Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Вторая младшая группа
материал (младшая группа)
Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон раннего дошкольного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
отчет по самообразованию воспитателя второй младшей группы Поповой Т.А. | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» во второй младшей группе.
Подготовила воспитатель Попова Т.А.
Актуальность.
В 2016- 2017 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон раннего дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для его успешного обучения. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств разнообразных предметов самых различных ситуациях.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Насколько хорошо будет развит ребенок в дошкольном детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.
Цель работы:
Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру.
2. Развивать чувственные ощущения детей в процессе продуктивной деятельности, режимных моментов.
3. Воспитание положительных эмоций, связанных в восприятии явлений окружающего мира.
Приступая к работе по данной теме, я изучила литературу:
Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.
Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с.
Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.
Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».
Для реализации поставленных целей и задач мною был разработан план работы, который включал следующие этапы:
1 этап Подготовительный (сентябрь – октябрь)
1. Изучение литературы
2. Составление перспективного плана работы;
3. Создание условий для эффективного использования игр;
4. Подбор дидактического материала и игр;
5. Беседа с родителями по выявлению знаний о сенсорном развитии.
2 этап Практический (ноябрь – апрель)
1. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
2. Проведение дидактических игр и игр-занятий.
3. Проведение консультации для родителей: «Сенсорное воспитание ребенка»;
4. Папка-передвижка: «Чем занять ребенка трех – четырех лет»;
3 этап Заключительный (май)
Создание картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
На первом этапе работы мною была изучена методическая литература по теме, был разработан перспективный план работы с детьми и их родителями, подготовлена предметная развивающая среда. Для этого в группе создан уголок по сенсорике для развития всех видов восприятия, для реализации сенсорно перцептивных особенностей речевого развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними, предусмотрен стол для игр с песком и водой. Был подобран необходимый дидактический материал и игры. Необходимые пособия мы с родителями изготавливали самостоятельно, используя любые подручные материалы и собственную фантазию, так же уголок сенсорного развития пополнен дидактическими играми из методического кабинета.
Второй этап предполагал непосредственную плодотворную работу с детьми. Для возникновения интереса у детей организовывали игры. Стремилась к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, был включен интересный сюжет. Работа с детьми велась на протяжении всего дня, включалась в разные виды детской деятельности, а также в режимные моменты: во время кормления («Какого цвета суп», «Чем пахнет сок», «Какой формы печенье»); умывания («Теплая – холодная водичка», «Какого цвета мыло и чем оно пахнет», «Намыль белые перчатки»); при одевания («Найди пару к носочку», «Какого цвета одежда», «Чей шарфик длиннее»); во время прогулки («Приятный аромат цветов», «Шуршание листьев», «С какого дерева листочек», «Сделай отпечаток на снегу и песке»); в экспериментальной деятельности (игры с водой, игры с песком, игры со снегом, листьями); в игровой деятельности («Строители», «Накормим куклу», «Погладь разноцветные полотенца», «Разложи посуду по полочкам», «Найди тарелочку для чашечки», «Собери картинку», «Собери пазлы» и пр.). Следует отметить, что работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей детей. Одним из направлений моей системы сенсорного воспитания была работа с родителями. При включении данного направления исходила из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей. Для родителей были организованны консультации, беседы,
наглядный материал. Были показаны игры, которые способствуют совершенствованию знаний сенсорных эталонов, которые можно изготовить в домашних условиях.
В ходе бесед с детьми, я заметила, что у детей появился интерес к окружающему миру, они стали обращать внимание на свойства окружающих предметов и демонстрировать эти знания окружающим.
Дети научились играть в дидактические игры, различают предметы по признакам: цвет, форма, величина, запах.
У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, с большим желанием откликаются на просьбы.
В дальнейшем я планирую продолжать вести плодотворную работу по сенсорному развитию дошкольников, так как ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям.
Перспективы работы:
Оформление уголка сенсорики в группе.
Разработка игр, в процессе которых развиваются психические функции: анализ, синтез, классификация, умозаключения, умственные действия.
Продолжить работу по данной теме.
Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
Изучить новинки методической литературы.
В работе с родителями и в дальнейшем планирую включать анкеты, консультации, родительские собрания, беседы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированное занятие по сенсорному развитию "Под грибом", во второй младшей группе
Области интеграции (познание ФЭМП, окружающий мир, экология, коммуникация, худ. творчество аппликация)...
Практикум по сенсорному развитию для воспитателей во второй младшей группе
практикум для воспитателей...
Конспект занятия по сенсорному развитию «Воздушные шары» во второй младшей группе
Цель: способствовать формированию у детей цветовых представлений.Задачи: Обучать соотносить цвета разнородных предметов. Упражнения рассчитаны на ознакомление детей с семью цветами спектра.Матер...
НОД по сенсорному развитию и лепке во второй младшей группе «Поможем Мишутке»
Закрепление пяти цветов: синий, красный, зеленый, желтый, оранжевый. Закрепление геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Подбор фигур по цвету сопоставляя с эталоном; ра...
Развитие словаря детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры. Вторая младшая группа.
Дидактическая игра является одним из эффективных средств развития словаря детей младшего дошкольного возраста, так как выполняет функцию средства обучения, служит одним из основных средств разви...
План по самообразованию "Сенсорное воспитание детей через дидактические игры" вторая младшая группа.
План по самообразованию...
Отчет по самообразованию «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы детского сада»
Отчет по самообразованию «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы детского сада»...
- Мне нравится (1)