Сенсорное развитие детей
через организацию сенсомоторного уголка в группе VIII вида
Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, воспринимать с помощью других анализаторов. Сенсомоторика ( от лат. Sensus-чувство, ощущение, motor- двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности, а получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.
Уже в раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством для этого является сенсорное освоение за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсомоторного опыта детей заменяя его визуальными и виртуальными образами. Вернуть всю полноту восприятия – главное назначение сенсомоторного уголка.
Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеют свои особенности. Дети с нарушением интеллекта затрудняются в обследовании предметов, в выделении нужных свойств, а главное обозначение этих свойств - словом. Обследование восприятия и мелкой моторики на начало учебного года показало низкий уровень у 70% детей, 30% - средний уровень, так группу посещают 4 ребенка - инвалида. Поэтому мы решили, что важно организовать сенсомоторный уголок в группе. Сенсомоторный уголок используется в воспитательно-образовательном процессе, как на занятиях, так и самостоятельной деятельности.
Среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшим для коррекционного обучения умственно отсталых дошкольников являются:
- создание условий способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем предметном мире
- формирование обобщающих способов обследования предметов их свойств и отношений, системы перцептивных действий
- усвоение необходимой сенсорной базы
- развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов
- развитие всех видов восприятия
-формирование зрительно- моторной координации, межсенсорных связей, перцептивных операций
- формирование умений обозначать сенсорные признаки и перцептивные действия словом.
Для определения уровня сенсомоторного развития детей используются критерии Н.О.Озерецкого и карта состояния сенсорной сферы у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Е.Ф.Войлоковой, Ю.В.Андруховича, Л.Ю. Ковалёвой.
Сенсомоторный уголок помогает
- развить вестибулярный аппарат, координацию движений, двигательную активность
- профилактике плоскостопия и носит оздоровительно - закаливающий эффект
-снизить нервное и эмоциональное напряжение, создаёт психический комфорт, создать положительный эмоциональный фон
- развить воображение, пространственное представление, мышление, память, внимание, восприятие
- развить умение дифференцировать звуки
- снизить уровень агрессивности и тревожности
- закрепить цвет, форму, величину
- развить мелкую моторику
- развить кинестетические и тактильные, вкусовые и обонятельные, зрительные и слуховые ощущения
- повысить познавательную активность, исследовательский интерес, коммуникабельность.
В нашей группе силами родителей и педагогов создана предметно-развивающая среда, способствующая сенсорному развитию. При оформлении группы учитываются индивидуальные особенности детей и возраст.
При организации уголка особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов. Они должны быть безопасными для жизни и здоровья ребёнка. Уголок должен содержать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Содержание сенсомоторного уголка
№ п/п Виды восприятия Содержание
1 Зрительное восприятие
- картинки с контурным, силуэтным изображением предметов
картинки – штриховки (на картинке основной контур заштрихован)
- геометрические формы разного цвета, цветовые пятна кляксы различной формы
- разноцветные полупрозрачные шарфы
- разноцветные песочные часы, калейдоскопы, переливающиеся капельки Природный материал - горох, орехи, фасоль, греча, крупа, шишки, камни, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывание на пластилине, нанизывание и т. д.)
Бытовые материалы -карандаши, верёвки прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, платки, зеркала, пуфики и т. д.
Дидактические игры и материалы - различные мозаики, шнуровки, коврики, различные конструкторы («Фермер», «Лего», деревянный строитель, металлические и пластмассовые конструкторы), пластилин, тесто, глина, краски (гуашь, пальчиковые, витражные, акварельные), коврики, мячи, центр воды и песка, материалы Монтессори, пальчиковый и кукольный театры, вкладыши, парные картинки, «умные фигуры» и т.д.
2 Слуховое восприятие - кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.
-приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки
3 Осязание -кусочки меха, ткани, шнурки, различные виды бумаги
- предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда
- выпуклые буквы, цифры, различные фигурки
- разные по форме мелкие предметы
- различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки
4 Обоняние
- различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм
- аромолампы
-разнообразные бутылочки, баночки для сохранения запаха.
- естественные природные запахи в разнообразных ёмкостях
5 Вкус
- стаканчики, формочки, тарелочки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок для подачи детям различных вкусов
- овощи, фрукты, леденцы и т.д.
Также была проведена работа с педагогами детского сада и с родителями:
- проведён смотр – конкурс сенсомоторных уголков
- проведён семинар- практикум по данной теме
- проведены родительские собрания
- родители приняли активное участие в оформлении сенсомоторных уголков
- собран консультативно- методический и практический материал
- проведен мастер- класс по работе в сенсомоторном уголке
В результате проводимой работы высокого уровня сенсомоторного развития достигли 20% детей, среднего – 50%, на низком уровне осталось 30% обследуемых детей (дети – инвалиды). Организация сенсомоторного уголка способствовала тому, что дети овладели более рациональными приёмами обследования, более эффективно формируются знания об определённых сенсорных эталонах, повысилась работоспособность, познавательная и поисковая активность, улучшилось состояние общей и мелкой моторики.
Ключевые слова: сенсомоторика, сенсомоторный уголок, восприятие, дети с ограниченными возможностями, здоровья, технологизация, зрение, слух, обоняние, осязание, дидактические игры, природный материал, диагностика
Аннотация: в статье представлен материал о возможности сенсомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья через все виды восприятия (дидактические игры, природный, бросовый материал), на примере организации сенсомоторного уголка в детском саду компенсирующей направленности в группе 8 вида. Отмечена важность совместной работы родителей и педагогов.
Список литературы: 1. Е.Ф. Войлокова ,Ю.З. Андрухович, Л.Ю. Ковалёва «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»
2. Т.П. Высокова « Сенсорное развитие детей раннего возраста» издательство «Учитель» Волгоград 2010 год