ПОСТРОЕНИЕ ЕДИНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ
методическая разработка по теме
В нашем дошкольном учреждении приоритетным направлением работы является здоровье детей. В связи с этим ежегодно проводим мероприятия по данному разделу с привлечением всех участников педпроцесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_nashih_detey.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Валентина Васильевна Головина,
воспитатель по приоритетному
направлению,
Татьяна Валентиновна Макарова,
музыкальный руководитель,
Марина Викторовна Макарова,
музыкальный руководитель,
ПОСТРОЕНИЕ
ЕДИНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И СЕМЬЕ
На сегодняшний день в России остро стоит проблема ухудшения здоровья населения и особенно детей. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни. Одновременно с использованием инновационных образовательных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.
Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".
В "Концепции дошкольного воспитания" подчеркивается: "Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".
Широкий аспект традиционных и нетрадиционных форм работы с семьей определяется письмом Минобразования РФ от 22 июня 2002г. №30-51-547/16 "Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях".
В.Г. Алямовская указывает на то, что система здоровьесбережения должна быть понята не только педагогическим персоналом, но и родителями. Т.С. Овчинникова высказывает мнение о том, что в центре работы по здоровьесбережению детей должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.
Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений. Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей.
Приоритетом нашего ДОУ является осуществление санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (дошкольное учреждение посещают часто болеющие дети). Работа педагогического коллектива направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей. В учреждении ежегодно разрабатывается план совместной деятельности с родителями воспитанников, который актуален для ДОУ, соответствует его специфике, выбранным задачам, потребностям родителей и возможностям педагогов.
Целью взаимодействия с родителями стало повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования практических навыков, в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке. Поэтому, мы выбрали досуговые формы организации взаимодействия. Такие мероприятия оказывают конкретную практическую помощь семье в сохранении и укреплении здоровья ребенка, устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.
1. Семейные познавательно-игровые программы:
«Мы здоровью скажем «Да!». Программу проводили в форме соревнования двух команд, участниками которых являлись дети старшего дошкольного возраста и их родители. За правильно выполненные задания команды получали лепестки «цветка здоровья», задача участников вырастить пышный, красивый цветок.
Задания-конкурсы:
- презентация команд стала итогом подготовки домашнего задания по выбору названия команды и девиза;
- «Что нужно, чтоб здоровым быть?» - участники команд рассказали о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым, показали свои знания, проявили творчество, используя стихи, песни, подготовленные заранее;
- «Эрудит» - игроки отвечали на вопросы Доктора Пилюлькина о сохранении здоровья;
- «Закончи пословицу» - дети и родители показали знание пословиц и поговорок о здоровье;
- «Разгадай кроссворд» - совместная деятельность участников команд позволила разгадать ключевое слово кроссвордов, темой которых была «Здоровая еда»;
- «Сказка» - команды подготовили и показали фрагменты сказок, а соперники отгадывали название сказки и определяли, какую ошибку допустил герой, попав в опасную для здоровья ситуацию.
В итоге соревнования команды собрали «Цветок здоровья», показали свои знания, творческие способности, обобщили знания о здоровом образе жизни.
«За здоровьем всей семьёй» - тема программы «Правильное питание». Данное мероприятие проводили в форме вхождения в сказку, участниками являлись дети среднего дошкольного возраста и их родители. Герой сказки медвежонок Косолапа предлагал участникам «попробовать мир на вкус»:
- Игра «Волшебный мешочек» - определение на ощупь овощей и фруктов;
- Сценка «Спор овощей» - театрализованное представление детей
- Игра «Узнай по вкусу» - участники узнавали по вкусу предложенные продукты питания;
- Сценка «Светофор питания» - театрализованное представление родителей;
- Игра – аттракцион «Продуктовая корзина» - дети с родителями отбирали продукты в соответствие со «светофором питания».
В итоге программы дети и родители помогли медвежонку Косолапе понять, чтобы стать сильным, красивым и здоровым надо правильно питаться.
«Путешествие в Мойдодырию». Участниками программы являлись дети младшего дошкольного возраста и их родители.
В начале программы все вместе вспомнили героев сказок. Затем каждая семья выбрала себе маски животных, которых они будут изображать, например: мышка-мама и сын-мышонок; медведь – папа и медвежонок – дочка и т.п. И предложили на весёлом паровозике отправиться в путешествие по стране Мойдодырии.
На каждой станции взрослый персонаж обучал своего малыша культурно-гигиеническим навыкам, другие участники путешествия повторяли движения.
- Станция «Умывальная» - закрепление алгоритма умывания;
- Станция «Закаляй-ка» - обучение приёмам самомассажа, имитация обливания водой, растирания полотенцем;
- Станция «Волшебных щеточек» - использование в быту разного вида щёток (зубной, для одежды, обуви, мытья рук, расчёсок, пола);
- Станция «Радужная» - подведение итогов путешествия (исполнение танцевальной композиции, вручение наград - предметов гигиены.
Такое мероприятие позволило родителям побыть в роли воспитателя, а дети закрепили навыки выполнения гигиенических процедур.
2. Конкурс чтецов «Со здоровьем мы дружны!»
Цель: Формировать основы здорового образа жизни.
Задачи:
- Посредством поэзии формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
- Помочь детям почувствовать красоту и выразительность языка. Прививать чуткость к поэтическому слову, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей. Развивать у детей умение слушать стихи.
- Развивать партнерские конструктивные взаимоотношения с родителями воспитанников.
Участники: родители и дети с трёх до семи лет.
Порядок проведения: конкурс проходил в 2 этапа – отборочный,
- заключительный.
Отборочный (групповой) этап проходил среди детей одной группы, в заключительном (общесадовом) – принимали участие победители отборочного этапа и родители.
Критерии оценки:
- интонационная выразительность;
- эмоциональная экспрессия;
- создание художественного образа;
- соответствие темы.
Подведение итогов: победителей заключительного этапа определило жюри конкурса, в состав которого вошли: заведующая ДОУ, два представителя от родителей, учитель-логопед ДОУ, педагог-психолог ДОУ.
Награждение: все участники получили памятные сувениры, победители награждены подарками.
Для снятия усталости и напряжения у детей были использованы оздоровительные технологии: музыкально - ритмические разминки, самомассажи, исполнение песен, словесных игр на данную проблему, игры-приветствия.
Проведение досуговых мероприятий позволило нам вызвать интерес родителей воспитанников к проблеме формирования у детей здорового образа жизни и заручиться их поддержкой, сплотить детский коллектив и родителей между собой. Данные формы взаимодействия помогли взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с педагогами, дали родителям возможность увидеть своего ребенка в коллективной деятельности с другими детьми, проанализировать его личные достижения, успехи, объективно оценить их, а также самим активно включиться в работу и использовать полученные знания в повседневном общении с ребёнком. Положительной стороной подобных форм явилось то, что участникам не навязывалась готовая точка зрения, их побудили думать, искать, проявлять себя в практических действиях.
Такой подход способствует повышению эффективности общения ДОУ и семьи и обеспечивает полноценное развитие ребенка.
Список литературы:
Закон Российской Федерации «Об образовании». — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 46 с.
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М. 1993. – 110с.
Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед. н. // Н.А. Андреева. – Екатеринбург, 2005, - 22 с.
Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей// Дошкольное воспитание. 2004. № 1. - С. 63.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ / М.:ТЦ Сфера, 2005. – 80с.
Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй: метод. пособие для воспитателей ДОУ. / М.: Айрис-пресс, 2006. – 144 с.
Свирская Л. Работа с семьёй / М.: ЛИНКА-Пресс, 2007. – 178 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.
Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...
Дошкольное учреждение и семья- единое пространство воспитания.
Опыт работы поможет воспитателям в работе по взаимодействию с родителями....
Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд...
Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями
Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...
«Построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства развития в ДОУ и семье»
«Построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства развития в ДОУ и семье»...
Методические рекомендации по созданию здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении
Проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей на данном этапе становится национальной. Подписанное президентом России В. Путиным постановление «О повышении роли физической ...
Проект "Построение единого здоровьесберегающего пространства в ДОУ."
Обеспечить единое здоровье сберегающее пространство на основе интеграции деятельности всех участников образовательного процесса....