Конспект НОД по окружающему миру "Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами "
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель:
Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами.
Задачи:
Создать положительное, доброжелательное эмоциональное состояние и атмосферу взаимопонимания друг друга.
Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое добро, доброта, вежливость.
Познакомить детей с пословицами о доброте.
Закреплять умение использовать средства выразительности ( поза, жесты, мимика).
Анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
Развивать логическое мышление, внимание, память;
Совершенствовать графические навыки.
Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.
Методы и приемы:
Игровой метод: вхождение в воображаемую ситуацию, диалогический метод: беседа, вопросы – ответы, формулировка выводов; проблемный метод: проблемные вопросы, творческий метод: презентация; развивающий метод: рефлексия, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод: определение понятий; игра «Свечка», метод мозгового штурма; игра: «Хорошо – плохо», прием, обеспечивающий эмоциональную активность: использование воображаемой ситуации; прием, повышающий интерес к занятию: использование художественного слова, использование ТСО; прием развивающего обучения: ТРИЗ.
Материалы и оборудование:
Презентация, иллюстрации доброго и злого поступка, листы бумаги, цветные карандаши, магнитная доска, маркер.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, хотите посетить Мир Доброты и Вежливости?
Дети. Да.
Воспитатель. А почему он так называется?
Дети. Здесь все любят друг друга и желают друг другу добра.
Воспитатель. А что такое добро?
Дети. Это самое лучшее, приятное и полезное на Земле.
Воспитатель. А какая наша Земля?
Дети. Круглая.
Воспитатель рисует Землю (круг) на доске. Что же мы считаем самым лучшим, приятным и полезным на Земле.
- Мама – это Добро? - Пририсовать лучик к кругу – Земле.
- Семья? - Добавить еще один лучик.
- Игрушки? Дружба? – Ещё лучики.
- А драка?
- Здоровье? Ласка? Любовь? – Лучики.
- Болезни? Землетрясение?
-Цветок? Птичка? - Лучики.
-Война?
- Мир? - Лучик.
- Вот оно какое – Добро! На что же оно похоже? (На солнышко).
Воспитатель. – Добро и Доброта – очень похожие слова. Добро – это…
Дети. Все самое лучшее, приятное и полезное на Земле.
Воспитатель. А когда это добро попадает в человека, то каким он становится?
Дети. Добрым.
Воспитатель. О таком человеке говорят: в нем живет Доброта. Получается, что Доброта – это все самое лучшее, приятное и полезное где?
Дети. В человеке!
Воспитатель. – А где у человека живет Доброта?
Дети. В сердце.
Воспитатель. Недаром люди говорят: « Доброта, что солнышко!» Как вы понимаете эту пословицу?
Солнце греет и освещает все кругом – и добрый человек как бы светится изнутри, с ним хорошо и тепло. Солнышку все рады – и доброму человеку тоже. Если погаснет солнышко, наша планета остынет и погибнет. Если исчезнет Доброта в людях, то в опустевших сердцах поселится Зло, люди перессорятся, начнутся войны. Говорят: « Добрым сердцем мир держится!»
Воспитатель. Как проявляется Доброта в человеке? Как мы можем её увидеть или почувствовать?
Дети. В мимике лица (добрый взгляд, улыбка – злобный взгляд, страшная гримаса), в жестах.
Воспитатель. Изобразите на своих лицах радость, злость. Сравните иллюстрации доброго и злого человека. (дети рассматривают и сравнивают доброго и злого человека).
Воспитатель. А что такое вежливость?
Дети. Это красивое поведение.
Воспитатель. Вежливости мы учимся. Доброту мы чувствуем, она – в сердце.
Воспитатель. Ребята, послушайте свои сердечки. Прикоснитесь к сердечку своего соседа и «обожгитесь». Сердечки горячие, потому что добрые. Злые сердца всегда холодные. Пусть ваши сердечки всегда остаются горячими и добрыми, не давайте им остывать, не пускайте в них зло.
Воспитатель. Поиграем в игру «Свечка» (тренинг). Я возьму свечку, и будем её передавать из рук в руки по кругу и говорить добрые слова рядом стоящему.
Дети. Сашенька, ты очень веселый; Олечка, я тебя люблю; Леночка, ты хороший друг…
Воспитатель. Ребята, давайте нарисуем человека по-настоящему добрым и интересным! (дети схематично рисуют человека на листе бумаги, а воспитатель задает им наводящие вопросы и рисует на магнитной доске).
Воспитатель.
- Добрые люди приятны или неприятны? - Приятны.
- Какой ротик мы нарисуем нашему человечку? - Улыбку.
-Конечно, добрые люди всегда приветливы, они часто улыбаются, им приятно видеть других людей, общаться с ними. У них добрые глазки, носик, ротик.
- Какие волосы у доброго человека: опрятные или лохматые? - Опрятные.
- Добрый человек старается быть всегда опрятным, чтобы не пугать других людей своим внешним видом.
- Как вы думаете, добрых людей любят животные? Почему? – Нарисовать птичку на голове, кота и собаку у ног.
- Животные чувствуют, что этот человек их не обидит. Он не бросит в них камень, не ударит. Он ласково поговорит, поиграет, покормит. Поэтому животные любят добрых людей. – Нарисовать бант на веревке в руках у человека, миску перед собакой.
-У добрых людей много друзей? - Нарисовать несколько человек.
- Обязательно. Ведь людям светло и тепло с добрым человеком. Он никого не обижает, не толкает, не обзывает. Люди хотят с ним дружить, часто приглашают его в гости, дарят подарки (нарисовать воздушные шарики в руке), угощают вкусным ( нарисовать конфету).
- Хорошо быть добрым? - Хорошо.
-Вам бы хотелось подружиться с таким человеком? - Нам бы хотелось подружиться с таким человеком.
- А вы – добрые дети? - Добрые.
- Тогда вспомним доброе упражнение.
Физминутка «Мы за руки возьмемся».
Мы за руки возьмемся, Дети берутся за руки и качают ими.
Друг другу улыбнемся: Наклоняются вправо, влево и улыбаются
Вот так, вот так. Друг другу.
Мы не будем ссориться, Грозят указательным пальчиком.
Будем мы дружить, Жмут две руки у себя над головой.
Ручками своими Крутят кистями перед лицом («фонарики»).
Тепло души дарить. Гладят друг друга по рукам, по спине или по
голове.
Воспитатель. Добрый человек как бы светится изнутри. Его сердце дарит людям свет, тепло, ласку, заботу. Он всем помогает, обо всех заботится. Добрых все любят: и люди, и животные.
Хороший человек.
Нужен он зимой и летом Очень-очень-очень нужен,
И блондинам, и брюнетам, Если кто-нибудь простужен,
Тонким, толстым, Или просто нету сил,
Нужен взрослым, Или просто загрустил…
И ребятам, и ребятам Нужен он сию минуту!
Нужно, чтобы был он рядом. Нужен через много лет!
Очень нужно, чтобы всюду
Был хороший человек!
Э.Мошковская.
Воспитатель. А можно сделать так, чтобы вокруг нас были только добрые люди?
Дети. Можно.
Воспитатель. Как?
Дети. Надо самому быть добрым со всеми, дарить добро другим. Это добро попадет в другие сердца, и люди вокруг нас подобреют.
Воспитатель. А сами-то вы умеете отличать добрые поступки от злых?
Игра ТРИЗ «Хорошо – Плохо». Воспитатель называет поступки, а дети комментируют их движениями: одобряя – хлопают, порицая – топают.
Поступки: здороваться, помогать маме, кричать на друзей, поливать цветы, кормить птиц, улыбаться людям, убирать свои игрушки, прятать от друзей конфеты, чистить зубы, кушать грязными руками.
Воспитатель. Ребята, мы с вами были в Мире Доброты и Вежливости. Будьте здоровы, всего вам доброго!
Рефлексия.
Что вам больше всего понравилось?
Какое у вас настроение?
Чему вы научились сегодня?
Что нового узнали?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Знакомство с этическими нормами, нравственными понятиями и принципами.
Задачи:
Создать положительное, доброжелательное эмоциональное состояние и атмосферу взаимопонимания друг друга.
Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое добро, доброта, вежливость.
Познакомить детей с пословицами о доброте.
Закреплять умение использовать средства выразительности ( поза, жесты, мимика).
Анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
Развивать логическое мышление, внимание, память;
Совершенствовать графические навыки.
Воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.
Методы и приемы:
Игровой метод: вхождение в воображаемую ситуацию, диалогический метод: беседа, вопросы – ответы, формулировка выводов; проблемный метод: проблемные вопросы, творческий метод: презентация; развивающий метод: рефлексия, объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод: определение понятий; игра «Свечка», метод мозгового штурма; игра: «Хорошо – плохо», прием, обеспечивающий эмоциональную активность: использование воображаемой ситуации; прием, повышающий интерес к занятию: использование художественного слова, использование ТСО; прием развивающего обучения: ТРИЗ.
Материалы и оборудование:
Презентация, иллюстрации доброго и злого поступка, листы бумаги, цветные карандаши, магнитная доска, маркер.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, хотите посетить Мир Доброты и Вежливости?
Дети. Да.
Воспитатель. А почему он так называется?
Дети. Здесь все любят друг друга и желают друг другу добра.
Воспитатель. А что такое добро?
Дети. Это самое лучшее, приятное и полезное на Земле.
Воспитатель. А какая наша Земля?
Дети. Круглая.
Воспитатель рисует Землю (круг) на доске. Что же мы считаем самым лучшим, приятным и полезным на Земле.
- Мама – это Добро? - Пририсовать лучик к кругу – Земле.
- Семья? - Добавить еще один лучик.
- Игрушки? Дружба? – Ещё лучики.
- А драка?
- Здоровье? Ласка? Любовь? – Лучики.
- Болезни? Землетрясение?
-Цветок? Птичка? - Лучики.
-Война?
- Мир? - Лучик.
- Вот оно какое – Добро! На что же оно похоже? (На солнышко).
Воспитатель. – Добро и Доброта – очень похожие слова. Добро – это…
Дети. Все самое лучшее, приятное и полезное на Земле.
Воспитатель. А когда это добро попадает в человека, то каким он становится?
Дети. Добрым.
Воспитатель. О таком человеке говорят: в нем живет Доброта. Получается, что Доброта – это все самое лучшее, приятное и полезное где?
Дети. В человеке!
Воспитатель. – А где у человека живет Доброта?
Дети. В сердце.
Воспитатель. Недаром люди говорят: « Доброта, что солнышко!» Как вы понимаете эту пословицу?
Солнце греет и освещает все кругом – и добрый человек как бы светится изнутри, с ним хорошо и тепло. Солнышку все рады – и доброму человеку тоже. Если погаснет солнышко, наша планета остынет и погибнет. Если исчезнет Доброта в людях, то в опустевших сердцах поселится Зло, люди перессорятся, начнутся войны. Говорят: « Добрым сердцем мир держится!»
Воспитатель. Как проявляется Доброта в человеке? Как мы можем её увидеть или почувствовать?
Дети. В мимике лица (добрый взгляд, улыбка – злобный взгляд, страшная гримаса), в жестах.
Воспитатель. Изобразите на своих лицах радость, злость. Сравните иллюстрации доброго и злого человека. (дети рассматривают и сравнивают доброго и злого человека).
Воспитатель. А что такое вежливость?
Дети. Это красивое поведение.
Воспитатель. Вежливости мы учимся. Доброту мы чувствуем, она – в сердце.
Воспитатель. Ребята, послушайте свои сердечки. Прикоснитесь к сердечку своего соседа и «обожгитесь». Сердечки горячие, потому что добрые. Злые сердца всегда холодные. Пусть ваши сердечки всегда остаются горячими и добрыми, не давайте им остывать, не пускайте в них зло.
Воспитатель. Поиграем в игру «Свечка» (тренинг). Я возьму свечку, и будем её передавать из рук в руки по кругу и говорить добрые слова рядом стоящему.
Дети. Сашенька, ты очень веселый; Олечка, я тебя люблю; Леночка, ты хороший друг…
Воспитатель. Ребята, давайте нарисуем человека по-настоящему добрым и интересным! (дети схематично рисуют человека на листе бумаги, а воспитатель задает им наводящие вопросы и рисует на магнитной доске).
Воспитатель.
- Добрые люди приятны или неприятны? - Приятны.
- Какой ротик мы нарисуем нашему человечку? - Улыбку.
-Конечно, добрые люди всегда приветливы, они часто улыбаются, им приятно видеть других людей, общаться с ними. У них добрые глазки, носик, ротик.
- Какие волосы у доброго человека: опрятные или лохматые? - Опрятные.
- Добрый человек старается быть всегда опрятным, чтобы не пугать других людей своим внешним видом.
- Как вы думаете, добрых людей любят животные? Почему? – Нарисовать птичку на голове, кота и собаку у ног.
- Животные чувствуют, что этот человек их не обидит. Он не бросит в них камень, не ударит. Он ласково поговорит, поиграет, покормит. Поэтому животные любят добрых людей. – Нарисовать бант на веревке в руках у человека, миску перед собакой.
-У добрых людей много друзей? - Нарисовать несколько человек.
- Обязательно. Ведь людям светло и тепло с добрым человеком. Он никого не обижает, не толкает, не обзывает. Люди хотят с ним дружить, часто приглашают его в гости, дарят подарки (нарисовать воздушные шарики в руке), угощают вкусным ( нарисовать конфету).
- Хорошо быть добрым? - Хорошо.
-Вам бы хотелось подружиться с таким человеком? - Нам бы хотелось подружиться с таким человеком.
- А вы – добрые дети? - Добрые.
- Тогда вспомним доброе упражнение.
Физминутка «Мы за руки возьмемся».
Мы за руки возьмемся, Дети берутся за руки и качают ими.
Друг другу улыбнемся: Наклоняются вправо, влево и улыбаются
Вот так, вот так. Друг другу.
Мы не будем ссориться, Грозят указательным пальчиком.
Будем мы дружить, Жмут две руки у себя над головой.
Ручками своими Крутят кистями перед лицом («фонарики»).
Тепло души дарить. Гладят друг друга по рукам, по спине или по
голове.
Воспитатель. Добрый человек как бы светится изнутри. Его сердце дарит людям свет, тепло, ласку, заботу. Он всем помогает, обо всех заботится. Добрых все любят: и люди, и животные.
Хороший человек.
Нужен он зимой и летом Очень-очень-очень нужен,
И блондинам, и брюнетам, Если кто-нибудь простужен,
Тонким, толстым, Или просто нету сил,
Нужен взрослым, Или просто загрустил…
И ребятам, и ребятам Нужен он сию минуту!
Нужно, чтобы был он рядом. Нужен через много лет!
Очень нужно, чтобы всюду
Был хороший человек!
Э.Мошковская.
Воспитатель. А можно сделать так, чтобы вокруг нас были только добрые люди?
Дети. Можно.
Воспитатель. Как?
Дети. Надо самому быть добрым со всеми, дарить добро другим. Это добро попадет в другие сердца, и люди вокруг нас подобреют.
Воспитатель. А сами-то вы умеете отличать добрые поступки от злых?
Игра ТРИЗ «Хорошо – Плохо». Воспитатель называет поступки, а дети комментируют их движениями: одобряя – хлопают, порицая – топают.
Поступки: здороваться, помогать маме, кричать на друзей, поливать цветы, кормить птиц, улыбаться людям, убирать свои игрушки, прятать от друзей конфеты, чистить зубы, кушать грязными руками.
Воспитатель. Ребята, мы с вами были в Мире Доброты и Вежливости. Будьте здоровы, всего вам доброго!
Рефлексия.
Что вам больше всего понравилось?
Какое у вас настроение?
Чему вы научились сегодня?
Что нового узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»
Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...
Проект "«Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству»
Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста.Сро...
Родительское собрание на тему: "Формирование у детей нравственно - этических норм поведения".
Показать родителям значение семьи и её членов на развитие и формирование характера, жизненных позиций, ценностей ребенка....
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ И ПРИНЦИПОВ
В развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе это...
Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» .
Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому народному творчеству» рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Срок ...
Формирование нравственных качеств и этических норм поведения у детей дошкольного возраста
Описывается важность формирования нравственных и этических норм поведения детей дошкольного возраста. Предлагаются методы достижения воспитательных целей....
Конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста по формированию нравственно-этических норм через чтение художественной литературы
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная от...