Консультация "Изобразительное искусство и музыка"
материал по теме
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
В. А. Сухомлинский.
Это высказывание знаменитого педагога и стало основным критерием в подготовке этой консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_i_muzyka.docx | 25.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель
ГДОУ № 7
Пушкинского района СПб
Медведчикова А.М.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать.
В. А. Сухомлинский
Ребенку надо дать возможность наиболее разносторонне выражать свои мысли и чувства: «Выражая себя, человек растет». Эти слова в полной мере относятся к такому способу самовыражения ребенка, как рисование под музыку.
У детей недостаточно сформирована способность к эстетическому восприятию окружающего мира. Они мало замечают красоту окружающей природы, не проявляют выраженной заинтересованности при восприятии музыкальных, литературных и художественных произведений. Эти особенности обусловлены недостатками внимания, восприятия, мышления и эмоционального развития.
Задачи эстетического воспитания реализуются в процессе:
" музыкального воспитания,
" изобразительной деятельности,
" театрализованной деятельности,
" ознакомления с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства.
На музыкальных занятиях решаются в основном традиционные задачи, которые стоят перед любым дошкольным образовательным учреждением. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах в рамках программы детского сада. У детей развивают способность к появлению дифференцированных эмоций на разные музыкальные произведения, эмоционально реагировать на знакомые произведения. Но этого недостаточно для полноценного эстетического воспитания детей.
На занятиях изобразительной деятельностью знакомят детей с произведениями изобразительного искусства. Знакомят с элементарными средствами выразительности образа (форма, пропорции, цвет, характерные детали, движения). У детей формируют положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведений искусства (изделия народного промысла и малые скульптурные формы, книжные иллюстрации, предметы быта и др.), архитектуры. Знакомят с произведениями народного творчества, живописи, скульптуры, разными видами художественной деятельности и творческими профессиями (художник, скульптор, архитектор).
Но как объединить эти два вида деятельности для развития детей? Это можно сделать, создав единый блок.
Блок «Живопись в музыке»
Цель:
Дать представление о способах отражения музыки в искусстве
Тема: «Природные мотивы»
Цель:
- углублять представления детей об изобразительных возможностях в музыке
- различать звукоподражание некоторых явлений природы (шум дождя, ветра и т.д.)
- углублять представление об изобразительных возможностях музыки: различать выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня
- развивать образную речь, эстетические чувства
Способность музыки изображать движения людей, животных, птиц, явления природы. Отражение в музыке окружающей нас действитель ности: явлений природы, движений и голосов птиц, зверей. Создание средствами музыкального искусства живописных картин природы .
Тема: « Мир настроения»
Цель:
- дать детям представление о том, что музыка разных времен выражает чувства, настроения, переживания человека
- развивать эмоциональную отзывчивость
- вызывать сопереживание музыки, проявления эмоциональной отзывчивости
- уметь подбирать цветовую гамму, в соответствии с характером музыки.
Первые навыки дети получают на музыкальных занятиях. Сначала я даю детям простые задания: что ты представляешь, слушая эту музыку, какой характер у этой музыки? Когда дети усваивают произведение, я предлагаю им рассказать, как можно изобразить его на бумаге, какими красками, и предлагаю детям нарисовать свои впечатления. Детям нравится, и они сами делают небольшие зарисовки и приносят их потом в зал.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, я в работе широко применяю дидактические, ролевые, музыкальные игры с пением, творческие задания.
Искусство и игра - две опоры в развитии творческих способностей ребенка, в настроенности на положи тельную эмоциональную сферу, недаром по Платону, игра - источник удовольствия и творчества. Очень интересно проходят творческие игры «Я музыкант», «Я - художник», но для этого необходим привлекательный игровой материал:
- придумай словесную метафору (по принципу «Эта музыка как...», «Музыка похожа на...», «С помощью музыки я как будто попадаю в...»;
- подбери название к собственной картине;
- отгадай (придумай) загадку - «ключик» к названию музыкального произведения;
- придумай, на что похожи (кучевые облака, лесные пни, поваленные бурей корни деревьев...);
- подбери музыку для озвучивания стихотворения (можно предложить два контрастных музыкальных фрагмента);
- определи, «какого цвета музыка»;
- «нарисуй» ритм музыки различных жанров;
- пропой слова, выбранные с помощью словаря;
- сочини песню на собственные поэтические строчки;
- «оживи» свой рисунок с помощью мимико-жестового языка;
- создай пластический, хореографический образ сказочного персонажа или музыкального произведения.
Хороший результат дают зарисовки музыки по временам года. Дети очень точно передают характер музыки цветовым решением. А помочь им может альбом П.И.Чайковского «Времена года».
Надо признать, что возможности такой совместной деятельности безграничны и несут большой потенциал в эстетическом развитии детей. Но нельзя не признать и того, что эта работа мной с детьми ведется еще недостаточно. Есть еще над чем работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность "Времена года в искусстве, в музыке, в творчестве"
Изобразительное искусство, музыка, художественное слово - все это источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя замечательную силу искусства, и при достаточной...
Цикл интегрированных занятий «Природа в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»
Знакомя детей с сезонными изменениями в природе, можно использовать пейзажную живопись, поэтическую лирику и усилить художественный образ того или иного явления «музыкальными красками». Чтобы почувств...
«Природа в произведениях изобразительного искусства, поэзии, музыке»
Цикл интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста...
статья "Ребенок в мире художественной литературы изобразительного искусства и музыки".
Ребенок проявляет интерес и желает общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит типичные и некоторые характерные признаки предметов, жи...
НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"
Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1. Приобщать детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса .2. Обогащать музыкал...
Ознакомление детей с изобразительным искусством, природой, музыкой.
Интегрированное занятие в подготовительной группе ДОУ...
Родителям на заметку. Научите ребенка искусству слышать музыку
Советы родителям о том, как научить ребенка правильно слышать музыку...