Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе.
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
В программе дано определение психологической готовности детей к школе и очерчены основные пути этой подготовки в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_shkole.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дорога в школу»
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
Разработал: Винникова Э.Л. –
заведующая ДОУ №51 УО «Голубок»
Цель данной программы - максимальное содействие индивидуальному развитию детей путем углубленного изучения и развития уровня психического развития, психологической готовности к обучению в школе.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников;
2. Развитие способностей у ребенка;
3. Развитие коммуникативности.
Программа призвана обеспечить:
1. Интеллектуальное развитие ребенка;
2. Создание условий для развития личности ребенка, его способностей;
3. Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
4. Оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления.
Принципы построения программы:
1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей
2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы
3. Личностно-ориентированный подход к детям.
Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности.
Диагностика детей проводится в два этапа: сентябрь, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого воспитанника. Не зная особенностей развития детей дошкольного возраста, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения взрослого и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.
По результатам первичной диагностики комплектуются подгруппы:
- с пограничным уровнем между средним и высоким уровнем;
- со средним уровнем;
- с низким уровнем.
Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе.
Выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальная, эмоциональная и социальная.
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие, включающее фигуры из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, а также развитие таких движений руки сенсомоторную координацию.
Под эмоциональной зрелостью понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
К социальной зрелости относится потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
На основании этих параметров создаются тесты для определения школьной зрелости
С целью формирования психологической готовности детей к школе нами разработана коррекционная программа, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, а также включает в себя все виды деятельности, которыми занимаются дети в дошкольном учреждении.
Школьная зрелость подразумевает интеллектуальную, социальную и эмоциональную готовность ребенка.
Интеллектуальная зрелость - дифференцированное восприятие, концентрация внимания, аналитическое мышление, возможность запоминания, умение воспроизводить образцы, также развитие мелкой моторики руки, сенсомоторная координация.
Эмоциональная зрелость - уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.
Социальная зрелость - потребность в общении со сверстниками и умение подчинить свое поведение законам детских групп, а также способность исполнить роль ученика в ситуации школьного обучения.
Виды деятельности ребенка
в детском саду
Игровая деятельность: дидактические и сюжетно-ролевые
игры, театрализованные представления;
Учебная деятельность: занятия по программе;
Познавательная деятельность: наблюдения,
эксперименты, опыты, беседы;
Коммуникативная деятельность: разыгрывание
ситуаций, психологические
тренинги, упражнения;
Двигательная деятельность: подвижные игры,
спортивные праздники, пешие переходы;
Индивидуальная работа с детьми.
Основные принципы коррекционной программы.
- Каждый вид деятельности должен иметь учебно-воспитательный и развивающий характер.
- Ребенок учится преимущественно в игре.
- В обучении равноправно участвуют родители, так как без их помощи подготовка детей к школе не будет качественной. Ребенку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен закрепить и проверить в детском саду, и наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними.
- Обучение требует систематичности: 10-15 мин каждый день дадут лучший результат, чем 1-2 часа раз в неделю.
- Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», т.е. каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены.
- Необходимо оценивать успехи, при неудачах одобрять действия ребенка и мягко указывать на ошибку. Нельзя сравнивать ребенка с другими одногодками.
- Учитывать в учебно-воспитательной работе эмоциональный настрой ребенка. Общение должно быть интересным и для ребенка и для взрослого.
- Не навязывать ребенку однозначного видения мира и себя.
- Организовать условия, при которых ребенок будет иметь возможность приобретать и обобщать свой собственный чувственный опыт. Для дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Взрослый помогает обобщить и зафиксировать этот опыт с помощью наглядного средства: эталона, символа, модели.
- Организация развивающей познавательно-игровой среды необходима для эмоционального благополучия ребенка в группе.
- Достаточное обеспечение детей информацией о школе необходимо для успешной адаптации к новым условиям.
- Обеспечение психофизического развития ребенка.
- Социализация учебно-воспитательного процесса.
Формы работы с детьми
Игры и упражнения на моделирование. Используются в игровой, учебной деятельности и индивидуальной работе с детьми.
Мышление всегда предполагает решение какой-либо задачи. Это значит, что, прежде всего, нужно соотнести цель задачи с ее условиями. Если у ребенка стоит цель создать определенную постройку, используя данный строительный материал, имеет место проанализировать, какие детали взять, как их расположить. Если ребенок хочет рассказать сказку, то он должен придерживаться определенного плана, а при творческом составлении сказки или рассказа он может использовать знаки и символы. Как показали психологические исследования, основным средством решения задач у дошкольников является наглядная модель. Это схемы, планы, символы, знаки. Модель всегда передает строение предмета, его структуру, позволяет выделить самые существенные для решения задачи стороны действительности, установить между ними отношения.
Игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, восприятия, мышления и речи. Используются в игровой, учебной деятельности, индивидуальной работе.
Познавательный опыт детей. Используется в учебной, познавательной, двигательной, коммуникативной деятельности.
Наблюдение и экспериментирование – позволяет выявить свойства живой и неживой природы и помогает увидеть ребенку новое в знакомом.
«Проживание» ребенком различных ситуаций – включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.
Комплексные и интегрированные занятия, охватывающие несколько разделов учебно-воспитательной программы (например: математика, развитие речи, грамота, ознакомление с окружающим).
Основные требования к комплексным занятиям:
- частая смена деятельности;
- игровая форма проведения;
- учет индивидуальных особенностей детей;
- проведение физкультминуток;
- создание позитивной эмоциональной атмосферы. Используется в учебной деятельности.
Беседы, экскурсии, рассказы на тему «Школа», носящие информационный характер. Используются в игровой, учебной, познавательной деятельности, индивидуальной работе.
Сюжетно-ролевые игры, театрализованные представления, в которых обыгрывается школьная жизнь. Используются в игровой, учебной, коммуникативной деятельности.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия. Используются во всех видах деятельности.
Требования к здоровьесберегающей среде
При организации занятий рекомендуем учитывать основные принципы здоровьесберегающего пространства:
- Мультисенсорность.
- Двуполушарность (работа на развитие правого и левого полушария)
- Учет стадий процесса познания: чувство – образ – логика – мыслеобразность.
- Свобода выбора способов получения информации, разных способов действий, темпа, восприятия, обработки информации.
- Высокая учебная мотивация
- Развитие поисковой активности, творчества
Использование на занятиях собственно здоровьесберегающих технологий:
- Включение в образовательный процесс методов, предоставляющих для ребенка свободу выбора способа работы с информацией;
- Использование методов, направленных на стимулирование активности ребенка (цвет, музыка, нетрадиционные вопросы)
- Обучение на занятиях способам действий;
- Обеспечение мотивации: внешняя – одобрение, внутренняя – интерес;
- Система отношений »воспитатель – ребенок» не авторитарного типа.
Реализация эколого-гигиенических требований к учебной деятельности:
- Обеспечение смены видов учебной деятельности;
- Комфортность учебного помещения (температура, светорешение, влажность, эстетичность и др.)
- Место в расписании и учет воспитателем биологического времени активности детей для определения нагрузок и видов деятельности.
Включение в образовательный процесс собственно оздоровительных моментов:
- Разные формы организации занятий: фронтальные, по подгруппам (сидя за столами, лежа на коврике, стоя за конторками)
- На столах держалки, чтобы поставить маленький цветок в горшочке, положить ракушку, поделку из бересты – кусочек живой природы – он греет душу ребенка;
- Перед сложным занятием слушать музыку Моцарта (активизирует мыслительные процессы);
- Для самоорганизации использовать тихую музыку, музыкальную игрушку, цветовые эффекты.
- Использовать на занятиях потолочный офтальмотренажер;
- Включение элементов релаксации и физминуток;
- Использование упражнений, игр для снятия напряжения;
- Эмоциональные качели для смены настроения (шутка, забавный случай, музыка, творческие задания и т.д.);
- Разные виды поисковых заданий
Требования к ребенку
при подготовке к школе
Организационные умения: осознавать задачу и пытаться решить ее в группе с помощью взрослого.
Информационные умения: выделять новую информацию (это я не знал раньше) и соотносить ее с имеющейся.
Познавательная сфера: действовать по образцу, проводить наблюдение и делать выводы совместно со взрослым.
Коммуникативные умения: умение общаться со своими сверстниками и со взрослыми.
Эмоционально-волевая сфера: умение сдерживать себя; развивать самоконтроль и саморегуляцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Готовность ребе...
Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта. Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению "Путешествие с Цветиком-семицветиком"
Цель: формирование у детей психологической готовности к школе.Образовательные задачи:Расширить и обобщить представления детей о диких и домашних животных, птицах, насекомых, животных жарких стран...
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...
Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе «Скоро в школу!»
Коррекционно-развивающая программа...
Рабочая коррекционно – развивающая программа по подготовке детей к школе «Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» (для детей 6 – 7 лет)
Рабочая коррекционно – развивающая программа поподготовке детей к школе«Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»(для детей 6 – 7 лет)...
Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"
КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...