ПРОЕКТ Малая родина - поселок Новокумский (Клягина Н.В)
проект (старшая группа) на тему
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестает быть личностью»
В.А.Сухомлинский
«Человеку никак нельзя жить без родины,
как нельзя жить без сердца»
К.Паустовский
Актуальность темы
Родина. Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: отец и мать, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство ребенка дошкольного возраста с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного поселка, края, России, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт К.Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие Закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников старшей группы анкетирование показало:
- К 5 годам у 70% воспитанников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию Ставропольского края, Левокумского района, поселка Новокумского.
- У 50% детей отмечается низкий уровень знаний истории поселка, края.
- 90% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения края, района и поселка из-за высокой занятости и материальных затруднений.
- 60% родителей затрудняются в знании истории края, района, поселка.
Результаты анкетирования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашего поселка и ставропольского края. Решением данной проблемы станет реализация проекта «Малая родине – поселок Новокумский».
Метод проекта позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, позволяет мне, как педагогу, развиваться творчески.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malaya_rodina_poselok_novokumskiy.docx | 688.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей № 4"
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Составлен воспитателем
МКДОУ «Детский сад№4»
Левокумского муниципального района
Ставропольского края
Клягиной Н.В.
п. Новокумский
2014 – 2015 уч.г.
«Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью»
В.А.Сухомлинский
«Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца»
К.Паустовский
Актуальность темы
Родина. Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: отец и мать, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство ребенка дошкольного возраста с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного поселка, края, России, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт К.Симонов в стихотворении «Родина» пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие Закона «Об образовании в Российской федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников старшей группы анкетирование показало:
- К 5 годам у 70% воспитанников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию Ставропольского края, Левокумского района, поселка Новокумского.
- У 50% детей отмечается низкий уровень знаний истории поселка, края.
- 90% родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения края, района и поселка из-за высокой занятости и материальных затруднений.
- 60% родителей затрудняются в знании истории края, района, поселка.
Результаты анкетирования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями нашего поселка и ставропольского края. Решением данной проблемы станет реализация проекта «Малая родине – поселок Новокумский».
Метод проекта позволит детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, позволяет мне, как педагогу, развиваться творчески.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию патриотизма; приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю, к людям, проживающим рядом.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края, поселка.
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическом своеобразии родного региона.
- Развивать бережное отношение к поселку, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить, фантазировать.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, воевавших в годы Великой Отечественной войны, трудящихся и проживающих в поселке в мирное время.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, сотрудники ДОУ.
Срок реализации проекта: 2014 – 2015 учебный год
Принципы
В основу выстраивания педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным поселком были положены следующие принципы:
- Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о поселке Новокумском, Левокумском районе, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного района.
- Принцип гуманизации. Предполагается умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном поселке с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой ДК, краеведческим музеем поселка. Содержание краеведческого материала определяется с учетом интеграции всех образовательных областей.
Обеспечение проектной деятельности
- Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ. 2002 г. №6
- И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 №4
- Л.Н.Коротковских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ». Управление ДОУ 2006 №8
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 №8
- М.Д.Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1
- И.В.Жирякова «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №4
- Материалы Интернет
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- Подбор исторической литературы.
- Подбор произведений русского народного творчества
- Подбор наглядного материала.
- Дидактические игры
- Выставки книг, поделок, рисунков.
Этапы проведения и реализации проекта:
- Информационно – накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Работа в библиотеке дома культуры «Янтарь»
- Сотрудничество с работниками местного музея.
- Организационно – практический
- Проведение цикла бесед на темы: «Поселок Новокумский – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Ставропольский край»
- Оформление альбомов «Достопримечательности нашего поселка», «Красная книга Ставропольского края», «Хлеб – всему голова», «Птицы Ставропольского края», фотоальбомов «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Гордость нашего поселка»
- Словотворчество с родителями «Сочини стихотворение, рассказ, сказку, частушку о поселке»
- Экскурсии по поселку.
- Разучивание стихов и песен о России, ставропольском крае
- Оформление патриотического уголка «Изучаем родной край»
- Оформление стенда к 70-летию победы в Великой Отечественной войне «Никто не забыт…»
- Презентационно – завершающий
- Презентации «Моя родина – поселок Новокумский»
- Выставка продуктов детской деятельности (совместно с родителями)
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
- Контрольно – рефлексивный
- Подведение итогов.
- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали»
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является педагогическая диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях. Других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному поселку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории поселка, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил поселок, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
- Наблюдение
- Совместные игры
- Познавательные беседы
- Игровая деятельность
- Презентации
- Продуктивная деятельность
Педагогическая диагностика
Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном поселке у детей старшей группы
Задание 1. «Родной поселок»
Цель: определить уровень знаний о родном поселке, крае (знать название своего поселка, района, края, домашнего адреса. Называть достопримечательности поселка).
Предварительная работа: беседы, экскурсии, рассматривание фотографий и иллюстраций.
Ход проведения: Беседа с детьми. Предложить посмотреть на фотографию, назвать, что изображено и где находится.
Оценка результатов
Высокий уровень (3-4 балла).
Ребенок без особого труда называет название поселка, района, края, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности поселка, где они расположены. Называет адрес детского сада.
Средний уровень (2-3 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей. Но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (2-1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности поселка. На поставленные вопросы отвечает трудом, в основном неверно.
Задание 2. «Историко-географический и природный компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Левокумского района; о историко-географическом расположении родного поселка.
Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки, наблюдения в природе.
Ход проведения: предложить рассказать о географическом расположении поселка, о растительности, животном мире. Спросить: Какая река протекает в нашем поселке? Почему наш поселок называется Новокумский? Почему район Левокумский? Какая рыба водится в нашей реке Куме? Какая растительность растет по берегам реки? Куда река впадает?
Оценка результатов
Высокий уровень (3-4 балла).
Ребенок правильно называет растительность, животный мир Левокумского района, географическое положение на карте Ставропольского края. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2-3 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос или отвечает однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу или ждет подсказки.
Низкий уровень (2-1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах.
Задание 3. «Личностное отношение к родному поселку»
Цель: определить отношение к родному краю, умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, умение свободно мыслить.
Ход проведения: беседа. Дети отвечают на вопросы.
- Какое место в поселке ты любишь посещать с родителями? Почему?
- Что интересного о родном поселке ты знаешь? Откуда ты это узнал?
Оценка результатов
Высокий уровень (3-4 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового узнал.
Средний уровень (2-3 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка взрослого, вспомогательные вопросы. Ответ дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами.
Низкий уровень (2-1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь взрослого и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не использует предметные термины
Задание 3. «История культуры и традиций казаков-некрасовцев»
Цель: определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях казаков-некрасовцев
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть фотографии предметов быта казаков – некрасовцев, назвать их, рассказать для чего их использовали.
Оценка результатов
Высокий уровень (3-4 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту. Знает название народных праздников, традиции их празднования.
Средний уровень (2 – 3 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.
Низкий уровень (2 – 1 балл)
Допускает значительные ошибки. В большинстве случаев не называет, что изображено и для чего использовался тот или иной предмет быта часто обращается за помощью взрослого или вообще отмалчивается.
Содержание проектной деятельности
Время проведения | Тема | Цель проведения | Форма проведения |
Сентябрь | Знаешь ли ты свой поселок? | Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию | Беседа, анкетирование |
Угадай, где я нахожусь | Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка | Дидактическая игра | |
Где я отдыхал летом | Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке | Рисование (свободная деятельность) | |
Октябрь | История возникновения родного поселка | Познакомить детей с историей возникновения родного поселка, его постройками. Воспитывать интерес к истории поселка | Беседа Просмотр презентации |
Центральная улица поселка | Сравнение улицы первоначальной (на фото) и современной | Экскурсия на пересечение улиц Мичурина и Школьной | |
Улицы родного поселка | Учить передавать красоту родного поселка | Аппликация (свободная деятельность) | |
К 90-летию Левокумского района | Познакомить родителей с историей образования района и его достижениями | Изготовление буклетов | |
Ноябрь | Достопримечательности родного поселка | Закрепить знания детей о достопримечательностях поселка. | Беседа Просмотр фотоальбома Просмотр презентации |
Найди отличия | Сравнивать на фотографиях особенности старого и современного поселка | Дидактическая игра | |
Русская изба | Знакомить детей с историей строительства домов | Рассматривание иллюстраций | |
Придумай названия будущим улицам поселка | Придумать названия улицам и объяснить, почему так назвали | Творческое задание | |
Декабрь | Кому что нужно для работы угадай профессию «Все профессии важны…» | Учить детей отличать городские профессии от сельских Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда | Дидактическая игра Сюжетно-ролевые игры |
Делу – время, потехе - час | Закреплять знание фольклора казаков-некрасовцев, русского фольклора | Заучивание потешек, загадок, пословиц и поговорок | |
Учреждения родного поселка | Расширять знания об учреждениях родного поселка | Экскурсии Беседа | |
Январь | Флора и фауна поселка | Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире Левокумского района | Просмотр презентаций Вечер загадок Работа над Красной книгой Левокумского района |
Кто живет в Левокумской степи | |||
Поможем птицам зимой | Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе | Акция «Помоги пернатым друзьям» | |
Птицы Левокумского района | Формирование знаний о птицах Левокумского района, поиск необходимой информации совместно с родителями | Изготовление альбома | |
Знай и люби родную природу | Вызвать желание больше узнать об особенностях природы района | Беседа Наблюдения в природе | |
Февраль | Откуда хлеб пришел | Познакомить с историей выращивания хлеба в Левокумском районе | Оформление альбома Подготовка презентации |
Узнай по вкусу | Учить различать некоторые сорта хлебобулочных изделий | Игра «Чудесный мешочек» | |
Булочная | Воспитывать у детей уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу | Сюжетно-ролевая игра | |
Ставрополье – хлебный край | Вызвать интерес к трудоемкому процессу выращивания хлеба и нелегкому труду хлеборобов | Беседа Просмотр иллюстраций | |
Март | Полезные привычки | Пропаганда здорового образа жизни | Беседа |
Веселые старты | Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья | Спортивный досуг | |
Стадион поселка | Дать детям понятие о спортивном комплексе поселка | Экскурсия на стадион | |
Новокумский спортивный | Закрепить знания о спортивных сооружениях поселка и различных видах спорта. Вызвать чувство гордости за спортсменов родного поселка, вызвать желание заниматься спортом | Беседа Спортивные игры, эстафеты | |
Апрель | Казачья хата | Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени | Экскурсия в этнодеревню |
Что лишнее? | Закрепить знания детей об особенностях быта казаков – некрасовцев в прошлом | Дидактическая игра | |
Карта Ставропольского края и Левокумского района, символика района и края | Формирование познавательного интереса к природе Ставрополья, углублять представления о флоре и фауне | Изобразительная деятельность Беседа | |
Сделаем наш поселок чище | Воспитывать любовь к родному поселку, приучать следить за чистотой на улицах поселка, развивать творчество | Выставка поделок из бросового материала (совместно с родителями) | |
Моя Родина – Левокумский район | Обобщить знания о флоре и фауне Левокумского района; углубить представления о женском костюме казаков – некрасовцев | Защита проекта Подготовка презентации | |
Май | Этих дней не смолкнет слава! | Сформировать представления о празднике – День Победы | Встреча с ветеранами |
Боевая слава нашего поселка | Сформировать представления о героизме, подвиге | Экскурсия к памятнику Оформление фотоальбома «Война и моя семья» | |
Что ты знаешь о своей малой Родине? | Выявление усвоенных знаний | Педагогическая диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников "Моя малая родина - поселок Газырь"
Познакомить детей с историей родного поселка. Воспитывать у детей любовь к своей малой родине....
Проект "Малая родина поселок Даровской"
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного поселка и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошко...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ в фотографиях «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - поселок АНДЖИЕВСКИЙ, МИНЕРАЛОВОДСКИЙ РАЙОН, СК
Цель :1.Закрепление и расширение знаний о родном поселке.2. . Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,приобщение дошкольников к истории и культуре родного поселка, местнымдо...
ПРОЕКТ «Моя малая родина поселок Мухен»
Расширение знаний детей о родном поселке, приобщение к истории и культуре поселка, местным достопримечательностям....
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – поселок Эммаусс»
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина – поселок Эммаусс»...
Проект "Моя малая Родина- поселок Понтонный"
В процессе бесед с детьми, было выявлено, что дети не знают названий улиц, на которых живут. Не знают в честь кого названы они. Из разговора с родителями я поняла, что не все интересуются жизнью посел...