СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ на тему: «Традиционные народные праздники, как средство воспитания. Масленица годовая, гостья наша дорогая»
учебно-методический материал на тему

Нестерова Ольга Владимировна
Процесс нравственного воспитания в нашей стране, протекает с самого раннего возраста человека. Мы стремимся познакомить детей уже с дошкольного возраста с традиционными народными праздниками, которые дадут знания детям о существовавших в прошлом у русского народа традициях, поветриях и обрядах.
Загадки, поговорки, дразнилки, небывальщины об окружающем мире, о явлениях природы и животных, обогатят словарный запас детей. На праздниках дети лучше расширяют и углубляют свое познание мира, его красоту, у них развивается чувство прекрасного, складывается свое отношение к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivnyy_dosug.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

СПОРТИВНЫЙ ДОСУГ

на тему:

«Традиционные народные праздники,

как средство воспитания.

Масленица годовая, гостья наша дорогая».

Разработала и провела

                                                  инструктор физической культуры:

                                                  Нестерова  Ольга  Владимировна

Цель: Познакомить детей с русским народным праздником - Масленица.

Задачи:

1.Познакомить детей с  русскими народными традициями.

2.Развивать интерес к традиционным народным праздникам.

3.Обогащать словарь детей новыми словами, поговорками, загадками, дразнилками об окружающем мире.

4.Содействовать эстетическому воспитанию детей и развитию у них чувства прекрасного.

Действующие лица:

  • Ведущая;
  • Скоморохи;
  • Глашатай;
  • Дети

Оборудование: Открытая спортивная площадка украшена разноцветными бумажными флажками, шарами.

Звучит мелодия (песня «Зимушка- хрустальная, музыка А.Филиппенко), на площадку выходят дети из старших и подготовительных групп и строятся в два круга.

Актуальность темы:

Процесс нравственного воспитания в нашей стране, протекает с самого раннего возраста человека. Мы стремимся познакомить детей уже с дошкольного возраста с традиционными народными праздниками, которые дадут знания детям о существовавших в прошлом у русского народа традициях, поветриях и обрядах.

Загадки, поговорки, дразнилки, небывальщины об окружающем мире, о явлениях природы и животных, обогатят словарный запас детей. На праздниках дети лучше расширяют и углубляют свое познание мира, его красоту, у них развивается чувство прекрасного, складывается свое отношение к жизни.

Ход праздника:

Ведущая (в костюме скомороха):   Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные! Собрались сегодня мы праздник старорусский вспомнить, порадоваться, позабавиться. С праздником Вас, с Масленицей!

Звучит хоровод «Масленица»

Первый скоморох:  Все! Все! Все! Все на праздник!

Масленицу встречаем , зиму провожаем.

Второй скоморох:  Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места!

Сам не займешь, соседу достанется!

Cкоморохи ( вместе):

Всех на праздник созываем!

Итак, Масленицу начинаем!

Ведущая: 

С давних пор на Руси празднуется Масленица. Это проводы зимы. Люди верили, что празднуя Масленицу , они помогают солнцу одержать победу над зимой. Поэтому и блины пекли, каждый из которых похож на маленькое солнышко. На Масленицу ребятишки заливали ледяные горки и катались с них на санках. Молодежь тоже каталась с гор. Катались не просто для удовольствия- так обычай велел. Люди верили, что чем дольше будет спуск с горы, тем выше поднимутся на полях посевы.

Конечно, на Масленицу обязательно ходили в гости и наедались блинов со сметаной, маслом, вареньем. Как говорится, «Не потешиться на широкую Масленицу- значит, жить весь год в горькой нужде».

На первый день Масленицы народ справлял встречу чистой Масленицы- широкой боярыне. Родственники собирались за праздничным столом и договаривались о совместном проведении гуляний.

Исполняется песня «А мы Масленую дожидали» (русская народная мелодия, ребята становятся в два круга – в центре чучело). После песни каждый по очереди расхваливает Масленицу.

1-й ребенок: Дорогая наша гостья Масленица!

2-й ребенок: Авдотьюшка-Изотьевна!

3-й ребенок: Дуня белая. Дуня румяная!

4-й ребенок: Коса длинная, три аршинная!

5-й ребенок: Лента алая, двуполтинная!

6-й ребенок: Платок беленький, новомодненький!

7-й ребенок: Брови черные, наведенные!

8-й ребенок: Шуба синяя, ластик красные!

9-й ребенок: Лапти частые головастые!

Хоровод: Кто у нас гость большой?

Все вместе: Масленица!

Ведущая:  Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. С утра девицы и молодцы ходили в гости- покататься на горках, поесть блинов.

Выходят дети и выкрикивают дразнилки, адресуя из друг другу.

Девочка: Николай-Николай сиди дома не гуляй, в балалаечку играй!

Мальчик: Маринка-корзинка, прыгала, скакала в болото, упала!

Девочка: Ах, ты, Пашка-простота, купил лошадь без хвоста, сел задом наперед и поехал в огород!

Появляется Глашатай: Ну хватит вам дразниться, давай лучше загадки отгадывать.

  • За стеной костяной соловейка поет (язык)
  • Маленький кругленький, а до неба докинешь (глаз)
  • Между двух светил я в середине один (нос)
  • Полон хлевец белых овец (зубы)
  • У двух матерей по пяти сыновей, одну имя всем (пальцы)
  • По сеням ходит, а в избу нейдет (дверь)
  • А у нас в печурочке- золотые чурочки (дрова)
  • В маленьком амбаре держат сто пожаров (спички)
  • Два братца пошли в реку купаться (ведра)
  • На сене лежит, сама не ест и другим не дает (собака)

Ведущая:  Среда- «Лакомка», в этот день теща принимали зятьев на блины, а для забавы зятьев созывали всех родных. Ребята, а почему на Масленицу пекли именно блины? «Блин- это символ солнца, форма круга означает круглый год». Русский народ даже поговорки про блины сложил. Кто знает?

  • Без блинов- не Масленица, без пирогов- не именины
  • Блин- добро, не один
  • Блин брюхо не портит

Взрослые дети вместе исполняют русскою народную песню «Блины».

Ведущая: Четверг- был днем разгула. Катались на санях по улицам и принимались чучело Масленицы возить и колядовать, наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы!»

Глашатай:     И снова небывальщина в гости к нам идет,

Что было и что не было- с собою все несет.

Дети читают небылицы

Мальчики: У Иванова двора, загорелась вода.

/Вот это да!/

Всем селом пожар тушили,

 А огонь не погасили.

/О-о-ох!/

Пришел дедушка Фома,

Расседая борода.

/Да-а-а!/

Он народ прогнал в овин

Затушил пожар один

/Ну и ну!/

Девочки:  Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из под собаки лают ворота.

/Вот это да!/

Бежала дубина с мальчиком в руках

А за ней тулупчик с бабой на плечах.

/Не может быть!/

Деревня закричала:

«Сарафаны с бабами на пожар спешат!»

/Правда?/

Лошадь ела кашу, а мужик овес.

Лошадь села в сани,

А мужик повез!

/Ха-ха-ха!/

Ведущая: Не устали перекликаться? Давайте-ка силой померяйтесь.

Предлагаются игры.

  • Перетягивание каната
  • «Потолкушки» (выталкивание руками друг друга за линию)
  • Допрыгни и достань подарок
  • «Лента голубая»

Ведущая: Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Замечательные были угощенья!

         Скоморохи предлагают еще одну игру-

  •  «Кострому»

Ребята стоят по кругу, первый скоморох в кругу, второй за кругом.

Дети (по кругу идут и поют):

Костромушка- Кострома,

Буйная голова,

На пригоренке спала.

Прибежала Коза

Глаза вытаращила,

Рога выставила

Рогом пыр, другим пыр-

На кафтане восемь дыр!

Останавливаются

Второй скоморох: Тук,тук- у ворот!

Первый скоморох: Кто там?

Второй скоморох: Кузьма криворот.

Первый скоморох: Зачем?

Второй скоморох: Ты жива ли, Кострома?

Первый скоморох: Жива.

Второй скоморох: Раз жива, не зевай? Ребятишек догоняй?

Кострома догоняет ребят.

Ведущая: В субботу на «золовкины постделки» (золовка-сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих не замужних подруг.

Выходи в круг, добры молодцы и красны девицы! Играть с вами будем.

Заводят хоровод 

  • «Заплетися плетень»

Дети, держась за руки в хороводе «заплетают», а затем «расплетают» плетень.

Заплетися плетень, заплетися,

Завернися, труба золотая!

Догадайся, кума молодая!

Выходила утушка за малыми детками!

Расплетися плетень, расплетися

Развернися, труба золотая!

Догадайся, кума молодая!

Выходила утушка за малыми детками.  

Ведущая: В последний день Масленицы («прощеное воскресенье») все друг у друга просили прощения. Новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватом и дружек за свадебные подарки.

В воскресенье сжигали чучело как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но необычные – из хвороста и поленьев, а из соломы и старых вещей. Бросали в костер то, что в новом году уже понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного.

Скоморохи:

Зима прощенье просила?

Конечно! Ведь законом было

Друг другу в пояс поклониться,

С кем поругался- помириться.

Обиду в сердце не таить,

За боль и слезы всех простить!

Ведущая: Молодцы, ребятушки, славный праздник получился. Много интересного о Масленице вы узнали. Заработали вы блиночков, к столу вас приглашаем, блинами угощаем!

Приглашение к столу.

Ведущая: Что же, люди добрые, поели мы, поплясали, в игры разные поиграли. Да только хватит нам играть, пора Масленицу провожать. Дети (хором)

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!
         Прощай, красная!

Использованная литература:

  • Российский Этнографический музей – детям О. А. Ботякова.  Санкт – Петербург детство – пресс 2001
  • Календарные музыкальные праздники для детей старшего дошкольного возраста  Е. Я. Тимофеева Москва Айрис - Пресс 2005
  • Время праздника Г. В. Кузнецова Москва Обруч 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционные народные праздники, как средство эстетического воспитания

Раскрыт замысел и цели проведения традиционных народных праздников. Установлена взаимосвязь праздников с театрализованной деятельностью и изобразительной деятельностью. Дана тематика праздников и драм...

Консультация для воспитателей по теме«Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»

Консультация для воспитателей по теме«Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»...

"Масленица годовая, гостья наша дорогая!"

Развлечение для детей дошкольного возраста....

Традиционный народный праздник для детей средней группы "Масленица".

Конспект развлечения с родителями  в средней группе. Знакомство с традицией празднования Масленицы....

"Масленица годовая, гостья наша дорогая"

Масленица — самый шумный русский народный праздник. Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Этот сценарий подходит для детей старше...

Выступление на педагогическом совете в 2018 г. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на педагогическом совете 2018. Тема выступления: «Народная музыка как средство воспитания патриотических чувств и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраст...

«Духовно – нравственное воспитание средствами традиционных народных праздников».

В статье рассматриваются сущность и значимость духовно-нравственного воспитания....