Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".
презентация по теме
Развитие речи через воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_cherez_voobrazhenie_master-klass_s_pedagogami.doc | 122 КБ |
prezentaciya_k_master-klass.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Развитие речи через воображение»
Уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию мастер-класс
по теме: «Развитие речи через воображение».
Теоретическая часть:
На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществить элементарное словесное (сочинение сказок, стихов, историй) и художественное (рисунки) творчество.
Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения, ведут к его отставанию, обеднению.
Существуют три группы факторов, доказывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием.
Во – первых, само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развитие его воображения.
Во - вторых, задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения.
В – третьих, не только появление речи, но и важные его моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.
Речь освобождает ребенка от его непосредственных впечатлений, дает возможность представить себе предмет, которого он не видел. Речь может участвовать в процессах наглядного моделирования, построения модельного отображения действительности и выражать уже сложившиеся модельные представления. Содержащаяся в рассказе пространственная терминология вначале направляет и корректирует построение наглядной модели пространственной ситуации, а затем служит выражением сложившихся модельных представлений о пространственных взаимоотношениях предметов. Специфическая форма опосредования мыслительной деятельности дошкольников – наглядное моделирование. Оно выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении самых разных задач. Развитие наглядного моделирования включает в себя овладение действиями замещения, построение модели и ее использование для решения задач. Овладение указанными действиями происходит в процессе перехода от построения и применения внешних материальных моделей к функционально эквивалентным им модельным представлением.
Первоначально детям следует освоить действие замечания: научиться использовать различные заместители предметов. На этом этапе решается двоичная задача: с одной стороны, задания на замещение развивают умение использовать «опредмечивающий» образ, а с другой – эти задания создают основу для перехода к действиям моделирования.
Затем дошкольники могут перейти к двигательному моделированию, придумывая и разыгрывая все действия с заместителями самостоятельно.
После этого намечается переход к использованию предметной наглядной модели. Теперь детям необходимо по заданной взрослым пространственной модели – плану придумать и рассказать собственную историю. При этом модель должна организовать и направлять их фантазию, помогая создавать сюжетно организованные произведения.
Далее дети могут научиться самостоятельно, выражать свой замысел в виде модели, т.е. составлять сначала наглядный план своего сочинения, а затем, пользуясь таким планом, сочинять полное произведение. Освоив эту деятельность, они смогут составлять подобный план в уме.
Для повышения уровня произвольности воображения целесообразно организовать специальное общение детей по построению и использованию моделей как для последовательного и осмысленного пересказа художественного произведения, так и для сочинения собственных историй.
В работе с детьми удобнее всего использовать сказки.
Сказка - один из наиболее доступных для дошкольников жанров детской художественной литературы. Она отличается четкой структурной организацией.
Итак, давайте, уважаемые коллеги, попробуем вместе с вами определить цель (коллективная постановка цели)
Цель работы с дошкольниками :
Обучить детей построению и использованию моделей для пересказа художественного произведения и для сочинения собственных историй.
Данная цель предполагает 4 этапа:
1.Введение «опредмечивающего» образа на материале овладения действиями замещения (2 младшая группа);
2.Двигательное моделирование (средняя группа);
3.Использование готовой модели при пересказе сказки (старшая группа);
4.Использование готовой предметной модели при создании собственных произведений, самостоятельное построение детьми модели собственного сочинения.
Отнесение того или иного этапа к определенной возрастной группе достаточно условно, т.к. зависит от уровня развития конкретных детей.
На первом этапе обучения основная задача – развитие у детей принятия замещения персонажей сказки и отдельных предметов: подбор заместителей по определенному признаку.
Практическая часть:
Для отработки умения выбора заместителей предлагаю вам, уважаемые коллеги, использовать дидактическую игру: «Какая это игрушка?».
В этой игре может участвовать вся группа, но лучше ее проводить по подгруппам из 7-10 человек.
Цель: научить придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.
Материал: набор из 6-10 карточек, на каждой нарисована одна фигурка, представляющая собой схематическое изображение нескольких предметов.
Ход игры:
Предлагаю вам, глядя на картинку, придумать, на какую игрушку (предмет) похожа изображенная на ней фигурка. И так каждую следующую картинку. Ответы не должны повторяться, вы имеете возможность предложить свои варианты ответов (приложение 1, рисунки 1-2).
После того, как отработали умение пользоваться заместителями, можно перейти к построению и использованию моделей для пересказа художественных произведений. Для этого удобнее всего использовать сказки. На начальном этапе работы лучше всего предлагать детям такие сказки как «Репка», «Теремок», «Три медведя».
Следующее задание:
Сейчас предлагаю вспомнить сказку «Репка», после чего вам необходимо подобрать вырезанные из цветной бумаги заместители персонажей данной сказки. Форму, цвет и размер заместителей вы выбираете в соответствии с сюжетной линией (приложение 2, рисунок 2).
Коррекционно-развивающее занятие в младшей группе В.Л. Шарохина №3 стр.17
Психолог:
|
| ||
Прикрепляется изображение репки к фланелеграфу. | |||
|
| ||
Прикрепляется изображение деда к фланелеграфу. | |||
пребольшая. Какая репка выросла? |
| ||
Психолог и педагоги показывают руками размер репки. | |||
земли. А кого он позвал себе на помощь? |
Жучку, кошку, а помогла вытянуть репку маленькая мышка. | ||
Педагоги называют персонажей сказки, психолог прикрепляет их изображения к фланелеграфу. | |||
| |||
Психолог показывает указкой на изображения героев, считает, педагоги хором повторяют. | |||
|
| ||
Психолог прикрепляет большой желтый круг к фланелеграфу под изображением репки. Педагоги берут из тарелочки круг, кладут на стол. | |||
|
| ||
Психолог прикрепляет большой синий квадрат к фланелеграфу. | |||
|
| ||
Аналогичная работа проводится с остальными квадратами. | |||
| |||
Психолог просит педагогов сравнить полученный ряд с образцом. Син. Жел.т.лт. Зел. Кр. жежеСер. Черн.. Кор. | |||
| |||
Педагоги при помощи психолога считают фигуры. | |||
| |||
Педагоги складывают фигуры. |
Рефлексия
Насколько удачен был предложенный опыт работы?
Можно ли использовать такие приемы для развития речи с опорой на воображение?
Приложение 1
Рис. 1 Карточки для игры, «Какая это игрушка?»
|
| |
|
|
Рис. 2 Картинки для игры, «Какая это игрушка?»
Приложение 2
Рис. 1
По сюжету русской народной сказки «Три медведя».
Плакат с изображением трех прямоугольников коричневого цвета.
Рис. 2
По сюжету русской народной сказки «Репка».
Плоскостные изображения (репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка).
Наборы геометрических фигур(круг, шесть квадратов разной величины).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развитие его воображения не только появление речи, но и важные его моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения ФАКТОРЫ
Цель работы с дошкольниками: Обучить детей построению и использованию моделей для пересказа художественного произведения и для сочинения собственных историй. Данная цель предполагает 4 этапа: 1.Введение « опредмечивающего » образа на материале овладения действиями замещения (2 младшая группа); 2.Двигательное моделирование (средняя группа); 3.Использование готовой модели при пересказе сказки (старшая группа); 4.Использование готовой предметной модели при создании собственных произведений, самостоятельное построение детьми модели собственного сочинения.
Практическая часть: Использование « опредмечивающего » образа на материале овладения действиями замещения (2 младшая группа ). По сюжету русской народной сказки «Репка».
Насколько удачен был предложенный опыт работы? Можно ли использовать такие приемы для развития речи в работе с детьми с опорой на воображение? РЕФЛЕКСИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад – презентация к педагогическому совету на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »
Доклад – презентация к педагогическому совету на тему: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ВООБРАЖЕНИЕ »Данный материал раскрывает понятия:1.воображение, ...
Сообщение на тему:" Развитие речи через воображение "
В сообщение говориться о том,как можно развивать воображение детей через образы,как помочь ребёнку запоминать и воспроизводить материал....
Всеобуч для родителей "Развитие речи через воображение"
Слово как глубокий колодец - источник. А из него можно зачерпнуть воды чуть-чуть, можно - побольше: целое ведро, можно много ведер достать, и все равно не вычерпать.Вот и мы с вами должны понимать сам...
Мастер – класс для старших дошкольников «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»
Мастер – класс для старших дошкольников «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»...
Мастер-класс с родителями по развитию речи через подвижные игры (средняя группа)
Мастер-класс с родителями...
Мастер-класс для родителей по развитию речи через подвижные игры
Мастер-класс для родителей по развитию речи через подвижные игры...
Мастер- класс для педагогов: "Развитие речи через сенсомоторные игры и упражнения"
Цель мастер-класса: Поделиться опытом и наработками по использованию сенсорных игр, упражнений для развития речи детей разных возрастов (ранний, младший)...