Проект: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Педагогический проект воспитателя Николаевой Ольги Сергеевны На тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nikolaeva_motorika.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ПРОЕКТА: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ: «Пальчики - моторчики»
Автор: Николаева Ольга Сергеевна
2010 год
1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
В соответствии с «Приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ» одним из ведущих направлений в данной области является обеспечение доступности качественного общего образования. Максимальное обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста – одно из ведущих условий повышения доступности качественного общего образования.
Установлено, что в последнее время значительная часть современных детей, поступающих в первый класс, сталкивается с рядом проблем. На начальных этапах обучения, возникают трудности в обучении базовым учебным навыкам: письму, чтению, счёту. Кроме того, значимая часть детей имеет отклонения в состоянии здоровья, что так же снижает адаптационный потенциал ребёнка и является причиной возникновения разного рода трудностей обучения в школе. Особого внимания требуют дети с психологическими проблемами, возбудимые, неуравновешенные, невнимательные. Однако, многие будущие школьные проблемы можно предупредить. Значительная роль в этом отводится работе по развитию мелкой моторики руки.
Практика работы в последние годы показывает слабое развитие общей моторики детей (и в частности – руки), общую неготовность большинства дошкольников к письму, проблемы с речевым развитием. Всё это взаимосвязано и имеет под собой обоснование. Ещё в прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Почему же это так? Речь формируется под воздействием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Упражнения для развития мелкой моторики помогают стимулировать воображение ребёнка, развивать творческие способности, ориентировку в пространстве, мышление, зрительную память, фантазию.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший результат.
2. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обеспечить, соответствующий возрасту, уровень развития мелкой моторики рук детей как необходимое условие успешного обучения в 1-ом классе.
3. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: Возможно ли в процессе подготовки детей к школе добиться должного уровня мелкой моторики руки?
4. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
- Какое место работа над развитием мелкой моторики руки должна занимать в общей системе подготовки детей к школе?
- Какие формы работы по развитию мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста являются наиболее эффективными?
- Возможно ли решение проблемы только усилиями специалистов МДОУ?
- Каким должно быть сотрудничество с родителями в решении поблеем ребёнка по данному направлению?
5. ГИПОТЕЗА: Если за год до школы диагностировать у детей факторы риска в развитии мелкой моторики руки и выстроить адекватную систему работы, то это обеспечит уровень развития ручных умений, необходимый для успешного обучения в школе.
6. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1) Сформировать комплект диагностических материалов по оценке и учёту индивидуальных особенностей развития мелкой моторики руки детей 6-7 лет.
2) Определить систему работы по развитию мелкой моторики руки.
3) Скоординировать работу по решению данной проблемы воспитателей группы, специалистов ДОУ и родителей.
7. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- дети подготовительной к школе группы;
- родители;
- воспитатели группы, воспитатель по ИЗО.
8. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- у детей сформируется высокий уровень развития мелкой моторики руки, обеспечивающий успешное обучение письму в 1-ом классе.
- Повысится уровень развития речи, мышления, воображения, памяти.
9. АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Педагогический проект «Пальчики - моторчики» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, по доминирующему методу – игровой, по характеру содержания – педагогический, по характеру контактов – открытый, по количеству участников – групповой, по времени проведения – продолжительный (9 месяцев).
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
Этапы работы | Содержание работы | Сроки выполнения | Ответственные лица | |||
Подготовительный этап ( 01.09.2009-по 30.09.2009) | Выбор темы проекта и его разработка | сентябрь | воспитатель | |||
Разработка перспективного плана и организации работы кружка «Пальчики-моторчики» | сентябрь | воспитатель | ||||
Проведение родительского собрания | сентябрь | воспитатель | ||||
Выбор диагностического материала | сентябрь | воспитатель | ||||
Разработка картотеки пальчиковых игр | сентябрь | воспитатель | ||||
Разработка консультаций для родителей | сентябрь | воспитатель | ||||
Подготовка материала по нетрадиционным методам рисования | сентябрь | воспитатель по Изо | ||||
Проведение диагностики по развитию мелкой моторики руки | сентябрь | воспитатель | ||||
Основной этап | 1.Блок специально – организованного обучения в форме занятий | |||||
Пальчиковые игры, как компонент физкультминутки на занятиях по ФЭМП, обучению грамоте и др. | Ежедневно | воспитатель | ||||
Графические диктанты, как компонент занятий по ФЭМП, обучению грамоте | 2 раза в неделю | воспитатель | ||||
Силуэтное вырезание на занятиях по конструированию, задания с использованием линейки – трафарета и различных видов штриховки на занятиях по обучению грамоте, ФЭМП и др. | Ежедневно | воспитатель | ||||
Цикл целенаправленных заданий на занятиях по рисованию, аппликации, лепке | По расписанию воспитателя по ИЗО | воспитатель по ИЗО | ||||
2.Блок совместной деятельности воспитателя, детей и родителей | ||||||
Пальчиковые упражнения как компонент утренней гимнастики | Ежедневно по 3 мин. | воспитатель | ||||
Игры, требующие определённых ручных умений (мозаика, конструкторы, вкладыши и др.) | ежедневно | воспитатель | ||||
Работа в кружке «Пальчики - моторчики» | 1 раз в неделю | воспитатель | ||||
Индивидуальная работа | Ежедневно | воспитатель | ||||
Вышивание, вязание крючком, пришивание пуговиц, конструирование с использованием мелких деталей. | 2 – 3 раза в неделю | родители | ||||
Изготовление поделок из бросового и природного материала | 2 – 3 раза в неделю | родители | ||||
3.Блок свободной самостоятельной деятельности | ||||||
В игровой зоне (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры с водой и т.д.) | Ежедневно | воспитатель | ||||
В учебной зоне (счётные палочки, головоломки, лабиринты) | Ежедневно | воспитатель | ||||
В театральной зоне (пальчиковый театр, перчаточный театр и т.д.) | Ежедневно | воспитатель | ||||
В зоне изобразительной деятельности (пластилин, карандаши, краски, раскраски и т.д.) | Ежедневно | воспитатель | ||||
В зоне экспериментирования (пипетки, воронки, песок, камушки и т.д.) | Ежедневно | воспитатель | ||||
Заключительный этап | Итоговая диагностика развития мелкой моторики руки | май | воспитатель | |||
Открытое интегрированное занятие для родителей. | май | Воспитатель воспитатель по ИЗО | ||||
Оформление слайдов презентации проекта | май | воспитатель | ||||
Выступление с сообщением по проблеме на педсовете. | воспитатель |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Уровень развития мелкой моторики по сравнению с началом учебного года стал выше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентаци на Тему:Развитие мелкой моторики руки в процессе лепки.
Данная работа представляет вашему вниманию разработки по развитию мелкой моторики руки ребенка. В работу включена методика диагностики уровня развития мелкой моторики руки, комплекс дидактических игр...
Опыт работы. Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом».
Опыт работы воспитателяСтрогоновой Людмилы Борисовны.Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом»....
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обеспечить, соответствующий возрасту, уровень развития мелкой моторики рук детей как необходимое условие успешного обучения в 1-ом классе. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:1) Определить систему ...
Проект « Развитие мелкой моторики руки через различные виды деятельности»
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способносте...
"Конструирование из бумаги, как одно из средств развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе"
Из опыта работы...
Проект «Развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста - одно из условий успешного обучения в школе» (подготовительная группа)
Проект исследовательский, практико–ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет, педагог-психолог, воспи...
«Школа для родителей будущих первоклассников».Тема: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе».
laquo;Школа для родителей будущих первоклассников».Тема выступления: «Значение развития мелкой моторики воспитанников как важнейшее условие успешной подготовки к школе» (30.012024 г...
Комментарии
интересно!
интересно!