Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
консультация по теме
Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. Для успешной работы воспитателям, дефектологу и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Берёзка»
Консультация для педагогов
«Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»
»
Выполнила
Е.Ю. Уйменова,
педагог-психолог
Тамбов 2013
Многие родители задумываются о том, каким будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам, родители ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача педагогов детского сада проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям своих воспитанников. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. Для успешной работы воспитателям, дефектологу и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.
Их цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным.
Задачи:
- установить партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
- формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
- усвоение родителями уверенного и спокойного стиля воспитания с целью обеспечения ребёнку чувства комфортности, защищённости в условиях семьи;
- воспитание привычки обращаться за помощью к врачам и педагогам в вопросах коррекции и воспитания.
Принципы: закрепление сотрудничества между родителями и детским садом, разъяснение ответственности родителей за воспитание детей, воспитанности, чувства взаимного доверия всех участников коррекционно-развивающего процесса.
Условия:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- индивидуально-дифференцированный подход; доброжелательность. Формы и методы: ознакомительные беседы; индивидуальные беседы с родителями по вопросам:
а) состояния речевого и психического развития их детей (логопед, дефектолог);
б) объяснение задания логопеда, дефектолога записанного в индивидуальной тетради ребёнка (воспитатели);
- родительские собрания; анкеты; ежемесячные бюллетени
(поздравление с праздником, объявление, просьба, информация, благодарность);
- педагогическая библиотечка; консультации (плановые, неплановые - по мере необходимости).
Консультации проводятся в виде: докладов, бесед, обмена опытом, стендов, папок-передвижек; открытых занятий; дней открытых дверей; совместных мероприятий.
Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к дефектам детей неоднозначно. Поэтому особое значение приобретает первая беседа родителей с педагогом-психологом, когда им в доступной и убедительной форме рассказывают о негативном влиянии недостаточной сформированности психических функций, низкого уровня познавательного развития и речевых нарушений на процесс обучения и развития ребенка.
Следует отметить, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе.
Родителей знакомят с особенностями речевого и психического развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения. Объясняют, что ребенку может потребоваться помощь нескольких специалистов - это врачи (педиатры, невропатологи, психоневрологи, отоларингологи, офтальмологи), логопеды, дефектологи, физиотерапевты и врачи лечебной физкультуры.
Знания и советы разных специалистов помогут родителям получить ответы на многие интересующие их вопросы.
Таким образом, специалисты и воспитатели создают установку для сознательного включения родителей в коррекционно-развивающий процесс. На протяжение учебного года систематически проводятся консультации для родителей. Специалисты показывают приемы индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома.
Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей.
Примерные темы бесед:
1. Речевые нарушения и причины их возникновения.
2. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Краткие советы родителям, имеющим детей с ЗПР.
4. Что делать, если у ребенка плохая память?
5. Подвижные игры в системе коррекционной работы.
6. Игра - лучший помощник в занятиях с детьми дома.
7. Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.
8. Труд - важнейшее средство в коррекционно-воспитательной работе с детьми дома.
Задача педагогов, работающих в детском саду, поддержать родителей, помочь и дать надежду, подсказать и вместе найти оптимальный путь решения проблемы. Родители в свою же очередь могут помочь своему ребенку, неукоснительно выполняя рекомендации врачей, специалистов работающих с детьми, участвуя в жизни детского сада.
Список используемой литературы.
1. Жукова О.С., Балобанова В.П. Самоучитель для родителей. От рождения до трех лет. -М.:"ОЛМА Медиа Групп", 2006.-144 с.- (мамина школа).
2. Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя коррекционных групп / Серия "Мир вашего ребенка"). – Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 2005.- 160с.
3. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова.-М.: Айрис –пресс,2006. с: илл.- (Внимание: дети !).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Консультация для дошкольных работников...
Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить формы работы с родителями с детьми ОВЗ....
Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ....
Консультация "Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования".
Консультация...
Психолого педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья....
Психолого- педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Психолого- педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...