Использование марийской народной сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

В статье предлагается классификация марийских народных сказок по темам, используемых в познавательном и художественно - эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование марийской   народной сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Народная сказка – одно из первых произведений, которое слышит ребенок в раннем детстве. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает содержанием и художественной формой.

 Детям,  которым с раннего детства читают сказки, быстрее начинают говорить. Сказка помогает ребенку в познании себя и в понимании окружающего мира. Через сказку легче объяснить  ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные  персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми,  ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как  можно и нужно поступать, и как вовсе нельзя в определенных ситуациях.  Сказки любого народа сеют доброе, светлое и красивое. Так, как в нашем детском саду 95% детей,  посещающих детский  сад являются по национальности мари,  мы используем в основном  марийские народные сказки.

          Работая с детьми дошкольного возраста по разным разделам образовательной программы, мы за одну  неделю более глубоко затрагиваем одну тему. Так детям легче ориентироваться в новой теме, лучше запомнить материал. В систему недельной тематики хорошо вписываются марийские народные сказки. Мы предлагаем классификацию сказок по темам, используемых в познавательном, художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста.

           Так осенью во всех дошкольных группах разрабатывается тема «Хлеб». В работе по этой теме мы предлагаем использовать сказку «Хлебный жук». С помощью этой сказки педагог может познакомить детей с первым орудием труда, предназначенным для уборки урожая – серпом и рассказать о тяжелом труде наших предков. В работе по основам безопасности жизнедеятельности  мы широко используем марийскую народную сказку «Огонь и человек», где очень в доступной форме рассказано о том, что огонь для человека может быть и другом и врагом.

         Для использования сказок в недельной тематике «Домашние и дикие животные» очень большой выбор:  «Зимовье в лесу», «Откуда у зайца белая шуба», «Лиса, сова и сорока», «Как на свете медведи появились», «Заячий домик», «Собака и дятел». Дети не только хорошо запоминают животных, обитающих в наших лесах, но и познают их повадки.

         При знакомстве детей с одеждой мы обязательно затрагиваем тему: «Национальная одежда народа мари», обращаясь к сказкам «Гусли самогуды», где подчеркнута красота вышивки и большое мастерство мариек, «Сереброзубая Пампалче», где отражается искусное рукоделие женщин.

         В работе над темой «Защитники Отечества» широко используем марийские народные сказки и легенды о марийских богатырях: «Кокша патыр», «Нончык патыр», «Акпатыр», «Онар», «Алым  патыр».

         Марийские народные сказки – богатый источник знаний о жизни наших предков. Именно из сказок современный ребенок узнает о том, что наши предки издревле жили в гармонии с природой, что жили они среди лесов, рядом с красивыми, богатыми реками и озерами. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым  воспитателем ребенка. Наделяя героев сказки идеальными чертами, марийский народ стремился воспитать молодое поколение, предоставляя хороший положительный пример из сказки.  Марийские народные сказки являются не только хорошим источником познавательных знаний, а также эффективным  средством в воспитании детей дошкольного возраста. Воспитание для марийского народа начинается с любви к матери, с уважения ко всем взрослым родственникам, с трепетного отношения к  родной земле, к родным просторам, с желания трудится, со стремления быть лучше. Для решения воспитательных задач мы используем следующие сказки: «Златокрылая утка», «Конь с серебряной гривой», «Волшебный меч». В этих сказках герои наделены наилучшими человеческими качествами, которые им помогают справится с трудностями и с врагами.

        Марийские народные сказки  играют  важную роль в воспитании и в развитии подрастающего поколения. Наша задача – использовать богатейший опыт многих поколений, сохранившийся в народном литературном творчестве до наших дней, сила которого проверена временем.

Библиографический список.

  1. Марийские народные сказки. – Йошкар–Ола: Марийское книжное М26 издательство, 2003.–352с..
  2. Петрухина, С.Р. Ознакомление детей с марийской литературой. –  Йошкар–Ола: марийский институт образования, 1997.
  3. Иванова З.К. Йочасадыштекугыжанышмариййылмымтуныктымопрграмме /З.К.Иванова, Л.И.Кошкина, О.Н.Логинова, В.Ф.Сапаев.– Йошкар–Ола: Марийский институт образования, 2011.–112с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Статья раскрывает значение народных игр и народной культуры в воспитании и развитии детей дошкольного возраста....

Роль башкирских народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие жизненные вопросы сегодняшнего дня. В нем сосредото...

Консультация для педагогов " Роль народных игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Народные игры являются неотъемлемой частью духовного и физического воспитания дошкольников, Ведь испокон веков в народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, мужест...

Консультация для педагогов «Народный фольклор в воспитании и развитии детей дошкольного возраста»

Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающем...

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей «Читаем дома" 15.07.2023

Сказки – первые увлекательные истории в жизни каждого ребенка. Книжки со сказками открывают ему удивительный мир, в котором добро побеждает зло, где волшебники и феи приходят на помощь в трудный...

Калмыцкие народные сказки в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

В прошлом калмыки были кочевым народом. Хозяйственные заботы заполняли всё время калмыка. Но случались и счастливые минуты отдыха которые они проводили за слушанием сказок. Их рассказывали повсеместно...