Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая группа)

Овсянникова Марина Владимировна

В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта 

Петрова Светлана Анатольевна, D:\фото\Фото с работы\Загрузки (посмотреть)\DSC_0352.png

учитель-дефектолог,

svetinson@mail.ru 

Овсянникова Марина Владимировна,

воспитатель,

Обозина Ольга Николаевна,

воспитатель

divia18@mail.ru 

Муниципального автономного

дошкольного образовательного

учреждения № 20 «Елочка»

города Дубны Московской области

http://dou20.uni-dubna.ru 

В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Ключевые слова: дети со сложной структурой дефекта, взаимодействие, коррекционно-развивающая работа.

В настоящее время число детей с особенностями развития не только не снизилось, но значительно возросло по сравнению с недавним прошлым. Все больше детей имеют задержку психического либо психо-речевого развития, системное недоразвитие речи различной степени тяжести, большое число детей имеют расстройства аутистического спектра, все так же специалисты сталкиваются с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Таких детей коррекционная педагогика относит к детям с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети обучаются по адаптированным программам дошкольного образования, которые предусматривают решение задач обучения и воспитания силами различных специалистов помимо воспитателей, в частности силами учителя-дефектолога.

Эффективность и продуктивность работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности с детьми со сложной структурой дефекта, напрямую зависят от слаженного взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей. Объем, качество решения коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач вытекает из четкой целенаправленной работы всех специалистов, работающих с воспитанниками. Учитель-дефектолог проводит поэтапную, последовательную работу над развитием речи детей, развитием и коррекцией их высших психических функций, а воспитатели на своих занятиях и в повседневной жизни отрабатывают и закрепляют эти знания, умения и навыки.

Началом любой работы с детьми является всестороннее изучение каждого воспитанника: знакомство с документами, медицинскими заключениями, имеющимися характеристиками, беседа с родителями, сбор анамнестических данных, проведение диагностического обследования, заполнение речевых карт, карт обследования дефектологом, диагностическое обследование воспитателями. На основе полученных данных для каждого ребенка составляется образовательный маршрут, где прописываются цели и задачи коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной работы. Маршруты детей так же обсуждаются педагогами группы. Учитель-дефектолог намечает, а затем согласует с воспитателями лексические темы на учебный год в соответствии с календарем.

Работая с детьми с ОВЗ, воспитатели, помимо образовательных задач, решают задачи коррекционно-развивающие. Первостепенно важными при изучении каждой темы являются 7 упражнения на развитие различных видов мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, моторных функций. Работа воспитателей по развитию речи обычно предшествует логопедической работе, которую ведет учитель-дефектолог. Воспитатели готовят базу для формирования речевых умений, расширяют пассивный словарь детей. Особое внимание при этом уделяется учету индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Важным условием продуктивного взаимодействия специалистов является система деятельности, единообразие подходов в работе с детьми, единство требований, форм и методов, комплексность и многообразие средств коррекционно-развивающего воздействия. В то же время, важными условиями нормального развития ребенка являются состояние его здоровья (биологический фактор развития), благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития) и активность (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная) самого ребенка. Все эти три условия мы, по мере возможностей, и стараемся обеспечить. Учитывая эти условия, мы выстроили свою систему взаимодействия.

Создание условий для укрепления здоровья воспитанников

Воспитатели

Учитель-дефектолог

Соблюдение режимных моментов

Прогулки, организация игр

Применение здоровьесберегающих технологий

Оформление уголка здоровья

Подготовка и проведение родительских собраний

Участие, помощь в соблюдении режимных моментов

Регулярное участие в прогулках, организация игр

Применение здоровьесберегающих технологий

Подготовка и проведение родительских собраний

Создание благоприятной социально-педагогической развивающей среды

Воспитатели

Учитель-дефектолог

Создание специально организованного предметно-игрового пространства Оформление информационного стенда для родителей

Проведение консультаций для родителей

Ежедневные обсуждения достижений и неудач каждого ребенка между коллегами, корректировка задач

Подбор дидактических игр, материалов, наглядных пособий для осуществления эмоционального, познавательного и коммуникативного развития

Проведение консультаций для родителей Ежедневные обсуждения достижений и неудач каждого ребенка между коллегами, корректировка задач

Создание условий для активности детей

Воспитатели

Учитель-дефектолог

Работа в соответствии с лексическими темами

Отработка речевого материала по заданию учителя-дефектолога Проведение индивидуальных занятий и занятий малыми подгруппами Подготовка и проведение интегрированных занятий

Организация игр, занятий

Подготовка и проведение утренников, организация досуговой деятельности Участие с детьми в конкурсах, викторинах, фестивалях

Организация подвижных игр на свежем воздухе

Ведение тетради взаимодействия Выполнение заданий учителя-дефектолога во второй половине дня Проведение консультаций для родителей

Планирование лексических тем

Подготовка речевого материала, словарной работы по каждой теме, подбор физкультминуток

Проведение индивидуальных занятий и занятий малыми подгруппами

Подготовка и проведение интегрированных занятий

Организация игр, занятий

Участие в подготовке и проведении утренников, организации досуговой деятельности

Участие с детьми в конкурсах, викторинах, фестивалях

Организация подвижных игр на свежем воздухе, физкультминуток, дидактических игр, логоритмических заданий

Ведение тетради взаимодействия

Подбор индивидуальных заданий на вторую половину дня

Подготовка заданий на выходные дни Проведение консультаций для родителей

Список литературы 1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – 2- е изд., перераб. и доп. – СПб.: КАРО, 2009. – 272 с. 2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. – М.:, Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28

 В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для  детейсо сложной структурой дефекта....

«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».

Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...

Дидактический материал используемый в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности....

Презентация дидактического материала используемого в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности.Анализ ...

Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".

Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....