Образовательная программа "Цвета радуги"
рабочая программа (средняя группа) по теме
Образовательная программа
дополнительного образования детей
"Цвета радуги"
Гёте называл цвет «продуктом света,
Продуктом, вызывающим эмоции»,
считая, что «свет- цвет - эмоции»
являются звеньями одной цепи.
Программа «Цвета радуги» вводит ребёнка в удивительный и разнообразный мир восприятия цвета.
Наша «Средняя группа» работает по программе "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.
Она направлена на развитие творческих и художественных способностей детей. Центральное место в этой программе уделено сенсорному развитию дошкольников, сенсорное развитие неразрывно связано и развитием цветового восприятия.
Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности.
Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться, и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.
Программа позволит детям без напряжения в процессе игровой деятельности
познакомиться с системой цветов
и последовательностью их расположения в спектре,
научитьсяразличать тёплые, холодные и промежуточные цвета,
приобрести знанияоб основных и составных цветах,
получить краткие сведения о психологической характеристике цветов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.programma-_cveta_radugi.docx | 66.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида II категории
«Родничок»№1
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Составитель программы: Петрова Е.В.
Воспитатель детского сада «Родничок»№1
Срок реализации программы 1 год
Возраст детей 4-5 лет
г. Кедровый 2011г
Пояснительная записка
Гёте называл цвет «продуктом света,
Продуктом, вызывающим эмоции»,
считая, что «свет- цвет - эмоции»
являются звеньями одной цепи.
Программа «Цвета радуги» вводит ребёнка в удивительный и разнообразный мир восприятия цвета.
Наша «Средняя группа» работает по программе "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.
Она направлена на развитие творческих и художественных способностей детей. Центральное место в этой программе уделено сенсорному развитию дошкольников, сенсорное развитие неразрывно связано и развитием цветового восприятия.
Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности.
Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться, и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.
Программа позволит детям без напряжения в процессе игровой деятельности
познакомиться с системой цветов
и последовательностью их расположения в спектре,
научиться различать тёплые, холодные и промежуточные цвета,
приобрести знания об основных и составных цветах,
получить краткие сведения о психологической характеристике цветов.
Основные принципы программы:
- Принцип занимательности: Используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны: Позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу дошкольника.
- Принцип динамичности: Заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип гуманизации: Индивидуально-дифференцированный подход в системе развивающего обучения.
- Принцип демократизации: Организация кружковой деятельности на основе перспективных планов, режима детского сада, учета интересов детей, сезонных явлений.
- Принцип сотрудничества: Позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Принцип индивидуальности: Позволяет строить продуктивную деятельность с учетом индивидуальных особенностей детей.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ
Возраст детей 4-5 лет участвующих в реализации программы 4-5 лет. Это наиболее благоприятный возраст для развития восприятия, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Продолжительность реализации программы- 1 год
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
При наполняемости группы 10 детей занятия кружка проводятся
1раз в неделю по 15-20 минут
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ РАЗЛИЧНЫ:
Индивидуальные и коллективные.
ПРОГРАММА ПОСТРОЕНА на эстетическом воспитании дошкольников
Цель:
Развитие сенсорных и изобразительных представлений о цвете.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить детей с системой цветов и последовательностью расположения их в спектре.
2. Закреплять понятия «Цвет», «Оттенок».
3.Обогащать речь словосочетаниями «тёмный (светлый) оттенок цвета», «предметы …. по цвету одинаковы»
4.Развитие мелкой моторики, координации движений рук, развитие сенсорных и изобразительных способностей.
5. Воспитывать интерес к занятиям в кружке.
Основные методические подходы:
-Кружок проходит в непринужденной обстановке
-Во время проведения кружка организуется показ, беседа, иллюстраций
-Используется самостоятельная и коллективная деятельность детей, исследование;
метод наблюдения, как основной – на прогулках, на участке… У детей развивается наблюдательность и ребенок увиденное отражает в своих работах;
игровые мотивы, использую художественное слово (стихи, загадки, песенки…);
Содействую индивидуальным интересам, даю дополнительные советы , отношусь положительно к проявлению инициативы ребенка его выдумке.
Индивидуально работаю с детьми, которым трудно из-за редкого посещения детского сада добиваться нужных результатов.
Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой программы:
- Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
- Взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами деятельности (игрой, драматизацией и т.д.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
- терпимое отношение к возможному беспорядку, поощрение максимальной увлеченности в совместную деятельность.
- индивидуальное применение учебной программы в зависимости от способностей учащихся.
Ожидаемые результаты обучения:
- Умение различать цвета и их оттенки
- Умение работать с красками
- Познавательная активность детей
Итогом детской деятельности могут служить:
- Выставки детского творчества в детском саду
- Презентаций детских работ родителям
- Дидактический материал и техническое оснащение занятий:
- Гуашь, краски, баночки для окрашивания воды, кисточки, салфетки.
Список литературы:
- Давыдова Г. С.Пальчиковая гимнастика. ООО Издательство «Скрипторий 2003г.»
- Л.В. Котенко «Что мы знаем о цвете?» Курс развивающих занятий для дошкольников Л.А.
- Л.А. Ремезова Играем с цветом. Москва «Школьная пресса»2004г.
- . Л.А. Ремезова Играем с цветом. (Демонстрационный материал) Москва «Школьная пресса»2004г
- .Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1988.
- Нищева Н. В. Разноцветные сказки. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004.
Учебно-тематический план
№ недели | № занятия | Тема, задачи. |
1 | №1 №2 | ОВЛАДЕНИЕ СИСТЕМОЙ ЦВЕТОВЫХ ЭТАЛОНОВ №1.ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА Тема: « Раскрась овощи и фрукты» Цели: 1.Закреплять знания о цветах спектра 2.Учить соединять представления о цвете с представлениями о реальных предметах Тема: «Узнай и назови» Цели: 1.Развивать восприятие цвета у детей 2.Формировать знания о цветах спектра |
2 | №3 №4 | Тема: «Узнай и выбери» Цели: 1. Учить узнавать и называть фиолетовый цвет, выделять его из нескольких спектральных цветов, отбирать объекты только фиолетового цвета из множества разноцветных. 2.Формировать умение контролировать свои действия, используя способ приложения. Тема: «Раскрась голубым цветом» Цели: 1.Учить узнавать и называть голубой цвет. 2.Формировать умение выделять голубой цвет среди нескольких разноцветных объектов |
3 | №5 №6 | Тема: «Отбери картинки» Цели: 1.Развивать восприятие цвета у детей 2.Закреплять знания о цветах спектра. Тема: «Рыбки в аквариуме» Цели: 1.Закреплять знания о цветах спектра 2.Учить узнавать, называть, выделять, из нескольких соответствующий цвет спектра
|
№ недели | № занятия | Тема, задачи. |
4 | №7 №8 | Тема: « Найди ошибку» Цели: 1Учить различать и называть цвета спектра, соотносить цвета эталонов с цветом реальных предметов 2.Определять ошибки, допущенные в цвете изображённых предметов. 3.Расширять знания детей о растениях, имеющих постоянный признак того или иного цвета №2.АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА Тема: «Узнай и назови» Цели: 1.Формировать представления о сером цвете 2Учить различать и правильно называть серый цвет, объединять |
5 | №9 №10 | Тема: «Кто быстрее?» Цели: 1. Совершенствовать знания детей о белом, чёрном и сером цвете. 2.Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие « цвет» Тема: «Будь внимательным» Цели: 1.Формировать интерес к игре 2.Учить узнавать и правильно называть черный, белый и серый цвет. |
6 | №11 №12 | Тема: «Раскрась правильно» Цели: 1. Совершенствовать знания детей о белом, чёрном и сером цвете. 2.Стимулировать зрительную поисковую деятельность на обобщающее понятие « цвет» Тема: «Найди ошибку» Цели: 1.Закреплять знания детей о чёрном, белом и сером цвете. 2.Развивать внимание детей с опорой на представление о цвете. |
7 | №13 №14 | Тема: «Узнай и назови» Цели: 1. Учить выделять белый из голубого цвета разных оттенков голубого и синего цвета 2.Формировать умение объединять представление о цвете со словом-наименованием, производить выбор цвета по слову . №3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЦВЕТОВЫХ ТОНОВ В СПЕКТРЕ Тема: «Цвета радуги» Цели: 1. Познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре 2.Учить подбирать цвета радуги в определённой последовательности по образцу и по слову, используя стихотворение «Цвета радуги» |
8 | №15 №16 | Тема: «Радуга» Цели: 1. Совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении. 2.Упражнять в выкладывании цветов радуги по памяти Тема: «Цветик-семицветик» Цели: 1. Совершенствовать знания детей о цветах спектра 2. Учить применять полученные знания на практике, сопровождать свои действия объяснением 3.Развивать внимательность детей. |
9 | №17 №18 | Тема: «Узнай и назови» Цели: 1. Продолжать совершенствовать знания детей о цветах спектра. 2. Учить поочерёдно, выделять предметы спектральных цветов из множества разноцветных в соответствии с последовательностью их расположения в спектре Тема: «Найди ошибку» Цели: 1. Углублять знания детей о цветах спектра 2. Способствовать развитию внимания к цвету, упражнять в нахождении ошибок, допущенных при построении ряда из цветов спектра. |
№ недели | № занятия | Тема, задачи. |
10 | №19 №20 | Тема: «Какой цвет пропущен? » 1 вариант Цели: 1.Закреплять знания о цветах спектра, их последовательном расположении 2.Учить узнавать, называть, выделять из нескольких каждый цвет спектра, определять недостающий цвет в спектре по представлению Тема: «Какой цвет пропущен? »2 вариант 1. Закреплять знания о цветах спектра, их последовательном расположении 2.Учить определять основной цвет предмета, его фон, отвлекаясь от цвета деталей. |
11 | №21 №22 | Тема: «Найди своё место» Цели: 1. Продолжать закреплять знания детей о последовательности цветов спектра. 2.Учить действовать по цветовому сигналу, развивать внимание. №4 ПОЛУЧЕНИЕ ЦВЕТА Тема: «Окраска воды» (получение оранжевого цвета) Цели: 1.Закреплять знания детей об оранжевом цвете 2.Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого, используя способ окрашивания воды. |
12 | №23 №24 | Тема: «Волшебные краски» »(получение оранжевого цвета) Цели: 1. Закреплять знания детей об оранжевом цвете 2. Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого, используя способ окрашивания воды. Тема: «Волшебные краски» »(получение зелёного цвета) Цели: 1. Закреплять знания детей о зелёном цвете. 2. Учить получать зелёный цвет, смешивая на палитре два основных цвета: синий и жёлтый.
|
№ недели | № занятия | Тема, задачи. |
13 | №25 №26 | Тема: «Колокольчики » Цели: 1.Дифференцировать понятия «синий цвет», «голубой цвет». 2.Учить узнавать и правильно называть голубой цвет, различать 3 оттенка голубого цвета. №5 ИЗМЕНЯЕМОСТЬ ЦВЕТОВЫХ ТОНОВ ПО СВЕТЛОТЕ» Тема: «Помоги Незнайке собрать букет»» 1. Закреплять знания о цветах спектра, их последовательном расположении 2.Учить определять основной цвет предмета, его фон, отвлекаясь от цвета деталей. |
14 | №27 №28 | Тема: «Рыбки в аквариуме» Цели: 1. Закреплять знания о фиолетовом цвете. 2.Учить узнавать и выделять три оттенка фиолетового. Тема: «Назови цвет предмета» Цели: 1.Закреплять знания детей о голубом цвете. 2.Учить узнавать и выделять три оттенка голубого цвета. |
15 | №29 №30 | Тема: « Сложи картинку» Цели: 1. Закреплять знания детей об оранжевом цвете 2. Учить получать оранжевый цвет из двух основных: красного и жёлтого, используя способ окрашивания воды. Тема: « Окраска воды» Цели: 1. Закреплять умение узнавать и правильно называть коричневый цвет, различать три оттенка коричневого цвета. 2. Закреплять понятия «цвет», «оттенок».
|
№ недели | № занятия | Тема, задачи. |
16 | №31 №32 | Тема: «Цветное лото» Цели: 1.Продолжать формировать у детей умение различать оттенки в пределах одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков. 2.Формировать понятия, что разные оттенки красного, оранжевого и жёлтого цвета – это тёплые цвета, а разные оттенки голубого ,синего и фиолетового цвета – это холодные цвета. Тема: «Составь узор» 1. Учить создавать орнаментальные узоры, используя холодные и тёплые цвета. 2.Учить сопоставлять свою работу с образцом. |
17 | №33 №34 | Тема: «Наведи порядок» Цели: 1. Продолжать учить дифференцировать холодные и тёплые цвета. 2.Развивать способность устанавливать сходство и различия между предметными изображениями, сравнивать их по цвету и исключать не относящиеся к группе предметов и понятий. №6 ДЕЙСТВИЯ ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПО ЦВЕТУ Тема: «Кто быстрее?» Цели: 1.Формировать умение идентифицировать объекты по цвету. 2.Учить находить парные объекты, способом соотнесения, совмещая силуэтные и контурные объекты. |
18 | №35 №36 | Тема: « Разноцветное лото» Цели: 1. Учить объединять представления о цвете со словом-наименованием. 2. Учить производить выбор цвета среди множества разноцветных по слову. Тема: «Сравни петрушек » Цели: 1. Развивать наблюдательность детей. 2. Учить выделять световые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другим.
|
№ недели | № занятия | Тема, задачи. |
19 | №37-38 №39 | Тема: «Найди пары» 1 вариант Цели: 1.Упражнять в выделении одинаковых т различных элементов по цвету среди трёх похожих изображений. Тема: «Найди пары» 2 вариант Цели: 1. Упражнять в выделении одинаковых и различных элементов по цвету среди четырёх похожих изображений. Тема: «Найди пары» 3 вариант Цели: 1. Упражнять в выделении одинаковых и различных элементов по цвету среди пяти похожих изображений. |
20 | №40 №41 | №7 ОБУЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЯМ С ЦВЕТОМ ПО СЛОВЕСНОЙ ИНСТРУКЦИИ Тема: «Расскажи о цвете предметов» Цели: 1.Учить описывать предмет, выделяя его цветовые свойства. 2.Развивать связную речь детей, умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ Тема: «Аквариум» Цели: 1.Учить дифференцировать синий и голубой цвет. 2.Закреплять понятия « правее», «левее» с опорой на представления о цвете. |
21 | №42 №43 | Тема: « Куда идёт гномик?» Цели: 1. Упражнять в различении, назывании синего и голубого цвета. 2. Дифференцировать понятия вверху - внизу, слева - справа. Тема: «Лабиринт » Цели: 1. Учить детей узнаванию, выделению и называнию коричневого цвета. 2. Упражнять в соотнесении объектов коричневого цвета. |
№ недели | № занятия | Тема, задачи. |
22 | №44 №45 | Тема: «Найди пару» Цели: 1.Вырабатывать у детей умение воспринимать взаимное расположение цветных фигур в пространстве. 2.Учить находить карточку с таким же расположением цветных фигур. Тема: « Расположи по порядку» Цели:
|
23 | №46 №47
| Тема: «Дополни узор» Цели: 1.Учить детей выделять правильное пространственное расположение геометрических фигур. 2.Закреплять знания о цветах спектра, оттенков цветов спектра. Тема: «Сложи картинку» Цели: 1.Учить детей зрительно расчленять изображение предмета на части, составлять предмет из частей. 2.Учить определять цвет предмета и его частей. |
24 | №48
№49 | Тема: « Слуховой диктант» Цели: 1. Развивать концентрацию внимания детей ,кратковременную слуховую память, активность. 2. Закреплять знания о цветах спектра и их оттенках. №8 РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА Тема: «Цыплята на лужайке » Цели: 1. Учить анализировать образец, подбирать нужные цветовые тона при составлении картинки . 2. Упражнять в соотнесении объектов коричневого цвета. |
№ недели | № занятия | Тема, задачи. |
25 | №50 №51 | Тема: « Внеси изменения » Цели: 1.Закреплять знания о голубом цвете. 2.Учить различать три оттенка голубого цвета. Тема: « Украсим платок» Цели: 1.Учить понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов используя их в декоративной аппликации. 2.Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов цвета |
26 | №52 №53
| №9 СОСТАВЛЕНИЕ РЯДОВ ИЗ АНАЛОГИЧНЫХ ПО ЦВЕТУ ПРЕДМЕТОВ Тема: «Кто найдёт пусть возьмёт» Цели: 1.Учить детей объединять разнородные объекты по признаку цвета. 2.Развивать зрительную реакцию. Тема: «Разложи в группы» Цели: 1.Учить группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков 2. Учить словесно, обозначать образованную группу. |
27 | №54
| Тема: « Бусы» Цели: 1. Учить определять закономерность ,в которой расположены цветные элементы в ряду , выбирать один из цветных элементов предложенного набора, чтобы продолжить его . |
№ недели | № занятия | Тема, задачи. |
28 | №55 №56 | Тема: « Разноцветные матрёшки » Цели: 1.Учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду, достраивать его, используя все предложенные элементы. Тема «Наведём порядок» Цели: 1.Учить определять закономерность расположения цветных элементов в ряду, достраивать его, используя предложенный набор, в котором присутствуют лишние элементы. |
29 | №57 №58
| Тема: «Что пропущено?» Цели: 1.Продолжать учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду. 2. Учить анализировать. Тема: «Исправь ошибку!» Цели: 1.Совершенствовать умение детей в определении закономерности следования элементов, которые расположены в ряду 2. Учить анализировать ряд.. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к образовательной программе "Радуга"
Анализ современной образовательной программы «Радуга» в области изобразительного творчества дошкольников....
Непосредственно образовательная деятельность "Радуга здоровья"
Конспект по образовательной области "Здоровье"...
Дополнительная образовательная программа "Радуга"
Программа создавалась на основании собственного подхода и опыта, дополнительных образовательных программ по изобразительному искусству, а также на основе программ по православной культуре....
Мониторинг образовательной программы "Радуга" на конец года
Мониторинг образовательной программы "Радуга" на конец года...
Конспект открытого музыкально-игрового занятия с использованием новых образовательных технологий «Радуга» для детей младшей группы.
Конспект открытого музыкально-игрового занятияс использованием новых образовательных технологий«Радуга» для детей младшей группы....
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности "Радуга творчества: Мастерская пчелки"
Одна из задач программы дополнительного образования детей по ручному труду в «мастерской пчелки» - помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и в...
Рабочая программа по реализации образовательной программы разработанной на основе примерной образовательной Программы «Радуга» в группе общеразвивающей направленности 6-7лет
Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска, разработанной на основе примерной образовательной Программы...