Трансактный анализ
материал по теме
Предварительный просмотр:
Трансакционный (трансактный) анализ — направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики.
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно «сценарию», написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.
Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.
В основе практики трансактного анализа лежит контракт. Он включает цели, поставленные клиентом перед собой, и пути, по которым будут достигаться эти цели; также в контракт вносятся предложения терапевта по консультированию и список требований к клиенту, которые он должен выполнять(например, что клиент будет реже ссориться с близкими людьми или будет продуктивно использовать свое время). Клиент решает, какие из своих убеждений, эмоций и стереотипов поведения ему нужно изменить, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиент начинает думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Важным является тот факт, что контракт вовлекает Взрослое эго-состояние человека в коллективный познавательный процесс, подразумевает взаимное согласие и демократизм в отношениях. По ходу занятий в группах контракт может дополняться и претерпевать изменения.
Руководитель терапевтической группы должен следить за своими собственными психологическими потребностями. Это важный момент в групповой работе. Если руководитель ощущает, что с ним самим все хорошо, то он создает модель такого же самоощущения для группы. Умелый руководитель при работе с группой задействует все свои эго-состояния должным образом: Родитель защищает и заботится, Взрослый анализирует и предоставляет информацию, Ребенок создает атмосферу творчества и энтузиазма, показывает, как можно радоваться жизни. Таким образом, умелый терапевт не берет на себя роль Спасителя, а помогает членам группы начать использовать свои собственные резервы и перестать ощущать себя Жертвами.
Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека (эго-состояния), которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское. Эго-состояния — это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией. Выделение эго-состояний основано на трех аксиоматических положениях: 1) каждый взрослый некогда был ребенком (этот ребенок в каждом человеке представлен эго состоянием Ребенок); 2) каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности (способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый); 3) у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица (родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель).
Родительское (Родитель — Р) — это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, это наставления, поучения, правила поведения, социальные нормы. С одной стороны, Родитель представляет собой набор полезных и проверенных временем правил, а с другой — предрассудки и предубеждения. Это эго-состояние, которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуации дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.
Взрослое (Взрослый — В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя из реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений. Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.
Детское (Дитя — Д, или Ребенок — Ре) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Эго- состояние Ребенок проявляется в двух видах: свободный Ребенок и адаптированный Ребенок. Свободный Ребенок включает в себя импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлеченность и изобретательность. Он придает человеку обаяние и теплоту, но в то же время является источником капризов, обид, легкомыслия, упрямства и эгоцентризма. Адаптированный Ребенок — это та часть личности, которая желает быть принятой родителями и уже не позволяет себе поведения, не соответствующего их ожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребенка характерна конформность, неуверенность в общении, стыдливость. Разновидностью Адаптированного Ребенка является Бунтующий (против Родителя) Ребенок, иррационально отвергающий авторитеты и нормы, нарушающий дисциплину.
С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого — роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену; с позиции ребенка — роли молодого специалиста, артиста — любимца публики, зятя.
Диагностировать эго-состояния в личности возможно путем изучения вербальных и невербальных компонентов поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа «мне нельзя», «я должен», критические замечания типа «итак, запомни», «прекрати это», «ни за что на свете», «я бы на твоем месте», «милый мой». Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, «грозный вид», вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.д. Ребенок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: «я хочу», «меня злит» , «я ненавижу», «какое мне дело». К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком как внутреннее напряжение. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э. Берну, должна осуществляться именно в этом направлении: « оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.
Э. Берн определяет трансакцию как единицу общения. Если двое, трое или более людей встречаются. То рано или поздно один из них заговорит или каким-либо другим способом даст понять остальным, что осведомлен об их присутствии. Это называется трансактным стимулом. Человек, к которому обращен трансактный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Этот ответ называется трансактной реакцией. То есть, трансакция — это обмен взаимодействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными и безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные (дополнительные), перекрестные и скрытые.
В процессе коммуникации Э. Берн выделяет несколько правил. Первое правило гласит: процесс коммуникации будет протекать гладко, пока трансакции дополнительные (параллельные), то есть, ответная реакция соответствует ожиданиям агента и характерна для здоровых, естественных человеческих отношений.
Пример дополнительной (параллельной) трансакции:
Врач : Доверьтесь мне, все будет хорошо. (Р - Ре)
Пациент: Готов слушаться вас во всем. (Ре - Р)
Р Р
В В
Ре Ре
Другой пример дополнительной (параллельной) трансакции (общение на равных):
Врач: Шансов мало, но сделаем все возможное. (В - В)
Пациент: Спасибо за прямоту, постараюсь быть мужественным. (В - В)
Р Р
В В
Ре Ре
Следствие из этого правила: пока трансакции дополнительные (параллельные), процесс коммуникации может продолжаться неопределенно долго. Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отражаются параллельными линиями.
Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации разрушается, когда трансакция становится перекрестной. Перекрестные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул дается неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа «Где мои запонки?» женой дается ответ «Куда положил, там и возьми». Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул дается реакция Родителя. (В — В), (Р - Ре)
Р Р
В В
Ре Ре
Другой пример по этой схеме:
Мать: Давай разберемся, почему у тебя снизилась успеваемость. (В - В)
Ребенок: Неправда, мне просто не везет, а вам лишь бы поругать меня. (Ре - Р)
Р Р
В В
Ре Ре
Такие перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.
Простые дополнительные трансакции чаще всего встречаются при неглубоких производственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простыми пересекающимися трансакциями.
Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух эго-состояний. Эта категория служит основой для игр. Здесь наравне с обычной трансакцией (например, В — В) одновременно происходит скрытая трансакция, в которой один человек участвует на подсознательном уровне, а другой отлично ее «видит» и умело манипулирует своим партнером, а иногда оба в процессе скрытой трансакции выступают наравне, и это приносит им удовольствие. Скрытые трансакции отличеются тем, сто включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Именно это составляет суть психологических игр. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают. Общение происходит на двух уровнях: внешнем уровне текста и скрытом уровне подтекста, который передается в основном при помощи средств невербальной коммуникации. В примере двухуровневых трансакций (флирта и провокации) уровень подтекста изображается пунктиром.
Пример скрытой трансакции:
Ковбой: Не хотите ли посмотреть конюшню? (В — В), скрытая (Ре — Ре)
Девушка: Спасибо, давно мечтала посмотреть. (В — В), скрытая (Ре — Ре)
Р Р
В В
Ре Ре
На социальном уровне происходит разговор Взрослых, но на психологическом уровне это разговор Ребенка с Ребенком, содержание которого — заигрывание. Такая трансакция называется двойной скрытой.
Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго-состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: «Эта модель получше, но она вам не по карману», на что покупатель дает ответ: «Вот ее то я и возьму». Продавец на уровне Взрослого констатирует факты, что модель лучше и что она не по карману покупателю, на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого — что продавец безусловно прав (В — В),(В — В). Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребенку покупателя, отвечает именно Ребенок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других (В — Ре), (Ре — В).
Р Р
В В
Ре Ре
Коррекция по Э. Берну — это выработка постоянного взрослого поведения и ее цель — будь всегда взрослым. Цепи трансакций порождают такой феномен, как игры. Игра — это последовательный ряд дополнительных скрытых трансакций, разворачивающийся в направлении четко определенного и предсказуемого исхода. Это серия трансакций, которые внешне выглядят вполне правдоподобно и кажутся легко объяснимыми, но в действительности определяются скрытой мотивацией. Другими словами, это действия, содержащие в себе какой-либо подвох. Отличительной особенностью игр является наличие скрытого смысла и выигрыша, который обозначает получение чего-то. Выигрыш может быть биологическим, экзистенциальным, внутренним психологическим, внешним психологическим, внутренним социальным и внешним социальным, а также может сочетать в себе элементы всего вышеперечисленного.
Игры порождаются стремлением партнеров к достижению преимуществ за счет других участников общения. Берн и его сотрудники разработали обширную типологию игр. Были выделены следующие категории игр: игра длиною в жизнь (сюда относятся такие игры, как «Алкоголик», «Должник», «Посмотри, что я из за тебя сделал), супружеские игры («В зале суда», «Загнанная лошадь», «Посмотри, как я старался»), игры для вечеринок, сексуальные игры, конструктивные игры (это особая категория игр, названных Берном «хорошими» играми, которые не только приносят выигрыш игроку, но и позволяют другим людям получить конструктивное удовольствие).
Говоря о генезисе игр, Берн делает акцент на том, что по своей природе игры являются имитационными и предлагает рассматривать развитие ребенка как процесс обучения тому, в какие игры надо играть и как в них играть. То есть, по Берну ребенок обучается играм на основе ежедневного опыта взаимодействия с действительностью.
В основе многих игр лежат сценарии, программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии Ребенка, плохо осознаются и поэтому делают человека несвободным, психологически зависимым. Берн пишет об этом так: «...Каждый человек чаще всего неосознанно обладает жизненным планом или сценарием, с помощью которого структурирует продолжительные периоды времени — месяцы, годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной деятельностью, времяпровождением и играми. Таким образом, они реализуют сценарии и приносят человеку необходимое удовлетворение, прерываясь затем периодами замкнутости или же эпизодической близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни».
Так что же такое сценарий? Сценарий — это непрерывно развертывающийся жизненный план, формирующийся в раннем детстве под влиянием родителей, Это психическая сила, которая несет человека по определенному пути в его судьбе, независимо от того, считает ли он этот путь разумным или сопротивляется ему.
Жизненный сценарий — это:
- родительские послания (соцнормы, запреты, правила поведения);
- профессиональные сценарии (женитьба, замужество, образование).
Сценарий — это жизненный план, напоминающий спектакль, в котором личность вынуждена играть роль. Сценарий напрямую зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в эго-состояние Ребенок через трансакции, которые происходят между родителями и ребенком. Жизненная позиция — это совокупность базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире. Выделяют жизненные позиции:
- «Я благополучен, ты нет» (появляется недоверие к миру, обвинение других в чем-то;
- «Я не благополучен, ты благополучен» (заниженная самооценка);
- «Я не благополучен, ты не благополучен» (нет общения с миром);
- «Я благополучен, ты благополучен» (оптимальная позиция).
Как происходит формирование сценария? Берн следующим образом отвечает на этот вопрос: впервые сценарий является ребенку в очень раннем возрасте в наиболее архаичной форме — в форме мифов и сказок. Ребенок растет и со временем он, усложняя собственный мир, покидает мир классических архетипов и вступает в мир более романтичных существ. Сказки и истории о животных, рассказанные или прочитанные ему сначала родителями, а затем и самим, захватывают его воображение. В третьей фазе, в юности, человек еще раз пересматривает свой сценарий, чтобы приспособить его к той реальности, какой она ему представляется: сверкающей, романтичной и пр. Постепенно, с возрастом, человек движется все ближе к той реальности, какой она действительно является. Большинство людей считают, что другие люди или предметы должны определенным образом реагировать на их действия, быть полноценными участниками предлагаемого им сценария. Так, человек на протяжении десятилетий готовит себя к заключительному «представлению». Это — прощальное представление, и задача терапевта — изменить путь к нему. Берн считает, что человек должен уметь действовать спонтанно и в то же время рационально в согласии с обстановкой и окружением.
Выделяются сценарии победителя, побежденного и не-победителя. Победителем можно назвать человека, решившего в жизни достичь определенной цели и добившегося своего в конечном итоге. Если человек добился своего, то он — Победитель. Если же он увяз в долгах, получил физическую травму или провалил экзамен — то он Побежденный. Не-победитель — это тот человек, который может быть прекрасным гражданином, сотрудником, прилежным и благодарным судьбе, лояльным человеком. Такой тип людей старается не создавать проблем людям — в отличие от Победителей, так как не борются, вовлекая в борьбу других, и (в еще большей степени) в отличие от Побежденных (неудачников), которые, попадая в беду, пытаются увлечь в нее рядом стоящих.
Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения.
Трансактный анализ — по-русски означает анализ высказываний. Это направление психотерапии называется так потому, что высказываний (трансакций) - основной технический прием этого подхода.
Трансактный анализ возник в лоне психоанализа и разделяет представление о том, что жизненные неудачи человека связаны с его искаженными представлениями о реальности, причина которых в ранних детских конфликтах.
Основная идея трансактного анализа состоит в том, что если внутренние конфликты детского эго-состояния искажают реальность и делают поведение не эффективным, теоретически и практически возможно переходить и закреплять самоотождествление во временно не актуализированное, но всегда готовое к действию, эго-состояние взрослого, свободное от этих конфликтов. Оно не может быть не эффективным по отношению к реальности потому, что это состояние, по сути, есть программа по адаптации к среде. Таким образом, основная задача ТА терапии — перевести Я (самосознание) из детского эго-состояния во взрослое. т.е. активизировать, запустить программу Взрослого. Причем из этого эго-состояние человек не только может модернизировать, адаптировать к реальности другие эго-состояния, но и реализовывать все жизненные функции — от любви до работы. Разрешение же конфликтов детского эго-состояния с активизацией Взрослого впервые получает надежную опору и осуществляется Взрослым (если это вообще окажется нужно) после решения основных жизненных проблем.
Основная трудность, с которой на первых порах сталкиваются участники группы, состоит в том, что сначала привычно активизируются неэффективные для работы эго-состояния Родитель и Ребенка. Из состояния Родителя человек анализирует свои проблемы точно так, как это сделал бы его собственный реальный родитель, со всеми привычными для него стереотипами, нового решения при этом ждать не приходится. Кроме того, Родитель в нас часто колеблется: раздуть собственные амбиции и встать на сторону ребенка против попыток взрослого разобраться в вопросе или успокоить ребенка и дать возможность активизироваться Взрослому?
При самоанализе из эго-состояния Ребенка проблема другая. Участник крайне болезненно реагирует на обратную связь ведущего или группы. «Меня ругают, - склонен думать Ребенок в нас, - значит, не любят». Затем следует обида или гнев. Эмоциональная реакция в свою очередь блокирует решение проблемы. С точки зрения постоянных усилий по удержанию себя в состоянии Взрослого участие в группе — конфронтация с самим собой. Однако уже одно понимание природы своих реакций, их пред-ожидание, исследование их происхождения и функций — запускает и удерживает эго-состояние Взрослого. Это дает возможность, осознав свое поведение, проверить его на предмет соответствия действительности и принять новое решение в соответствии с актуальными целями.
Частью сценария являются игры, «в которые играют люди» (Э. Берн). «Игра» у Э. Берна — это продолжительный ряд действий, содержащих: слабость, ловушку, удар, ответ, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств и совершаются действия «игры». Каждое действие игры сопровождается «поглаживанием» или «ударом». Под «поглаживанием» в трансактном анализе понимается знак одобрения. Существует три типа «поглаживаний»: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное (подмигивание, кивки, жесты). «Удар» - знак неодобрения может выражаться в виде шлепков, хмурых взглядов, брани. В начале игры поглаживаний больше, чем ударов.
«Поглаживания и удары» по Берну — это взаимно-направленное на передачу положительных или отрицательных чувств действие. Они могут быть: позитивными, негативными, условными (касается того, что человек делает и подчеркивает результат), безусловными (связаны с тем, кем человек является), фальшивыми. Любое взаимодействие содержит поглаживание и удары. Они во многом определяют самооценку и находятся в обратной зависимости. Чем больше поглаживаний (позитивных) получает человек, тем меньше он отдает ударов.
Особенно нуждаются в поглаживаниях дети, подростки и старики.
Можно принимать поглаживания или этого не делать. У людей может быть масса разумных доводов для отвержения поглаживаний: «Она так говорит только для того, чтобы поддержать мою уверенность в себе», «чтобы попытаться изменить меня», «чтобы мило выглядеть». Человек может предполагать, что тот, кто его «поглаживает», либо лжец, либо манипулятор, и этим скорее позорит «поглаживающего», чем принимает поглаживания. В трансактном анализе важным считается учить клиентов принимать «поглаживания» и при этом уметь отказываться от любых нежелательных условий, которые выставляются при «поглаживании». Так же важно сфокусировать внимание на укреплении осознанных внутренних сил клиента и на создание условий, в которых клиент осознает в себе новые или до сей поры отрицаемые силы. Каким бы ни был терапевтический контракт, он легче выполним, если клиент принимает и любит себя, а не отвергает.
Чем дальше «игра», тем интенсивнее становятся «поглаживания» и «удары», достигая максимума в конце игры. Тогда «игра» либо прекращается, либо начинается новая «игра».
Выделяют три степени «игры»:
1.игры первой степени — принятые в обществе. Они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям;
2.игры второй степени скрываются, не приветствуются, но не приводят к тяжелым последствиям;
3.игры третьей степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравших.
«Игры» могут разыгрываться человеком с самим собой, но чаще двумя игроками, при этом каждый может исполнять несколько ролей.
Психологическая «игра» - это серия следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом со скрытой мотивацией (например, жизнь с мужем-пьяницей). В качестве выигрыша человек получает какое-либо эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.
Трансактный анализ является самостоятельным направлением психологической терапии и практики. Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, трансактный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа - Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий
Уважаемые гости, читая записи, мы всегда размышляем! Прошу оставлять свои мысли в комментариях!Методическая работа.Анализ занятий и игровой деятельности, схема и карточки анализа занятий.Организ...
Фонематический анализ, синтез и фонематические представления как сложные умственные действия. Роль фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений в процессе обучения грамоте.
Актуальность темы. Сформированность фонематического анализа, синтеза звукового состава слова, а также представлений о звуковом составе слова является одной из предпосылок для овладения грамотой ...
Карты для проверки воспитательно - образовательной работы: анализ занятия, анализ прогулки.
Карты для фиксации результатов проверки , контроля занятий, прогулки с детьми раннего возраста. Данный материал может быть полезен в работе старшего воспитателя, методиста и т. п....
Статья: "От анализа звуков к анализу предложений"
Данные рекомендации предназначены для родителей детей подготовительной группы и позволят им быть в курсе этапа проводимых занятий, а так же дают возможность закрепить пройденный материал дома. Здесь с...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Современные методы анализа макро-(pest-анализ) и микро- (swot-анализ) среды образовательной организации в контексте разработки её стратегии развития и повышения рейтинга
Стремительная реорганизация системы образования города Москвы сопровождается кардинальными изменениями не только в содержании образовательных программ и методике преподавания, но и в системе управлени...
«Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.»
Данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике дисграфии и дислесии....