"Игровая терапия в оздровительной работе с детьми дошкольного возраста"
статья на тему

 Выступление на заседани городского методического центра "Игровая терпия в оздоровительной работе с детьми с детьми дошкольного возраста" (из опыта работ МАДОУ  "Детский сад №41 присмотра и оздоровления" г.о.Саранск)

Кислякова О.Ю., старший воспитатель МАДОУ №41

 Одной из составляющих здоровья современного человека наряду с физическим является душевная (эмоциональная) сторона. Современный мир с его стремительным ритмом не позволяет нам остановиться. Грубость, жестокость, эгоизм управляют человеком, при этом спокойствие, умиротворение становятся дефицитом. Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В последние десятилетие все большее внимание ученых привлекает проблема нарушений в поведении и в общении детей. В дошкольной практике  именно  такие дети  приводят к ухудшению  психологического комфорта в группе, создают трудности в работе педагогов, но главное - нарушения в поведении детей могут привести к различного рода заболеваниям.

        Важнейшей характеристикой работы каждого дошкольного  образовательного учреждения  является состояние здоровья детей, поэтому  на современном  этапе оздоровительная работа  в детском саду становится более значимым  направлением. В то время, когда идет отставание физического и нервно-психического  развития детей, возникает необходимость введения новых форм оздоровления в учебно – воспитательный процесс дошкольников.

         Главное для каждого педагога нашего детского сада  - создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического, психического развития детей, эмоционального благополучия, повышение их познавательной активности  в процессе воспитания и оздоровления. Одним из эффективных способов оптимизации процесса оздоровления является внедрение в воспитательно - образовательный процесс современных программ и технологий, в том числе арт – терапевтических технологий: изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии.

        Как же найти тот путь, который поможет детям обрести гармонию — жить в соответствии с требованиями общества и внутренним состоянием каждого? Ключиком решения  данной проблемы многие специалисты считают арт-терапию. «Слушать прекрасное, видеть прекрасное - значит улучшаться» - говорили мыслители древности.

         Арт-терапия – это буквально «лечение искусством». Это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала  человека. Лечит любая творческая деятельность: рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историйи многое другое. И, конечно, прежде всего -  собственное творчество.       

         Уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас с опытом работы нашего педагогического коллектива по использованию игровой терапии в практике  оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Вариант, который мы предлагаем, не является лечебным. Мы хотим, чтобы каждый ребенок выбрал свой путь, который поможет ему преодолеть страхи, неуверенность, тревожность.

Игровая терапия- метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей от 2 до 7 лет, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. В процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния и психологические травмы, о которых не может рассказать. Воспитатель, используя игровые ситуации, определяет причину проблемы и пути ее решения.

Игра закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения.При помощи игротерапии, можно корректировать агрессию и гиперактивность.

     Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка:

1)      позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье (эмоциональное благополучие), определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни;

2)      помогает ребенку приобрести определённые навыки в той или
иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные
нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает
эмоциональное и физическое состояние;

3)      игра обладает лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в
облегченной форме;

4)    помогает детям развивать способности, преодолевать конфликты
и достигать психологического равновесия.

Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры как прятки, жмурки, догонялки. Оказывается, они помогают детям избавляться от внутренних страхов, а также позволяют снять эмоциональное напряжение.Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая за игрой в дочки - матери, можно узнать об эмоциональном мире малыша. " Мама " с " папой " дружно пьют чай и вместе ходят гулять - ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки или ребенок отварачивает их от себя - малыша тревожит обстановка в доме. Благоустраивая свой кукольный домик, ребенок высказывает подсознательно все свои страхи и комплексы. Нужно только внимательно наблюдать за процессом игры.

Одной из самых полезных игр считается игра с песком. В песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые ссоры из-за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно. Очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал , который успокаивает и расслабляет, лепить из него всевозможные фигуры, здания,  города , что пробуждает неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук; отыскивать зарытые сокровища , и тем самым создает заинтересованность, и просто сочинять сказки и рисовать их, способствуя творческому выходу существующей проблемы, эмоциональной разрядке, развитию речи. Песок привлекает маленьких " строителей " своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. А если песок еще и запечатлевает все следы, оставленные малышом, то его вряд ли оторвешь от важных занятий в течение долгого времени. Песочная игротерапия - рекорд усидчивости для любого крохи.

Отправная точка начала игротерапии - это полное принятие индивидуальности ребенка. Следует уважать желания ребенка, не заставлять его играть насильно и сделать так, чтобы игра приносила радость. Педагогу необходимо дозировать эмоциональную нагрузку на ребенка, наблюдать за его самочувствием.

Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чем могут помочь эти игры:

1)      обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;

2)    уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;

3)    улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;

4)    освоить групповые правила поведения;

5)      наладить контакт между родителями и детьми;

6) развивать ловкость и координацию движений.

       В работе с детьми педагоги нашего дошкольного учреждения используют игровой массаж по авторской методике Сергея и Елены Железновых (аудиопособия из серии "Музыка с мамой") .Такой массаж можно проводить с с детьми уже с 2-х лет. Игровой массаж    обеспечивает    сенсорное развитие,хорошо развивает крупную и мелкую моторику,  способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора, способствует развитию речи - стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.  Игровой массаж снимает у детей напряжение: улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется, что положительно влияет на центральную нервную систему.

          Педагогический коллектив широко использует в работе с детьми  развивающие игры А.С. Галанова. Они предназначены для детей дошкольного возраста с целью работы по профилактике различных заболеваний: дыхательной и  сердечно-сосудистой систем,  нарушения осанки, плоскостопия , ожирения и других. Автор данной оздоровительной технологии называет эти игры оздоровительными. В результате использования лечебных игр мы не только укрепляем здоровье детей, но и способствуем  гармоничному  физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

  Интересны и полезны для здоровья игры в «сухом бассейне». В нашем дошкольном учреждении два «сухих» бассейна» : в первой младшей группе и в физкультурном зале.  При проведении таких игр используется приемы и методы цветотерапии. Бассейн гармонично удовлетворяет  естественную потребность ребенка в движении, стимулирует его поисковую и творческую активность , позволяет чередовать упражнения с отдыхом. Занятия в бассейне развивают общую двигательную активность, координацию движений, равновесие, общую и мелкую моторику. Важным корригирующим  механизмом является постоянная  стимуляция тактильной чувствительности  различных участков тела. А главное  - дети получают большой эмоциональный настрой. Физинструктором Кругловой Н.А. были разработаны конспекты занятий для  «сухого бассейна», составлены методические рекомендации для воспитателей.

      Творческой группой  дошкольного учреждения разработан проект «Арт-терапия в оздоровлении детей», целью которой является укрепление и сохранение здоровья детей арт-терапевтическими методами., развитие творческого       потенциала. Новаторами  по этому направлению являются  воспитатели Ларькина М.Н., Иванова М.В. и Шахоткина С.В.   В  своей работе с детьми Мария Николаевна большое внимание уделяет изотерапии, как самому эффективному арт-терапевтическому методу. Педагогом разработана серия конспектов по изотерапии, изготовлены необходимые пособия для проведения таких занятий: цветные платочки, коврики, цветные трубочки, разнообразные дидактические игры.

         С положительной стороны можно отметить работу воспитателя Ивановой М.В., которая работает в рамках проекта «Игровая терапия в работе с детьми». Ею было составлено методическое пособие «Игровая терапия», которое было апробировано в работе с детьми в нашем ДОУ и распостранено среди слушателей КПК в МРИО.

       Шахоткина С.В. внедрила в свою работу с детьми метод песочной терапии. Для этого в группе  сделана песочница с разными мелкими фигурками. Главная задача педагога – эмоционально привлечь  ребенка к игре, заинтересовать возможностью  поиграть с песком, т.к. песок, по мнению психолога Юнга, поглощает негативную  энергию. Песочная терапия используется как самостоятельная  технология, а также в сочетании  с арт-терапией. 

       Во всех групповых помещениях оформлены  уголки для  проведения сеансов арт-терапии с детьми. Здесь имеются различные художественные материалы — карандаши, пастель, флома­стеры, краски,  бумага разных размеров; куклы,кукольные дома с набором мебели и наборами фигурок;игрушечные предметы быта; тематические игровые наборы (доктор, парикмахер);«мягкий» конструктор ( губки разных размеров); разнообразные природные материалы (глина, песок, камуш­ки, ракушки, палочки, мох, кора и плоды деревьев); прозрачные платки разного цвета; аудиозаписи.

         По слова Б.Н.Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, медицинских работников). Наш коллектив уверен в том, что главное в работе с родителями – формировать активную позициюв воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении.

       Опыт педагогического коллектива по использованию арт-терапевтических технологий, пока еще небольшой, показывает, что эта работа  эффективно влияет на улучшение эмоционального состояния детей и в целом на создание положительного климата в группе, что в свою очередь является одним из компонентов оздоровительной работы с дошкольниками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

Доклад на педчасе на тему: «СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В процессе реализации су-джок терапии в нашей группе мы:I. Использовали её элементы в работе с детьми:- при выполнении утренней гимнастики-в процессе коррегирующей гимнастики-в индивид. работе с гипер...

Арт-терапия как метод работы с детьми дошкольного возраста.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы работы. Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию наиболее удобным для него способо...

Приемы Арт-терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Использование приёмовАрт-терапии в логопедической работес детьми дошкольного возраста...

Статья "Элементы песочной терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

В статье рассматривается опыт работы логопеда  использующего в работе с детьми дошкольного возраста элементы песочной терапии. В сочетании с наглядными материалами, элементами хромотерапии, арома...

Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми дошкольного возраста»

В консультации подробно описаны цель и задачи песочной терапии, а также условия, материалы, используемые игрушки и советы по организации пескотерапии.Песочная терапия — это эффективный и легкий ...