Традиционные народные праздники, как средство эстетического воспитания
статья (старшая группа) по теме

Тушевская Ольга Валентиновна

Раскрыт замысел и цели проведения традиционных народных праздников. Установлена взаимосвязь праздников с театрализованной деятельностью и изобразительной деятельностью. Дана тематика праздников и драматизации по сезонам. Затронут вопрос о том, как заинтересовать ребенка рисованием после праздников и театрализации. Приведен пример досуга "Как хлебушек родится" и изобразительная деятельность, непосредственно после досуга. Досуг проводится с участием взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ,

КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Люди стремились воспитывать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая юному поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.

      Долгое время народное искусство не преподавалось; не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

       В наше время, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

       Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение, поэтому изучение фольклора, как средства музыкально - эстетического воспитания ребёнка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов.

      В каждом разделе программы музыкального воспитания - слушание, пении, движении можно найти материал, взятый из детского фольклора. В младших группах: песенки: «Ладушки», «Петушок»… хороводы: «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший»; В старших группах попевки: «Чикалочки», «Патока с имбирём», «Лиса по лесу ходила», «Скок- поскок». Хороводы: «Ворон», «Калина», «Как на тоненький ледок» и многие другие песни, хороводы, танцы. Каждая песня, прибаутка, потешка связана с интересными, важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его потребности в двигательной активности.

      Детский фольклор имеет несколько направлений в работе с детьми. Установление и формирование доверительных и ласковых отношений между взрослым и ребёнком. Главное в отношениях это яркое проявление любви и расположения. Взрослый использует активные жесты поглаживая - снимает напряжение и отчуждённость, помогающих установить контакт.

      Детский фольклор это не только выразительная речь, но и разнообразные движения: игры на дудочке, на балалайке, на гармошке. Ребёнок учится пантомимике, яркой мимике и жестам, эмоциональности в речи и в движениях.

       В течении года с детьми разучивается немало пословиц, поговорок, прибауток на занятиях с воспитателями и на музыкальных занятиях.

      Вечера досуга проводились в течении года и посвящались смене времён года: «Как хлебушек родится», «Здравствуй, гостья зима», «Масленица», «Посиделки», «Русская песня для детей»

        Своим содержанием, наполненным играми, забавами, приговорами, песнями, эти вечера досуга помогают детям пополнить свой эмоциональный запас, избавится от стеснительности, неуверенности в себе, напряжения. Русские народные песни, игры направлены на развитие у детей коммуникативности, общение со сверстниками и взрослыми.

       Фольклорный материал доступен детям, он быстро разучивается, запоминается своей яркостью. Например, любимые игры детей: «Гори, гори ясно», «Плетень», «Жмурки», «Золотые ворота». Русские народные песни легко инсценируются: «Где был Иванушка» инсценировали с показом кукольных персонажей, осваивая ведение куклы за ширмой.

       На материалах народного творчества решаются задачи развития умения чувствовать художественный образ, развивать способность улавливать звучность, музыкальность, поэтичность речи, а так же способность различать красоту и богатство русского  языка - его точность, меткость.

      Фольклор имеет место и в современных ритмах, позволяют детям не только вспомнить знакомых героев, но и путём движения выполнить задачи эмоционального плана.

       На досугах с фольклорным материалом знакомим детей с бытом народа, костюмами. Переодевание детей в костюмы преображает их, рядом со взрослыми они чувствуют себя артистами, поднимая своё настроение. Дети знакомятся с предметами быта русского народа. В детском саду сделана печь, горшки, прялка, передники, сарафаны, кокошники и многое другое. Через фольклор мы передаём детям знания о нашей Родине, её истоках, традициях народа, его культуры, тем самым, прививая любовь к Родине. Никакая техника, телевидение не заменит живого русского языка, который должен знать большой и маленький житель России.

      Работа может строится следующим образом:

      ОСЕНЬ – используются вечера досуга, посиделки: «Что нам осень принесла», «Жатва». «Как хлебушек родится». Во взаимосвязи с этими темами идёт работа и по театрализованной деятельности, которая помогает детям познакомиться с народным творчеством действенным образом. Дети старших и подготовительных групп готовят для показа малышам народные сказки «Теремок», «Репка», «Колосок», «Как коза избушку построила», «Пых», «Три медведя», «Лекарство для бабушки». В постановках сказок используются хороводы, народные песни и костюмы.

     ЗИМА - Работа тесно переплетается с явлениями общественной жизни человека. Досуги «Зимушка - зима», «Зимние забавы», «Русские богатыри», «Русская изба», «Русская песня». Большое внимание уделяется знакомству детей с русским бытом, с образом жизни городских и деревенских жителей. Помогает сориентироваться в прошлом и настоящем. Проводим сказочные представления на зимнюю тематику: «Рукавичка», «Морозко», «Солнце, мороз и ветер», «Зимовье зверей», «Красная ягодка».

       ВЕСНА – проводим досуги «Весна - красна», «Как природа расцвела», «Масленица», «Ярмарка в мамин день». И опять подключается работа по театрализованной деятельности. Идёт постановка сказок: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса», «Как снеговики солнце искали»», «Из жизни насекомых», «Как ослик счастье искал».

       ЛЕТО – Время проведения народных, хороводных, подвижных игр на улице, рассматривание окружающего с использованием пословиц, поговорок, потешек.

Формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости неразрывно связано с изобразительной деятельностью.

Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребёнка. Однако эти возможности будут реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворения от созданного ими. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи придают большое значение занятиям художественным творчеством во всестороннем, особенно эстетическом развитии личности ребёнка. При этом нельзя забывать о роли эмоций в осуществлении изобразительной деятельности. Они влияют на развитие ребёнка, его взаимосвязь с особенностями мира его чувств и переживаний. От того, какие переживания вызывают у ребёнка персонажи кукольного театра, герои книги, мир природы, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.

Соединяя эмоциональный мир ребёнка с его изобразительной деятельностью на основе восприятия кукольного театра. Это научит понимать, ценить окружающий мир; сформирует у дошкольников чувство любви к театру, взаимосвязь понятий «труд», «результативно» и «чувства» и, самое главное, эмоциональную сферу ребёнка, умение понимать своё эмоциональное состояние, регулировать своё собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

Необходимо также учитывать специфику дошкольного возраста и применять в работе с детьми основные педагогические средства, такие беседы, наблюдения, рассматривания иллюстраций к сказкам, просмотр спектаклей кукольного театра, слушание музыки, знакомство с художественной литературой. Основными художественными произведениями, конечно, будут сказки. По сюжетам знакомых сказок можно с детьми ставить спектакли. Изучение театрализованной игры с участием мимики, пантомимики, игр с пальцами проходит через «художественное слово»- это скороговорки, потешки, поговорки, стихотворения.

У детей дошкольного возраста заметен большой интерес к театрализованной деятельности. Важно научить ребёнка отражать свои эмоции в рисунках, то есть рисовать кукольный спектакль. Кроме того на занятиях необходимо знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов, а также проводить комплексные занятия, на которых у детей развивались бы способности сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц.

Для развития эмоциональной сферы ребёнка нужно знакомить детей с различными изобразительными средствами в создании выразительного образа и обучать детей использовать сочетание различных изобразительных материалов в рисовании. Постоянное внимание детей следует направлять как на средства выразительности (линии, краски, расположение предмета в рисунке), так и на содержание определённого сюжета, для того чтобы они почувствовали красоту и отметили значение изображаемого. В первую очередь необходимо обращать внимание детей на характеристику изображаемых персонажей, на их позы, жесты, выражение лиц, а также характерные детали. Формирование умения передавать замысел своими словами в виде диалогов и монологов, в виде речи героев помогает активизировать творчество детей, направляет на развитие способностей художественного восприятия и выразительных средств посредством искусства. Важнейшим условием развития творческого воображения и эмоционального благополучия является семья. Ведь ребёнок как личность формируется, прежде всего, в семье. Поэтому качество обучения непосредственно зависит от связи с семьёй. Эту связь можно осуществить через консультации, беседы, выставки детских рисунков, показ спектаклей.

Приобщение к прекрасному начинается с пробуждения и развития души ребёнка с его самых первых дней. Тёплые между родителями и внимание к своему чаду, эстетическая атмосфера дома, игрушки, напевы народных колыбельных песен у кроватки – всё это умиротворяет сознание и душу ребёнка, настраивает на общение и развитие добрых чувств, облегчает первые шаги большую, тревожною и совсем непонятную для него жизнь.

 Если ребёнка дома окружают доброта и забота, гармония отношений взрослых, красивые простые вещи, книги игрушки, то это уже залог пробуждения души, каковы бы темперамент и уровень способностей у него ни были. Наши отношения всегда зеркальны. На добро мы всегда отвечаем добром, зло стараемся нейтрализовать, а красота мира формирует нашу внутреннюю красоту, развиваясь и приобретая зрелость, становится активной художественной силой, творчески влияющей на реальность.

Постижение искусства и мира в целом прямо пропорционально глубине человеческой личности. Чем раньше мы начинаем «копать» вглубь, тем богаче, сложнее и выразительнее предстаёт перед всеми нами мироздание.

 Чтобы дети познали прекрасное, это должны хорошенько усвоить и очень сильно захотеть взрослые. И, конечно, лучше всего ходить с ребятами в музеи, где есть подлинные произведения искусства.

 Все ребята с удовольствием рисуют карандашами, красками, фломастерами, пастелью, лепят из пластилина. Хорошо бы постоянно подкладывать им эти материалы, бумагу, картонки. Причём куда угодно. Совсем маленьким – на пол, тем, кто постарше, - на детский столик.      

КАК ЗАИНТЕРИСОВАТЬ РЕБЁНКА РИСОВАНИЕМ.

Чтобы было легче привить любовь и интерес к рисованию, мы советуем вместе с детьми поиграть с красками, водой и бумагой. Занятия такого рода помогут каждому ребёнку узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, узнать о тёплых и холодных тонах, о том, как цвет влияет на настроение, научат свободному владению кистью.

Важно, чтобы ребёнок испытывал от игр с красками радость, поэтому внимательный, терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего малыша в новые весёлые игры, - непременное условие успеха. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление. Учат ценить всё красивое, хорошо выполненное. Воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал.

Перед тем как начнутся занятия с красками, необходимо выполнить некоторые  условия:

  1. Помогите ребёнку заранее подготовить всё необходимое- бумагу, кисти, запаситесь банкой для мытья кистей.
  2. Организуйте рабочее место так, чтобы ребёнку было удобно не только сидеть, но и стоять, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги.
  3. Постарайтесь меньше опекать начинающего художника; позвольте ему как можно больше делать своими руками, проявлять выдумку, фантазию.
  4. Выделите для игр с красками и водой определённое время, лучше в первой половине дня.
  5. Не обрывайте занятия резко, дайте ребёнку закончить начатое.
  6. Постарайтесь, чтобы ребёнок решил предложенную ему задачу самостоятельно, не навязывайте ему свою помощь, иначе вы рискуете внушить ребёнку, что он ничего не умеет делать так, как надо.
  7. Попросите ребёнка рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте: ребёнок ждёт от вас похвалы. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи. Не беда, получится в следующий раз!

Вот мнение современных учёных: рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Если малыш предварительно рисует какое- то события, ему легче будет  рассказывать о нём. По мнению специалистов, рисовать ему так же необходимо, как и разговаривать. Поэтому попросите ребёнка каждый раз рассказывать о том, что же получилось на бумаге в результате очередной игры с красками. Предложите сочинить связный рассказ либо придумать забавную, фантастическую историю.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва Мозаика – Синтез 2006 год.
  2. М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду». Москва 2005год.
  3. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду».         Издательство Мозаика – Синтез 2006 год.      
  4. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду». Издательство Москва Мозаика – Синтез 2006 год.
  5. О.А. Ботякова «Солнечный круг». С – Петербург «Детство - Пресс» 2004 год.  
  6.  Г. П. Фёдорова «На золотом крыльце сидели». С – Петербург «Детство - Пресс» 2000 год.
  7. Фольклорно – этнографический коллектив «Домострой». Семинар – практикум «Осенние праздники» С – Петербург.        

                       

ДОСУГ «КАК ХЛЕБУШЕК РОДИТСЯ»

ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить детей с русскими народными костюмами и народными традициями: сбором урожая хлеба.
  2. Учить понимать народные: песни, заклички
  3. Привлекать к играм малоактивных детей
  4. Создать радостное настроение
  5. Воспитывать чувство любви, уважения к русскому народному творчеству.
  6. Учить отражать русское народное творчество в своих рисунках.

ХОД ДОСУГА

Вход детей цепочкой. Остановиться полукругом.

Чтение стихов:

Наступила осень, пожелтел наш сад

Листья на березе золотом горят.

Не слыхать веселых песен соловья,

Улетают птицы в дальние края

ПЕСНЯ «ЖУРАВУШКА» (муз. Зарицкой, сл. Л.Вольского)

ЗАКЛИЧКА (дети произносят по очереди)

  1. Осень, осень, погости недель восемь
  2. С обильными хлебами
  3. С первыми снегами
  4. С листопадом и дождем
  5. С перелетом журавлей

Дети сели на места, взяли колоски со стульев

Тетушка-хозяйка:

Исстари уж повелось – как заканчивали уборку хлеба, завершалась жатва и устраивали веселье и гулянье. веселились и дети – все вместе. А и мы будем веселиться. вот и гости к нам идут. Пожалуйте, гости дорогие!

Звучит песня (тетушки поют)

Подъезжали мы на село,

Заиграй, дудочка, весело

Заиграй, дудочка, весело

Чтобы наше село весело было.

Входят тетушки

1 Тетушка

Добрый день! Славный день!

Всем людям на весь день (тетушки кланятся)

2 Тетушка

Пришли мы с вами вместе веселиться,

3 Тетушка

А, чтобы хорошо повеселиться,

Нужно было хорошо и потрудиться

ПЕСНЯ «Ты коси, моя коса»

Тетушка-хозяйка: А ведь, кажется, недавно сеяли, пахали, трудились в поле.

3 Тетушка

Сеяли хлеб – не спали

Ведь коль не станешь дремать, будешь жать и хлеб жевать.

4 Тетушка

А кто пахать не лениться, у того и хлеб родиться.

ТАНЕЦ С КОЛОСКАМИ (исполняют дети)

ПЕСНЯ «Поле мое русское» (муз. Литвиненко) – исполняют дети песню, а в конце исполнения опускаются на колено.

Тетушка-хозяйка: Рожь поспела – берись за дело!

1 Тетушка поет «Благослови мати ..»

Тетушки берут серпы

Тетушка-хозяйка: Идем, идем жито жать, в снопы вязать

Тетушки исполняют песню «Житу в поле не стоять» и «жнут» (забирают из рук детей колоски, а дети рассаживаются на места)

2 Тетушка: Что там за певицы песню распевают?

1 Тетушка: Это наши жницы ниву дожинают

4 Тетушка: Жнем, жнем. Берем, берем. Жнем, жнем. В снопы кладем.

Выносят снопики и большой сноп

Тетушка-хозяйка: Жито сжали, снопы связали.

ПЕСНЯ «Слава Богу!» (тетушки поют и водят хоровод)

В это время воспитатель выводит мальчика к снопам и он ложиться возле снопиков.

3 Тетушка

Ой, люди добрые, поглядите

Все за дело, а он – за безделье.

2 Тетушка: Люди пахать – а он руками махать

1 Тетушка: люди жать, а он – под межой лежать

Мальчик (Ваня) вскакивает: Кто здесь?

Дети окружают «Ваню»

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Барашеньки – крутороженьки»

3 Тетушка: Жатва прошла, серпу отдыхать пора пришла (обводит пучком травы вокруг серпа и произносит слова «Ой, высок на небе месяц, выше него наш сноп – именинник»)

Тетушки украшают большой сноп (надевают на него передник, ленты, кокошник) поют  «А тари, тари, тари …»

Со снопом тетушки обходят детей. Желают: здоровья, добра, счастья, хорошего настроения

Тетушка-хозяйка: «Нутко, детвора, покатайтесь по нивушке, попросите у земли силушки.

Несколько девочек со словами «Нивка, Нивка, отдай мою силку. Я тебя жала, силку потеряла» (катаются по «нивке» (по полу) – 2 раза

Мальчики отвечают девочкам: «Ой, ле-ле, Ой леое. Не катайтесь на жнивье. А во поле лужица – голова закружиться.»

4 Тетушка: «Работа прошла, отдыхать пора пришла.»

Дети выходят врассыпную, берут музыкальные трубочки и «шуршалочки»

ПЕСНЯ «Осень как рыжая кошка» (сл. И муз. Н. Куликовой)

1 Тетушка: А не поиграть ли нам в Журавля?

ХОРОВОДНАЯ ИГРА «Журавель»

2 Тетушка

Хорошо поете, хорошо играете,

А еще то песню знаете?

Про нашу родную сторонушку,

Про Россию – Матушку.

ПЕСНЯ «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой) – исполняют дети

Тетушка-хозяйка: «У нас новая игра – заплетать плетень пора.»

ИГРА «Плетень»

Звучат «копытца», тетушки встречают Дударя.

ИГРА «Дударь»

1 Тетушка: Хватит ребят – то пугать. Лучше возьми серпы починять.

Дударь «уезжает» («копытца» звучат и затихают)

Тетушка-хозяйка: А как новый – то урожай, подарил нам Каравай (выносит каравай)

3 Тетушка: Ешьте, угощайтесь, хозяев прославляйте.

4 Тетушка: Порушьте Каравай (обносят детей и гостей караваем)

Тетушка-хозяйка:

Вы, ребята, кушайте, да песню нашу слушайте.

ПЕСНЯ «Полоса моя, полосонька» (исполняют тетушки)

2 Тетушка: А вы пословицы про хлеб знаете?

Дети рассказывают пословицы:

  1. Ржаной хлебушко – калачу дедушка
  2. Лиха беда хлеба нажить, А с хлебом – то всякий может прожить
  3. Поработаешь до поту – поешь с охотой
  4. Калач приестся, а хлеб – никогда.
  5. Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной - отец родной
  6. Ржаной хлеб – всему голова
  7. И мышка в свою норку тащит корку.

3 Тетушка: Ну как? Вкусно вам было? А теперь, как говорится, Жита гора, а нам расставаться пора.

Дети цепочкой под музыку (Иван Купала) топающим шагом уходят из зала.

Занятие в изостудии

  1. Что понравилось на празднике
  2. Что запомнилось больше всего
  3. Давайте нарисуем словами (опишем, что в них необычного, чем они отличаются от нашей с вами одежды) русские народные костюмы
  4. А из чего же пекут хлеб
  5. Колоски, они какие

(после вопросов и описательных детских рассказов дети приступают к рисованию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ на тему: «Традиционные народные праздники, как средство воспитания. Масленица годовая, гостья наша дорогая»

Процесс нравственного воспитания в нашей стране, протекает с самого раннего возраста человека. Мы стремимся познакомить детей уже с дошкольного возраста с традиционными народными праздниками, которые ...

«Народное искусство как средство эстетического воспитания и формирования активной творческой личности ребенка дошкольника»

Пояснительная запискаДля дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детс...

Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания детей"

Благодаря проекту повысился интерес дошкольников к чувашским народным праздникам.У детей сформировались представления о нравственных ценностях,любовь и уважение к людям разных национальностей...

«Духовно – нравственное воспитание средствами традиционных народных праздников».

В статье рассматриваются сущность и значимость духовно-нравственного воспитания....

для педагогов - консультация: "Русский народный танец, как средство эстетического воспитания детей"

Повышать компетентность педагогов в вопросе эстетического воспитания дошкольников. Формировать представление о русском народном танце, как средстве эстетического развития детей....

Статья."РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ".

quot;РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"....