опыт работы (часть)
материал (средняя группа) по теме
«Развитие творческой активности родителей в современном ДОУ».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта , терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо на только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и в ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, в 2009 г. набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Развитие творческой активности родителей в современном ДОУ». Опыт формировался в детском саду «Радуга» ст. Просница.
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.
- Информационно-аналитическое.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи» Получив реальную картину, на основе собранных данных, я выработала тактику общения с каждым родителем.
В младшей группе к собранию «Роль папы в воспитании ребенка» проводилось анкетирование среди пап. Тут информацию дала даже манера заполнения анкет(некоторые были заполнены женской рукой).
После окончания учебного года, в июне, было проведено следующее анкетирование, где я интересовалась мнением родителей об изменениях, произошедшими с детьми за год (как положительными, так и отрицательными), предложения родителей по совместным мероприятиям в группе,, предложила задать свои вопросы воспитателям, заведующему, мед.сестре. На интересующие родителей вопросы я делала папки-передвижки и размещала в родительском уголке.
В этом году перед родительским собранием «Мальчики и девочки в дет.саду», проводилось анкетирование на тему полового воспитания детей дома и в дет. саду.
Благодаря этой работе я разработала для себя критерии, , которые назвала «включенностью родителей в образовательный процесс». Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей не групповых мероприятиях: посещение род. собраний, присутствие на детских праздниках, участие родителей в выставках, посещение «Дня открытых дверей», помощь родителей в оснащении пед. процесса.
Позднее я выделила качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
- Познавательное направление– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ о реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
- Работать в тесном контакте с семьями воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- Групповые родительские собрания;
- Консультации,
- Занятия с участием родителей,
- Конкурсы-выставки детских работ, изготовленных совместно с родителями,
- Оформление фотомонтажей,
- Утренние приветствия,
- Совместное создание предметно-развивающей среды,
- Работа с родительским комитетом группы.
В результате повысился уровень воспитательно- образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой активности.
- Наглядно- информационное направление включает в себя:
- Родительские уголки,
- Папки –передвижки,
- Фотомонтажы: «Из жизни группы», «Вот оно какое наше лето», «День за днем».
- Фотовыставки: «Моя бабушка- лучше всех», «Мама и я».
- Копилка «Добрых дел»
- Альбом «Скажи мне как тебя зовут», «Семейное портфолио».
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей, я использую рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Что бы мы без вас делали», «Поиграем», «Обратите внимание», в которых помещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании выставок поделок сделанных совместно с детьми говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. На наших конкурсах- выставках позвольте остановиться подробнее. Первый конкурс был проведен еще во второй ясельной группе. Это был конкурс «Чудо –овощи». Я еще не знала как отнесутся родители к этой идее, захотят ли принять участие. Из 16 семей откликнулись 7. Это неплохо. Все родители были награждены дипломами на родительском собрании.
Осенью 2010года родителям было предложено поучаствовать в конкурсе «Мастерская природы», где можно было использовать любой природный материал. Одним из основных требований конкурса было совместное участие взрослых и детей при изготовлении поделки.
В этом конкурсе из 16 семей приняло участие 8.Были изготовлены : фоторамка из веток и листьев и украшенная рябиной, сценка из сказки «Репка» из овощей, вырезанные из дерева кошка и мышка, большое количество поделок из шишек, панно из листьев и т.д. Каждая семья так же была отмечена на родительском собрании, всем были вручены дипломы участников.
Зимой же родителям был предложен конкурс поделок из яичной скорлупы. Изначально предполагалось, что такой материал вызовет затруднение, и количество участников уменьшится. На деле оказалось, что конкурс заинтересовал уже 12 семей .Так как конкурс проходил зимой, то основная тематика была связана с новым годом. Были изготовлены и елочные украшения и новогодние композиции, и пираты, вороны, Снегурочки, бабочки, и еще много чего. Поделок было так много, что через какое- то время мы провели в группе «День друзей», который закончился тем, что дети, которые принимали участие в изготовлении подарков, дарили свои изделия друзьям. В тот день домой никто не ушел без подарка. Все родители так же были награждены дипломами, каждый за свою номинацию.
В этом учебном году к нам в группу пришли еще 6 детей. И как отнесутся родители этих детей отнесутся к моему желанию совместной работы я не знала . Но очередной осенний конкурс поделок уже из соленого теста «Мы делаем сказку» показал, что и новым родителям это интересно.Для успешного создания поделок родителям была предложена пошаговая инструкция изготовления соленого теста, так же в родительском уголке были выставлена книга «Лепим сказку «Колобок» и различные печатные издания, где публиковались статьи и фотографии на похожие темы. Сперва выставка была организована в группе, а ближе к Новому году поделками был оформлен лестничный пролет в подъезде дет. сада и уже родители и дети всего садика могли любоваться сказочными героями из теста. Вскоре эта выставка пополнилась ёлочками, выполненными из разных материалов( на выбор родителей).Перед Новым годом я предложила родителям поучаствовать в природоохранной акции «Ёлочка живи!» Целью данной акции было привлечь родителей и детей к созданию новогодних ёлочек своими руками и тем самым сохранить живые ёлочки от вырубания. Предварительно с детьми проводмлись беседы о пользе живых деревьев, о необходимости беречь природу.Для родителей был подготовлен текст с соответствующей информацией.Вот здесь хочется отметить такой факт: как только первые поделки были выставлены на всеобщее обозрение, так резко увеличилась родительская активность. В некоторых семьях сделали даже несколько поделок.Вот как важно показать родителям значимость их работы.
Хотелось бы отметить один важный момент в системе работы с родителями. Каждый человек сделав какую-нибудь работу нуждается в оценке своего труда. Не забывайте хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и родители платят мне тем же.
- Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребрванным, полезным, но и самым трудным в организации.Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям изнутри увидеть проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В летней анкете многие родители указали, что им хотелось бы побольше совместных мероприятий. И в ноябре был проведен досуг «Банные сражения». Был разработан сценарий с веселыми конкурсами, а родительский комитет организовал чаепитие. Из 20 семей пришло 15, причем многие в полном составе, т.е. мамы и папы.
Даже при подготовке и проведении утренников я старалась задействовать родителей. Это и исполнение ролей, разыгрывание сценок, совместное с детьми исполнение муз. номеров и танцев.
Праздник в дет. саду – это радость, веселье, торжество, которые разделяют и взрослые и дети.
Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания" Опыт работы часть 1
Целью данной публикации является демонстрация новых элементов техники, основных видов движений, что позволяет расширить диапозон двигательных способностей детей и в последующем эти упражнения облегчаю...
"Формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных средств физического воспитания" Опыт работы часть 2
Целью даной публикации является демонстрация новых элементов техники, основных видов движений, что позволяет расширить диапозон двигательных способностей детей и в последующем эти упражнения облегчают...
Педагогический опыт работы " Развитие речи детей через театрализованную деятельность" (теоретическая часть)
Педагогический опыт работы " Развитие речи детей через театрализованную деятельность" (теоретическая часть)...
Опыт работы часть 1
Опыт работы (часть 1)...
Опыт работы часть 2
Опыт работы ( часть2)...
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»
Опыт работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами художественной литературы. Теоретическая часть»Научно теоретические основы использования художе...
Планирование работы по экологическому воспитанию в доу в соответствии с ФГОС. (практическая часть – мой опыт работы)
Большинство современных детей редко общается с природой. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом...