Опыт работы. Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Опыт работы воспитателя
Строгоновой Людмилы Борисовны.
Тема: «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом».
Муниципальное
Бюджетное
Дошкольное
Образовательное
Учреждение
«Детский сад №7»
Г. Торжок,
Тверская обл.
Торжок 2013 г.
Содержание:
1. Введение …………………………………………………………………………. 3-5
2. Описание опыта работы ………………………………………………….. 6-11
3. Заключение
· Результаты работы…………………………………………………. 12
· Задачи на будущее ……………………………………………………13
4. Список литературы ………………………………………………………….. 14
5. Приложение
v Приложение №1.
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе художественной продуктивной
деятельности…………………………………………………………………………..15-22
v Приложение №2.
«Умелые ручки» план работы………………………………………………..23- 29
v Приложение №3.
Перспективный план игр с праздниками по принципу концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем…………………………………………………… 30
v Приложение №4.
Перспективный план по проблеме «Взаимодействие с семьёй по вопросам развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным
трудом»………………………………………………………………………………….. 31 - 32
v Приложение №5.
Интегрированное занятие по ручному труду во II младшей группе по мотивам русской народной сказки «Колобок»…………………….. 33 - 35
v Приложение №6.
“Два веселых гуся” конспект по познавательному циклу и ручному труду во второй младшей группе…………………………………………….. 36
v Приложение №7.
«Веселый снеговик» конспект занятия по ручному труду в нетрадиционной технике для детей 2 младшей группы………… 37 - 38
Введение:
Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.
В.А.Сухомлинский.
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.
В период с момента рождение и до трёх лет наиболее важными этапами являются развитие мелкой моторики (движение рук) и развитие речи. Эти две вещи тесно взаимосвязаны, и одна не развивается без другой, то есть если я не буду развивать мелкую моторику, то и речь будет развиваться не так активно, как могла бы. И на оборот, если я не буду общаться с ребёнком, а буду только играть с ним, то его развитие сильно замедлиться.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии и для самих мышц и для других органов.
Познают мир «руками» не только крохотные малыши – игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше.
Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Именно поэтому мой выбор остановился на проблеме «Развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом».
Цель моей работы – показать пластические возможности бумаги в создании декоративно-прикладных работ; познакомить учащихся с основными приемами работы с бумагой в разных техниках; развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность; развивать мелкую моторику рук, глазомер; воспитывать любовь к различным видам современного творчества.
Строя свою работу, я поставила перед собой задачи:
- Формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
- Подобрать и проанализировать литературу, касающуюся проблемы развития мелкой моторики;
- Собрать практический материал по ручному труду;
- Изготовить практический материал по ручному труду;
- Развивать речь, умение грамматически правильно строить предложения;
- Развивать и совершенствовать эстетический вкус;
- Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;
- Знакомить со свойствами материала, технологией работы с ним;
- Формировать умение доводить начатое дело до конца.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы для развития мелкой моторики у детей.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навыки письма.
Описание работы:
"Рука – развивает мозг" – это утверждение уже многократно доказано. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для успешного обучения в школе.
Поэтому свою работу по развитию мелкой моторики я начала с группы раннего возраста. Увидев, что у большинства ребят возникают большие трудности: пальцы малоподвижны, движения не точны. И тогда я решила, что срочно нужно развивать мелкую моторику руки.
Для решения этой задачи было принято решение – создать в группе мини-центр "Мелкой моторики"
Для содержательного наполнения центра, необходимо было изучить имеющийся опыт по этому направлению. Оказалось, много игр и пособий можно изготовить своими руками. Было принято решение – привлечь к созданию мини-центра родителей. Для этого были разработаны следующие шаги: подготовлен доклад на тему «Значение развития мелкой моторики», подготовлена презентация «Игры своими руками», проведено собрание «Секреты семейного воспитания». По итогам проведенных мероприятий, родители решили оказать посильную помощь в изготовлении игр и пособий.
На сегодняшний день мини-центр оборудован фабричными играми: разными видами конструкторов: магнитный, мягкий, деревяннный, "Мелкое лего"; магнитные игры, шнуровки; игры Воскобовича: "Чудо - соты", "Чудо - крестики", "Чудо - цветик"; игры Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат»; и играми, изготовленными родителями: цветные палочки, «крупяные мешочки», «орехи» "Золушка".
Родители помогли изготовить палочки для самомассажа. Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений. В ее подготовке приняли участие и родители – поделились опытом семейного воспитания. Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Кроме того, подобные игры развивают усидчивость, внимание и другие психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе. Пополнение мини-центра происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей.
В младшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это изготовление игрушек-самоделок из природного и бросового материалов, работа с тканью, древесиной. В ходе таких занятий решается задача: "развитие трудовой деятельности".
Ребёнок как личность развивается тогда, когда мы учим его, строить и рисовать, и когда читаем ему книги. Важно чтобы всё это было понятно и близко ребёнку. Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую жизнь. Подготовить ребёнка к этому моменту в жизни поможет бумагопластика. Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действия с бумагой, такие как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание, сминание. Бумагопластика развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев, происходит развитие глазомера. Работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Бумагопластика имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса. Она стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оно совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Конструирование из бумаги представляет для дошкольников некоторые трудности, так как бумага - это плоский материал и его надо перевести в объёмные формы. Поэтому надо с самого начала научить детей простейшим приёмам работы с бумагой. Воспроизведения действий показанных взрослым, не является для ребёнка просто механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои действия, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабой ещё координации мелкой мускулатуры, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребёнка известного волевого и мыслительного напряжения.
Изготовление поделок из бумаги способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство бумагопластика.
Систематические занятия с ребенком - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
В детском саду дошкольники получают элементарные знания о бумаге и картоне как материале, из которого можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром; ёлочные украшения; игрушки забавы; подарки, сувениры и т.д.
Необходимо познакомить детей с такими особенностями бумаги и картона, как толщена, гладкая или шероховатая поверхность, подчеркнуть: бумага различных расцветок даёт возможность создавать выразительные поделки. Освоение приёмов создания отдельных поделок из бумаги, является начальным этапом. Дальнейшая деятельность детей должна быть направлена на обучение их, объединять поделки на общей основе в соответствии с определённой темой: «Рыбки в аквариуме», «Пингвины на льдине» и т.д. Причём заполнение подобных панно может осуществляться не сразу, а поэтапно, по мере освоения детьми разных приёмов изображения. Так у них формируется интерес и желание освоить разные способы изображения различных предметов и образов, их комбинаций между собой, что является важным условием развития творческих способностей дошкольников. Работа с бумагой проводится в свободное от занятий время. Её цель - закрепление навыков, приобретенных на занятиях по ручному труду.
Для того чтобы успешно организовать эту работу, педагог должен заранее определить её содержание и объём, подобрать в нужном количестве материал, предусмотреть соблюдение правил техники безопасности. Более того, готовясь к предстоящей работе, педагог выполняет все поделки, чтобы помочь детям устранить возникшие трудности.
Воспитатель не только знакомит детей с техникой выполнения определённого вида изделия, но и показывает, как можно одно преобразовать в другое, усовершенствовать. Практика подтверждает, что постепенное преподнесение материала (от простого к сложному) даёт возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы,
пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки.
Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду".
Оригами - приём создания разнообразных поделок из цветной бумаги путём сгибания её в определённой последовательности в сочетании с надрезами, склеиванием для получения изображений бабочек, птиц, цветов, животных, игрушек в обобщённой трактовке. Чтобы они могли быть узнаваемы, дополнительно наклеивать глаза, крылья, гребешки, украшения. Выделение в поделках каких-то частей, ушей у зайца, хвоста у рыб, позволяет конкретизировать их образы. Несмотря на условный, обобщённый характер таких поделок, они вызывают неизменный интерес ребёнка и желание самому научиться создавать подобные изображения. При этом он проявляет удивительное упорство и терпение.
Бумажная пластика - изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.
Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работать ножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.
Рваная бумага - чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.
Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу- корзиночку - или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.
Плетение - один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства- гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт , посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира .Полоски размещённые блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник ( из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т.п.). Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.
Мозаика - изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.
Мозаика может быть контурной, т.е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошной, когда заклеивают внутреннюю часть изображения. Мозаику делают с просветами и без них. Мозаика, как и обычная аппликация, бывает предметной, сюжетной, декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге и т.д. Мозаику можно использовать для оформления плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок, для оформления поздравительных открыток, закладок для книг, сувениров.
Обрывание - от листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путем обрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище, лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. В данном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
Скатывание бумаги - сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Тычкование - тупой конец карандаша ставится в середину квадратика из бумаги и заворачивается вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа.
Реализация содержания образовательной области "Труд" было направлено не только на воспитание у детей ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, но и на формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому тесная связь с семьей продолжалась.
Для более полного взаимодействия с родителями и реализации поставленных задач внедрялись в практику работы исследовательские проекты: "Значения пословиц и поговорок о труде", "Сказки о труде", "Трудовые династии". Всё это помогло интегрировать образовательную область "Труд" с такими областями как "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Коммуникация". Традиционной стала выставка работ по рукоделию мам и бабушек "Золотые руки". С огромным успехом прошла выставка книг по рукоделию "Секреты рукодельницы Маши".
Заключительным аккордом стало вручение подарков мамам на празднике, посвященном 8 марта –
Таким образом, работая в этом направлении несколько лет, используя разные методы и приемы работы с детьми, можно с уверенностью сказать, что уровень развития мелкой моторики у многих детей становится выше среднего, а внедрение таких форм сотрудничества с семьей как проектная деятельность помогает сблизить и достичь взаимопонимания между семьей и детским садом.
Заключение.
Результаты работы:
Всем известно, что бумага - один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить в дошкольном учреждении.
Бумагопластика является эффективным средством воспитания дошкольников. Занятия бумагопластикой в ДОУ формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.
Ведущими мотивами этого вида деятельности для дошкольника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки из бумаги имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, в будущем макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на занятиях.
Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Она благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности дошкольников - формированию навыков общения в коллективе.
В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции воспитателя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Конструирование из бумаги улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.
Таким образом, работа в технике бумагопластика является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников. Это средство обучения и воспитания, может использоваться в процессе обучения в ДОУ, как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес детей к учебной деятельности.
Задачи на будущее:
Для совершенствования опыта работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:
1. Организовать работу кружка «Оригами»;
2. Организовать «Театр пальчиков» - что тоже является прекрасным средством для развития движений пальцев. Разыгрывание сценок, пересказывание рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук;
3. Продолжать работу над совершенствованием мелкой моторики через ручной труд;
4. Продолжать пополнять «Копилку игр с пальчиками»;
5. Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики через ручной труд;
6. Уделять особое внимание работе с родителями по теме «развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом»;
7. Чаще использовать пальчиковую живопись с детьми в свободное время.
8. Организовать кружок русской народной куклы«Василинка»для детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва «Мозаика – Синтез» 2005.
2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду». Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва, издательский дом «Воспитание дошкольника» 2005.
3. «Организация режимных процессов в ДОУ» В.А. Зебзева. Москва «Творческий центр Сфера» 2006.
4. «Рисуем пальчиками» Под редакцией В. Виюнова. Издательство «Мозаика – Синтез». Москва 2005.
5. «Конструирование и художественный труд в детском саду». Л.В. Куцакова. Москва «Творческий центр Сфера» 2009.
6. «Занятия по экспериментированию и конструированию» методическое пособие. В.А. Кайе. Москва «Творческий Центр Сфера» 2008.
7. «Поделки из мятой бумаги» Садилова Л. А. Москва издательство Скрипторий 2003», 2008.
8. «Театр на столе» ручной труд для младших дошкольников. И.М. Петрова Санкт-Петербург «Детство – Пресс» 2006.
9. «Забавные поделки» В.И. Фёдорова. Москва «Мой Мир» 2008.
10. «Праздничные открытки» Е.А. Румянцева. Москва «Айрис-пресс» 2005.
11. «Моя первая книга по рисованию» Изобель Бошо. Москва «Росмен» 2008.
12. «Весёлые ладошки» Т.Ю. Бардышева. Москва издательство «Мир книги» 2007.
13. «Умелые пальчики» Т.Б. Бардышева. Москва издательство «Мир книги» 2008.
14. «Мелкая моторика» гимнастика для пальчиков Т.А.Ткаченко Москва «Эксмо» 2005.
15. Соловьева Н.Г.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс 2004.
16.Соколова С.В. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», С-Пб: «Валери СПД», 2003.
Приложение №1.
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе художественной продуктивной деятельности.
Дата | Задачи | Используемая литература | Мероприятия |
Сентябрь - октябрь | Подбор и изучение методической литературы. Укрепление пальцев и всей кисти руки, предоставление ребёнку различных тактильных ощущений. Развитие силы рук. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Янушенко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, метод. Пособие для воспитателей и родителей, М., 2011г. | Массаж рук: - Массаж каждого пальчика , производится круговыми движениями большого и указательного пальцев, начиная от их кончиков; - Массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев; - Массаж всей руки: осторожно массируем руку ребёнка путём поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу. Дифференцированный массаж рук (по методике О. Приходько): - Поглаживание наружной и внутренней поверхности руки ребёнка, движения выполняются по направлению от кисти к локтю (6-8 раз); - Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребёнка одновременно (за исключением большого пальца, 2-4 раза на каждой руке); - Спиралевидные движения пальца взрослого по |
|
|
| раскрытой ладони ребёнка, во время массажа двигаться от середины ладони к основаниям пальцев малыша, затем переходить на внутреннюю сторону большого пальца (2-4 раза по каждой ладони, «рисуем», «мотаем клубочек»; - Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребёнка по направлению от их кончиков к основанию, нажатия нужно выполнять в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой (каждый палец массируем 1-2 раза, «мы вот так шагаем – топ-топ-топ»); - Отведение и приведение большого пальца ребёнка в трёх направлениях: вперёд – назад, в бок – в сторону, по кругу; - ласковое поглаживание каждой каждой ручки ребёнка по направлению «от периферии к центру» (5-6 раз). Художественная продуктивная деятельность: Лепка из пластилина шариков, колбасок. |
Ноябрь – декабрь | Делать массаж ладоней ребёнка. Развивать ловкость движений пальцев и кистей рук. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук. Развивать хватательные движения, осязание. Учить пересыпать сыпучие вещества из одной ёмкости в другую. Развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать навык катания шариков и колбасок. Развивать силу рук, хватательные и соотносящие движения рук. | Янушенко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, метод. Пособие для воспитателей и родителей, М., 2011г. | Игра «Крутись, карандаш»: Предложить покатать малышам карандаши с ребристой поверхностью по столу – вперёд – назад, (сначала одной рукой, потом – другой). Игра «Непослушные шарики»: Раздать малышам шарики и предложить покатать их ладонью по столу (вперёд – назад, в стороны, по кругу). Шарики не должны выкатываться из-под ладоней. Затем попросить детей покатать шарики между ладонями. Игра «Спрячь в ладошке»: Раздать малышам небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно. Игра «Ямки»: Предложить ребёнку размять пластилин, затем сделать в нём «ямки», надавливая пальцем, а в получившиеся углубления положить фасолины, горошины, камушки. Игра «Найди игрушку»: Насыпать в глубокую миску крупу ( например, горох). Затем спрятать в крупе игрушку и предложить детям найти её.
|
|
|
| Игра «Пересыпь крупу»: Предложить детям при помощи ложки, совка или руками пересыпать крупу из одной ёмкости в другую. Художественная продуктивная деятельность: Лепка простейших фигур из шариков, колбасок: - улитка, - кружечка, - бусы для мамы, - снеговик. Лепка со вдавливанием пальчика в пластилин: - горшочек, - вазочка, - ямка. |
Январь – февраль | Делать массаж ладоней ребёнка. Развивать силу рук. Развивать хватательные и соотносящие движения рук. Развивать соотносящие и хватательные движения рук. Развивать силу рук, а также соотносящие действия рук. Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами. | Янушенко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, метод. Пособие для воспитателей и родителей, М., 2011г. | Игра «Бумажные снежки»: Раздать детям листы ненужной бумаги, попросить смять их в комки и поиграть в снежки не из холодного снега, а из старой бумаги. Игра «Погремушка»: Предложить детям коробочки с различными мелкими предметами и предложить положить эти предметы в бутылки. Далее предложить закрыть бутылки крышками и погреметь. Игра « Непослушные колечки»: Разобрать пирамидку, поиграть колечками и собрать её. Игра «Мастер – ломастер»: Предложить детям разобрать домик для куклы из конструктора и затем |
|
|
| снова собрать его (любую конструкцию). Игра «Разборные картинки»: Учить детей складывать простые крупные картинки, потом – по-мельче и картинки из большего количества деталей. Игра «Мозаика»: Выложить из мозаики узор. Предложить детям разобрать его и разложить детали в коробочки, группируя их по цветам. Следить, чтобы дети брали детали двумя пальцами (большим и указательным). Художественная продуктивная деятельность: Аппликации из крупных и мелких частей, из большого количества деталей. |
Март – май | Делать массаж ладоней ребёнка. Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами, знакомить с приёмами лепки (вдавливание). Развивать соотносящие. Хватательные движения рук, дифференцированные | Янушенко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, метод. Пособие для воспитателей и родителей, М., 2011г. Соколова С. В. Оригами для дошкольников, метод. Пособие для воспитателей ДОУ, С – Пб., 2010 г. | Игра «Пластилиновые узоры»: Отщипывать от большого куска пластилина маленький кусочек и скатывать из него маленький шарик (диаметром 5-7 мм), затем положить пластилиновый шарик на основу и нажать на него пальчиком –получится круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз – получится пластилиновая линия. Игра «Пластилиновая мозаика»: Показать детям основу будущей работы и предметы. |
| Движения пальцев рук. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Развивать движение кистей и пальцев рук. Развивать тонкие движения пальцев рук, формировать навыки действия с иглой. Развивать соотносящие движения рук, хватание, формировать навыки действия с иглой. Развивать тонкие движения пальцев рук, формировать навык расстёгивания и застёгивания различных видов застёжек – липучек, пуговиц, кнопок. Развивать силу рук, соотносящие движения рук, |
| Которые они будут вдавливать в пластилин. Продемонстрировать малышам, как нужно брать маленькие предметы двумя пальцами и вдавливать в пластилин: в произвольном порядке, рядами, по нарисованному при помощи стеки контуру. Игра «Длинная дорожка»: Предложить сделать малышам из счётных палочек дорожку для машины. Дети по очереди выкладывают палочки (сначала по одной палочке, затем по 2-3 штуки). Игра «Заборчик»: Аналогично предыдущей игре, дети выкладывают на листе картона забор из палочек. Игра «Фигурки»: Выложить из счётных палочек треугольник, квадрат, прямоугольник. А при помощи шнурка или цепочки – круги или овалы. Игра «Узоры»: Раздать детям разноцветные фигурки и предложить самостоятельно придумать и выложить узоры. Игра «Весёлый шнурок»: Намотать на руку ребёнка шнурок, обмотав каждый пальчик несколько раз. Чтение стихотворения: «Вверх шнурок, вниз шнурок, И ещё, ещё разок! |
| Формировать навык застёгивания и расстёгивания прищепок.
|
| Вот какой у нас узорчик! Вот какой у нас заборчик!» Затем предложить малышу размотать шнурок и снять его с руки, а после обмотать руку взрослого. Игра « Забавные шнурки»: Объяснить и показать ребёнку , как играть со шнурками. Затем предложить малышу выполнить действия самостоятельно, попросив его зашнуровать «волшебный башмачок», «нарядить ёлочку». Игра «Бусы для куклы»: Предложить малышам сделать бусы для куклы. Показать детям, как брать бусины двумя пальцами или щёпотью (в зависимости от размера), как держать шнурок и продевать его в отверстия бусинок (на одном конце шнурка можно сделать узел, чтобы бусины не соскальзывали). При необходимости можно использовать пластмассовую или деревянную иголку. Игра «Идём в магазин»: Раздать детям сумки, портфели, кошельки, в кармашках которых много различных мелких предметов. Предложить детям расстегнуть застёжки, кнопки и молнии, заглянуть в кармашки и посмотреть , что там спрятано. |
|
|
| А затем – застегнуть кармашки. Поиграть в магазин, пользуясь «денежками» из своих кошельков. Игра «Прищепки прячутся»: Перед началом игры прикрепить прищепки в разные места группы – на занавесках, на одежде детей. Предложить детям поиграть: «Прищепки – это маленькие жучки, которые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по группе и прицепились к разным предметам. Найдите их и сложите в коробочку». Если детям трудно найти все прищепки, можно помочь им, организовав игру «Горячо – холодно». Художественная продуктивная деятельность: - Складывание листа бумаги пополам. - Разрывание бумаги на мелкие кусочки. |
Приложение №2
Перспективный план работы
«Умелые ручки»
Во второй младшей группе.
месяц | неделя | Занятие | Техника |
сентябрь | I | «Витамины» Цель: учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. | Барельеф |
II | «Ягоды рябины» Цель: продолжать учить отделять от большого куска пластилина маленькие кусочки, закреплять на изображении. Развивать мелкую моторику рук, воображение. | Барельеф | |
III | «Дерево» Цель: учить закреплять веточки при помощи пластилина, создавая макет дерева. Развивать мелкую моторику рук. | Моделирование из веточек и пластилина | |
IV | «Дорожка из камешков» Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять камешки на основе из пластилина. | Мозаика на пластилиновой основе | |
октябрь | I | «Листопад» Цель: учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Развивать воображение, творческие способности. | Аппликация из сухих листьев |
II | «Овощи на тарелке» Цель: учить наклеивать сухие листья на лист бумаги, создавать изображение листопада. Дополнять изображение деталями. | Аппликация из сухих листьев с дорисовкой | |
III | «Бусы для куклы» Цель: учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. | Моделирование из бусин | |
IV | «Красивый браслет» Цель: продолжать учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. | Моделирование из бусин | |
ноябрь | I | «Кораблик» Цель: учить вырезать из бумаги деталь и нанизывать на спичку, с помощью пластилина закреплять готовую деталь внутри пластилина. | Моделирование из скорлупы грецкого ореха |
II | «Черепашка» Цель: учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук. | Моделирование из скорлупы грецкого ореха | |
III | «Ёжик» Цель: учить подбирать детали, передавать выразительность образа. Развивать воображение, умение создавать композицию. | Моделирование из семечек и картофеля | |
IV | «Угощение» Цель: учить раскатывать тесто между ладонями прямыми и круговыми движениями рук, сплющивать, соединять концы, прижимая их друг к другу. | Тестопластика с раскрашиванием | |
декабрь | I | «Снеговик» Цель: учить наклеивать кусочки ваты и бумаги на изображение. Дополнять изображение деталями. | Аппликация из ваты |
II | «Снегурочка» Цель: закреплять навыки наклеивания кусочков ваты на картон . Развивать творческие способности. | Аппликация из ваты | |
III | «Фонарик» Цель: продолжать учить приёму работы с ножницами, выполнять аппликацию на картоне в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию. | Аппликация на основе цилиндра | |
IV | «Гирлянда» Цель: учить намазывать клеем концы полосок, соединять в кольцо, склеивать. Закреплять умение пользоваться ножницами. | Конструирование из полосок бумаги | |
январь | I | «Подсолнух» Цель: учить закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина. | Мозаика на пластилиновой основе |
II | «Стручки гороха» Цель: учить закреплять горох на основе из пластилина. Развивать мелкую моторику рук, образное восприятие. | Мозаика на пластилиновой основе | |
III | «Сова» Цель: развивать умение скреплять детали с помощью пластилина, дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. | Моделирование из шишек | |
IV | «Лесовик» Цель: развивать умение работать с природными материалами, учить соединять детали с помощью пластилина. | Моделирование из шишек | |
февраль | I | «Цыплёнок» Цель: учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги, заполнять пространство кусочками бумаги неправильной формы. | Аппликация из обрывков бумаги |
II | «Рыбка» Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять необходимыми деталями. | Аппликация из обрывков бумаги | |
III | «Зайка беленький» Цель: продолжать учить выполнять аппликацию способом обрывания бумаги. Дополнять изображение при помощи фломастеров необходимыми деталями. | Аппликация из обрывков бумаги | |
IV | «Гусеница» Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу. | Аппликация из комочков бумаги | |
март | I | «Мимоза» Цель: продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию | Аппликация из комочков бумаги |
II | «Овечка» Цель: учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.
| Аппликация из комочков бумаги | |
III | «Собачка» Цель: учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки. | Аппликация из ниток | |
IV | «Котёнок с клубком» Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать творческие способности. | Аппликация из ниток | |
апрель | I | «Верба» Цель: учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать эстетическое восприятие. | Аппликация из семян тыквы |
II | «Ромашка» Цель: продолжать учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение. Развивать чувство композиции, воображение, творчество. | Аппликация из семян тыквы | |
III | «Железная дорога» Цель: учить закреплять спички на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество. | Мозаика на пластилиновой основе | |
IV | «Поезд» (коллективная работа) Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности. | Конструирование из коробок с элементами аппликации | |
май | I | «Гусеница» Цель: учить создавать композиции способом печатания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа. | Печатание на пластилиновой основе |
II | «Неваляшка» Цель: продолжать учить создавать композиции способом печатания. Подбирать крышки по размеру для создания образа. Дополнять деталями. | Печатание на пластилиновой основе | |
III | «Красивое платье» Цель: учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию. | Аппликация из ткани | |
IV | «Чудесное окошко» Цель: продолжать учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать умение составлять экспозиции. | Аппликация из ткани |
Приложение №3
Перспективный план игр с праздниками по принципу концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем.
№ | Название | Сроки |
1 | «Стирка» | Сентябрь |
2 | «Дом и ворота» | |
3 | «Ладошка и кулак» | |
4 | «Что такое? Кто такой?» | Октябрь |
5 | «Шёл медведь к себе домой» | |
6 | «Колкие иголки» | |
7 | «Муха – Цокотуха» | Ноябрь |
8 | «Идёт коза рогатая» | |
9 | «Детки» | |
10 | «Апельсин» | Декабрь |
11 | «Ветерок» | |
12 | «Дружба» | |
13 | «В гости» | Январь |
14 | «Путешествие снежинки» | |
15 | «Свинки» | |
16 | «Прятки» | Февраль |
17 | «Весёлый зоопарк» | |
18 | «На лужок» | |
19 | «Пальчик – мальчик» | Март |
20 | «Солнышко» | |
21 | «Улей» | |
22 | «Черепаха» | Апрель |
23 | «Замок» | |
24 | «Этот пальчик» | |
25 | «Бабочка» | Май |
26 | «Четыре брата» | |
27 | «Пальчик в лесу» |
Приложение №4
Перспективный план по проблеме «Взаимодействие с семьёй по вопросам развитие мелкой моторики руки в процессе занятия ручным трудом»
Мероприятие | Тема мероприятия | Цель проведения мероприятия | Сроки |
Консультация | Как развивать моторику руки? | Дать консультацию по занятию лепкой дома. | Сентябрь |
Беседа | Подготовка к конкурсу поделок «Золотая осень». | Развитие творческого взаимодействия детей и родителей. | Октябрь |
Собрание | Развитее ручной умелости в процессе работы с бумагой. | Рассказать о воспитании интереса и любви к ручному труду в дошкольном возрасте, умение слушать и понимать указания педагога. | Ноябрь |
Папка передвижка | «Организация ручного труда с детьми дома» | Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам ручного труда. | Декабрь |
Консультация | Как воспитывать навыки самообслуживания у ребенка в семье. | Дать рекомендации родителям о необходимости привлечения детей к посильному труду дома. | Январь |
Памятка | « Лепим, фантазируем, играем» | Проинформировать родителей о способах заинтересовать детей ручным трудом. | Февраль |
Мастер – класс | «Секреты бумажного листа» | 1. Приобщать родителей делать с детьми поделки из бумаги. 2. Показать, научить родителей приёмам работы с бумагой. | Март |
Беседа | «О труде и трудолюбии» | Индивидуальные беседы. Порекомендовать упражнения для развития ручной моторики. | Апрель |
Папка - передвижка | «В бумажном царстве» | Проинформировать родителей о пользе работы с бумагой для развития ручной моторики. | Май |
Приложение №5
Интегрированное занятие по ручному труду
во II младшей группе по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Программное содержание: Познакомить детей со свойствами бумаги, с новым приёмом конструирования игрушек из мятой бумаги, обогатить представления детей средствами интеграции познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-личностной и физической деятельности. Закрепить умение отгадывать загадки и знания, полученные ранее. Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, развивать фантазию, творческое воображение, внимание, эмоциональное восприятие, образное и логическое мышление. Воспитывать доброжелательное отношение к персонажам сказки и друг к другу; умение взаимодействовать в коллективе, стремление помочь. Вызывать у детей положительные эмоции.
Материалы к занятию: бумага белого цвета, раздаточный материал для аппликации: клей, кисти, «личики» к колобкам, тряпочки, клеёнки; блоки Дьенеша, замочки с разными отверстиями (13 шт.), сундук, фигурки персонажей сказки, выполненные в технике «оригами», корзинка, 1 поднос, коллаж с изображением зимнего леса, веничек, костюм Елены-сказочницы, кондитерское изделие «Колобок».
Предварительная работа: повторение сказки «Колобок», беседа о внешнем виде, повадках, среде обитания и образе жизни диких животных: зайце, волке, лисе, медведе, повторение свойств бумаги (белая, тонкая, гладкая), наблюдение за коллективом детей в свободной деятельности для создания общего портрета группы.
Ход занятия:
В гости к детям приходит Елена-Сказочница, здоровается с ними, представляется и предлагает им пройти на ковёр.
Дети вместе с Еленой встают в круг, берутся за руки. По предложению гостьи делятся теплом и добротой друг с другом.
Затем Елена-Сказочница спрашивает, любят ли дети сказки (выслушивает ответы детей).
Предлагает сесть на ковёр, чтоб рассказать им сказку. Начинает рассказ: «Жили-были дедушка и бабушка. И вот как-то раз дедушка и говорит бабушке: «К нам сегодня придёт много гостей, так напеки-ка ты колобков для угощения». Бабушка отвечает: «Да из чего испечь-то, у нас и муки нет.» «А ты по амбарам помети, по сусекам поскреби, вот и наберётся». Бабушка так и сделала, взяла веничек, по сусекам помела и говорит: «Ох, батюшки, да кто же это сундук-то на замок запер? Да и не на один, вот их сколько! И все ключи перепутались. Ребята, поможем бабушке подобрать ключики к замочкам? Пойдёмте-ка да и разберёмся. Дети переходят на соседний ковёр, встают в круг.
Елена: Чтобы открыть эти замки, нужно подобрать к каждому замочку свой ключик. Посмотрите, отверстия на замках одинаковой формы. Какой? (Круглой).
Но цвет и величина у каждого отверстия разные. Сейчас вы должны подобрать ключик именно к своему замку.
Дети начинают подбирать ключики к замкам (используя детали из набора блоков Дьенеша). После того, как они нашли нужные ключи, дети снова возвращаются к сундуку, вместе открывают его, хотят узнать, много ли там муки, но вместо муки обнаруживают бумагу.
Елена: Ребята, сможем ли мы из этого испечь колобки, как вы думаете? (Ответы детей).
После ответов дети идут садиться за столы. Начинают рассматривать и проводить обследование листов бумаги (белая, прямоугольная, гладкая, тонкая).
Елена: А давайте-ка попробуем изготовить из бумаги колобков. Для этого нам нужны чистые руки: засучили рукава, открутили кран, взяли мыло, намылили мылом руки, положили руки, под водичкой ручка ручку моет, помоем каждый пальчик, сполоснём ручки и отожмём лишнюю водичку с рук и вытрем полотенцем. Теперь можно приступать к работе. Вначале мы возьмём и всю нашу бумажную муку сдвинем в горку, слышите, как шуршит бумага? А сейчас аккуратно развернём наше бумажное тесто. Расправляйте его осторожно, потому что бумага может порваться. Теперь, чтобы тесто лучше подошло, мы снова сомнём его в комочек и немножечко помнём и снова расправим наше бумажное тесто. А теперь, чтобы наши колобки получились пышнее и круглее, мы ещё раз сомнём тесто в комочек. Покажите, что у вас получилось? Такие замечательные колобки у вас получились! Ребята, а помните, в сказке колобок встречал на дорожке разных лесных зверюшек? (Ответы детей). Что нужно колобку для того, чтобы увидеть зверюшек? (Глаза). А что нужно, чтобы он смог спеть им песенку? (Рот). Вот у меня есть личики для колобков с глазками и ротиками, и вам сейчас их дам. Положите личико колобка жёлтой стороной вниз, а белую сторону густо-густо намажьте клеем, клея не жалейте, мажьте погуще, как бабушка мазала колобок сметаной. А теперь возьмите аккуратно личико и приложите его к колобку и крепко-крепко прижмите ручками. Подуйте на колобки. Какие колобки у вас получились? (Вот они у нас какие горячие! А теперь посмотрите-ка какие они у вас получились румяные! )
В сказке колобок покатился по дорожке, давайте и мы с нашими колобками побежим по дорожке… (музыкальное сопровождение).
Дети вместе с Еленой-сказочницей прибегают на опушку леса.
Елена: Чтобы наши колобки встретились с лесными жителями, вы должны отгадать загадки (загадки о волке, лисе, зайце и медведе). А как вы думаете, может ли колобок на дорожке в зимнем лесу встретить медведя? Почему? (Ответы)
После загадки о лисе появляется сама лиса и начинает обнюхивать всех колобков.
Елена: Дети, лиса почуяла запах наших колобков, давайте-ка мы их спрячем за спинку!
Лиса уходит под ёлку ни с чем.
Елена: Дети, наверное, нас заждались бабушка с дедушкой. Давайте-ка мы с вами пойдём и покажем дедушке с бабушкой, что же у нас получилось.
Дети возвращаются, показывают своих колобков, дедушка с бабушкой хвалят их. Дедушка: «Дети, а гости-то давно пришли, вот они, вас дожидаются!»
Елена: Ребята, давайте их угостим нашими бумажными колобками. Как вы думаете, понравятся ли гостям наши колобки? Захотят ли они их скушать? А вы не забыли, что я – Елена-сказочница и сундук у меня волшебный. Давайте-ка соберём наши колобки и спрячем их в сундуке, посмотрим, что же получится? ( Бумажные колобки превращаются в съедобные). Елена угощает детей и гостей.
Уж очень мне у вас понравилось, уж какие вы умелые, добрые, хорошо знаете сказки, много знаете о лесных зверюшках. К сожалению, мне пора собираться домой. Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу и сохраним хорошее настроение до конца дня. До свидания!
Елена прощается с детьми и уходит.
Приложение №6
“Два веселых гуся”
конспект по познавательному циклу и ручному труду во второй младшей группе
Программное содержание. Учить детей работе с клеем, уметь работать самостоятельно. Воспитывать чувство сострадания, помогать близкому.
Ход занятия
Восп. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к бабушке Матрене, а путешествовать мы будем на поезде.
Дети встают друг за другом, имитируя паровоз.
Песня “Паровоз”.
Подъезжают к домику, из которого выходит бабушка.
Бабушка. Здравствуйте, гости дорогие, как я рада вас видеть. Ох, у меня горе, пропали мои гуси, ни белого, ни серого. Ох, ох!
Восп. Давайте поможем горю бабушки Матрены. Сделаем для нее гусей, чтобы она смотрела на них и радовалась.
Дети проходят к столам.
Восп. Вот таких гусей мы будем делать (показывает готовую работу).
Восп. А теперь посмотрите, как мы будем работать. Нам нужно приклеить крылья, клюв и лапки. Показываю. Но прежде чем приступить к работе, давайте еще раз вспомним правила работы с клеем: работаем на клеенке, пользуемся салфеткой, берем клея столько, сколько нужно (на кончике кисти).
Дети выполняют работу, звучит музыка.
Восп. Какие замечательные гуси у нас получились, давайте их пустим бабушке Матрене на полянку.
Входит бабушка.
Бабушка. Ах, каких красивых гусей вы мне подарили, что мне весело стало. Давайте потанцуем.
Танец под музыку “Два веселых гуся”.
Бабушка. Ах, молодцы! И танцевать вы можете, за это я приглашаю вас на чай с моими душистыми пряниками.
Приложение №7
«Веселый снеговик»
Конспект занятия по ручному труду в нетрадиционной технике для детей 2 младшей группы
Цели: познакомить детей с новым видом аппликации – из салфетки; развивать умение использовать ватные палочки в качестве кисти; развитие мелкой моторики рук; расширять знания детей о зиме; воспитывать бережное отношение к птицам.
Предварительная работа: беседа с детьми о зиме и зимних забавах; катание из снега на прогулке снеговика; просмотр мультфильмов о зиме.
Техника: декупаж, рисование ватными палочками.
Материалы: бумажные тарелочки, гуашь, клей, ватные палочки, вырезанный силуэт снеговика из салфетки, иллюстрации с изображением зимы и зимних забав.
Ход работы:
Воспитатель: Дети, какое время года у нас наступило?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, давайте посмотрим внимательно в окошко и скажем, что же бывает зимой, что происходит с природой, какая погода?
(дети смотрят в окно и отмечают обилие снега на земле, деревьях, постройках; говорят, что деревья и кусты стоят голые; люди тепло одеты; на улице холодная погода).
Воспитатель: Молодцы, вы все правильно подметили. А что же делают животные, птицы в это холодное время года?
Дети: Звери меняют шубку (зайцы, лисы, белки), кто-то впадает в спячку (медведь, ежик, летучие мыши), а некоторые звери охотятся. Птичкам нечего кушать и поэтому человек подкармливает их.
Воспитатель: Правильно, мы с вами делаем кормушки и подкармливаем птичек в нашем детском садике, чтобы они смогли пережить голод. А чем занимаются люди зимой? Как они развлекаются?
(дети смотрят на иллюстрации и по одному перечисляют зимние забавы: катание на лыжах, коньках, санках; игры в снежки; строительство снежной крепости и снеговика)
Воспитатель: Вчера на прогулке мы тоже с вами играли со снегом и скатали снеговика. Он получился большим и мы не смогли взять его в группу. Так давайте сейчас сделаем маленьких снеговичков, которые не растают и смогут остаться у нас в садике.
(воспитатель показывает готовую работу и поэтапно выполняет вместе с детьми ее вновь)
Воспитатель: Намажьте клеем серединку тарелочки и аккуратно приложите картинку снеговика, разгладьте тряпочкой. А теперь мы нарисуем падающий снежок. Возьмите ватную палочку, обмакните в краску и оставьте отпечаток.
Посмотрите, какие веселые снеговички у нас получились!
(дети показывают поделки друг другу и снеговику, стоящему на улице, через окно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентаци на Тему:Развитие мелкой моторики руки в процессе лепки.
Данная работа представляет вашему вниманию разработки по развитию мелкой моторики руки ребенка. В работу включена методика диагностики уровня развития мелкой моторики руки, комплекс дидактических игр...
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»
Опыт работы«Развитие мелкой моторики рук в процессе ознакомления с бумажной пластикой для успешной социализации детей в школе»...
Самообразование на тему: "Развитие мелкой моторики с детьми ОВЗ через ручной труд из бумаги".
"Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ ни пределов". ...
опыт работы "РОЛЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК В ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПИСЬМУ"
В данном опыте работы предлагается материал по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нерв...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
План углублённой совместной деятельности ребёнка и взрослого по теме: «Развитие мелкой моторики руки у детей младшего возраста в процессе работы с бумагой»
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности...