ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Педагогические условия реализации модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды ДОУ»
методическая разработка по теме
На фоне изменений, происходящих в современном обществе (феминизация мужчин и омужествление женщин) меняются внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми, мы отметили, что дети в процессе взаимодействия друг с другом как представители разных полов демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Например, девочки лишены скромности, нежности, терпения; мальчики же, наоборот, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.
В процессе гендерной социализации личности одним из условий является значение среды: чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит свободное и творческое саморазвитие. То есть развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
Под развивающей образовательной средой мы понимаем предметно-пространственное окружение, способное обеспечить социокультурное становление ребенка, посредством данной предметно-пространственной среды ребенок обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т. д., соответствующим понятиям «мужское» и «женское».
Новизна проекта заключается в том, что формирование, осознание и принятие ребенком своей половой принадлежности происходит не только во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, но и в процессе «проживания» в организованном жизненном пространстве группы ДОУ, способного обеспечить социокультурное становление дошкольника.
Таким образом, практическая и социальная значимость организации предметно-пространственной среды, которая будет ориентирована на гендерное самосознание детей старшего дошкольного возраста, заключается в необходимости формирования начал личности дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovacionnyy_proekt_zagitova.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль
инновационных проектов педагогов образовательных учреждений Ленинского района города Челябинска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 125 г. Челябинска
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Педагогические условия
реализации модели гендерно-сбалансированной
предметно-пространственной среды ДОУ»
Разработчик:
воспитатель МДОУ № 125
Загитова Д.Г.
Содержание
- Тема проекта.
- Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.
- Цель и задачи проекта.
- Соответствие проекта направлениям государственной политики в области образования.
- Срок реализации проекта.
План реализации.
- Предполагаемые результаты реализации проекта.
- Востребованность результатов реализации проекта.
- Опыт работы по предложенному направлению.
- Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.
- Наличие эффективных механизмов распространения результатов проекта.
- Приложения:
- Опыт работы: «Полоролевое воспитание детей среднего дошкольного возраста».
- Сценарий мастер-класса: «Использование моделей в организации сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей детей».
- Конспекты занятий.
- Тема проекта: «Педагогические условия реализации модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды ДОУ»
- Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.
На фоне изменений, происходящих в современном обществе (феминизация мужчин и омужествление женщин) меняются внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми, мы отметили, что дети в процессе взаимодействия друг с другом как представители разных полов демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Например, девочки лишены скромности, нежности, терпения; мальчики же, наоборот, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Все это позволяет сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников.
В процессе гендерной социализации личности одним из условий является значение среды: чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно проходит свободное и творческое саморазвитие. То есть развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
Под развивающей образовательной средой мы понимаем предметно-пространственное окружение, способное обеспечить социокультурное становление ребенка, посредством данной предметно-пространственной среды ребенок обучается моделям поведения в обществе, ценностям и т. д., соответствующим понятиям «мужское» и «женское».
Новизна проекта заключается в том, что формирование, осознание и принятие ребенком своей половой принадлежности происходит не только во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, но и в процессе «проживания» в организованном жизненном пространстве группы ДОУ, способного обеспечить социокультурное становление дошкольника.
Таким образом, практическая и социальная значимость организации предметно-пространственной среды, которая будет ориентирована на гендерное самосознание детей старшего дошкольного возраста, заключается в необходимости формирования начал личности дошкольника.
- Цели и задачи проекта.
Цель проекта: создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей гендерную социализацию детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создать предметно-пространственную среду, обеспечивающую возможность личности мальчика/девочки обучаться моделям поведения в обществе, соответствующим понятиям «мужское» и «женское».
- Повысить гендерную компетентность и профессиональную грамотность педагогов в создании гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды.
- Информировать родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика/девочки.
4. Соответствие проекта направлениям государственной политики в области образования.
Проект соответствует федеральным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Социализация», которая направлена на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующей задачи: формирование гендерной принадлежности.
5. Срок реализации проекта: 2010 – 2013 гг.
I этап – информативно-аналитический (2010 – 2011 уч. год).
II этап – формирующий (2011 – 2012 уч. год).
III этап – заключительный (2012 – 2013 уч. год).
6. План реализации проекта.
№ | Основные направления деятельности | сроки | ответст-венные |
I этап |
| 2010-2011 | воспитатель группы, старший воспитатель |
II этап |
| 2011-2012 | воспитатель группы, старший воспитатель |
IIIэтап |
| 2012-2013 | зам. зав. по ВМР, воспитатель группы, старший воспитатель |
7. Предполагаемые результаты реализации проекта.
- Наличие гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды ДОУ.
- Организация эффективного образовательного процесса в условиях гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды .
- Самостоятельность и активность детей в процессе «проживания» в данной среде.
- Увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению.
- Получение позитивных количественных и качественных результатов внедрения модели гендерно-сбалансированной среды.
- Издание сборника методических материалов по реализации модели.
8. Востребованность результатов реализации проекта.
Результаты и рекомендации могут быть использованы для подготовки студентов педагогических колледжей и профессиональной переподготовки педагогов ДОУ.
9. Опыт работы по предложенному направлению.
Материалы опыта работы поданному направлению был представлен:
- на районном и городском конкурсах профессионального мастерства «Педагог III тысячелетия» (2010 год);
- на районной методической неделе (2009-2010 гг.);
- на сайте ЧИППКРО в виде презентации.
10. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов:
- издание сборника методических материалов по реализации модели гендерно-сбалансированной предметно-пространственной среды ДОУ;
- рекомендации для педагогов ДОУ и родителей воспитанников по гендерному подходу к воспитанию детей дошкольного возраста.
11. Наличие эффективных механизмов распространения результатов проекта.
- Сборник методических материалов для участия в научно-практических семинарах и конференциях по указанной теме проекта.
- Статья на сайте ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС
Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей сре...
Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса
выступление на тему: «Предметная пространственно-развивающая среда как условие реализации педагогического процесса» на региональном семинаре «Инновационные подходы к организации предметно-развив...
"Предметно-пространственная развивающая среда в средней группе "Пчёлки" в условиях реализации ФГОС ДО"
Вашему вниманию представлен хороший пример организации предметно-пространственной среды в группе детского сада...
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС в условиях реализации основной общеобразовательной программы
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволи...
«Организация предметно-пространственной развивающей среды, образовательной области «Познание» (РМП), в условиях реализации ФГОС».
При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. Каждый э...
«Организация предметно-пространственной мотивирующей среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС». План выступления на педсовете Злобиной У. Б
2-3 слайды ППР среда по ФГОС.Согласно п.3.3.4. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:1. Содержательно насыщенной:- предметы- заместители (неоформле...
Опыт работы на тему "Предметно - пространственная развивающая среда как необходимое условие реализации ФГОС ДО"
Предметно - пространственная развивающая среда - система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценног...