Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия
статья по теме

Луценко Мира Викторовна

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_razvitiya_tvorcheskoy.docx8.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Районное методическое  объединение

                                 для  музыкальных руководителей  

                                           Семинар - практикум


          ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ  

 

                       АКТИВНОСТИ  У ДОШКОЛЬНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ

 

                              МУЗЫКАЛЬНОГО   ВОСПРИЯТИЯ»

                                                             

                                                             

                                                             

                                                           

                                                 

                                                             

                                              МБДОУ «Детский сад №30»

                                                                  педагог-психолог

                                                                 Луценко Мира Викторовна

                                                 

 Цель: познакомить музыкальных  руководителей  и специалистов ДОУ с методами и приемами развития творческой активности в процессе музыкального восприятия, повышать компетентность педагогов по разделу «Музыкальное воспитание»

Литература:  1. Авторское методическое пособие «Музыкальные   шедевры»

                              М., изд-во «Гном», 2000 г.

                         2. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить.

                           Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

                           Москва, 2005.

Оборудование: магнитофон, учебное аудиопособие «Музыкальные шедевры», дидактические игры и пособия, детские инструменты.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

       Дошкольное детство -  благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воображение,  восприятие, речь. Активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности прежде всего в художественных видах деятельности: музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Для того, чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать , сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия. Главный залог успеха – это совместное творчество с детьми.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: использование на практике методов и приемов для развития творческой активности в музыкальной деятельности по методике О.П Радыновой, автора программы «Музыкальные шедевры»

Вашему вниманию будут представлены музыкальные произведения и даны задания к ним.

1) ЦВЕТОВОЕ УПОДОБЛЕНИЕ ( уподобление - соотнесение и подчинение характеру музыки   различных действий под музыку.)

Прослушивание  фрагментов музыкальных произведений:

     И. Бах «Шутка»

                                             Х. Глюк « Мелодия»

                                             А. Дворжак «Юмореска»

Дидактический материал: комплекты карточек разного цвета

Задание: поднять карточку того цвета, который, по-вашему мнению, соответствует звучанию музыки

2)СЛОВЕСНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ характеру музыки развивает  образную речь, «словарь эмоций», с помощью которого ребенок может определить  настроение музыкального произведения.

 Прослушивание фрагментов  музыкальных произведений:

                         А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»

                                       П. Чайковский «Подснежник»

                                       Э. Григ «Весной»

  Задание:     1.Найти слова , подходящие характеру музыки;

                     2.Вспомнить стихотворения, знакомые и соответствующие

                        характер музыки.

ЛАСТОЧКА

Слова Алексея Плещеева

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.

Подснежник

Я родился!
Я родился!
Снег пробил,
На свет явился!
Ух, какой ты, снег, колючий,
Ты холодный, снег, и злющий.
О морозах зря мечтаешь,
Очень скоро ты растаешь,
Уплывешь потоком в речку
И не скажешь ни словечка!

А.Матутис

3) ТАКТИЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ прикосновение к руке ребенка во время звучания произведения и проговаривания слова, обозначающего настроение в музыке, с соответствующей звучанию интонацией. Применяется в основном  в раннем возрасте.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                      А.Гречанинов «Материнские ласки»

                                      К. Сен – Санс «Куры и петухи»

Задание: найти подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.

4)МИМИЧЕСКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это пояснения характера музыки, в которых мимика, интонации голоса взрослого усиливают выразительность речи.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                      Ж. Рамо «Резвушка», «Злюка»

                                      Г. Свиридов «Ласковая просьба»

Дидактический материал: игра «Забавный гномик»

 Задание: поднять карточку из дидактической игры «Забавный гномик», соответствующую звучанию музыки и передать мимикой своего лица характер музыки. ( примечание: дидактическая игра «Забавный гномик представляет собой набор карточек с изображением гномика, который выражает эмоции: радуется, удивляется, сердится , плачет и т.п.)

5) ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных  карточек , выбор соответствующей характеру иллюстрации, одновременное использование  разных видов художественной деятельности.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                         К. Сен – Санс «Лебедь»

                                         Ф. Шуберт «Форель»

                                         П. Чайковский «Песня жаворонка»

 Задание:  изобразить в движении музыкальный  персонаж.

6). ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ  предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                          А. Гречанинов « Вальс»

Оборудование: металлофоны, треугольник, колокольчики

 Задание: аранжировать музыкальное произведение  с помощью детских  инструментов

3. ВЫВОД:

 Применение вышеуказанных методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развития их творческих способностей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для музыкальных руководителей и специалистов ДОУ "Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия"

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того,чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать ...

«Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности»

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии творческой активности      у дошкольников.Задачи:ü развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;ü формировать пра...

Семинар-практикум для родителей "Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального воспитания, используя игровые приемы"

В семинаре идет ознакомление родителей с методами и приемами развития творческой активности детей в процессе музыкального восприятия  ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры&raq...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Дошкольное детство - благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воо...

Методы и приемы развития творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия

Мы должны приложить усилия ,чтобы  у каждого ребенка раскрыть способности и качества творческой личности...

Выступление на родительском собрании «Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности»

Выступлениена родительском собрании«Нетрадиционные приемы развития творческой активности дошкольников в музыкальной деятельности»...