«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».
статья по теме
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Единственный путь, ведущий к знаниям, -
это деятельность»
Б.Шоу
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится о том, что целью образования сегодня является «достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, формирование личности учащихся и овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования».
Данное определение полностью совпадает с социальным заказом родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок в современной жизни был успешен и на выходе из школы обладал следующими качествами: умел ставить цель и добиваться её, умел ориентироваться в мире, самостоятельно добывал и применял знания, умел адаптироваться к ситуации, умел общаться, умел заботиться о других и был нравственным человеком.
На каждом этапе своей жизни человек осуществляет множество деятельностей. Каждая из деятельностей занимает в жизни разное положение, в определённые периоды какая-то из них становится ведущей, доминирующей. Для школьников таковой является учебная деятельность.
Таким образом, мы видим, что сегодня у нас совпадают цели общества и государственные цели, которые закреплены в ФГОС НОО.
ФГОС – это «триада» требований к результатам освоения, структуре и условиям реализации Основной образовательной программы. Сегодня образовательные результаты интересуют нас больше всего. ФГОС НОО определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
Сегодня теория учебной деятельности признаётся особо значимой для организации школьного обучения: опора на её основные положения позволяет не просто сформировать у учащихся определённую сумму знаний, умений и навыков, а обеспечивает развитие личности учеников, самостоятельность их мышления, желание и умение учиться. Умение учиться – особое, отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания. К формированию у школьников учебной деятельности можно и нужно приступать с самого начала его обучения в школе.
Теоретико-методологической основой Программы развития УУД является системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.
Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижении его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.
Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Деятельностный подход ломает многие привычные стереотипы подготовки и проведения уроков, меняет систему взаимоотношений «учитель-ученик». Главным его отличием является то, что он обеспечивает включение детей в деятельность. Кроме того, деятельностный метод создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и обеспечивает прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет увеличить прочность знаний. Таким образом, деятельностный метод отвечает необходимым требованиям к технологиям обучения, реализующим современные образовательные цели.
В Образовательной системе «Школа 2100», по которой я работаю, накоплен опыт формирования универсальных учебных действий.
Особое место в этой программе отведено деятельностному практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, которыми овладевают обучающиеся, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому в данной образовательной системе заложена и может успешно реализовываться технология системно-деятельностного обучения.
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Для него показатель развития – переход от натуральных психических функций к высшим функциям. Поскольку именно обучение задаёт образцы высших психических функций, Л.С.Выготский делал вывод о том, что обучение, ведущее за собой развитие должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребёнка, его содержанием должна быть система научных понятий.
Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина предметом формирования должны стать действия, Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже «вынуждает» ученика действовать правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.
«Между обучением и психическим развитием стоит учебная деятельность. В организации непосредственно учебной деятельности главная роль принадлежит учителю», - подчёркивал Д.Б.Эльконин.
К.Д.Ушинский говорил, что «нужно дать детям самостоятельность, но такую, чтобы учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Подход к ребёнку как к активному субъекту учебной деятельности связан с определённостью и в понимании меры самостоятельности ребёнка в этой деятельности. Ведь умение учить самого себя, приобретаемое в ходе овладения учебной деятельностью, как правило, не приходит к ученику без помощи учителя. Учебная деятельность осуществляется в сотрудничестве со взрослыми, прежде всего с учителем, который может и должен сократить путь школьника к её освоению.
Руководство учебной деятельностью в ходе её формирования требует от учителя не только чёткости в понимании общего смысла и назначения учебной деятельности, состоящего в конечном итоге в умении учить самого себя, но и знания её психолого-педагогической значимости,
которую раскрывают структурно-содержательные особенности этой деятельности.
В ряде исследований раскрывается специфика учебной деятельности.
Учебная деятельность есть составная деятельность, включающая две подсистемы деятельности. Первая подсистема – основной функциональный её компонент, который рассматривается как подсистема учения.
Подготовительные функциональные компоненты учебной деятельности
объединяются в подсистему обучения. Деятельность учения – «чистый»
акт познания, реализуемый учащимися через усвоение личного опыта.
Деятельность обучения направлена на обеспечение условий успешного
осуществления деятельности учения ( по определению Т.В.Габай).
Учение, с точки зрения многих авторов, в отличие от других дея-
тельностей обеспечивает процесс познания и преднамеренно направлено на приобретение опыта одним из её участников. Продуктом учебной деятельности является изменение самого человека, его способностей, при-
обретение им новых знаний, новых познавательных возможностей, новых
практических действий (Т.В.Габай, И.И.Ильясов, Н.Ф.Талызина и др.).
И.И.Ильясов деятельность учения рассматривает как целенаправленное усвоение индивидом социально-выработанного опыта,
любых практических и научных знаний и деятельности в условиях организованного обучения. Деятельность учения, по мнению автора, мо-
жет быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию.
Н.Ф.Талызина выделяет ещё одну особенность учебной деятельности – своеобразие потребности. Она направлена на удовлетворение познавательной потребности. Автор определяет предмет учебной деятельности как опыт учащегося, который преобразуется путём присвоения элементов социального опыта.
В.В.Давыдов к особенностям учебной деятельности относит её универсальность: учебная деятельность составляет основу овладения любой другой деятельностью.
Конкретные задания, формирующие и корректирующие учебную деятельность школьников, как и весь процесс обучения и развития детей, не должны быть лёгкими, требующими лишь подражательности и репродуктивности. Напротив, «они должны быть рассчитаны на достаточно высокую интеллектуальную активность детей, на их продуктивную (когнитивную) и творческую (креативную) деятельность»
(Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков).
Признавая эффективность специального формирования у школьников общеучебных интеллектуальных умений реализующих учебную деятельность, Л.В.Занков говорил, что прямой путь – это накопление и осмысление школьниками разнообразных сведений, выполнение заданий, упражнений в соответствии с требованиями программы того или иного предмета. Косвенный путь выводит в конечном итоге на оптимальную самостоятельность, выражающуюся в адекватных действиях учащихся в непредсказуемых обстоятельствах, что Л.В.Занков связывал с подлинным продвижением в интеллектуальном и общем развитии.
Урок математики во 2 классе по УМК Л.Г.Петерсон
Тема: «Деление с 0 и 1»
Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.
- Организационный момент:
- добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;
- что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);
- проверка домашнего задания по образцу.
- Актуализация знаний.
8 : 2 = …
6 : 2 = …
4 : 2 = ...
Рассуждение по плану:
1). Надо найти число, при умножении которого на 2,
получается …..(8, 6, 4);
2). Это число ……;
3). Значит : 2 =
- Постановка учебной задачи.
- тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;
- при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).
- Открытие нового знания.
- работать будем в группах;
- какие правила работы в группах надо помнить?
Задание №1.
1 гр. 2гр. 3гр.
0 : 2 = … 0 : 4 = … 0 : 6 = …
0 : 3 = … 0 : 5 = … 0 : 9 = …
0 :23 =… 0 : 17 =… 0 : 32 = …
Вывод: 0 : а =… Вывод: 0 : а =… Вывод: 0 : а =…
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №2.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
2 : 2 =… 4 : 4 =… 8 : 8 = …
6 : 6 = … 5 : 5 =… 8 : 8 = …
7
3 : 3 =… 7: 7 =… 9 : 9 = …
Вывод: а : а =… Вывод: а : а =… Вывод: а : а =…
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №3.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
3 : 1 =... 4 : 1 =… 2 : 1 =…
5 : 1 =… 6 : 1 =… 9 : 1 =…
7 : 1=… 8 : 1 =… 5 : 1 =…
Вывод: а : 1 =… Вывод: а : 1 =… Вывод: а : 1 =…
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Задание №4.
1 гр. 2 гр. 3 гр.
2 : 0 =… 5 : 0 =… 7 : 0 =…
4 : 0 =… 6 : 0 =… 9 : 0 =…
Вывод: а : 0 Вывод: а : 0 Вывод: а : 0
- представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;
- записываем выводы в тетрадь открытий.
Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей).
- кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей)
- Первичное закрепление.
- как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);
- откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);
- сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- стр. 95 №3 – выполнить письменно.
- как будете работать самостоятельно?
- Повторение.
- стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;
Фронтальная проверка.
- Итог урока (рефлексия деятельности).
- какое открытие вы сегодня сделали?
- как вы это узнали?
8
- где можно применить новое знание?
- что для вас было трудным?
Д.з.
Итак, овладение самостоятельной учебной деятельностью ученика в усвоении знаний, умений, навыков представляет собой заключительный этап процесса, требующего в оптимальном варианте достаточно длительного обоюдного участия ученика и учителя. Данное обстоятельство, определяющее роль каждого участника процесса формирования учебной деятельности, не случайно отметил и подчеркнул Л.В.Занков. Это же тонко и точно отразил известный детям и взрослым А.Приставкин, справедливо ощущающий себя писателем и учителем, в словах о том, что для него нет слова «учить» потому, что научить нельзя, но можно помочь учиться, помочь ребятам обрести себя.
Список используемой литературы
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М:
Просвещение, 2010.
- Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли». М: Просвещение, 2010.
- Блохина Е. А. «Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников», Ж: «Начальная школа плюс до и после», №3, 2010, стр.20.
- Курлыгина О. Е. «Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте», Ж: «Начальная школа», №8, 2010, стр. 50.
- Петерсон Л. Г. «Что значит «уметь учиться»?», Москва, 2006.
- Попова Н. П. «Деятельностный способ обучения», ОАОУ НИРО,2011.
- Романова О. Н. «Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки», Ж: «Начальная школа плюс до и после», №12, 2010, стр.38.
- Селькина Л. В. «Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике», Ж: «Начальная школа», №11, 2010,стр.40.
- Тимофеева Т. Ю. «Как учебник помогает организовать учебную деятельность», Ж: «Начальная школа», №3, 2010, стр. 25.
- Цукерман Г. А, «Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?», Ж: «Вопросы психологии», №5, 1998, стр. 68.
- Чутко Н. Я. «Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории к практике обучения». Издательский дом «Фёдоров», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя группы компенсирующей направленности».
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....
Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно - развивающей деятельности с детьми групп компенсирующей направленности
В статье рассказывается о использовании ИКТ в работе с детьми групп компенсирующей. направленности....
Конспект совместной деятельности детей и воспитателя с использованием современных образовательных технологий на тему «Царство: грибы» в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием
Цели: познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых жив...
Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.
В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при прове...
Использование артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики в работе воспитателей группы компенсирующей направленности.
Использование артикуляционных сказок с использованием биоэнергопластики в работе воспитателей группы компенсирующей направленности.Самым эффективным средством подготовки артикуляционного аппарата к по...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...