ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_tropinka_k_shkole.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления № 75 «Гвоздичка»
Программа по подготовке детей к школе
«Тропинка к школе»
Разработала:
Педагог-психолог
МБДОУ № 75 «Гвоздичка»
Донскова Елена Ивановна
г.Набережные Челны
Пояснительная записка
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается младшим школьником как его собственная трудовая обязанность, как его участие в жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет учиться ребенок, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Значит, проблема обучения в школе связана не только с вопросами образования, развития интеллектуальных способностей ребенка, но и формирования его личности, вопросами воспитания.
В связи с этим актуально стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данной ситуации – работоспособность будущего первоклассника, умение взаимодействовать и подчиняться правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Цель программы: формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи: формирование учебных мотивов; развитие зрительного анализа; формирование предпосылок логического мышления; развитие способности принимать учебную задачу; развитие произвольности регуляции деятельности; формирование восприимчивости к обучающей помощи; развитие вербальной механической памяти, развитие мелкой моторики, воображения, восприятия.
Программа предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6-7 лет, включает развивающие игры, упражнения, задачи.
В процессе посещения занятий ребята учатся принимать и понимать учебную задачу; развивают графические и математические навыки, способность к начальным формам обобщения, классификации и образования элементарных понятий, образное мышление, вербальную механическую память; развивают способность произвольной регуляции деятельности в соответствии с заданными нормами.
Тематический план программы «Тропинка к школе»
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1. | Развитие внимания. Произвольная регуляция деятельности, произвольное внимание. | 12 |
2. | Развитие памяти. Вербально-механическая слуховая память, вербально-логическая слуховая память, зрительно-образная память. | 10 |
3. | Развитие мышления. Образное и логическое мышление, зрительное восприятие пространственно-ориентированных структур, уровень обобщений и классификации. | 15 |
4. | Развитие восприятия. Восприимчивость к обучающей помощи (обучаемость) | 10 |
5. | Развитие воображения. | 7 |
6. | Развитие мелкой моторики рук. Кинестетическая чувствительность мелкой мускулатуры рук. | 6 |
7. | Развитие творческих способностей | 4 |
8. | Задачи на развитие логики | 8 |
Всего: | 72 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1. | “Знакомство. Сходства и отличия, память и произвольное внимание” 1. Развитие внимания, восприятия: “Сравни картинки”, “Найди предметы”, “Найди отличия”, “Произвольное внимание”. 2. Развитие памяти: “Добавь слово”, “Слуховая память”, “Зрительно-образная память”. 3. Развитие мышления, воображения: “Нелепицы”, “Муха”. 4. Развитие логики: «Исключи лишнее» 5. Развитие творческих способностей: «За и против» | 6 |
2. | “Недостающие фигуры, память и счет” 1. Развитие внимания, восприятия: “Птица – не птица”, “Эталоны”. 2. Развитие памяти: “Бусы”, “Что лежит на столе”. 3. Развитие мышления, воображения: “Кубики”, “Подбери пару”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. | 4 |
3. | “Лишний предмет, фигуры” 1. Развитие внимания, восприятия: “Раздели круги”, “Дорисуй картинку”. 2. Развитие памяти: “Магазин”, “Зрительная и слуховая память”. 3. Развитие мышления, воображения: “Что произойдет, если…”, “Лишний предмет”. 4. Развитие логики: “Если не тот, то другой”. | 4 |
4. | “Коврики, классификация, запомни фразы” 1. Развитие внимания, восприятия: “Коврики”, “Развитие объема внимания”. 2. Развитие памяти: “Мнемический ряд”, “Найди числа”. 3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя фигурка”, “Что лишнее?”, “Классификация”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. | 4 |
5. | “Найди фигуру, память, фрагменты” 1. Развитие внимания, восприятия: “Картинки - загадки”, “Перцептивное моделирование”, “Найди фигуру”. 2. Развитие памяти: “Запомни рисунки”, “Механическая память и осмысленное запоминание”. 3. Развитие мышления, воображения: “Самое непохожее”, “Четвертая фигурка”, “Ассоциации”. 4. Развитие логики: “Определи отношения”. 5. Развитие творческих способностей: «Кляксы» | 6 |
6. | “Каскад слов, домики, классификация” 1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “Расположение кружочков”. 2. Развитие памяти: “Каскад слов”, “Чего не хватает?”. 3. Развитие мышления, воображения: “Домики”, “Расположи правильно картинки”, “Классификация”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Подвижность, сила и гибкость пальцев”. | 4 |
7. | “Расставь значки, память, сравнение предметов” 1. Развитие внимания, восприятия: “Найди отличия”, “Изографы”. 2. Развитие памяти: “Зрительная память”, “Десять слов”. 3. Развитие мышления, воображения: “Словесно-логическое мышление”, “Оканчивание слов”. 4. Развитие логики: “Задачи с избыточными данными”. | 6 |
8. | “Пространственное представление, регуляция деятельности, лишнее слово” 1. Развитие внимания, восприятия: “Геометрические фигуры”, “По первым буквам”. 2. Развитие памяти: “Я - фотоаппарат”, “Произвольная регуляция деятельности”. 3. Развитие мышления, воображения: “Оканчивание слов”, “Найди лишнее слово”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”. | 4 |
9. | “Наблюдательность, графический диктант” 1. Развитие внимания, восприятия: “Расставь точки”, “Наблюдательность”. 2. Развитие памяти: “Графический диктант”, “Быстрый ответ”. 3. Развитие мышления, воображения: “Лишняя картинка”, “Гибкость ума”, “Определи понятие”. 4. Развитие логики: “Сравнение в задачах с лишними данными”. 5. Развитие творческих способностей «Оптимисты и скептики». | 6 |
10. | “Зрительное воображение, что пропущено” 1. Развитие внимания, восприятия: “Внимание”, “Какого цвета не стало?”. 2. Развитие памяти: “Сочини сказку”, “Зрительное воображение”. 3. Развитие мышления, воображения: “Говори наоборот”, “Бывает – не бывает”, “Что пропущено?”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Массаж пальцев и ладоней”. | 4 |
11. | “Найди числа, узор, последовательные картинки” 1. Развитие внимания, восприятия: “Найди спрятавшихся зверей”, “Наблюдатель”, “Найди такую же форму”. 2. Развитие памяти: “Да и нет”, “Узор”. 3. Развитие мышления, воображения: “Собака”, “Последовательные картинки”, “Кто? Что?”. 4. Развитие логики: “Расставляй по порядку”. | 4 |
12. | “Копирование образца, классификация, закономерность” 1. Развитие внимания, восприятия: “Внимательные руки”, “Забавные фигуры”. 2. Развитие памяти: “Копирование образца”, “Я положил в мешочек”. 3. Развитие мышления, воображения: “Последовательные картинки”, “Коврики”, “Классификация”, “Разрезанные картинки”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. | 4 |
13. | “Веселые картинки, пропущенные фигуры” 1. Развитие внимания, восприятия: “Не пропусти растение”, “Будь внимателен”. 2. Развитие памяти: “Рассказ”, «Слушаем и рисуем». 3. Развитие мышления, воображения: “Закончи предложение”, “Словечко - солнышко”. 4. Развитие логики: “Ступенька сложности”. | 4 |
14. | “Лабиринты, парные картинки, закономерность” 1. Развитие внимания, восприятия: “Не пропусти профессию”, “Лабиринты”. 2. Развитие памяти: “Воспроизведение текста”, “Парные картинки”. 3. Развитие мышления, воображения: “Комбинирование”, “Фигуры”, “Рассели ласточек”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Упражнения в парах”. | 4 |
15. | “Лестница, третий лишний” 1. Развитие внимания, восприятия: “Прочитай пословицу”, “Что пропало?”. 2. Развитие памяти: “Зрительная и слуховая память”, “Лестница”. 3. Развитие мышления, воображения: “Третий лишний”, “Смысловой ряд”, “Цвета”. 4. Развитие логики: “Сообразительность”. | 4 |
16. | “Сравни картинки, фигурки” 1. Развитие внимания, восприятия: “Четыре стихии”, “Рыболовы”, “Сравни картинки”. 2. Развитие памяти: “Две картинки”, “Одинаковые рисунки”. 3. Развитие мышления, воображения: “Как это можно использовать”, “Мышонок”, “Фигурки”. 4. Развитие мелкой моторики рук: “Занимательная гимнастика”. | 4 |
Литература:
- Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. – Екатеринбург, 2004.
- Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
- Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем внимание. – М. , 2003.
- Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб. , 2004.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. , 1991.
- Нижегородцева Н. В. , Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М. , 2002.
- Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург, 2003.
- Узорова О. В. , Нефедова Е. А. Игры с пальчиками. – М. , 2003.
- Узорова О. В. , Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2003.
- Шевердина Н. А. , Сушинскас Л. Л. Тестирование будущих первоклашек. – Ростов н/Д. , 2004.
- 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. – М. , 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Скоро в школу мы пойдем!" Программа психологической подготовки детей 6-7 лет к школе
Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС и возрастным особенностям детей дошкольного возраста с учетом дидактических принципов. ЦЕЛЬ:Развитие с...
Рабочая программа по подготовке детей 5-7 лет к школе "Абвгдейка".
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на становление его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
Предлагаемая программа «АБВГДЕйка» (для детей 6-7 лет) позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых занятий ...
Рабочая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта. Колесниковой Е. В. по обучению грамоте «От звука ...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного м...
Программа кружка по подготовке детей к школе:"Тропинка к школе"
Программа ориентированна на углубленное изучение математики , обучение грамоте....
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Рабочая программа дополнительного образованияпо подготовке детей к школе «Тропинка к шк...