Обучение без мучения.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Саблина Инга Викторовна

Психолого-педагогический практикум для родителей и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 08_uchenie_bez_mucheniya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический практикум для родителей и детей подготовительной группы.

Тема: «Учение без мучения»

Цель: Развитие и тренировка мышления у детей с речевыми нарушениями.

Задачи: 1. Систематизация знаний о психологических закономерностях развития мышления у детей с ОНР.

4. Познакомить родителей с играми и упражнениями по развитию и коррекции мышления у детей с ОНР в домашних условиях.

5. Осветить новинки литературы по данной теме.

6. Эмоциональное сближение детей и взрослых по средствам совместной деятельности.

Оборудование: дидактические, настольно-печатные игры,  книги.

Теоретическая часть.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов.

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности. Выделяют 3 вида мышления:

  1. Предметно – действенное (3 - 4 года) познание с помощью манипулирования предметами (игрушками). Такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больше запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко 2 этапу:

  1. Наглядно - образное мышление (5 - 6 лет). Ребёнок оперирует представлениями и образами (печенье круглое, как колесо), использует схематические изображения.
  2. Словесно – логическое мышление (к 6 – 7 годам). Здесь задачи решаются не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями (решает задачи, считает в уме и т. д). Оно обычно формируется в речи и сопровождается речью.

Как писал физиолог Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Вывод: начало развитию мышления даёт рука. Обучайте детей пальчиковым играм, делайте массаж кистей рук с помощью:

  1. массажных мячиков;
  2. пальчиковой гимнастики
  3. Гимнастика для ума

Игры: «Я знаю…», «4-ый лишний», «Магазин», «Назови одним словом», «Логическая мозаика», «Волшебный поясок», «Рисунок на спине», «Продолжи ряд», «Домино», «Последовательные картинки», «Неоконченные рассказы», «Рассказы, содержащие скрытый смысл», «Заполни матрицу» («Невербальные аналогии»), «Крестики – нолики», «Шашки», «Шахматы», «Лото», «Сложи узор», «Пазлы», «Линии», «Нелепицы», «Уно».

Игры на развитие сообразительности: «Лабиринты», «Найди пару», «Загадки», интерактивные книги (напр. «Уроки Божьей коровки»), «Ребусы», «Продолжи слово», «Игры – головоломки», «Переставь спичку», «Что получается из?..», таблица морфоанализа (ТРИЗ)

Все виды мышления тесно связаны между собой. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. д. развивают у ребёнка различные мыслительные операции. Поэтому нашим детям необходима особая поддержка со стороны взрослых.

У детей с ОНР наблюдаются специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Отмечается дефицитарность образов-представлений, неполное  их применение. Во многом это зависит от недостаточности развития у детей внутренней речи как средства мышления. 

      При овладении речевым мышлением медленно формируются связи между предметами, признаками, действиями и их словесными обозначениями. Анализ и синтез страдают в первую очередь. Игры: «Исследователь», «Рисунок на спине», таблица Морфоанализа (ТРИЗ).

          При сравнении предметов по представлению трудности увеличиваются.

Игра: «Чем похожи и чем отличаются?», «Найди отличия»

       Для детей с ОНР характерна склонность к привычным, стереотипным способам решения наглядно-действенных задач без учета изменившихся условий.

      У детей с ОНР позднее, чем у их сверстников, формируются обобщения и классификация. Игры: «Я знаю…», «Что лишнее?», «Магазин», «Назови одним словом», «Логическая мозаика», «Волшебный поясок».

     Трудности возникают и при овладении логическими связями и причинно-следственными отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Нередко смешивается причина с действием, целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями, часто происходит отождествление причинно-следственных и пространственно-временных связей. Игры: «Продолжи ряд», «Домино», «Последовательные картинки», «Неоконченные рассказы», «Рассказы содержащие скрытый смысл», «Заполни матрицу» («Невербальные аналогии»), «Крестики – нолики», «Шашки», «Линии», «Нелепицы».  Помощниками могут быть универсальные опорные таблицы (частью чего является, где живёт, из каких частей состоит, размер, цвет, форма, запах, питается, польза и вред).

     У детей с ОНР сужены возможности для развития экспериментирования. Недостаточность восприятия и опыта предметно-практической деятельности, наглядного и логического мышления отрицательно сказывается на умении детей формулировать гипотезы, строить суждения и умозаключения.

     Помимо этого у детей с ОНР нарушен контроль за действиями.

Игры на развитие сообразительности: «Лабиринты», «Найди пару», «Загадки», «Вопросы от Божьей коровки», «Ребусы», «Продолжи слово», «Игры – головоломки», «Переставь спичку», «Что получается из?»

     Все виды мышления тесно связаны между собой. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т. д. развивают у ребёнка различные мыслительные операции. Поэтому нашим детям необходимо специальное обучение.

Практическая часть для детей и родителей.

  1. Приветствие.
  2. Основная часть (за каждое правильно выполненное задание ребёнок получает букву, которые помогут ему в конце занятия расшифровать ребус) :
  1. Игра «Закончи слово». Родитель диктует начало слова: по…, на…, за…, ми…, му…, до…, че…, пры…, ку…, бу…, вы…, а ребёнок должен его закончить (1 – Д).
  1. Игра «Сложи узор» (2 – Ц).
  2. Игра «Рисунок на спине» (3 – Л).
  3. Классификация (4 – Е).
  4. Работа в тетради: «Продолжи ряд» (5 – О),

                                  «Невербальные аналогии» (5 – О).

  1. Графический диктант (6 – М).

Не отрывая руки, сделай рисунок по следующему описанию, начиная от поставленной точки, а затем раскрасьте его:

1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 7 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 2 – вправо, 1 – вниз, 2 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 2 – вниз, 2 влево, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 влево, 1 – вниз, 6 – влево, 1 – вверх, 2 – влево, 1 – вверх, 1 – влево, 2 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 2 влево, 1 – вверх. (Утка)

  1. Подведение итогов занятия. Расшифруй ребус:

6

5

3

5

1

4

2

м

о

л

о

д

е

ц

Памятка для родителей

«Гимнастика для ума»

Систематическое применение данного метода показало, что у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, повышается способность к произвольному контролю, снижается утомляемость.

     Лезгинка: Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

      Ухо – нос: Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

      Змейка: Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

      Зеркальное рисование: Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

      Скрещивающееся движение считается очень простым упражнением. Просто примите следующее положение: лежа согните одну ногу в колено и соедините ее с локтем руки, итак: левую ногу с правым локтем и наоборот. Попытайтесь совершать это движение как можно медленнее и сознательнее.

     Слон: Вы стоите в вертикальном положении с расслабленными коленями. Коснитесь левым ухом вашего левого плеча. Попытайтесь поднести ухо максимально близко к плечу. Вытяните перед собой руку и указательным пальцем образно нарисуйте в пространстве цифру восемь, включив в процесс только верхнюю часть туловища. Начните движения телом налево вверх. Следите за указательным пальцем. Повторите упражнение три раза (начинайте рисовать восьмерку с разных сторон).

     Преодоление тяжести: Сядьте удобно на стул и вытянете вперед ноги. Проследите, чтобы ступни касались пола. Теперь скрестите ваши ноги в голеностопном суставе и немножко согните колени. На медленном выдохе наклоняйтесь вперед (насколько вам удобно) к скрещенным ступням. Вытянете руки параллельно ногам. При вдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение не меньше трех раз. Затем скрестите ноги по-другому и повторите упражнение.

     Алфавит – восемь: Возьмите лист бумаги и в центре листа начните рисовать лежащие друг на друге цифры «восемь». Но при этом не отрывайте карандаш от бумаги. Нарисуйте три такие восьмерки правой рукой, а потом три левой и, наконец, три восьмерки одновременно двумя руками. Во время рисования следите за кончиком карандаша.

А теперь попробуйте нарисовать три восьмерки той рукой, которой вы обычно пишете, а потом, не отрывая карандаш от листа бумаги, напишите маленькое «а» на левой стороне лежащей восьмерки. Теперь, опять же, не отрывая карандаша, нарисуйте три лежащие восьмерки, а потом «б» на правой стороне. Так повторяйте до буквы «д».

    Синхронное рисование: Возьмите большой лист бумаги и в каждую руку по карандашу. А теперь начните одновременно рисовать двумя руками зеркальные фигуры: бублики, квадраты и круги. Лучше всего, если Вы начнете рисовать простые фигуры. Если же это упражнение дается вам о-очень тяжело, можете попробовать произносить вслух «вверх» и «вниз», чтобы скоординировать общие движения.

Дополнительный совет для профи: Попробуйте написать одновременно двумя руками ваше имя. Правой рукой – обычно, левой – зеркальное изображение.

 

И в заключение маленький совет: Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Письмо и чтение - настоящее мучение."

Письмо и чтение-настоящее мучение....

УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЙ.

10 ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....

«Учение, без мучений»

Статья «Учение, без мучений» в первую очередь предназначена к прочтению родителями детей старших и подготовительных групп массовых и коррекционных детских садов...

«УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ С БУКВАЕЖКОЙ» АВТОРСКИЙ СБОРНИК ИГР КАК СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Действительно речь является основанием для...

Рекомендация психолога: Чтобы развлечение не превратилось в мучение

Рекомендация психолога:Чтобы развлечение не превратилось в мучение...