Из опыта работы с незрячими детьми
статья по коррекционной педагогике
Рассказывается об опыте работы с незрячими детьми и их родителями в условиях ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_nezryachimi_detmi.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы с незрячими детьми.
Основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.
Для ребенка с ОВЗ, как правило, имеющего ограничения контактов с миром, важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать более активными, независимым и приспособленным в реальной каждодневной жизни.
При появлении в семье ребенка с ОВЗ родители испытывают шок и долго пребывают в состоянии отчаяния и неопределенности. Не все родители могут самостоятельно выйти из этого состояния. Очень хорошо, если в этот сложный для них момент ребенок окажется в садике. Нашим родителям очень важно, что их ребенок, как и все дети может посещать садик. С одной стороны они могут хоть ненадолго отвлечься от своей (проблемы, боли, состояния).
С другой стороны в садике создаются условия для того, чтобы помочь им выйти из этого состояния и понять, что не нужно «сидеть сложа руки» (т.е. только менять ребенку памперсы и кормить его ложечкой), а нужно помочь ребенку как говорит Выготский «войти в жизнь».
Так как группа разновозрастная родители могут воочию убедиться в том, что такие дети многое могут на примере старших ребят, и это является очень хорошим стимулом. Также они могут между собой пообщаться о своих проблемах и понять, что та проблема, которая стоит сейчас перед ними, преодолима и решаема.
Хочу рассказать о некоторых особенностях с которыми мы столкнулись работая с незрячими детьми:
- Сбитый режим. ( Так как дети не видят дня и ночи им все равно, когда спать) . Строгое соблюдение режима дня в садике способствует тому, что режим постепенно нормализуется.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Если первая проблема возникает сама по себе, то здесь зачастую родители сами являются источником этой проблемы, ведь намного проще и быстрее сделать все самим за ребенка. На протяжении всего времени посещения садика я помогаю детям стать самостоятельными и учу родителей учить этому детей. Все действия ,которым я должны научить воспитанников, я произвожу « рука в руке» и комментирую все, что делаем.
Так, например, захватив ложку рукой ребенка ,я говорю: «Зачерпываем(находим) суп, поднимаем ложку» одновременно проделывая это.
Проделываем это до тех пор, пока ребенок не запомнит это движение и не попытается сделать его сам. Когда приходит понимание того, что нужно ложку поднимать ко рту, появляется следующая проблема: Нужно обьяснить, как зачерпнуть еду ложкой. Дети привыкают слышать звук удара ложки по тарелке и считают, что этого достаточно, для того чтобы еда оказалась на ложке.( Когда от одного соприкосновения ложки с тарелкой оказывается недостаточно, они ударяют по тарелке несколько раз).
Также поэтапно я учу их раздеваться и одеваться, обязательно многократно демонстрируя родителям как именно это надо делать.
- Проблемы с речью. Ребенку, который воспринимает жизнь на слух, бывает сложно даже попросить что – либо, так как он получая желаемый предмет слышит: «На яблоко». Пытаясь попросить яблоко он, так и говорит «На яблоко».
В этом году пошел в первый класс ребенок, который пришел в садик в 4 года не говорящим ни слова. за время посещения садика он начинал понимать речь на бытовом уровне и произносить короткие фразы, применимые к конкретной ситуации: « чешки снимай», «носочки одевай», «дайте пожалуйста коляску».
- Из – за отсутствия зрения у воспитанников слабо проявляется интерес к окружающему пространству. я учу не бояться двигаться, стимулирую к тому, чтобы ребенок сам хотел двигаться. Зная какую игрушку он любит я издаю ей звук, или говорю: « Мячик лежит на ковре, ищи его». Встречаются дети, у которых нет страха перед окружающим пространством. Выпускник, двигаясь вперед всегда хлопал в ладоши и по звуку эха от стен определял есть ли перед ним препятствие.
В дошкольном возрасте нормально развивающийся ребенок активно накапливает знания и представления об окружающей жизни. Отсутствие зрения вызывает значительное уменьшение количества воспринимаемой ребенком информации. Множество предметов окружающего мира и их качеств недоступно познанию незрячего ребенка, в связи с этим его представления о них бедны, а порой и искажены. Например, на занятии дети знакомились с рыбой ее строением, а затем было дано задание покрыть картонный трафарет (на котором дети потрогали хвост, голову, плавники) чешуйками, сделанными из пластилиновых шариков путем нажатия и расплющивания их. Детям был показан образец выполнения задания и все с ним справились по мере своих сил. Но на мой заключительный вопрос: «Чем покрыта рыба?» довольно развитая девочка ответила: «Пластилином». Что смотивировало сотрудников сада приобрести живую рыбу. Дети смогли с познакомиться с рыбой и представления о ней стали реальными и полными.
Внутренний мир незрячего ребенка строится на основе впечатлений, полученных им через сохранные анализаторы, главный из которых – двигательный.
И.М.Сеченов говорил, что слепому рука заменяет глаз. Чтобы знания о предметах окружающего мира стали достоянием слепого ребенка, требуется (за исключением слуховых впечатлений) непосредственный контакт с этими объектами. Вам были продемонстрированы фотографии со дня космонавтики, где дети знакомились со щлемом космонавта, на участке они познакомились со снежными моделями кремля и башни Сиюмбике.
Задачей педагога, работающего с незрячими детьми является развитие всех анализаторов (слуха, обоняния, двигательной активности), накопление жизненных впечатлений и эмоций, пережитых в коллективе и своевременная поддержка возникающего интереса или вопроса.
Незрячие малыши интересуются звучащими игрушками, их привлекает все, что издает звук, и они сами пытаются из всех предметов извлекать звуки. Активно использую специальные «звучащие книги». Такие книги позволяют привлечь интерес к буквам, чтению. Многие ребята любят сами заниматься с книгой и волшебным карандашом. Здесь развивается самостоятельность, умение достигать желаемый результат путем поиска желаемой страницы с музыкой, ощупывая предыдущие странички.
За время существования группы мы поняли, что лучшего результата можно достичь используя взаимодействие воспитанников с родителями, так как родной человек ближе ребенку, а родителям проще привлекать ребенка к какой – либо деятельности под руководством специалистов.
Формы работы, которые имели успех:
-Совместная театрализованная деятельность
-Совместная игровая деятельность
-Спортивные праздники
Совместные изготовления поделок( иногда практикуем домашние задания так как на практике убедились, что вещь, сделанная вместе с мамой имеет большую ценность для ребенка. Так, например, бусы изготовленные дома с мамой из макарон ребенок не снимал целый месяц, переживал за их сохранность во время переодевания.)
-Демонстрация достижений ( показ комплекса зарядки, выученный детьми; театрализованная деятельность)
-Показ презентаций о жизни в группе, благодаря которым родители убеждаются в том, что дети многое могут, что им интересны и доступны вещи, которые на первый взгляд кажутся неприменимыми к таким детям. Стараясь показать воспитанникам все разнообразие жизни, мы расширяем границы их возможностей (миропонимания, мироощущения).Так мною проводились мероприятия, где дети готовили сами угощение для мам, знакомились с коньками, роликовыми коньками, лыжами, Все это заснятое на видео показывается потом родителям в виде презентаций и является ненавязчивым руководством к дальнейшим действиям родителей с детьми. Родителей воодушевляет увиденное и они сами затем с ребенком ходят кататься на коньках и лыжах , готовят простейшие блюда.
На проводимых мероприятиях стараюсь, создавать атмосферу непринужденности, чтобы родители не чувствовали себя обделенными, а радовались, как дети. Например, папам, пришедшим смотреть сказку « Муха – Цокотуха» было предложено сплести паутину для мухи. Они с энтузиазмом взялись за это дело, а затем с интересом и гордостью наблюдали за тем, как девочка, исполняющая роль мухи исследует созданное ими пространство. Если у родителей хорошее настроение , дети это чувствуют, оно передается и им, а значит создаются благоприятные условия для дальнейшего развития..
За время существования группы у нас сложились традиции проводить совместные мероприятия, на которых вновь пришедшие дети и их родители принимаются в наш дружный коллектив и подводя итоги работы мы приглашаем выпускников. . Родители выпускников рассказывают как складывается их дальнейшая жизнь в школе. Люди, которые знают о том, что их ждет дальше, чувствуют себя более уверенно.
В результате того, что ребенок начинает посещать детский сад, родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие такие же проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Ребенку ДОУ помогает развиваться в его темпе, становится реальной основная задача дошкольного образования – гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Основные принципы работы с незрячими детьми"
Одной из актуальных проблем развития и воспитания детей с тяжелой зрительной патологией(тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостотель...
Консультация из опыта работы" Разговор с детьми"
1)Как правильно знакомить детей с детской художественной литературой.2)Значение прочитанной литературы на поведение ребёнка.3)Поведение взрослых- пример для подражания....
Из опыта работы. Развлечение с детьми старшей группы (интеграция областей коммуникация, познание, социализация, художественная литература, музыка, труд, физическая культура) «День рождение Земли».
Цель: закреплять представление детей о нравственной ценности природы; ...
Статья из опыта работы "Общение с детьми посредством сказки"
В статье представлены нетрадиционные подходы к работе со сказками в ДОУ....
Представление опыта работы с одаренными детьми в образовательной области "Художественное творчество".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5308404","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]] [[{"type":"media","view_mode":...
Из опыта работы с гиперактивными детьми.
Из опыта работы для облегчения поиска удачных приёмов воспитания....