Зимние святки и русские народные подвижные игры
материал по теме

Познавательная информация о зимних святках. Святочные праздники. Русские народные подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_svyatki_i_russkie_narodnye_podvizhnye_igry.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЗИМНИЕ СВЯТКИ

Многие русские народные праздники сопровождаются напоминающими театральное представление действиями, зачастую необычными и непонятными. Почему люди из года в год, из века в век в определённые дни словно исполняют хорошо заученные роли? Навряд ли на эти и подобные вопросы смогут ответить все. Большинство, наверное, скажет, что так, мол принято, такова традиция.

Верно. Такова традиция. И корни её уходят во времена седой старины, во времена языческие.

Шло время. Вместе с развитием человека развивались и его религиозные представления. В единое целое слились языческие праздники и христианские, приспособившись к народному быту. Череда праздников и памятных дат стала для крестьян удобной системой времяисчисления.

Самым веселым праздником были Святки. Святочная неделя приходилась на морозную зимнюю пору, проходила с 07 по 19 января. По сути это был не один праздник, а несколько.

Рождество христово – 07 января, Новый год, приходившийся на Васильев день – 14 января и Крещение – 19 января.

Святки – это от слова "святой".

Святки – яркий пример того, как не только уживаются, но и переплетаются, сливаются воедино христианские и языческие праздники с их обрядами и традициями.

Первый святочный праздник – Рождество.

Началу праздника предшествовал сорокодневный Рождественский пост, во время которого не только нельзя было "вкушать скоромную пищу", но возбранялось всякое увеселение. Поэтому можно представить, насколько долгожданным был первый вечер перед Рождеством.

Канун Рождества называется сочельником, потому что в этот день "до первой звезды" следовало соблюдать пост особенно строго, не есть ничего, кроме сочива – размоченных в воде хлебных зёрен с мёдом.

Вечером все отправлялись в церковь – на всенощную, во время которой народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был Рождественский фонарь – символ Вифлеемской звезды, указавшей в день рождения младенца Христа волхвам путь к нему. Вернувшись из церкви домой, всей семьёй садились за стол.

После трапезы молодёжь отправлялась колядовать. Ходили от дома к дому и пели поздравительные песни-колядки, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания богатства, урожая, многодетности и т.д.

Пришла коляда,

Накануне Рождества!

Уж бы дядя доброход!

Выдай денег на проход!

Выдашь – не выдашь,

Будем ждать,

У ворот стоять!

Золотая голова

Шёлкова борода!

Ты подай пирожка,

Ради праздника Христова

Пирожка-то хоть пресного

Хоть кисленького,

Да пшеничненького!

Отрежь потолще,

Подай побольше!

К этому празднику пекли специальное угощение – печенье-"козули". Хозяева одаривали печеньем, конфетами, деньгами. Если хозяева жадничали или ничего не давали, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами:

Не дашь пирога-

Мы корову за рога.

Не дашь кваску-

Мы свинью за виску.

Не дашь блинка-

Мы хозяина в пинка.

Всё, что давали хозяева, колядовщики собирали в мешок, а потом коллективно поедали.

За время Святок колядовали трижды: в Рождественский сочельник, под Новый год, в Васильев день и в Крещенский сочельник.

Зачастую вместе с колядовщиками ходили ряженые. Ребята, девчата и взрослые стремились нарядиться так, чтобы не быть узнанными: лица мазали сажей, надевали маски. Чаще всего переодевались в животных – медведя, козу, быка, коня и т.д.

Ряженые без приглашения с шумом, гамом врывались в дома, внося в них оживление и веселье. Разыгрывались различные сценки, потешавшие зрителей, которые нередко сами становились участниками действа.

После бурной рождественской ночи с колядованием, играми ряженых, ритуальным смехом и весельем – обрядами языческими – наступало мирное утро, приносящее с собой спокойные и возвышенные обряды христианские.

Церковное духовенство спешило обойти крестьянские дворы, чтобы поздравить хозяев с Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Впереди процесса несли Рождественский фонарь.

Вслед за священниками дети и подростки также ходили из дома в дом славить Христа. В каждой группе кто-нибудь из ребят нес на длинном шесте звезду, сделанную из фольги или цветной бумаги, символизирующую Вифлеемскую звезду.

Войдя в избу, дети сначала исполняли тропарь, а затем начинали посыпать всё вокруг и людей зерном, что воспринималось как пожелание богатства в наступающем году.

Второй праздник Святок – Новый год, или Васильев день.

Его справляли по старому календарю – 14 января. Празднование Нового года начиналось уже накануне вечером. Молодёжь ходила колядовать. Но новогоднее колядование несколько отличалось от рождественского. У песен был иной припев: овсень. Название это идет от слова "овсень". Это слово связано с древним названием у русских людей января – "просинец", что значит "светлеющий".

Мы ходили, подходили по проулочкам,

Эй, Овсеня, эй, овсень!

Мы искали, уж искали

И Сергевнин двор.

Мы нашли её двор посередь Москвы,

Посередь Москвы – ворота красны.

На Новый год были специальные поздравления.

Сею, вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеница, колос, чечевица,

На поле – копнами, на столе – пирогами.

В ночь под Новый год (Васильев вечер) обязательно в каждой семье был накрыт праздничный стол. Новогоднее застолье было особенно пышным. Считалось, что изобилие блюд обеспечит такое же изобилие продуктов на весь год.

С Васильева дня начинались "Страшные вечера" – настоящий разгул нечистой силы. Это было время, когда с ней можно было вступить в контакт, чтобы выспросить про свою судьбу. Девушки собирались на посиделки и устраивали гадания. Конечно, дело это было грешное и опасное, но ведь так хотелось узнать, что ждёт впереди, узнать о личном счастье.

Черти, лешие,

Бесы, дьяволы,

Приходите ворожить!

Суженый, ряженый,

Приди меня разувать,

Умой меня, причеши меня.

Гадали и взрослые, но вопросы духам у них были другие: об урожае, о приплоде скота, что сулит будущее – богатство или бедность, здоровье или болезнь…

Способов гадания было множество. Но главное – правильно растолковать "знак", который подаёт нечистая сила.

Крещение – третий праздник Святок.

Накануне Крещения в третий раз колядовали, накрывали праздничный стол. В Крещение освященной водой смывали все грехи – "очищались".

Крещенский сочельник – главный день святочных гаданий.

Девушки гадали на судьбу свою:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты по полу походи

И судьбу мою найди.

 

С помощью гадания старались узнать, когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит – богатство или бедность.

В святки парни высматривали себе невест, потому что после праздников начиналась пора свадеб. Девчат выглядывали на посиделках, игрищах, а чтобы обратить на себя внимание, устраивали хороводы.

Заканчивались святки с их весельем, гаданиями, ряжением, праздничным беспутством и озорством.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; представляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх – залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Нам хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникло споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмёшь?

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества.

Считалки

Тучи, тучи, тучи, тучи.

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит, выйдет вон!

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире,

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Тому и водить!

Сговорки

Колокольчик голубой

Или жёлтый зверобой?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Сено косить

Или хомут золотой?

Серую утку

Или деревянную дудку?

Игра - "Баба Яга"

Водящий - Баба Яга – находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:

В тёмном лесу

Избушка стоит задом-наперед.

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие,

Дыбом волосы стоят.

Ух, и страшная какая,

Наша Бабушка Яга!

На последнем слове, играющие входят в круг, и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-нибудь поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

Игра - "Два Мороза"

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два "дома". Играющие располагаются в одном "доме". Выбираются два "мороза": Синий нос и Красный нос. По сигналу "морозы" говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я – Мороз Красный нос,

Я - Мороз Синий нос.

Кто из Вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова "мороз" все играющие перебегают в "дом" на противоположной стороне площадки, а "морозы" стараются их "заморозить", коснувшись кого-нибудь рукой.

Игра - "Краской"

Играющие выбирают "мамку", "ангела" и "чёрта". Сами становятся в ряд, в конце ряда "мамка".

Всем играющим даются имена – название какой-либо краски: красная, зеленая, и так далее. "Ангел" ходит с одной стороны, "чёрт" – с другой.

"Ангел" произносит:

Стук, стук под окном.

"Мама" спрашивает:

Кто тут? По что пришёл?

-За краской.

-За какой?

-За белой.

Названный выходит и становится на сторону "ангела". "Чёрт" со своей стороны также стучит под окном и на вопрос "Кто тут?", отвечает: "Я – чёрт с рогами, с горячими пирогами". Затем также называет краску. Когда играющие разделятся на две партии, они перетягиваются на палке: на чьей стороне силы больше: на стороне "ангела" или "чёрта".

Игра - "Салки"

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладёт одному из них в руку какой-нибудь предмет.

На слова "Раз, два, три, смотри" дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: "Я салка". Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: "Я салка". Игра повторяется.

Правила игры:

  1. Если играющий устал, он может прыгать то на одной, то на другой ноге.
  2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
  3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры для малышей. Играйте вместе с нами.

Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспит...

Педагогический проект "Русские народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры"

Данный проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста знаний о традициях русского народа....

Семинар-практикум для педагогов «Русские народные подвижные игры как приобщение ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов педагогов о народных подвижных играх, как средстве сохранения и укрепления психологического и физического здоровья дошкольников....

Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....