День свободы, игры и самостоятельности как форма работы с детьми и родителями.
статья по теме

Здоровье ребёнка – это сложное интегральное понятие, включающее характеристики физического, психического, социально-личностного развития и адаптивных возможностей организма. Здоровый, хорошо развитый ребёнок обладает большой функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов, он легче справляется с любыми трудностями.
Одним из значимых показателей социального здоровья ребёнка старшего дошкольного возраста является показатель его активности и самостоятельности.
Деятельность детей в ДОУ излишне регламентирована. Мы подсчитали, что практически 70-80% времени в детском саду для ребёнка составляет деятельность, организованная взрослыми, и 50 % из них – строго регламентированная, включая режимные моменты.  У детей недостаточно сформированы самостоятельность и активность.   Недопустимо выпускать дошкольника в самостоятельную жизнь без психологической защиты. Для осознания ребёнком себя, понимания своего значения, своей роли в жизни, в обществе необходимо решить задачи по формированию социальной уверенности, выработке психологической уравновешенности, сдержанного поведения, сведения к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги.
Так возникла идея создания новой формы работы с детьми и родителями  “День свободы, игры и самостоятельности”. Целью данного мероприятия является обеспечение личностной ориентации содержания образования через его соответствие возрастным закономерностям развития детей дошкольного возраста ,их возможностям и способностям.
Успешность ребёнка в разных видах деятельности существенно зависит от развития его способности действовать активно и самостоятельно. Мы очень часто наблюдаем, как взрослые пресекают и подавляют детскую активность и самостоятельность детей, в том числе и педагоги. Между тем детская активность и самостоятельность имеют огромное значение для развития ребёнка и подготовки его к условиям жизни в современном обществе.
Что же касается игры, то именно в игре дети приобретают первый коммуникативный опыт, опыт коллективного мышления, и именно в ней происходит всестороннее развитие личности ребёнка, в том числе и социально - личностное. Игровая деятельность имеет обучающее, воспитательное и психокоррекционное воздействие на ребёнка. От того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Игра должна быть совместной деятельностью педагога с детьми, но чтобы она стала подлинным средством творческой самореализации ребёнка, в полной мере выполняла свои развивающие функции, она должна быть:
•    свободной от навязанной взрослыми  тематики и регламентации действий, педагог должен быть не диктатором, а играющим;
•    игра на всех возрастных этапах должна быть самостоятельной деятельностью детей;
•    ребёнок должен иметь возможность овладевать всё более сложным “языком”, способами осуществления игры, увеличивающими свободу реализации его замыслов.
В процессе “Дней свободы, игры и самостоятельности” можно увидеть и оценить динамику становления компетентности ребёнка. Педагоги, а по возможности и родители, ведут наблюдение за проявлением умений, инициативы и активности детей в установлении и поддержании:

•    социальных контактов (социальная компетентность);
•    в стремлении сделать свою речь понятной для других и готовности понимать речь окружающих (коммуникативная компетентность);
•    в готовности успешно реализовывать свои замыслы (деятельностная компетентность);
•    в умении использовать разные источники информации (информационная компетентность);
•    в готовности использовать разные доступные средства для сохранения жизни и здоровья (здоровьесберегающая компетентность).

Хочу отметить, что в результате проведения « Дней свободы, игры и самостоятельности»:

Дети:
•    приобретают опыт в различных областях жизни, в том числе в социальной;
•    становятся активными самостоятельными, независимыми от взрослых;
•    учатся общаться и договариваться со сверстниками , взрослыми;
•    познают себя и окружающий мир вокруг;
•    реализуют свои способности.


Родители:

•    приобретают педагогический опыт;
•    учатся наблюдать за своим малышом, понимать его, принимать таким какой он есть.

Примерный план работы .

  Работа с детьми.

  •   «Мои любимые игры».В детский сад дети приходят со своими любимыми играми и игрушками. Утром на коврике в кругу дети рассказывают о своей любимой игре, занятии или игрушке, говорят, чем бы они хотели сегодня заняться;
  • «Организация предметно – пространственной развивающей среды». Тщательная организация разнообразной предметно – развивающей среды в группах с учётом интересов и индивидуальных особенностей детей.
  • «Я люблю играть…». Организация и проведение сюжетно – ролевых, театрализованных и строительных игр, опытно – экспериментальной игровой деятельности .
  •  «Игры по желанию детей». Организация и проведение на прогулке и в физкультурном зале, в бассейне, в музыкальном зале игр по желанию детей ;
  • «Я люблю творить…». Работа «Музыкальной гостиной» в музыкальном зале, где организована выставка музыкальных инструментов и игрушек, проведение музыкальных игр по желанию детей. Выставка детских работ на тему «Я сделал это сам!»;
  • «Наши бабушки тоже играли…». Организация выставки игрушек  наших бабушек, мам, проведение экскурсии с рассказом  на тему: «Откуда пришла игрушка?»;

Работа с родителями.

  • День свободы, игры и самостоятельности проводится в открытой форме с приглашением родителей в течение всего дня;
  • Анкетирование родителей на тему: «Любимые игры и занятия моего ребёнка дома», «Я хочу, чтобы мой малыш научился…»;
  • Участие родителей в организации выставки  игрушек.
     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательно - дидактические игры – эффективная форма работы с детьми с проблемами в развитии.

Каждому периоду детства соответствует свой особый вид деятельности, который в психологии и педагогике принято называть «ведущим». Ведущим он является потому, что влияет на все стороны жизни в ка...

Мастер-класс "Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы со слабослышащими детьми".

Данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно вклю­чать и в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию...

Тематический контроль по теме: «Организация театрализованной деятельности как совместной и самостоятельной формы работы с детьми в старших группах"

План тематического контроля по теме: «Организация театрализованной деятельности как совместной и самостоятельной формы работы с детьми в старших группах", карты контроля и аналитическая справка о...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Коммуникативные танцы-игры, как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС»

Цель мастер-класса:- способствовать формированию активного творческого восприятия музыки, умению получать наслаждение от игр и совместных действий, воспитывая доброжелательность и умение быть ком...