консультация для воспитателей
материал (старшая группа) по теме

 


 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

 

Тема: «Группа ДОУ глазами современных дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_1.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 3 «Светлячок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Тема: «Группа ДОУ глазами современных дошкольников»

Воспитатель: Скокова В.В.

г.Обь 2011

Группа дошкольного учреждения для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько компактно организована предметно-игровая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребёнка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Современные исследователи (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина и др.) подчеркивают необходимость создания условий для осуществления личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-игровой среде ДОУ. Внимание к личности каждого дошкольника, поддержание его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья – важнейшие задачи современной педагогики.

При построении предметно-игровой среды групп ДОУ педагогами учитываются разные факторы: возраст и пол детей, их потребности, интересы, требования программы обучения и воспитания, методические разработки, нормы СанПиН и многое другое. Необходимо отметить, что зачастую не принимается во внимание тот факт, что современные дети существенно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских сада 10-20 лет назад. У них иные психологические и даже физиологические особенности, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Однако предметно-игровая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но обстановка, подход к организации среды остается тем же.

Учет индивидуальных особенностей детей, их потребностей, интересов, а также специфики игровой деятельности – важнейшее условия создания благоприятной предметно-игровой среды современной группы ДОУ, оказывающей существенное влияние на процессы развития, воспитания и социализации дошкольников.

Первым этапом в рамках экспериментальной деятельности в течении 2009/2010 учебного года стало изучение индивидуальных интересов, потребностей детей, их предпочтений в предметно-игровой среде групп детского сада с целью создания в последующем наиболее благоприятных условий для их воспитания и развития. Сотрудниками дошкольного учреждения были разработаны и проведены беседы, наблюдения, экспериментальные ситуации, игры с детьми.

Беседы с дошкольниками среднего и старшего возраста показали, что большинство детей хотят что-либо изменить в обстановке группы (по степени значимости):

  1. поменять или разнообразить игрушки;
  2. обновить интерьер (изменить цвет стен, добавить декоративные элементы и пр.);
  3. поменять мебель (на более красивую, удобную, и пр.).

Дошкольники назвали любимые места в группе, в том числе ковер как место для игр, игровую зону, спальню, раздевалку.

Любимые детьми игры в обобщенном виде по степени значимости можно представить следующим образом: сюжетно-ролевые (прослеживается гендерный аспект), конструктивные, настольно-печатные и подвижные. Например, были перечислены: «Дочки-матери», «Салон красоты», «Игры в летчиков и космонавтов», «В машинки» и д.р.

В ходе экспериментальной деятельности дошкольникам предлагались игровые ситуации, одна из которых состоялась в следующем: «помоги волшебнику создать лучшую группу детского сада для таких же, как ты, детей». Главная цель заключалась в выявлении предпочтений воспитанников, которые с удовольствием откликались, активно высказывали самые разные предложения.

Анализ результатов позволил сделать выводы о том, что группа, по мнению воспитанников, должна соответствовать определенным (по степени значимости) показателям.

Во-первых, она должна быть современной, технологичной. В ней все должно быть автоматическим, например, автоматы с мороженным и горячим шоколадом. Обязательно нежен телефон, чтобы звонить маме, папе, бабушке. Детям хотелось бы иметь необычные игрушки: радиоуправляемые машины, игровые автоматы. Современные дошкольники хотят иметь в группе кинотеатр или хотя бы телевизор для просмотра мультфильмов, компьютер и видеокамеру.

Во-вторых, группа должна быть красивой. Для этого необходимо повесить картину или же сделать выставку картин и статуэток. Девочки хотят видеть большое зеркало. В группе обязательно должны быть красивые обои на стенах и шкафчиках, столы с нарисованными узорами и узорчатые полки.

В-третьих, группа должна быть частью природы. Под этим понимается наличие в помещении множества растений, цветов и даже деревьев. Дети хотели бы поставить большой аквариум и завести в группе кролика.

В-четвёртых, дошкольники отмечают важность комфорта. В группе должен быть вентилятор, мягкие кресла. Некоторым детям мешают двери в спальню, они хотят свободно передвигаться туда обратно. Им нужны шкафчики, чтобы убирать одежду и уголок отдыха.

В-пятых, в группе, по мнению детей, должно быть место, оборудованное для физической активности. Они хотели бы иметь футбольный зал, бассейн с трамплином, уголок с качелями, горками, каруселями, спортивный уголок.

Дошкольники также отметили, что группа должна быть пригодной для познавательной деятельности. Для этого нужны разнообразные книжки, которые ещё никто не читал, большая карта мира, а также полезные игрушки.

Для сюжетно-ролевых игр в группе понадобятся следующие игрушки: машинки, куклы, кроватки, домики для кукол, наборы «доктор», «парикмахерская» и пр.

Детям важно чтобы в детском саду можно было заниматься разными видами творчества. Они хотят играть на гитаре или пианино.

И последнее, что отметили дошкольники – это специально оборудованные места для активного общения. Например, можно составить несколько столов, чтобы сидеть за ними компанией.

В основном дети называли то, чтобы они хотели увидеть в группе, и то, чего им, как правило, не хватает в обстановке. Анализ результатов показал, что для девочек в большой степени имеет значение эстетическая составляющая группы, её комфортабельность, приспособленность для сюжетных игр, а для мальчиков – современность, технологичность, приспособленность для физической активности. Многие дети считают, что обстановка должна быть похожа на домашнюю – с техникой, красивой мебелью и игрушками. Некоторые говорили о том, что материал для изготовления мебели и игрушек должен быть качественным и красивым.

С целью определения направленности специфики игровой деятельности дошкольников, а именно их интересов, предпочтений, места игры в педагогическом процессе детского сада, был также проведён хронометраж игровой деятельности в течение дня. Выяснилось, что ига, к сожалению, занимает скромное место в режиме современного детского сада. Так, из 7-9 часов проводимых ребёнком в ДОУ, он тратит на игру всего от 55 минут до 2 часов. Остальное время отводится для занятий с воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-психологом, часть времени занимают изодеятельности, прогулка, приём пищи Ипр.

Игровые предпочтения мальчиков и девочек этого возраста связаны с разнообразными конструкторами, настольно-печатными и дидактическими играми. Девочек больше интересуют театрализованные, а также сюжетно-ролевые игры, такие, как «Ресторан», «Магазин», «Семья», «Доктор». Мальчики часто сосредоточены на сюжетных и режиссерских играх с военной техникой и игрушками трансформирами. Для всех дошкольников характерно проявление положительных эмоций и активности в процессе игровой деятельности, но мальчишкам свойственно выражение ярких и непродолжительных негативных эмоций, таких как раздражение, агрессивность, импульсивность и др.

При построении предметно-игровой среды групп необходимо учитывать вышеизложенные факторы, таким образом, чтобы не противоречить успешному осуществлению педагогического процесса, создавая при этом комфортные условия для жизнедеятельности современных дошкольников. Например, при оборудовании столовой стоит использовать элементы современного кафе, при оформлении группа – декоративные элементы. Можно разрешать приносить из дома любимые предметы, которые не причинят вреда ребёнку и окружающим. При подборе игрушек и других материалов важно принимать во внимание реалии современности.

Учет индивидуальных интересов и предпочтений детей позволит построить предметно-игровую среду, максимально комфортную для развития дошкольников, их успешной социализации, а также поможет избежать ряда трудностей в воспитании, связанных с эмоциональными расстройствами, психологическим неблагополучием, возникающими в условиях нецелесообразно созданного пространства группы ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...