развитие творческой личности старшего дошкольника в процессе музыкально драматической деятельности
методическая разработка (старшая группа) по теме

понятия творческих личностных способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc313.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №301

 Красноармейского района г.Волгограда

Проект

 « Развитие   творческой личности  старшего

дошкольника в процессе музыкально - драматической

деятельности»

                                                                                  Воспитатель 2 категории

Ушакова О.В.

                                                                         

2011 г.

Оглавление:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I  Особенности развития   творческой личности  старшего

    дошкольника в процессе музыкально - драматической

    деятельности


1.1.Понятие  творческих личностных способностей…………….......................5

1.2. Характеристика особенностей  творческих личностных способностей   в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………..6

1.3.Музыкальная  драматическая  деятельность как средство развития творческой личности…….………………………………………………………..8

Глава 2. Организация    творческой личности  старшего

дошкольника в процессе музыкально - драматической

деятельности.

2.1.Уровни развития и диагностика   творческих способностей  старшего дошкольника.…………………………………………………………………….10

2.2.  Анализ  музыкальных  дошкольных программ…………………………..14

2.3 . Роль воспитателя в организации музыкально-творческой  деятельности дошкольников…………………………………………………………………....20

2. 4. Опытно экспериментальная работа по влияния театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников…………23

2.5. Система  знаний  ребенка направленных на  творческую деятельность..29

Выводы и заключение …………………………………………………………..32

Литература ..……………………………………………………………………..33

Введение

  Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей.  Одним из них является развитие творческой личности  ребенка дошкольника. Музыкально-драматические   способности являются одним из компонентов общей структуры личности.

Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе   музыкально-драматической  деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может музыкально-драматическая   деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Именно театрализована – музыкально- драматическая  деятельность является уникальным   средством развития  творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие  творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Объект исследования – процесс развития творческой личности  старшего    дошкольника.

Предмет исследования – развитие   творческой личности  старшего

дошкольника в процессе музыкально - драматической

деятельности.

Цель исследования – определить особенности развития  детей средствами музыкально- драматической  деятельности.

 Гипотеза – развитие творческой личности старшего дошкольника

будет эффективно развиваться, если в работе   использовать музыкально- драматическую  деятельность.

Для достижения  поставленной цели сформулированы следующие задачи: 

   1.Проанализировать психологическую педагогическую,

 методическую литературу по  теме: « Развитие   творческой личности  старшего дошкольника в процессе музыкально – драматической деятельности».

2.Изучить особенности развития творческих способностей в

старшем дошкольном возрасте.

3.Выявить роль  музыкально- драматической деятельности

 детей старшего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации.


4.Провести опытно-экспериментальную работу по развитию и

творческих способностей и проверить эффективность.

Глава 1.  Особенности развития   творческой личности  старшего     дошкольника в процессе музыкально - драматической деятельности.

  1. Понятие  творческих личностных способностей

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо жественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творче ство", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятель ность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее но вое отношение к действительности. 
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать вос производящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

    Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о музыкально-драматических, творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

1.2.  Характеристика особенностей  творческих личностных способностей   в старшем дошкольном возрасте.

Говоря о формировании особенностей  творческих личностных способностей   в старшем дошкольном возрасте, необходимо остановиться на во просе о том, когда, с какого возраста следует развивать музыкальные творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест вует гипотеза, что развивать музыкально- творческие способности необходимо с са мого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. 
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" впервые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анато мических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности ра боты уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется сре дой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чув ствительности и пластично сти к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможно стей к  развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее на чинается развитие.   Если созре вание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут син хронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из воз можных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. 
Однако возможности развития  творческих личностных способностей   в старшем дошкольном возрасте, достигнув максимума в "момент" созре вания, не остаются неизменными. Если эти возможности не ис пользуются, то есть со ответствующие способности не развиваются, не функ ционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Борис Павлович Ники тин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Спо собностей).  Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на раз витие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созре ва ния структур, необходимых формирования музыкальных творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затрудне нию их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития музыкальных творческих способностей. По мнению Никитина именно необрати мость про цесса деградации возможностей развития породило мнение о врож денности музыкальных творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в до школьном возрасте были упущены возможности эффективного развития музыкально-творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким музыкальным творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие ока зались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способно стей. 
С психологической точки зрения дошкольное детство является благопри ятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом воз расте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание позна вать окружаю щий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, во влекая их в различные виды деятельности, способствуют расшире нию дет ского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпо сылка для будущей музыкально-драматической  творческой деятельности. Кроме того, мышление дошколь ников более сво бодно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задав лено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необхо димо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным пе риодом для разви тия музыкально-драматического  творческого воображения.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способно стей к творчеству. И от того, насколько были использо ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен циал взрос лого человека. 

1.3. Музыкальная  драматическая  деятельность как средство развития творческой личности.


Одним из важнейших факторов музыкального драматического  творческого развития детей является соз дание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. На ос нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола,  О.П.Радынова, Е.А.Медведева, было выделено  шесть основных условий успешного развития музыкальных творческих способностей детей. 
Давно известно, что для  творчества необходимо комфортное психологи ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от крытий. Важно постоянно сти мулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять  со чувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби хода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре бенка с высоким музыкальным творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что музыкальное творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме шать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невме шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже до школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. 
Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как  на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.  

     По  мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального  искусства  и  позволил   обратиться  к  музыкально - драматической  деятельности  в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но  и  как  к  мощному  синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.
Современная парадигма дошкольного  образования  вступает  в  противоречие  с традиционной  концепцией  развития  ребенка - дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом  возрасте  ограничивается  лишь  обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.

Выводы :

Таким образом можно сделать вывод, что   необходимо развивать  музыкально – творческие  способности  в воспитанниках ДОУ.

Это позволяет в детях развить  творческую личность.

2.1.Уровни развития  и диагностика   творческих способностей  старшего

дошкольника в процессе музыкально - драматической

деятельности.

Педагогическая диагностика насчитывает  столько  же  лет,  сколько  вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался  определить и  результаты  своих  усилий.  Это   делалось   на   протяжении   нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по  нашим нынешним понятиям являются донаучными.

Диагностика - это процесс поиска ответа на поставленный вопрос.
В основном это вопрос, связанный с работоспособностью или функционированием. Конкретизирует диагностику предметная область, к которой применяется диагностика.
Помеха в диагностике влияет на правильность её результата в том случае, если диагност не распознал случайный фактор именно как случайный и приписал его к причинно-следственным факторам диагностируемого процесса или явления. Такие случайные факторы можно рассматривать как шум в канале, из объёма которого диагност получает входную информацию для своей деятельности. Различают   диагностирование   обученности,   последствий, достигнутых результатов, и обучаемости.

  В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем  в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка  лишь  констатирует результаты, не объясняя  их  происхождения.  Диагностирование  рассматривает результаты в связи с путями, способами их  достижения,  выявляет  тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает  в  себя контроль,  проверку,  оценивание,  накопление  статистических   данных,   их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего  развития

событий.

 Таким  образом,  педагогическая  диагностика  призвана,  во-первых, оптимизировать процесс  индивидуального  обучения,  во-вторых,  в  интересах общества  обеспечить  правильное  определение  результатов  обучения  и, в - третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к  минимуму  ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при  направлении  их на различные курсы и выборе специализации  обучения.  

Диагностика,  служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели:

   1. внутренняя и внешняя коррекция в случае  неверной    оценки     результатов   обучения;

  2. определение пробелов в обучении,

    подтверждение успешных результатов обучения;

 3. планирование последующих этапов учебного процесса;

   4. мотивация с помощью  поощрения  за  успехи  в  учебе  и  регулирования сложности последующих шагов;

   5. улучшение условий учебы.

    Систематическое наблюдение  за  своими воспитанниками   уже  является  диагностической   деятельностью.   При   этом   для   обсуждения   некоторых принципиальных вопросов не столь важно,  каким  образом  осуществлялся  сбор диагностической  информации:  с  помощью   соответствующего   инструментария

( тесты, анкеты и т.д.)  или  без  него  (например,  методом простого наблюдения).

    В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего,  следующие  аспекты:

1. сравнение

2. анализ

3. прогнозирование

4. интерпретация

 Важнейшими принципами диагностирования  и  контролирования  обученности оценок. Оценка – это ориентир,  по  которому  обучаемые  судят  об  эталонах требований к ним, а также об объективности  педагога.  Необходимым  условием

реализации принципа является также  объявление  результатов  диагностических срезов,  обсуждение  и  анализ  их  с   участием   заинтересованных   людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

    Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать  знания,  умения    нужно в той логической последовательности, в  какой  проводится  их изучение. Фактор темпов логично рассматривать как продолжение предыдущих,  потому

что все преимущества  личности,  имеющей  более  высокую  обучаемость  перед личностью с  более  низкой  характеристикой  данного  качества,  практически сводятся к разнице в темпах освоения знаний, умений, продвижения в  обучении и  прироста  результатов.  На  темпы  влияют  и  потенциальные   возможности

обучаемых, и фонд их действенных знаний, умений, и характеристики  мышления.

Отсюда именно темпы являются  определяющей  характеристикой  обучаемости.  К повышению темпов и снижению затрат времени в  конечном  итоге  сводится  вся экономия в обучении.

Диагностикой музыкального обучения является определение результатов творческого процесса в условиях музыкального занятия. Как и в общей педагогике, в музыкальном обучении различают две формы диагностики: диагностирование обученности (своевременное выявление и анализ продуктивности деятельности детей на музыкальных занятиях) и диагностирование обучаемости (определение тенденции и динамики развития музыкальных  и творческих способностей).
Решение образовательных, воспитательных задач средствами музыкального искусства с детьми без провидения диагностического обследования и определения уровня музыкального развития детей. Выявление особенностей музыкального развития ребенка дает возможность определить организационные, дидактические и музыкального воспитания. Являясь составной частью процесса в дошкольном образовательном учреждении, диагностика музыкально-творческих возможностей детей проводится в начале и в конце учебного года. Только на основе ее данных возможно планирование музыкального воспитания дошкольников. Обследование музыкальных возможностей дошкольников строится на основе общепризнанных диагностических подходов к определению возможностей ребенка в музыкальной деятельности и современных требований к гуманистически ориентированному музыкальному воспитанию. Методика исследования развития творческие детей. Развитие методики музыкального воспитания детей как в области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской работы в этой области.

В организации научно-исследовательской работы очень важен правильный выбор форм и методов научного исследования. «Методы исследования - это инструменты, с помощью которых познают истину, открывают, закономерны.
Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, и правильно отражать специфику изучаемых явлений.

Как правило, в педагогических исследованиях применяются педагогические, социологические, экспериментальные методы.

 К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, беседа, изучение детских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и др.
Методы наблюдения достаточно широко применяется в педагогических работах и определяется как «относительно целенаправленное длительное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности,  метод познания действительности на основе непосредственного восприятия».
Для того чтобы наблюдение было целенаправленным, необходимо предварительно составить план наблюдения и определить те конкретные вопросы, которые требуется изучить в процессе наблюдения и дать на них ответ. Наблюдение должно быть объективным, планомерным, систематическим, преднамеренным.Педагогический эксперимент - «это воспитание в точных учитываемых условиях».
В педагогических исследованиях применяются два вида эксперимента: естественный и лабораторный (клинический).
Естественный проводится в форме обычных занятий.
Лабораторный эксперимент имеет вспомогательное значение и проводится в специально созданных условиях с небольшой группой испытуемых. 

Педагогический эксперимент включает в себя  три этапа:
констатирующий;                                   
формирующий;                                                                                         

  контроль (итоговый).
  Констатирующий эксперимент имеет цель выявить начальный уровень музыкального развития группы детей или одного ребенка, развития какой-либо  определенной способности, в конкретном виде музыкальной деятельности и др.
Формирующий эксперимент предполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающийся от традиционных подходов, и ее апробацию с целью выявления эффективности.
Контрольный эксперимент завершает педагогический эксперимент. На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых или условий их музыкального развития. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способно стей к творчеству. И от того, насколько были использо ваны эти возможности, во многом будет зависеть творческий потен циал взрос лого человека.

2.2.Анализ программ

Автор программы « Н.А.Ветлугина»

Программа Н.А.Ветлугиной. В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждого дошкольного учреждения имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим программу музыкального воспитания дошкольников

 Н.А Ветлугиной.

Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально - образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий - фронтальные (со всей группой), индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.

Главная задача программы - овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах.

Репертуар по слушанию музыки в программе Н.А.Ветлугиной строится на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать наглядные различные пособия - литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.

В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Важно на занятиях следить за выразительным исполнением движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.

Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.

 Программа по музыкальному воспитанию автор «О.П.Радынова»

Программа О.П. Радыновой. Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.

«Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.

Авторы вводят в программы такое понятие, как «словарь эмоций», т.е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные. Наглядно это показано на схеме из методики.

Творческая группа под редакцией К.В.Тарасовой, М.Л.Петровой, Т.Г.Рубан «СИНТЕЗ»

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности».

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности». Наиболее плодотворным, по мнению авторов, является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

Специальный подбор музыкального репертуара;

Использование синтеза искусств;

Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки - балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Анализ существующих образовательных программ «Детство», программа М.А. Васильевой «Радуга» и методических пособий, М.А. Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду», И.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театрализованная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием единой целостной методики и образовательной технологии, отвечающей современными требованиям. По этой причине сложно однозначно ответить на вопросы:

с какого возраста обучать детей театральной деятельности? чему учить и как учитывать возрастные особенности? и т.д.

Ответы на эти и другие вопросы следует, по нашему мнению, искать в огромном положительном опыте театральной педагогики, накопленном К.С.Станиславским, М.О.Кнебель, П.М.Ершовым, А.П.Ершовой, Н.И.Сац, Р.М.Быковым и др., одинаково эффективном для всех возрастных периодов человеческой жизни, способном с самого раннего детства развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. Секрет эффективности их театральной методики, прежде всего в сближении игры актера и игры ребенка дошкольного возраста, основанной на вере в правду вымысла, искренности в переживании и перевоплощении, на активном творческом воображении.

Следовательно, очевидной становится идея необходимости развития творческой индивидуальности ребенка-дошкольника с позиций передовой педагогики русской драматической школы "театра переживания", требующая пересмотра целей, содержания и технологии образования дошкольника в театральной деятельности. Кроме того, иной смысл приобретает даже самоопределение деятельности: не театрализованная, как это было принято ранее, ограничивающая творческую активность и самостоятельность ребенка, а театральная, предоставляющая большие возможности для самостоятельного действия и творческой самореализации детей.

Потребность синтезировать теоретические, методические и практические разработки театральной педагогики, работающие на эффективное гармоничное развитие личности ребенка, нашла свое отражение в курсе "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства", разработанном с учетом возрастных особенностей детей.

Название курса основано на принятии:

 принципа гуманизма;

 принципа индивидуального, личностно ориентированного подхода к воспитанию и образованию дошкольника;

 принципа преподавания курса посредством профессионально-творческой учебно-воспитательной деятельности.

Основной целью программы по театральной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи программы:

Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

Воспитание и развитие внутренней (воля, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи; обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через театральные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности дошкольников.

Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о театральных профессиях, о театральном здании и о видах театрального искусства.

Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

Улучшение психологической атмосферы в группах, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Данная программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста, поскольку это возраст более совершенных психических процессов, развивающегося творческого освоения детьми различных видов деятельности.

В основу программы положен опыт воспитания ребенка как артиста - творца-исполнителя с позиции театральной "школы переживания", созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень его психофизического развития.

Содержание образования, согласно педагогической системе Станиславского, строится по трем разделам:

1. Актерское мастерство (с элементами сценического движения и пантомимики).

2. Сценическая речь (техника речи, выразительность речи).

3. Искусство театра (история и специфика театрального искусства).

Механизм обеспечения эффективности программы базируется на рефлексии педагога и детей посредством актерского тренинга и ситуационных игр на каждом учебном занятии - действе, организованном по специально созданной режиссерской модели, включающей в себя разработку замысла и воплощения педагогической идеи как содержания образования. Такая предварительная подготовка обеспечивает открытую режиссуру каждого занятия по данному курсу, дает возможность активного сотворчества, соигры, события педагога и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в естественных условий образовательной среды. Таким образом, программное содержание представляет собой действенно-игровое по характеру познания и отражения действительности, где в системе творец - исполнитель –зритель  развиваются критические суждения, познавательно-аналитические способности и внутренняя эмоциональная активность дошкольника. Поэтому программа "Развитие индивидуально-творческих способностей дошкольника средствами театрального искусства" - это одна из версий решения проблемы гуманизации образования ребенка дошкольного возраста в театральной деятельности ДОУ, предлагаемая к реализации в виде отдельного учебно-развивающего предмета или в виде интегративной части образовательного блока. Каждая программа интересна по- своему и своеобразна.

2.3. Роль воспитателя в организации музыкально-творческой  деятельности дошкольников

Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью - игровой.

В спонтанно возникающей игре в музыкантов, артистов, художников естественно проявляются детские творческие порывы. Однако практическим работникам дошкольных учреждений предлагается множество методов косвенного руководства самостоятельной музыкально-творческой деятельностью, а также форм работы с детьми в процессе музыкальных занятий различных видов, среди которых наибольший интерес представляет линейная, индуктивно-дедуктивная, контрастная и взаимопроникающая.

Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.

Используя данные, приведенные в материалах по социально- эмоциональ -ному развитию детей  научно-исследовательского социально- педагогического института валеологии и экологии человека, предлагают  содержание и методику проведения занятия по театрализованной деятельности.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- отдельные упражнения по этике;

- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную, воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

- создание атмосферы творчества;

- социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности.
В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

- понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

- помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

 Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:

освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра.

В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

- развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

- овладение импровизационными умениями;

- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

- совершенствование познавательных процессов.

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; упражнения; этюды.

Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления, творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям, развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.

2.4. Опытно экспериментальная работа по влияния театрализованной деятельности на развитие творческие способности дошкольников.

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ №307 г. Волгограда.

Экспериментальная работа проходила в старшей дошкольной группе. В которой 20 детей списочного состава. В данной группе есть музыкальный уголок, в котором находятся музыкальные инструменты, портреты композиторов, дидактические музыкальные игры не только заводского производства, но и сделанные руками самими воспитанниками различные шумовые инструменты, погремушки. Детям очень нравится играть ими, также они делают для театрального уголка атрибутику. Свободное время дети играют на музыкальных инструментах обыгрывая различные русские народные сказки, под руководством воспитателей. Для  эксперимента были взяты 10 детей, которых разделили на две подгруппы по пять человек. Наблюдение проходило в течение 6 месяцев: с сентября 2008 по февраль 2009 года включительно, методика заимствована у О.П.Радыновой и Е.А.Медведевой.

Констатирующий эксперимент

Цель выявить начальный уровень музыкального развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

Методы исследования на данном этапе:

1.Беседа с детьми;

2.Наблюдение и анализ театрализованной деятельности;

3.Экспериментальные занятия;

4.Описание и анализ результатов констатирующего этапа.

В процессе наблюдения и анкетирования было выявлено:

1.Аня Е.5,5 лет девочка довольно спокойная, всегда веселая, доброжелательная, общительная на музыкальные занятия ходит с удовольствием; любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, но в театр играет по приглашению воспитателя играет с Леной Б., и с Дашей К.

2.Лена Б.5,7 года девочка общительная, веселая, любит играть в магазин и в больницу на музыкальные занятия ходит без всякого интереса, но притом очень любит танцевать, но петь и играть на музыкальных инструментах не любит, в театр играет по приглашению взрослых.

3.Вова К.5,8 лет. мальчик спокойный, веселый, общительный, любит подражать сказочным героям, таким как человек - паук, бетмен, в группе лидер; на музыкальные занятия ходит с большим удовольствием, очень любит петь, танцевать играть на музыкальных инструментах, играет с удовольствием в театр без приглашения взрослого с Максимом М, Александром Ш. и с Валерией С.

4.Даша К.5,5 лет девочка тихая, спокойная, довольно таки стеснительная, но притом общительная; на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; в театр играет без приглашения взрослого.

5.Леша Л.6 лет мальчик спокойный, тихий, общительный, любит играть в спокойные игры; на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; в театр играет без приглашения взрослого.

6.Вова Л.5 лет мальчик шумный, веселый, любит играть в шумные игры такие как "строитель", не любит когда ему делают замечание другие дети; на музыкальные занятия ходит без желания не любит петь, танцевать, но притом любит играть на музыкальных инструментах; в театр играет по приглашению взрослого.

7.Максим М.6 лет мальчик шумный играет в такие игры как строитель и водитель, веселый, общительный играет с Вовой К, Алешей Л; на музыкальные занятия ходит с удовольствием любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; в театр играет по приглашению взрослого.

8.Настя Н.5,6 лет девочка спокойная, веселая, любит играть в больницу, магазин, в парикмахерскую, общительная играет с Зоей Ш, Таней Г, Наташей Х; на музыкальные занятия ходит с удовольствием любит петь, танцевать

 (не только  на занятиях), играть на музыкальных инструментах; в театр играет без приглашения взрослого.

9.Валерия С.5,4 года девочка довольно-таки подвижная, любит играть в основном с мальчиками в строителей, шоферов, с мальчиками играет на равных, но притом среди них она лидер, веселая, общительная; на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; в театр играет с удовольствием без приглашения взрослого.

10.Наташа Х.5,7лет девочка тихая спокойная, общительная, веселая, любит рисовать, играть в тихие и спокойные игры, такие как больница, парикмахерская; на музыкальные занятия ходит с удовольствием, любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах; в театр играет без приглашения взрослого.

Цель: изучить особенности восприятия музыкальных произведений детьми старшего дошкольного возраста.

Задание№1

1)Прослушать музыку П.И.Чайковского «Жаворонок».

2)Мысленно нарисовать картину.

3)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

4)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.

5)Уметь подобрать в памяти стихотворную строчку, иллюстрационную картину.

6)Выразительно прочитать ее (стихотворную строчку).

7)Пластикой показать (без слов) о чём эта музыка.

Детям дана прослушать музыку П.И.Чайковского «Жаворонок». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№2

1)Прослушать музыку Г.Свиридова «Метель».

2)Мысленно нарисовать картину и проиграть на музыкальных инструментах .

3)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

4)Уметь рассказать о картине которую мысленно нарисовал.

5)Уметь подобрать в памяти стихотворную строчку, иллюстрационную картину.

6)Выразительно прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой показать о чём эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Г.Свиридов «Метель». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и проиграть на музыкальном инструменте, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек.

О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№3

1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой «Лошадки».

2)Мысленно нарисовать картину и проиграть (прохлопать).

3)Уметь рассказать о картине которую мысленно нарисовал.

4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.

6)Выразительно прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой показать, о чём эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Е.Тиличеевой «Лошадки». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и прохлопать, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№4

1)Прослушать музыку Э.Григ "Шествие гномов".

2)Мысленно нарисовать картину, проиграть на музыкальных инструментах и выполнить элементы танца.

3)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.

4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.

6)Выразительно прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой показать, о чём эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Э.Григ "Шествие гномов". Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№5

1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой "Весёлые лягушата".

2)Мысленно нарисовать картину, проиграть на музыкальных инструментах и выполнить элементы танца.

3)Уметь рассказать о картине, которую мысленно нарисовал.

4)Уметь рассказать о музыке (характер музыки, выразительность музыки).

5)Уметь в памяти подобрать стихотворную строчку, иллюстрационную картину.

6)Выразительно прочитать её (стихотворную строчку).

7)Пластикой показать, о чём эта музыка.

Детям дана прослушать музыку Е.Тиличеевой «Весёлые лягушата». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку и иллюстрационную

 картину смогли только две девочки. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять. Дети прослушали все музыку до

конца, а Вова К., Настя Н., Даша К., Наташа Х., Валерия С., просили поставить прослушать еще раз. Музыка очень понравилась детям. Все задания выполняли с удовольствием, не смотря на то, что не которые задания вызывали у некоторых детей затруднение, а не которые отказывались выполнять задания.

Цель: изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки.

После проведения ряда заданий группа была разделена на две подгруппы контрольную группу и экспериментальную группу по пять человек в каждой. Группа разделена по результатом выполненных заданий.

Контрольная группа: Экспериментальная группа

Аня Е. Вова К.

Лена Б. Настя Н.

Максим М. Даша К.

Вова Л. Наташа Х

Лёша Л. Валерия С.

Контрольный эксперимент

На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обследования испытуемых  или условий их музыкального развития.

На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых методик.

Цель:

Задание№1

1)Прослушать музыку П.И.Чайковского «Подснежник».

Детям дана прослушать музыку П.И.Чайковского «Подснежник». Музыку прослушали до конца все дети, некоторые дети попросили еще раз прослушать музыку. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыки и выразительности музыки смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№2

1)Прослушать музыку Г.Свиридова «Тройка»

Детям дана прослушать музыку Г.Свиридов «Тройка». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и проиграть на музыкальном

инструменте, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку иллюстрационную  картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек.

С пластикой справились все десять человек.

Задание№3

1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой «О чем плачет дождик»

Детям дана прослушать музыка Е.Тиличеевой «О чем плачет дождик». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению и прохлопать, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№4

1)Прослушать музыку Э.Григ "Кобольд".

Детям дана прослушать музыка Э.Григ «Кобольд». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку иллюстрационную  картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек. С пластикой справились все десять человек.

Задание№5

1)Прослушать музыку Е.Тиличеевой «Котик и козлик»

Детям дана прослушать музыку Е.Тиличеевой «Котик и козлик». Музыку прослушали до конца все дети. После прослушивания воспитатель попросила мысленно нарисовать картину по произведению прохлопать и показать элементы танца, с этим заданием справились восемь человек. О музыке, характере музыке и выразительности музыке смогли девять человек. О картине нарисованной мысленно смогли подробно рассказать шесть человек. Подобрать стихотворную строчку иллюстрационную картину смогли только двум девочкам. Прочитали довольно выразительно семь человек.

С пластикой справились все десять человек.

2.5. Система  знаний  ребенка направленных на  творческую деятельность.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе музыкально – драматической деятельности.

Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей:

у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот,  развязанность  и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению –

это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально – драматическая деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Музыкально – драматическая  деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: в - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Музыкально – драматическая  деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.
В музыкально – драматической  форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную.

Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление. Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.
В этом и заключается наибольшая ценность детской музыкально – драматической  деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.
Музыкально – драматическая  деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности музыкально – драматической  деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.
Умело, поставленные вопросы при подготовке к музыкально – драматической  деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

      Художественная выразительность образов, иногда комичность    персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.  Это способствует развитие  музыкально – драматических способностей      проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок. В  музыкально – драматической  деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Тематика и содержание   музыкально –драматической  деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние музыкально – драматической  деятельности  на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности музыкально – драматической  деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Творческие способности – далеко не новый  предмет   исследования. Проблема челове ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

Ведь все культурные ценности, накопленные человече ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения   отрицательный, и как можно его показать, проиграть.

 В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже ние конечной цели.

 И в моей  работе , на основе изуче ния лите ратуры  по данной теме, я попыталась определить основные направле ния и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов твор ческих способностей как творческое мышление и воображение в до школьном возрасте.

Так же важна заинтересованность  в занятиях самого педагога. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности.

Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. На  мой взгляд, необходимо совершенствовать   музыкально  - драматическое  воспитание дошкольников, и совершенствовать не посредством создания новых программ, методик, а придерживаться уже существующего материала, как уже говорилось, использовать на занятиях все виды детской театрально-музыкальной деятельности.

 Список литературы

1. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (6-й  год жизни) / под ред.К.В. Тарасовой – М.: 1998

2. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей – Л:1961;

3. Бекина С.И. Музыка и движение- М.: Просвещение, 1984

4. Березина В.Г.,  Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

5. Богат В.,  Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

6. Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

7. Веракса Н.Е., Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы пси холо гии. - 1990 №4. стр. 5-9.

8. Ветлугина Н.А., Музыкальное воспитание в детском саду  - М.: Просвещение, 1981

9. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.  92стр.

10. Годфруа Ж., Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

11. Дьяченко О.М., Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

12. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспита ние. - 1967 №12. стр. 73-75.

13. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

14. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы пси хологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

15. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

16. Кудрявцев В.,  Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг ностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

17. Левин В.А., Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

18. Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

19. Методика музыкального воспитания в детском саду / под. Ред. Н.А.Ветлугиной. – М, 1982

20. Мурашковская И.Н., Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.

21. Нестеренко А. А., Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство рос товского университета. - 1993. 32 стр.

22. Никитин Б., Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

23. Никитин Б., Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвар дия, 1989. стр. 255-299.

24. Палашна Т.Н., Развитие воображения в русской народной педагогике. - До школьное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

25. Паскаль., Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".

26. Полуянов Д., Воображение и способности.   - М.:3нание, 1985. 50стр.

27. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - До школь ное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

28. Халабузарь П., Методика музыкльного воспитания – М., 1989

29. Шустерман М.Н., "Поваренная" книга воспи тателя. - Норильск, 1994. 50стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того,чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать ...

Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: «Эмоциональное развитие старших дошкольников в процессе музыкально-театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характер...

Семинар-практикум для родителей "Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального воспитания, используя игровые приемы"

В семинаре идет ознакомление родителей с методами и приемами развития творческой активности детей в процессе музыкального восприятия  ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры&raq...

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия...

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе музыкально - игровой деятельности

Данная консультация поможет воспитателям  ДОУ развивать творческое воображение старших дошкольников посредством музыкально - игровой деятельности в группах....

Развитие творческих способностей старших дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.Актуальность темы:Жизнь в эпоху научно – технического прогресс...

Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"

Статья"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"...