план кружка Посиделки"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
годовое планирование по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka.docx | 38.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида д/с №6 «Солнышко»
Утверждено заведующей
д/с №6 «Солнышко»
Прокофьевой Т.Л.
принято на заседании
педагогического совета
от « ____» ____20 г.
ПЛАН РАБОТЫ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА «ПОСИДЕЛКИ»
(подготовительная логопедическая группа)
Воспитатель :
Проскурякова Н.А.
Список детей.
1.Антонов Ярослав
2.Ахмедов Миша
3. Беляев Алеша
4.Беликов Саша
5.Гуляева Маша
6.Долглв Женя
7.Кузьмин Матвей
8.Коняхина Аля
9.Коршаков Ваня
10. Липский Дима
11.Михайлов Андрей
12.Поддорогин Слава
13. Рогожин Стас
14.Ситникова Лиза
15.Сметанина Ксюша
16.Устинова Тая
Тематический годовой план занятий кружка «Посиделки»
сентябрь «Восенушка – осень – сноп последний скосим» задачи: Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Знакомство с закличкой «Восенушка – осень» | Князева О.Л., Маханева М.Д.стр.88 | ||
«Хлеб – всему голова» задачи: беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами. | ---------------- стр.89 | ||
«К худой голове своего ума не приставишь» задачи: Беседа об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля» | -----------------стр.89 | ||
«В гости к хозяюшке» задачи: Загадывание загадок об избе и предметах быта. Посещение мини-музея. | Куприна Л.С., Бударина Т.А., и др. стр.25 | ||
Октябрь Беседа «Приходи к нам на посиделки» задачи: рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором. Расширять словарь детей. | конспект | ||
«Октябрь- грязик – ни колеса, ни полоза не любит» задачи: беседа о характерных приметах октября. Знакомство с православным праздником «Покров» | ------------------стр.90 | ||
«Покров» задачи: рассказ воспитателя о празднике, народных приметах и об обычаях с ним связанных. Отгадывание загадок. | Куприна Л.С., Бударина Т.А., и др. стр.152 | ||
«Как жили люди на Руси» задачи: знакомство детей с наукой археология. | «Как жили люди на Руси» Стр.4 №1 | ||
Ноябрь «Золотая хохлома» задачи: знакомить с хохломским промыслом, учить рассматривать хохломские изделия, выделять элементы узора. | «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Королева Т.В. стр.14 | ||
«Как жили на Руси люди» народная аптека. Задачи: знакомство детей с целебными травами, беседа о пользе трав. | «Как жили люди на Руси» Стр.5 №2 | ||
«В гости к хозяюшке» задачи: Загадывание загадок об избе и предметах быта. Посещение мини-музея. | Куприна Л.С., Бударина Т.А., и др. стр.25 | ||
«Синичкин день» задачи : заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. | ---------------------стр.92 | ||
декабрь «Дудочка» задачи: знакомство с русским народным инструментом дудочкой. Чтение сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочко» | Куприна Л.С., Бударина Т.А. стр. 50 | ||
«Зима - не лето, - в шубу одето» задачи: беседа о характерных особенностях зимы. Прослушивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» | ---------------------стр.93 | ||
«Как жили люди на Руси» задачи: беседа о строительстве изб, срубов. | «Как жили люди на Руси» стр.6 №3 | ||
«Снегурочка внучка Деда Мороза» задачи: знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» | ----------------------стр.94 | ||
Январь «Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями» задачи: рассказ воспитателя о Рождестве , песнях-колядках. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. стр. 119 | ||
«Русская изба» задачи: познакомить с сельским пейзажем, расширять представления о русской избе как о памятнике русского деревянного зодчества | «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Королева Т.В. стр.20 | ||
Февраль «Дело мастера боится» задачи: знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» | --------------стр.96 | ||
«Как жили люди на Руси» (у каждой избы особый вид) | «Как жили люди на Руси» стр8-9 №4 | ||
«На героя и слава бежит» задачи: рассказ о русских богатырях. Чтение былин. | ---------------стр.97 | ||
«Роспись полотенца» задачи: познакомить детей с народным вида искусства, как вышивка. Вызвать желание рисовать узор, красиво сочетать цвета. | «Красна изба» Тихонова М.В, Смирнова Н.С. стр.77 | ||
Март «Масленица» задачи: рассказ воспитателя о Масленице. Проведение и знакомство с народными играми. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. стр. 125 | ||
«Широкая Масленица» задачи: познакомить с происхождением праздника, его традициями, идеей. Беседа о посте. | «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Королева Т.В. стр.68 | ||
«Сердце матери лучше солнца греет» задачи: этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. | ---------------стр.98 | ||
«Как жили люди на Руси» (войдем в дом) задачи: знакомство детей с убранством избы. | «Как жили люди на Руси» стр.10-13 №5,6,7 | ||
Апрель «Алексей – с гор потоки» задачи: рассказ воспитателя о народном празднике, дразнилок, докучных сказок. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. стр. 131 | ||
«Пасха» задачи: рассказ воспитателя о празднике . проведение русских народных игр «Верба-вербочка» и др. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. стр. 136 | ||
«Яичко расписное» задачи: познакомить с символом праздника Пасхи – яичком, искусством миниатюрной росписи на поверхности яйца. | «Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет» Королева Т.В. стр.86 | ||
Просмотр православного мультфильма « Св.Василий» Задачи: беседа , рассуждение детей об увиденном. | ---------видио.диск. | ||
Май «Кузнецы» задачи: разучивание с детьми подвижной игры «Как жили люди на Руси» (освещение избы) задачи: знакомство детей с лучиной , светцами. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. стр. 367. «Как жили люди на Руси» стр14 №8 | ||
«Помогай другу везде, не оставляй его в беде» задачи: использование на занятии народных сказок, пословиц , загадок. | Куприна Л.С., Бударина Т.А. стр. 99 | ||
«Итоговое занятие о русском народном быте» задача: обобщить и систематизировать знания детей, учить выделять и обобщать характерные признаки народных ремесел. | «Красна изба» Тихонова М.В, Смирнова Н.С. стр.79 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СОЛНЫШКО» Г.П. ВВЕРБИЛКИ.
Конспект занятия
«Приходите к нам на посиделки»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Проскурякова Н.А.
Задачи: рассказать детям о происхождении посиделок, их назначений, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки, частушки). расширять словарь детей.
Ход занятия: Воспитатель: После сбора урожая молодежь устраивала посиделки. Начинались посиделки с Покрова дня, а заканчивались к весне. Что же делала «молодежь» на посиделках? Девицы собирались, пряли или вышивали, шили. За работой они пели песни. Парни тоже приходили с работой - плели лапти и корзины, вили веревки. В долгие зимние вечера самое время рассказывать истории , да сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? Какие частушки? (прослушивание частушек в аудио записи).
А сколько сочинялось пословиц, поговорок, загадок, небылиц! Разными прибаутками тешили старики малых деток, из уст в уста передавали сказки.
Дядя Федя съел медведя,
Упал в яму,
Крикнул маму:
«Мама»
Дети рассматривают иллюстрации к прибауткам художника В. Васнецова.
Собирались посиделки в деревенской избе. Освещалась она лучинами, позже керосиновыми лампами, в красном углу всегда горела лампада. В ней есть много необычного, незнакомого нам. Я загадаю вам загадки, а вы найдете ответы на этих изображениях деревенской избы:
Сверху дыра,
Снизу дыра,
Посередине –
Огонь да вода (самовар)
-------------------
Новая посудина
А вся в дырках (сито, решето)
--------------------
Три братца
Пошли на речку купаться
Два купаются,
А третий на берегу валяется (ведра с коромыслом)
---------------------
Смастерили из досок
И надели поясок,
И хранила посуда эта,
С грядок собранное лето (бочка)
----------------------
Черный конь
Скачет в огонь (кочерга)
------------------------
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет.(ухват)
Материал: иллюстрации русской избы, предметы кухонной утвари, иллюстрации посиделок.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СОЛНЫШКО» Г.П. ВВЕРБИЛКИ.
Конспект занятия
«Восенушка – осень – сноп последний скосим»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Проскурякова Н.А.
Содержание: Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка – осень».
Воспитатель беседует с детьми о ранней осени, используя пословицы, поговорки, приметы. Беседа проходит в «избе». Затем вносят сноп из колосьев ржи, овса, пшеницы; детям предлагается назвать их и разобрать по злаковым культурам. Уточнить названия – сноп.
Разучивание русской народной игры – «Репка»
Изображающий репку (выбираем с помощью считалки) крепко держится за неподвижный предмет. Остальные обхватывают друг друга за талию. Один из игроков старается «выдернуть репку», т.е.оттащить от предмета игрока, изображающего репку. Если это удается, все играющие теряют равновесие и падают на землю, только самые ловкие могут удержаться на ногах. Если ряд оборвался, а репку не вытащили, все смеются : «Не поели репки».
Пословицы и поговорки:
В сентябре лес реже и птичий голос тише.
Сентябрь – время боровиков, груздей, рыжиков.
Батюшка сентябрь не любит баловать.
Зажигай огонь с сентября в избе и на поле.
В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
В сентябре и лист на дереве не держится.
В октябре только и ягод, что рябина.
Осень – матка: кисель да блины; а весна: сиди да гляди.
Осень не браните, осень не журите - осень славную, листопадную.
Овесень, овесень! Покосился пень – на ненастный день!
Народные приметы:
Много паутины на «бабье лето» - к ясной осени, холодной зиме.
Листопад проходит скоро – зима будет холодная.
Весна красна цветами, зима – белыми снегами, лето – солнцем и грибами, а осень – житом и снопами, и румяными пирогами.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СОЛНЫШКО» Г.П. ВВЕРБИЛКИ.
Конспект занятия
« ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Проскурякова Н.А.
Содержание: беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.
Беседа строится н а сравнении: современные способы уборки урожая и старинные. Используется иллюстративный материал. Все занятие сопровождается пословицами и поговорками о труде, хлебе.
Хлеб на Руси всегда был в почёте, о чем говорит огромное количество пословиц и поговорок. Это сейчас он воспринимается лишь как дополнение к еде, но раньше Хлеб считался самостоятельным продуктом, даже деликатесом. В великий голод народ просил Хлеба, а не овощей или мяса. «Жито», то есть жизнь — так в разных уголках нашей Родины называют люди пшеницу, рожь, ячмень — хлебные злаки.
- Хлеб – всему голова.
- Снег на полях – хлеб в закромах.
- Лето собериха, зима – поедиха.
- Не сиди на печи, налетай на калачи.
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Не будет хлеба, не будет обеда.
- Много снегу – много хлеба.
- Как в мае дождь, так и будет рожь.
- Хлеба ни куска, так в тереме тоска.
Заучивание с детьми считалки:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Отвечаем на вопросы воспитателя:
1.Назовите профессии, связанные с хлебом(механизатор, пекарь, мельник, агроном, кондитер)
2.Какой хлеб – черный или белый – считают русским национальным? (черный ржаной)
3.Что это за хлеб – каравай? (это круглый хлеб, колоб. “коло” – круг).
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СОЛНЫШКО» Г.П. ВВЕРБИЛКИ.
Конспект занятия
« К худой голове своего ума не приставишь»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Проскурякова Н.А.
Содержание: беседа об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю» словесная игра «Филя и Уля».
Основная цель беседы – показать детям значение знаний. При этом воспитатель произносит:
Ученье свет, а неученее - тьма.
Ученье лучше богатства.
Ученый водит, неученый следом ходит.
Учись доброму – худое на ум не пойдет.
Воспитатель широко использует пословицы и поговорки о труде и лени, уме и глупости.
Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
Без муки нет науки.
Красна птица пером, а человек ученьем.
Голова – всему начало.
Быть сильным хорошо, а умным вдвое лучше.
Видит око далеко, а ум еще дальше.
Голова без ума -что фонарь без свечи.
Дурная голова ногам покоя не дает.
Чужим умом долго не проживешь.
Затем воспитатель рассказывает сказку «Про Филю», в которой также подчеркивается мысль о том, насколько в жизни человека важны знания.
Пословица:
На красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко.
В игре дети сами придумывают ситуации из которых нужно найти правильный выход. Например: Филя рассказывает Уле о том, что он в подарок получил рубашечку, которую положил… в печку. Уля должна дать ему правильный совет. Далее дети придумывают для Фили новую «проблемную ситуацию», а другой находит правильное решение.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СОЛНЫШКО» Г.П. ВВЕРБИЛКИ.
Конспект занятия
« В гости к хозяюшке»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Проскурякова Н.А.
Содержание: загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение русской народной игры «Заря – заряница».
Воспитатель и дети входят в «избу». Их встречает хозяюшка .
Воспитатель : Утро доброе Хозяюшка!
Хозяюшка : Здравствуйте, гости дорогие! Приходите, рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому,
Кто к нашему дому,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем!
Будем сегодня опять друг друга потешать загадки загадывать?
Дети отвечают.
Хозяюшка: Наша изба ровно тепла.
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить.
Дом вести - не лапти плести.
Воспитатель: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним - одна за всех отвечает.
Не хочешь ли, Хозяюшка загадки про твою избу отгадать? Ребята их много знают.
Стоит копна
Вся в дырках,
На копне гора,
Из горы дым идет.(изба)
Вот вам моя отгадка:
Стоит бычище –
Проклеваны бочища.
Ребенок: Дарья да Марья
Друг на друга глядят. (пол, потолок)
Хозяюшка: Ой, да это два братца,
Которые друг на друга глядят,
А вместе не сойдутся!
Ребенок: Набита пухом.
Лежит под ухом. (подушка).
Хозяюшка: Ах, вот она:
Два брюха,
Четыре уха.
Кто будет играть в игру, а в какую -- не скажу.
Солнце разгорается, игра начинается.
«Игра с бубном».
Описание игры: дети передают бубен из рук в руки, а Хозяюшка произносит считалку:
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот загадку скажет нам.
Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, стоящие рядом с ним отгадывают ее.
Слышится чихание из мешка.
Хозяюшка: Кто, ребята, из вас простудился? Ах, это мой волшебный мешочек проснулся. Поиграть с вами хочет.
Воспитатель: Скажи, Хозяюшка, что у тебя в мешке? Бобы, горох?
Хозяюшка: Что за диво –
Скок да скок.
Гляньте, тронулся мешок!
Мешок (в мешке один из ребят) шагает на середину «избы».
Хозяюшка: Эй, ребята, хватайте его! Ловите!
Поскорее мешок держите!
(Потасовка с мешком).
Давайте развяжем мешок да посмотрим, что в нем? (открывает мешок).
Что-то он пуст. Что же ты, Мешок, хочешь?
Мешок:Загадки ваши услышал и за отгадками к вам пришел.
Дети загадывают загадки, Хозяюшка складывает отгадки в мешок.
Ребенок: Черная, на длинной ручке, с загнутым носом, всегда мешает угли в печи. (кочерга).
Хозяюшка: Ах, так это черный конь,
Что скачет в огонь!
Берет кочергу и кладет в мешок.
Ребенок: Толстый пузатый
Стоит и пыхтит (самовар)
Хозяюшка: а я знаю, что это:
Сверху – дыра,
Снизу - дыра,
А посредине – огонь да вода!
Кладет игрушечный самовар в мешок.
Ребенок: Стоит на деревянных ногах, всю комнату занял (ткацкий станок)
Ребенок: У нее рот и нога, она совсем слепая, во рту всегда суп. Проглотить не может, а в другой рот выливает (ложка)
Хозяюшка: Что за урод –
Нога да рот.
Ничего не вижу,
Ртом таскаю жижу.
Сама не глотаю, а выливаю.
Кладет ложку в мешок.
Ребенок: Никогда не ленятся:
И ночь работают,
И день работают.(часы)
Хозяюшка: Вот они, что ходят ночь
И ходят день, не зная,
Что такое лень.
Кладет часы в мешок.
Ребенок: Ах, какая старая бабушка!
Вся белая-белая.
На улице лето – на нее и внимания не обращают.
А зима придет, так и липнут к ней (печь)
Хозяюшка: Мать толста,
Дочь красна,
Сын – сокол
Под небеса ушел.
Хозяюшка подходит к печи, гладит ее. Потом обращается к мешку:
-Не могу я тебе, Мешок печь отдать. А вместо нее вот тебе, дорогой мой, горяченький пирожок.
Достает из печки пирожок, отдаетМешку.
Мешок кивает - «благодарит», потом раскачивается из стороны в сторону.
Хозяюшка: Что же он хочет сказать? (наклоняется к Мешку, слушает его). Повеселить ребят хочет пляской.
Мешок исполняет танец. Дети пляшут вместе с Мешком.
Хозяюшка приглашает всех к столу, предлагает откушать горячих пирожка.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №6 «СОЛНЫШКО» Г.П. ВВЕРБИЛКИ.
Конспект занятия
« Покров»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Проскурякова Н.А.
Содержание: рассказ воспитателя о празднике – Покрове, народных приметах и об обычаях с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель».
Занятие проводится в мини – музее «избе». Воспитатель рассказывает детям о народных приметах, связанных с праздником Покрова:
Покров – первое зазимье.
На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка.
Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, а если с севера – к холодной.
Чини избу до Покрова – не то не будет тепла.
Воспитатель: С Покрова крестьяне начинают конопатить свои избы (объясняет смысл слова «конопатить»), затыкают окна, приговаривая при этом : «Захвати тепло до Покрова», то есть почини избу, «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а меня добром».
В этот день в первый день топят печки. Пекут блины, это называется «запекать углы».
Проводится русская народная игра «В углы».
Четверо играющих стоят по углам, а один – в центре. По сигналу: « Угол на угол! КУ-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто остался в центре, - проигравший. Выбрав себе замену – (любого из играющих), он выбывает из игры.
образовательная: дать общее представление о содержании и объёме понятия «детский фольклор», о его классификации, основных жанрах, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.
развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории.
воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план кружка
Перспективный план кружка по ручному труду...
перспективный план кружка
программа дополнительного образования детей кружок "Мой мир"...
Перспективный план кружка "Чудесный песок"
В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...
Перспективный план кружка "Маленький художник"
Технология работы по ознакомлению детей старшего возраста с живописью....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа фольклорного кружка «Посиделки»
Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурных ценностей, богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к на...
«Организация кружковой работы как форма приобщения детей подготовительной к школе группы к русской культуре (на примере деятельности фольклорного кружка «Посиделки у Алёнки»)»
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»....
План-конспект "Посиделки - Семейные традиции"
Статья содержит план-конспект мероприятия, посвященному семейным традициям. С детьти делаем вывод о том, что семейные традиции подготовки к новому году можно перенести и в группу детского сада....