физическая культура: способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в двигательной деятельности.

Материал: иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, ; цветы из цветного картона; звукозапись;  лепестки с изображением цветов, насекомых, ; магнитная доска.

Ход работы:

Воспитатель: Ребята сегодня мы  отправимся в путешествие в Страну насекомых.  

Воспитатель предлагает рассмотреть экологическую тропу.

-Выберете и назовите насекомых на картинках.

-Чем похожи все насекомые?

- Чем питаются насекомые?

- Почему насекомые легко прячутся?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте закроем глазки, и представим что мы в весеннем лесу (звучит музыка «Вальс цветов). Ой, посмотрите, какая красивая полянка. А как много здесь цветов.

Воспитатель: К нам в гости сегодня придёт, а кто, вы узнаете когда отгадаете загадку.

Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёжик)

 Воспитатель: Ребята, ёжик пригласил нас в гости. Но что бы попасть к нему на поляну  нам нужно отгадать загадки.

В лугах без устали летает,

Нектар цветочный собирает.

Немного времени пройдет,

И приготовит вкусный мед.

(пчела)

Воспитатель: Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»( показывает картинку с изображением пчелы)

Воспитатель: Давайте немного поиграем и вспомним, как разговаривают некоторые насекомые.

Игра

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. Ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - Указательные пальцы выставляют

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

       Я любого разбужу.

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко.

Это … (божья коровка).

Воспитатель: - А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов( показывает картинку с изображением божьей коровки)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я поймать его хотел –

Он вспорхнул и улетел (бабочка).

Воспитатель: У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

Физкультурная минутка
Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы»

(приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они

«вспархивают» у него из-под руки.

Воспитатель: 

       Кто они? Откуда! Чьи?

Льются чёрные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

Воспитатель: В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.
(  картинка с изображением муравья)

( Появляется Ёжик)

Ёжик: Какие вы молодцы. У меня есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. ( Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям: цветы, насекомые).

Воспитатель: Спасибо тебе Ёжик, но нам пора возвращаться в детский сад. (дарим букет из собранных цветов и возвращаемся в группу)

Воспитатель: Как много мы с вами сегодня увидели! И божью коровку, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.
-Чем они непохожи?
- Что у них одинаково?
- Что одинаково у муравья и пчелы?
У них у всех по три ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются
насекомыми.

ВЕСЕННЕЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

 для детей младшего дошкольного возраста

«Наши соседи — насекомые»

Зал тематически украшен. В аудио записи звучит щебетание птиц. Дети заходят в зал, садятся на стульчики.

Ведущий: Зажурчал ручей в овражке,

                  Прилетели с юга пташки,

                   Греет солнышко с утра -

                   В гости к нам пришла весна!

Весна:       Я Весна — красна, бужу землю ото сна,

                  Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.

Исполняется песня «Весна пришла».

Весна:        Сегодня мы посмотрим как встречают весну наши насекомые.

                    Не птица, а с крыльями. Над цветами порхает, медок собирает. Кто          

                   это?

Дети: Пчелка.

Пчелка: Стихотворение:  Села пчелка на цветок,

                                         Опустила хоботок,

                                         Подлетает к ней комар:

  1.                                    -   Что ты ищешь там?
  2.                                    -   Нектар.
  3.                                    -  А тебе не надоело?

                                      -  Не наскучило искать?

  1.                                    -  Нет!

                                     -   Тому, кто занят делом,

                                          Просто некогда скучать.

Я — пчелка. Мы живем большой семьей. Мы трудолюбивые насекомые. Питаемся нектаром цветов, делаем мед. На зиму мы засыпаем. Обитаем в ульях и дуплах.

Проводится игра «Пчелы»(обручи-домики в центре круга, играющие идут по внешнему кругу, приговаривая: Солнышко проснется -

                                                        Пчелка кружит, пчелка вьется.

                                                         Собирает свежий мед

                                                          И домой его несет.

С последними словами дети стараются занять обруч, кому не хватило, выбывает из игры.)

 

Весна: У этих жучков красные платьица в черный горох.

             На растении они обитают и вредных тлей уничтожает. Кто это?

Дети: Божья коровка.

Божья коровка: Точка, точка,                                                                                                                          

                           Два крючочка -

                           Это лапки у жука.

                         

                           Справа — точка, слева — точка,

                           В чёрных крапинках бока.

Я — божья коровка. Меня назвали так потому, что у меня на ножках выделяется молочко. Питаюсь тлёй. На зиму засыпаю.

Исполняется песня про божью коровку.

Весна: В лесу у пня суета, беготня,

             Народ рабочий, весь день хлопочет. О ком это?

Дети: О муравьях.

Муравьишка: Я муравей. У меня большая дружная семья. Мы живем в большом

                          доме, который называется муравейник. Хотя я плохо вижу, я с

                          помощью усиков могу ощупать все, что встречается на пути.

                          Питаюсь я травинками и мертвыми насекомыми, а осенью

                          ложусь спать до самой весны.

Проводится игра «Муравьишка спешит домой».

Весна: Над ними трепещут былинки

             Им так хорошо и тепло,

             У них бирюзовые спинки,

             А крылышки точно стекло.

Про кого эта загадка, ребята?

Дети: Про стрекозу.

Стрекоза: Стрекоза, стрекоза -

                  Любопытные глаза.

                  То летит она вперед,      

                   То висит, как вертолет,

                   Над водой голубой,

                   Над травой луговой,

                   Над поляной лесной...

Я стрекоза, могу висеть в воздухе, питаюсь насекомыми, я их ловлю налету. Я очень боюсь холода.

Весна: Над цветком порхает, пляшет,

            Веерком узорным машет.

             Кто это?

Дети: Бабочка.

Бабочка: Пестрых крыльев лоскутки

                Так красивы и легки.

                Бабочкой меня зовут,

                Я летаю там и тут.

                 От цветка и до цветка,

                 И всегда боюсь сачка.

                 Ой, ребята не ловите,

                 Пожалейте, пощадите.

Я бабочка. Я питаюсь нектаром цветов. Бабочек очень много и все они разные.

Исполняется песня «Бабочка».

Весна: Вот какие разные насекомые: одни — радуют глаз (бабочка, стрекоза), другие — помогают людям (божья коровка, пчела). И чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши соседи - насекомые"

Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...

Конспект весеннего экологического развлечения для детей младшего дошкольного возраста по теме "Наши соседи - насекомые""

Экологическое развлечение как завершение проектной деятельности по теме "Наши соседи - насекомые"...

Наши соседи насекомые.

Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие реб...

проект "наши соседи - насекомые".

проект "Наши соседи - насекомые" с примерным планом реализации (3 недели)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе "Наши соседи - насекомые"

Продолжать знакомить детей с насекомыми; установить отличия и сходство у бабочки и жука....


 

Комментарии

Бурцева Татьяна Николаевна

Спасибо за очень хороший проект!