Экологический КВН
методическая разработка по теме

Низоля Людмила Анатольевна

Внеклассное мероприятие имеет большую практическуюценность для студентов, т.к. способствует реализации задач профессиональной подготовки будущих воспитателей. Материал может быть использован воспитателями ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kvn.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Ейский педагогический колледж» Краснодарского края

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВН

(внеклассное мероприятие для студентов по специальности Дошкольное образование)

                                                           Составитель: преподаватель методики экологического образования Низоля Л.А.

        Цель:

        1. Развивать творческий потенциал будущих воспитателей, их компетентность             в сфере экологии;

        2. Совершенствовать   профессиональные навыки будущих специалистов в области экологического образования дошкольников;

          3.  установить тесное  сотрудничество между студентами.

Подготовка участников:

 - представить участников своей команды;

- придумать сказку экологического содержания по темам:

«Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь», инсценировать ее.

- подготовить костюм из бросового материала и презентовать его

                                     

Х О Д

Вступительное слово.

                                                                           Эту истину знаю от роду

                                                                           И ее никогда не таю:

                                                                           Кто не любит родную природу,

                                                                           Тот не любит отчизну свою!

   На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души»,  «экология человека» и некоторых других.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.  Поэтому любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком. В любой программе обязательно поднимаются вопросы антропогенного воздействия на природное окружение. А это обязательная часть экологической  образовательно-воспитательной работы, нацеленной на развитие экологически мыслящей личности.

 Сегодняшний КВН  позволит проверить каждому из вас свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного  повысить её; поделиться вашим небольшим опытом  использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.

         1 конкурсное задание «Придумай название»

        Вед. - Так как команды не имеют названия, первое задание командам, которое и объединит участников игры, называется «Придумай название».

- Каждая команда должна придумать название команды в соответствии с темой нашего заседания и представить себя в соответствии с выбранным названием. Но, прежде, чем приступить к выполнению задания, командам необходимо выбрать капитанов, которые будут представлять свою команду.

- Время для обсуждения – 1 минута, время для представления – 1 минута. Максимальна оценка данного задания – 2 балла.

        2. Что  такое экология?

        Ведущий выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

         Вед. В качестве небольшой разминки мы предлагаем вам, выбрать набор карточек с буквами определенного цвета, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии.

НАБЛЮДЕНИЕ        КИСЛОРОД

СООБЩЕСТВО        ЭКСКУРСИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ        НАСЕКОМЫЕ

МИНЕРАЛЫ                            РАСТЕНИЯ

        3. «Блиц-разминка «Знатоки природы»

        Вед. - В данном конкурсе времени для обсуждения не будет. Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, если одна команда не ответит – право ответа будет передано другой команде. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

         Вопросы:

 1. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)

 2. Как называется самая большая птица? (Страус)

 

1. Кто написал сказку «Гадкий утенок»? (Г.Х. Андерсен)

 2. Кто написал музыку к балету «Лебединое озеро»? (П.И. Чайковский)

 

 1. Слепыми или зрячими рождаются котята? (Слепыми)

 2. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)

 

 1. Какое дерево является символом России? (Береза)

 2. Какое дерево является символом Канады? (Клен)

        4. Ассоциации

        Вед. Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветет как роза», «работает как лошадь», «устала как собака» и.т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

    Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к тому человеку, чье имя указано в конверте, не называя его.

Участники составляют рассказ, используя предлагаемый план

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются

 у вас:

- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

- с природным явлением;

- с животным (зверь, птица, насекомое);

- с растением (дерево, кустарник, цветок);

- с минералом.

  остальные пытаются догадаться, о ком идет речь.

   

        5. Презентация костюмов.

        Вед. - Мечта современного человека – мир без свалок, чистые улицы и чистый воздух. Экологи уже не первый год задумываются над тем, как этого достичь и одним из лучших способов много лет подряд называли утилизацию. Но молодое поколение сегодня обладает огромным воображением и более устремлено к творчеству. Таким образом, творчество и воображение способны привнести революцию в мир старых вещей. Все эти и ещё множество других интересных идей позволят реализовать мечту многих экологов о мире, свободном от пластикового мусора.

        Творческий человек хоть из чего сделает яркие вещи. Мы сейчас убедимся в этом.

        Каждая команда представляет костюм из фантиков, пластиковых бутылок, пакетов и т.д.

Топик из фантиков

Коль попил чайку с конфетой,

Фантик на пол не бросай,

Ведь из фантиков из этих

 Выйдет топик,

Так и знай.

В общем, вещь отличная,

Гламурная, столичная,

А при этом пользы много

 Нет бумажек на дороге.

Юбка из бутылок

Что заладила ты, Зин, крепдешин, да крепдешин,

Вот из пластика вещица - эконом гламур -экстрим,

 Я читал, что Шифер Клава

 О такой давно мечтала,

Но у них, писала Клава, не хватает матерьяла,

Мы бутылки соберём  и  той Клаве отошлём.

ПЛАТЬЕ ИЗ ПАКЕТОВ

Не во французской стороне,

А в родной России

Чудо платье модное мы соорудили.

Не Карден и не Шанель не могли представить,

Что обычный целлофан трепетать заставит

Весь гламур и весь бомонд, мира топ моделей,

Элегантность, простота, польза, разглядели?

Сами сможете себе платьесшить такое,

Улиц наших чистота всех усилий стоит!

         6.  «Методический турнир»

        Вед.  А теперь участникам команд предстоит показать свои методические и природоведческие знания. Данный конкурс мы проведем в форме соревнования. Это значит, что командам будет задан один и тот же вопрос. Для обсуждения каждого вопроса будет дано 30 секунд. Та команда, которая первая подготовит ответ, поднимает флажок. Если ответ будет дан неправильный или неточный, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Все вопросы составлены по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. Васильевой, В. Гербовой, Т. Комаровой. 1. С какой возрастной группы введен раздел «Экологическое воспитание»? (С первой младшей группы)

 2. Назовите основную цель раздела «Экологическое воспитание»? (Формирование осознанно бережного отношения к живой и неживой природе, формирование начал экологической культуры)

 3. Назовите элементы предметно – развивающей среды  детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников (уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений, огород, цветник, уголок леса, поля и сада)

 4. Перечислите основные экологические праздники и дату их проведения? (22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – День Земли, 22 мая – Международный день биоразнообразия, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября – Всемирный день животных)

 5. Как называется книга, в которой дается информация об исчезающих видах животных и растениях? («Красная книга») Почему эта книга «Красная»?

 6. Какие требования предъявляются к оформлению гербария? (Засушивать можно только те растения, которые не занесены в «Красную книгу»)

 7. Перечислите составляющие части окружающей среды? (Вода, воздух, лес, почва)

 8. Какие природоохранные мероприятия можно проводить в детском саду? (Экологические акции)

9. Назовите парциальные программы развитию основ экологической культуры. (С.Н. Николаева «Юный эколог», Н.А. Рыжова «Наш дом – природа»)

        7.  Конкурс капитанов - «Народный барометр» 

            Вед. Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

            И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития  их  творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

            Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

        Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс для капитанов «Как растения и животные предсказывают погоду».

        Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

 - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

 - Вороны садятся на нижние ветки деревьев – к ветру.

 -  Куры раскудахтались – будет снег.

 - Из березы течет много соку – к дождливому лету.

 - Дуб развертывает лист – будет холод.

  - Лягушки вечером громко квакают – будет теплая погода.

 - Пчелы не покидают улья – будет дождь.

 - Много шелухи на луковицах – быть зиме холодной.

 -  Много желудей на дубе – быть лютой зиме.

(При ответе капитаны могут представить свой вариант ответа, который не исказить сущность приметы. Капитаны по очереди дополняют высказывание ведущего)

        8. Творческая лаболатория

        Вед. Работа в лаборатории способствует развитию у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формированию естественно-научного мировоззрения. Превращаясь в «ученых», дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

            Капитаны выбирают себе двух помощников и выполняют следующее задание:

а) по фото (или видеоматериалу) определить тему, по которой проводится опыт и сформулировать цель его проведения;

б) с помощью подготовленных для вас оборудования и материалов провести опыт, назвав так же тему и цель.

Капитаны вытягивают задание (а или б), подбирают себе помощников и

Выполняют в течение 5 минут.

        9. Экологические сказки

 Вед. Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки?  Домашним заданием было придумать сказку экологического содержания по темам: «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь».

(Участники обыгрывают подготовленные сказки).

         10.  «Песенно-поэтический марафон»

        Вед.  - Последнее конкурсное задание – самое интересное. Командам предстоит вспомнить стихи и песни, в содержании которых присутствует название дерева.         Зачитывается или поется только одна строчка. За каждое выступление – 1 балл.

        Подведение итогов. Награждение команды-победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...